Теория и методика социальной работы - тест. Тестовые задания по разделу «Социальная работа с различными категориями клиентов Тесты теория и методика социальной работы

Социальная работа и социально-диагностические методы

Специалисты социальной сферы в своей работе должны использовать социально-диагностические методы, отвечающие таким требованиям, как валидность, надежность, однозначность, точность.

Из множества диагностических методов социальный работник выбирает наиболее предпочтительный для конкретной ситуации.

На выбор метода влияние оказывают разные обстоятельства, включая цели и задачи, контингент диагностируемых, их характер.

Прежде чем понять поступки клиента социальный работник выявляет причину тех или иных его действий, а это значит, выявить мотив поведения. Чаще всего в основе мотивов поведения лежат биологические, материальные, социальные, духовные потребности, неудовлетворенность которыми порождает социальные проблемы, приводят к деформации личности, психическим заболеваниям и личностным трагедиям.

Социальная диагностика помимо того, что выявляет реально существующие проблемы, выполняет ещё прогностическую функцию, как один из видов помощи клиенту.

Чтобы составить социально значимый прогноз необходимо оценить существующие ресурсы и разработать диагностические технологии.

Для выполнения этой работы необходимы специалисты, способные как диагностировать ситуацию, так и прогнозировать её дальнейшее развитие.

К диагностическим методам относятся:

  • метод наблюдения, помогающий изучить внешние проявления поведения человека;
  • метод беседы дает возможность получить и корректировать информацию на основе вербальной коммуникации.

Замечание 1

Таким образом, социальный работник, занимающийся диагностикой, должен уметь располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах, а для этого необходимы определенные знания и навыки.

Знания касаются самой разной области – это общая и социальная психология, логика, риторика, этика и др.

Помимо методов наблюдения и беседы, в социальную диагностику включают ещё рад современных методов:

  • зондажно-информационное обследование местного населения – это сбор информации о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности и составе населения, его динамике;
  • социально-историческое обследование территории, её освоение и заселение, изменение состава населения, его занятия и традиции;
  • информационно-целевой анализ статей местной прессы, писем и жалоб граждан в средствах массовой информации, электронных средств информации;
  • метод социального картографирования заключается в создании социальной карты, на которой показываются территории чаще всего посещаемые гражданами, загрязненные участки территории, районы социальной напряженности и др.

Большую помощь в работе социального работника оказывают такие известные методы, как:

  • вопросник, применяемый для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности;
  • метод экспертной оценки, проводимый путем анкетирования и интервьюирования;
  • метод социометрии, суть которого заключается в исчислении разнообразных персональных и групповых индексов, мониторинг или постоянное отслеживание информации с составлением прогноза на определенную перспективу;
  • биографический метод, основанный на изучении личности в контексте её личной истории.

Тестирование – один из методов социальной работы

Наряду с анкетированием и интервьюированием, тестирование относится к опросным методам исследования.

Определение 1

Тесты, как специализированные методы диагностического обследования, представляют собой стандартизированные задания. С помощью тестов можно получить качественную и количественную характеристику того или иного явления, знания, умения, навыки испытуемого.

Термин в научный оборот ввел в 1890 г. американский психолог Дж. Кеттелл. Для того чтобы определить отдельные психофизиологические характеристики личности, он предложил 50-т тестов.

Другой психолог – француз А. Бине к высшим психическим функциям человека применил принципы тестологических исследований. Серия его тестов содержала задания на испытание памяти, внимания, эстетических и этических качеств личности и др.

Немецкий психолог В. Штерн в 1911 г. в метод тестирования вводит коэффициент интеллектуальности.

Чтобы человека изучить, как целостную структуру, появлялись психологические, социологические, культурологические теории личности, ставшие основой для построения тестов.

В социальной работе чаще всего используются личностные тесты, которые представляют собой своего рода испытание. Испытуемый может отвечать на специальные вопросы или выполнять разработанные задания.

Надо сказать, что предлагаемые вопросы отличаются от вопросов, предлагаемых анкетами или вопросов интервью. Тестовые вопросы носят косвенный характер.

Главным в тестировании становится вопрос о том, насколько предлагаемые задания и вопросы значимы для личности.

Их недостаток связан с тем, что если испытуемый знаком с механизмом теста, то он может сознательно повлиять на его результаты.

Обработка тестов происходит при помощи «ключа», когда полученные ответы соотносятся с определенными параметрами.

Основная часть тестов разрабатывается в патопсихологии, а здесь применение тестов имеет смысл только тогда, когда они сочетаются с методами клинического наблюдения.

Надо сказать, что применение этих тестов в условиях нормы, а не патологии, требует методологических корректив.

Замечание 2

Применение тестов в социальной диагностике идет как подсобное средство исследования и их данные должны обязательно сопоставляться данными, которые получены с помощью других методов. Использовать можно только те тесты, которые проверены или адаптированы наукой, а их использование требует профессиональных знаний и умений.

Опросы в социальной работе

Знание условий жизни людей помогает социальным работникам решать их жизненные проблемы, потому что они, как правило, обусловлены не только личностными особенностями, но и особенностями той социальной среды, в которой находятся.

Наиболее востребованными в социальной работе являются такие социологические методы, как опросы и анализ документов.

Их используют для получения первичных данных. Чтобы собрать эту первичную информацию к определенной группе людей обращаются с вопросами.

Опросы дают не только фактическую информацию, они дают сведения о мнениях, оценках и предпочтениях тех, кого опрашивают и обеспечивают систематичность и точность полученных данных.

Это наиболее эффективный способ получения универсальной информации объективного и субъективного характера.

Достоинством этого метода является массовость и репрезентативность, возможность его использования при проведении оперативных социологических исследований.

Метод не относится к универсальным и на качество информации влияние оказывают личность респондента и деятельность самого исследователя.

Негативное влияние на результаты опросов могут оказать неудачно выбранное место их проведения и время, присутствие посторонних, непродуманная организация самой процедуры.

Опросы могут быть сплошные и выборочные.

Сплошные опросы охватывают всю генеральную совокупность, а выборочные – только её часть.

Процедура проведения опроса делит их на индивидуальные и групповые, а по форме – письменные и устные.

Чаще всего письменные опросы называют анкетированием, а устные – интервьюированием.

Популярности опросов способствует быстрое получение информации, а вот намеренное или невольное её искажение, относятся к их недостаткам.

1. Укажите соответствие:

а) дом-интернат для пожилых и престарелых;

б) реабилитационный центр для несовершеннолетних;

в) образовательное учреждение;

г) дом ребенка

2. Что составляет основу любого технологического процесса, в том числе и в социальной работе.

а) операция;

б) инструментарий;

в) алгоритм;

г) процедура.

3.Укажите соответствие:

а) основные идеи, положения;

б) предполагаемый результат;

в) способы, приемы достижения цели

    закономерности;

    принципы;

    технология;

4. Согласно экономической модели инвалидности :

а) проблемы инвалидов являются следствием их сниженной трудоспособности;

б) проблемы инвалидов обусловлены имеющимися у них анатомическими, физиологическими, психологическими дефектами; в) проблемы инвалидов вызваны нарушением их прав и свобод.

5. К универсальным ресурсам клиента относятся:

а) наличие территориальной службы социальной помощи семье и детям;

б) высокий уровень образования;

в) крепкое здоровье;

г) религиозные убеждения.

6. Группа риска - это:

7. Вид дезадаптации личности, выражающийся в нежелании или неспособности следовать социальным нормам, существующим в обществе, называется:

а) психологическая дезадаптация;

б) культурная дезадаптация;

в) профессиональная дезадаптация;

г) ситуационно-ролевая дезадаптация.

8. Современная форма дискриминации женщин проявляется:

а) в признании их физической слабости по сравнению с мужчинами;

б) в отсутствии государственной заработной платы для женщин, занятых воспитанием детей в семье;

в) в том, что при приеме на работу предпочтение отдается претендентам мужского пола;

г) в наличии женской проституции.

9. Возрастные границы категории населения «молодежь»:

10. В бланке ответов укажите пропущенное слово в названии специализированной федеральной социальной службы, занимающейся оказанием помощи безработным гражданам и гражданам, ищущим работу: ……...................................................................................................................

11. Асоциальность – это:

а) крайняя форма социального неблагополучия;

б) одна из возможных характеристик граждан, относящихся к группе риска;

в) наличие поведенческих отклонений противоречащим общественным нормам;

г) все ответы верны.

12. Согласно политико-правовой модели инвалидности -

а) проблемы инвалидов вызваны нарушением их прав и свобод в обществе;

б) проблемы инвалидов обусловлены имеющимися у них анатомическими, физиологическими, психологическими дефектами;

в) проблемы инвалидов являются следствием их сниженной трудоспособности;

г) проблемы инвалидов существенно различаются в зависимости от группы инвалидности.

13. По сравнению с другими социально-демографическими группами населения риск заражения ВИЧ –инфекцией выше у:

а) безработных;

б) молодежи;

в) вынужденных переселенцев;

г) лиц БОМЖ.

14. Маргинальность – это:

б) состояние групп людей или личности, поставленных общественным развитием на грань двух культур, положений, ролей, участвующих в их взаимодействии, но не примыкающих полностью ни к одной из них;

15. Безработица в большей мере затрагивает:

а) женщин;

б) мужчин;

в) граждан пожилого и престарелого возраста;

16. Миграция - это:

а) перемещение людей за пределы своей исторической Родины;

б) любое перемещение людей с изменением места жительства;

в) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 6 месяцев;

г) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 5 лет.

17. Какая из указанных социальных проблем, как правило, характерна для граждан престарелого возраста:

а) отсутствие жилья;

б) высокий риск инфицирования туберкулезом;

в) одиночество;

г) ограничение права на свободу вероисповедания.

18. Малообеспеченность в качественном выражении характеризуется тем, что:

а) отсутствует жилье;

б) уровень доходов позволяет удовлетворять только самые насущные потребности (потребности жизнеобеспечения);

в) уровень доходов не позволяет удовлетворять даже самые насущные потребности;

г) гражданин является получателем какого-либо вида государственного социального обеспечения.

19. Укажите в бланке ответов название специализированной медико-социальной службы, занимающейся проблемами граждан с ограниченными возможностями: ……………………………………………….

20. Какие социально-демографические тенденции характерны для современной России:

а) увеличение числа детей в общей численности населения;

б) «постарение» молодежи;

в) повышение уровня здоровья женщин репродуктивного возраста;

г) все отмеченные тенденции верны.

21. Укажите название специализированной службы, способной быстро помочь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации…………………………

22. Как называются граждане в соответствующие возрастные периоды их жизни:

а) 60-75 - ……………………

б) 75-90 -…………………….

в) свыше 90 лет ……………

23. Укажите социальное учреждение, ориентированное на работу с молодежью, которое появилось в России после 1991 года:

а) Территориальный центр социальной помощи семье и детям;

б) Туристический центр;

в) Лагерь труда и отдыха;

г) Военно-спортивный клуб.

24. Одним из специфических принципов организации социальной работы с инвалидами является:

а) принцип демократизма;

б) принцип профилактической направленности;

в) принцип адресного подхода;

г) принцип независимой жизни.

25. К поведенческим отклонениям социально-пассивного типа относится:

а) хулиганство;

б) наркомания;

в) мошенничество;

г) все перечисленные.

26. В реабилитации молодых инвалидов в отличии от людей с ограниченными возможностями пожилого и престарелого возраста больше внимание должно уделяться:

а) бытовой реабилитации;

б) психологической реабилитации;

в) правовой реабилитации;

г) профессиональной реабилитации.

27. Согласно Закону о занятости безработным может быть признан гражданин при достижении им:

а) 14 лет; б) 16 лет;

в) 18 лет; г) 21 года.

28.Теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека или группы лиц называется социальная _______.

29.Процесс активного приспособления индивида, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам называется социальная __________________ .

30. Результатом процесса социализации является:

а) формирование личности;

б) формирование темперамента;

в) получение образования.

31. Социализация должна начинаться :

а) в школе;

б) с рождения;

в) с началом трудовой деятельности.

32. Социальный статус показывает:

а) какое поведение общество ждет от индивида;

б) какое место занимает индивид в обществе или группе;

в) в какой социальной среде формируется личность.

33. Ожидаемое поведение индивида называется :

а) девиантное поведение;

б) социальный статус;

в) социальная роль.

34.Какие из указанных актов не входят в систему законодательных нормативных актов в сфере социальной защиты населения?

а) ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

б) ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

в) ФЗ «О государственной социальной помощи».

35. Профессионально-этические принципы деятельности специалиста социальной работы:

а) безразличие, холодность, расчетливость;

б) вмешательство, навязывание путей решения проблемы;

в) гуманизм, доверительность, личностный подход, толерантность;

г) невнимательность, отрешенность от настоящего.

36. Кто может ограничить родительские права родителей?

а) прокуратура;

б) орган опеки и попечительства;

г) уполномоченный по правам человека.

37. Кто может лишить родителей родительских прав?

а) Высший Арбитражный суд РФ;

б) прокуратура;

в) орган опеки и попечительства;

д) уполномоченный по правам ребенка.

38. Согласно какому закону РФ в нашей стране вводится специальная система социальных служб для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью из реабилитации и социальной поддержки:

а) Конституция РФ;

б) Семейный кодекс РФ;

в) ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

г) ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

39. Какая из перечисленных функций не относится к функциям семьи:

а) мировоззренческая;

б) социализация;

в) воспитательная;

г) репродуктивная.

40. Для защиты своих прав и законных интересов несовершеннолетний имеет право самостоятельно обратиться в суд:

а) с 10 лет;

б) с 14 лет;

в) с 16 лет;

г) с 18 лет.

41.Что такое нуклеарная семья?

а) семья, состоящая из супружеской пары с детьми или без детей;

б) супруги, проживающие с родителями жены;

в) супруги, проживающие с родителями мужа;

г) семья, состоящая из двух семейных пар.

42. Инновационной формой социального обслуживания граждан пожилого и престарелого возраста являются:

а) специальные жилые дома;

б) дома-интернаты общего типа;

в) психоневрологические дома-интернаты.

43. Термин «Социальные службы для молодежи» появился в нашей правовой системе с принятия

а) ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (май 1995);

б) Постановлении Верховного Совета РФ «О социальной защите населения в условиях перехода к рыночным отношениям» от 20.03.92.

в) ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (декабрь 1995 г);

г) ФЗ «Об общих началах государственной молодежной политики СССР» (апрель 1991г.).

44. Инновационной технологией помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является:

а) усыновление ребенка; б) содержание ребенка в приюте; в) помещение ребенка в приемную семью.

45 . Профессиональная реабилитация клиента предполагает:

а) обеспечение служебным жильем; б) приспособление рабочего места к функциональным возможностям клиента;

в) оба ответа верны.

46. Ребенка, родители которого не осуществляют надлежащий контроль над его воспитанием, обучением, содержанием, относят к категории: а) неблагополучные дети; б) беспризорные дети; в) безнадзорные дети.

в) сожительство.

48. «Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы» - какое понятие подходит под данное определение?

а) национализм;

б) шовинизм;

в) этноцентризм

49. Каковы личные права граждан?

а) право на жизнь;

б) право на свободу и личную неприкосновенность;

в) право на защиту чести и достоинства;

г) все вышеперечисленное.

50.Министерство труда и социальной защиты России является федеральным органом……власти:

а) парламентской;

б) законодательной;

в) исполнительной;

г) судебной.

51. Выделите не характерное для молодежи поведенческое явление:

а) максимализм;

б) конформизм;

в) конфабулизм;

г) гедонизм.

52. Брак – это:

а) Государственный акт, с помощью которого устанавливаются имущественные отношения между мужчиной и женщиной;

б) Союз между мужчиной и женщиной по взаимному согласию;

в) Закрепление определенных нравственных обязательств между мужчиной и женщиной;

г) Когда люди по какой-либо причине регистрируют свои отношения.

53. Способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения (инвалидам, молодым семьям) , в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта эта функция:

а) правозащитная;

б) организационная;

в) социально – бытовая

54. Социальное попечительство устанавливается:

а) над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психических расстройств;

б) над гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие алкоголизма;

в) над подростками 12-16 лет;

г) над детьми, достигшими возраста 14 лет

55. Окончательное решение по установлению инвалидности принимает:

а) орган по опеке и попечительству;

б) территориальный отдел по социальной защите населения;

в) главный врач поликлиники;

г) бюро медико – социальной экспертизы

56. Система и процесс полного или частного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности:

а) реабилитация инвалидов;

б) абилитация инвалидов;

в) адаптация инвалидов;

г) ресоциализация инвалидов

57.Социальная профилактика – это:

а) совокупность государственных, общественных, социально – медицинских и организационных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальных отклонений негативного характера;

б) восстановление юридического, социального, профессионального статуса человека;

в) создание новых средств для удовлетворения социальных потребностей людей;

г) деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально – бытовых, социально – медицинских, психолого – педагогических, социально – правовых услуг

58. В основу технологии социальной работы с пожилыми должно быть положено требование:

а) обязательное вовлечение в работу с пожилыми ближайшего окружения;

б) обязательное предоставление медицинских услуг;

в) выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

г) диспансеризация всех пожилых людей;

59. Социальная адаптация – это:

а) процесс активного приспособления человека к новым для него условиям жизнедеятельности;

б) деятельность по выработке средств и методов достижений таких состояний социальных систем, которые соответствуют потребностям общества;

в) процесс обучения и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей;

г) восстановление юридического, социального, профессионального статуса;

60. Социальная диагностика – это:

а) процедура социальной технологии, направленная на оценку фактического состояния объекта;

б) восстановление юридического, социального, профессионального статуса;

в) процесс обучения и усвоения индивидом, на протяжении его жизни социальных норм; г) создание новых средств, для удовлетворения социальных потребностей людей

61. Кто является объектом социальной работы в сфере образования :

а) школьники, учащиеся;

б) родители;

в) преподаватели;

г) спонсоры учебных заведений.

62. Цели социальной работы в сфере образования :

а) гармонизация отношений;

б) содействие более адекватному и эффективному выполнению

функций образования;

в) внедрение новых методов оказания образовательных услуг;

г) подбор преподавательского состава образовательных учреждений

63. Лечение наркологических больных сопровождается применением следующих технологий социальной работы :

а) дезинтеграция;

б) реабилитация;

в) реадаптация;

г) ресоциализация

64. Какие задачи решают центры занятости всех уровней :

а) сбор и распространение информации о спросе и предложении

на местном рынке труда;

б) организация переподготовки высвобождаемой рабочей силы;

в) коррекция поведения безработных;

г) выплата пособий по временной незанятости

65. Функции социального работника в исправительном учреждении :

а) терапевтическая помощь заключенным;

б) защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие

социальные льготы;

в) поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

г) защита гражданских интересов осужденных

66. Какие основные задачи решает человек на жизненном этапе

« молодость »:

а) формирование досуговых интересов;

б) окончание получения образования;

в) создание семьи;

г) устройство на работу


Сборник заданий по дисциплине
«Теория и методика социальной работы» часть I (код - ТМР1)

Задание 1.
Вопрос 1. В какое время в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность?
1. в 80-е годы;
2. в 70-е годы;
3. в начале 90-х годов;
4. в середине 90-х годов;
5. в конце 90-х годов.
Вопрос 2. В каком году в России была введена новая профессия социального работника, специалиста по социальной работе?
1. в 1991 г.;
2. в 1992 г.;
3. в 1993 г.;
4. в 1994 г.;
5. 1995 г.
Вопрос 3. В каком году было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР»?
1. 30 августа 1988 г.;
2. 1 сентября 1989 г.;
3. 3 октября 1990 г.;
4. 5 ноября 1991 г.;
5. 6 декабря 1992 г.
Вопрос 4. В каком году Верховный Совет Российской Федерации принял специальное постановление по социальной защите малоимущих слоев населения в период либерализации цен?
1. 1995 г.;
2. 1994 г.;
3. 1993 г.;
4. 1992 г.;
5. 1991 г.
Вопрос 5. Назовите дату принятия Закона «О дополнительных мерах по охране материнства и детства»:
1. 1991 г.;
2. 1992 г.;
3. 1993 г.;
4. 1994 г.;
5. 1995 г.

Задание 2.
Вопрос 1. В какое время стала реализовываться республиканская долговременная программа «Миграция»?
1. в 1991-1992 гг.;
2. в 1992-1993 гг.;
3. в 1993-1994 гг.;
4. в 1994-1995 гг.;
5. в 1995-1996 гг.
Вопрос 2. Назовите количество населения, не занятого трудовой деятельностью, состоявших на учете в органах Федеральной службы занятости на начало 1993 г:
1. 1 млн. чел.;
2. 2 млн. чел.;
3. 3 млн. чел.;
4. 4 млн. чел.;
5. 5 млн. чел.
Вопрос 3. Назовите размер пособия от минимальной оплаты труда, установленного с января 1994 г. на каждого ребенка в возрасте до 6 лет:
1. 50%;
2. 60%;
3. 70%;
4. 80%;
5. 90%.
Вопрос 4. Сколько малоимущих граждан получили поддержку на дому через систему срочной социальной помощи за 1994 г.?
1. 3 млн. чел.;
2. 1 млн. чел.;
3. 2,5 млн. чел.;
4. 2 млн. чел.;
5. 1,5 млн. чел.
Вопрос 5. Назовите дату принятия Закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»:
1. 1992 г.;
2. 1993 г.;
3. 1994 г.;
4. 1995 г.;
5. 1996 г.

Задание 3.
Вопрос 1. В каком году была утверждена федеральная программа «Дети России»?
1. 1993 г.;
2. 1994 г.;
3. 1995 г.;
4. 1996 г.;
5. 1997 г.
Вопрос 2. Назовите количество благотворительных объединений и организаций в России к середине 1995 г:
1. 1110;
2. 2220;
3. 3330;
4. 4440;
5. 5550.
Вопрос 3. В каком году Правительство Российской Федерации подготовило Программу реформирования социальной сферы на период до 2000 года?
1. 1995 г.;
2. 1996 г.;
3. 1997 г.;
4. 1998 г.;
5. 1999 г.
Вопрос 4. Назовите соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в России в настоящее время:
1. 5: 25;
2. 4: 18;
3. 3: 40;
4. 2: 30;
5. 1: 26.
Вопрос 5. Общественный прогресс в какой сфере, как и крупные исторические факты и события, определил контуры социальной жизни двадцатого столетия?
1. в общественной;
2. в этической;
3. в социальной;
4. в экономической;
5. в гуманитарной.

Задание 4
Вопрос 1. Сколько подходов к решению социальных проблем выработалось в результате теоретических изысканий?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Назовите подходы к решению социальных проблем, выработанных в результате теоретических изысканий:
1. второй, третий и четвертый варианты ответа;
2. революционно-преобразовательный;
3. реформистский;
4. антропологический;
5. либеральный.
Вопрос 3. Сторонники какого теоретического подхода к решению социальных проблем считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом?
1. этнического;
2. революционно-преобразовательного;
3. реформистского;
4. антропологического;
5. либерального.
Вопрос 4. Назовите автора книги «Социальные диагнозы»:
1. Р. Титмус;
2. В. Дубинский;
3. А. Козлов;
4. С. Чорбинский;
5. М. Ричмонд.
Вопрос 5. Назовите теоретика социальной работы, рассматривающего бедность как болезнь, как неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь:
1. Пинкер;
2. Титмус;
3. Ричмонд;
4. Эспинг-Андерсон;
5. Зиммель.

Задание 5.
Вопрос 1. На какой теории базируется европейская модель социальной защиты в послевоенные годы и вплоть до наших дней?
1. государства всеобщего благосостояния;
2. патерналистской;
3. корпоративистской;
4. этатической;
5. индивидуалистской.
Вопрос 2. Назовите долю расходов на социальные нужды в ВВП в странах Запада в 80-е годы:
1. 20%;
2. 10%;
3. 25%;
4. 45%;
5. 30%.
Вопрос 3. Какая базовая модель социального развития характерна для США и Японии?
1. корпоративистская;
2. патерналистская;
3. этатическая;
4. консервативная;
5. индивидуальная.
Вопрос 4. Какая теория лежит в основе корпоративистской базовой модели социального развития?
1. традиционистская;
2. рациональная;
3. универсалистская;
4. неоконсервативная;
5. либеральная.
Вопрос 5. Назовите основные направления американской системы социальной защиты:
1. система социального страхования;
2. система адресной помощи;
3. система благотворительности;
4. первый и пятый варианты ответа;
5. система социальной помощи.

Задание 6.
Вопрос 1. Что может быть привлечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения конкретной проблемы?
1. мощности;
2. возможности;
3. ресурсы;
4. фонды;
5. потенциал.
Вопрос 2. Что составляет теоретический и организационный перечень многих взглядов на практическую социальную работу?
1. проблема ресурсов;
2. проблема мощностей;
3. проблема возможностей;
4. проблема фондов;
5. проблема потенциала.
Вопрос 3. Что означает налаживание реального участия людей в естественном движении ресурсов в обществе и в конкретной социальной среде, окружающей клиента?
1. реализовать цели;
2. использовать комплекс личных и общественных ресурсов;
3. организовать исполнение;
4. удовлетворить потребности;
5. формализовать планы.
Вопрос 4. Какую природу имеет социальная проблема?
1. субъективную;
2. естественную;
3. общественную;
4. субъективно-объективную;
5. объективную.
Вопрос 5. Назовите науку, предметом которой является профессиональная помощь нуждающимся:
1. социология;
2. социальная политика;
3. социальная реабилитация;
4. социальное управление;
5. социономия.

Задание 7.
Вопрос 1. Назовите элементы социальной работы:
1. объект;
2. цель;
3. средства;
4. первый и пятый варианты ответов;
5. субъект.
Вопрос 2. Каким элементом в социальной работе являются те, кто нуждается в помощи?
1. объектом;
2. субъектом;
3. целью;
4. средством;
5. потребностью.
Вопрос 3. Чем являются различные группы людей, испытывающие трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни?
1. субъектами социальной работы;
2. проблемными группами;
3. объектами социальной работы;
4. нуждающимися;
5. социально незащищенными.
Вопрос 4. На какие категории можно разбить группы людей, являющиеся объектами социальной работы?
1. социально незащищенные;
2. первый, четвертый и пятый варианты ответа;
3. нуждающиеся;
4. лица с отклоняющимся поведением;
5. маргинальные.
Вопрос 5. В какое время социальная политика государства приобрела систематический характер?
1. в XVI в.;
2. в XVII в.;
3. в XVIII в.;
4. в XIX в.;
5. в XX в.

Задание 8.
Вопрос 1. В системе каких уровней можно структурировать понятия социальной работы?
1. первичные и вторичные;
2. вторичные и третьего уровня;
3. третьего и четвертого уровней;
4. четвертого и пятого уровней;
5. пятого и шестого уровней.
Вопрос 2. Какие понятия отражают эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов?
1. вторичные;
2. третьего уровня;
3. первичные;
4. четвертого уровня;
5. пятого уровня.
Вопрос 3. Какие уровни понятий социальной работы интерпретируют первичные понятия и образуют путем логических операций над ними теоретические положения?
1. первичные;
2. вторичные;
3. третьего уровня;
4. четвертого уровня;
5. пятого уровня.
Вопрос 4. Назовите количество групп в структуре понятий и категорий социальной работы по ее содержанию:
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 5. К какой сфере организации социальной работы следует отнести понятие, отражающее специфику социальной работы в учреждениях образования, медицины, центрах занятости, службах социального обеспечения, кризисных центрах и т.д.?
1. социальной теории;
2. социальной адаптации;
3. ресоциализации;
4. социального контроля;
5. социальной практики.

Задание 9.
Вопрос 1. Назовите признак для классификации понятия и категорий социальной работы как полуфункциональной междисциплинарной деятельности:
1. различие методических подходов;
2. различие практических подходов;
3. различие теоретических подходов;
4. различие функциональных подходов;
5. различие методологических подходов.
Вопрос 2. Категории социальной работы в каком подходе связаны с поведением и действиями индивида, преломленными через призму внутренних механизмов и структур познания?
1. коммуникативно-ролевом;
2. когнитивном (познавательном);
3. социально-педагогическом;
4. теоретическом;
5. витально-ориентированном.
Вопрос 3. Центральным понятием какой теории является «модель жизни», основанная на поддержании равновесия личности со своим окружением, т.е. на усилении адаптивных способностей человека?
1. социальных систем;
2. общественных систем;
3. естественных систем;
4. экологических систем;
5. экономических систем.
Вопрос 4. Чем является система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека?
1. социальной защитой;
2. социальной поддержкой;
3. социальной работой;
4. социальной реабилитацией;
5. социальной гарантией.
Вопрос 5. Что понимается под системой мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей?
1. социальная реабилитация;
2. социальная помощь;
3. социальная поддержка;
4. социальная работа;
5. социальные гарантии.

Задание 10.
Вопрос 1. Назовите одно из ключевых, фундаментальных понятий курса «Теория и методика социальной работы»:
1. социальный работник (соционом);
2. социальное управление;
3. социальные гарантии;
4. социальная реабилитация;
5. социальная работа.
Вопрос 2. Назовите комплексную науку и учебную дисциплину, интегрирующую исторические, социологические, гигиенические, медико-демографические, организационные, информационные, экономические и другие подходы в медицине и здравоохранении:
1. социальная работа;
2. соционика;
3. социальная медицина;
4. социология;
5. бюджетно-страховая медицина.
Вопрос 3. Назовите основные исходные положения, важнейшие структурные элементы логических форм научной теории и основополагающие правила эмпирической деятельности социальной работы:
1. категории;
2. основы;
3. закономерности;
4. сферы;
5. принципы.
Вопрос 4. Какой принцип социальной работы требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера?
1. социального реагирования;
2. универсальности;
3. охраны социальных прав;
4. профилактической направленности;
5. клиентопроцентризма.
Вопрос 5. Какой принцип социальной работы означает признание прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей?
1. максимизации социальных ресурсов;
2. конфиденциальности;
3. толерантности;
4. клиентопроцентризма;
5. универсальности.

Задание 11.
Вопрос 1. Какой принцип социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению?
1. минимизации;
2. толерантности;
3. максимизации;
4. клиентопроцентризма;
5. конфиденциальности.
Вопрос 2. Какой принцип обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту?
1. максимизации;
2. конфиденциальности;
3. гуманизма;
4. альтруизма;
5. толерантности.
Вопрос 3. Назовите моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей:
1. альтруизм;
2. гуманизм;
3. доброта;
4. щедрость;
5. самоотверженность.
Вопрос 4. Назовите ученого, различавшего два типа альтруизма:
1. Ницше Ф.;
2. Конт О.;
3. Фрейд З.;
4. Смелзер Р.;
5. Спенсер Г.
Вопрос 5. Назовите количество учебных заведений в странах Европы и Америки к 1910 году, занимавшихся подготовкой социальных работников:
1. 11;
2. 12;
3. 13;
4. 14;
5. 15.

Задание 12.
Вопрос 1. Назовите дату возникновения Ассоциации учебных заведений для профессиональной социальной работы:
1. 1918 г.;
2. 1919 г.;
3. 1920 г.;
4. 1921 г.;
5. 1922 г.
Вопрос 2. Назовите количество университетов и колледжей в США, осуществляющих подготовку социальных работников:
1. 100;
2. 200;
3. 300;
4. 400;
5. 500.
Вопрос 3. В каком году в современной России началась подготовка социальных работников?
1. в 1991 г.;
2. в 1992 г.;
3. в 1993 г.;
4. в 1994 г.;
5. в 1995 г.
Вопрос 4. Назовите долю женщин среди студентов, обучающихся социальной работе в шведских учебных заведениях:
1. 40%;
2. 50%;
3. более 60%;
4. 70%;
5. более 80%.
Вопрос 5. Назовите долю мужчин среди студентов, обучающихся социальной работе в Великобритании:
1. 10%;
2. около 20%;
3. более 30%;
4. 40%;
5. 50%.

Задание 13.
Вопрос 1. Сколько этапов можно выделить в развитии социальной работы?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Назовите первый этап в развитии социальной работы:
1. конец XIX в. - 30-е г. XX в.;
2. начало XX в. - 40-е г. XX в.;
3. середина XX в. - 60-е г. XX в.;
4. конец XX в. - нач. XXI в.;
5. середина XIX в. - 20-е г. XX в.
Вопрос 3. В каком году была создана международная федерация социальных работников?
1. 1955 г.;
2. 1956 г.;
3. 1957 г.;
4. 1958 г.;
5. 1959 г.
Вопрос 4. Какая наука изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп?
1. педагогика;
2. дефектология;
3. социология;
4. социальная психология;
5. дидактика.
Вопрос 5. Назовите ученого, предложившего термин «социальная педагогика»:
1. Ноль Г.;
2. Боймер Г.;
3. Наторп П.;
4. Мискес Х.;
5. Дистервег А.

Задание 14.
Вопрос 1. Предметом какой науки является отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути?
1. социальной психологии;
2. педагогики;
3. дидактики;
4. социальной педагогики;
5. дефектологии.
Вопрос 2. В какой стране в 50-60-е годы XX в. активизировалась теоретическая разработка проблем социальной педагогики?
1. в США;
2. в Германии;
3. в Англии;
4. во Франции;
5. в Португалии.
Вопрос 3. Назовите процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе:
1. социализация;
2. воспитание;
3. адаптация;
4. образование;
5. учеба.
Вопрос 4. Какими видами жертв неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями?
1. потенциальными;
2. латентными;
3. реальными;
4. случайными;
5. фактическими.
Вопрос 5. Чем является склонность человека брать ответственность на себя за все происходящие с ним события?
1. экстернальностью;
2. адекватностью;
3. конформизмом;
4. интернальностью;
5. ответственностью.

Задание 15.
Вопрос 1. Назовите мыслителя, считавшего, что воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы:
1. Диетервейг;
2. Боймер;
3. Песталоцци;
4. Мискес;
5. Ноль.
Вопрос 2. Какая наука рассматривает развитие человека как процесс свободный реализации им своих потенций?
1. социальная психология;
2. гуманистическая психология;
3. антропология;
4. философия;
5. социология.
Вопрос 3. Применение какого принципа позволяет описать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально-контролируемого процессов развития человека?
1. дополнительности;
2. линейности;
3. адекватности;
4. необходимости;
5. централизации.
Вопрос 4. Назовите номер статьи Всеобщей декларации прав человека 1948 года, закрепляющей право человека на социальное обеспечение:
1. 19;
2. 20;
3. 22;
4. 24;
5. 26.
Вопрос 5. Какая статья Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту?
1. 36;
2. 37;
3. 38;
4. 39;
5. 40.

Задание 16.
Вопрос 1. Какая функция социального обеспечения направлена на поддержание и восстановление общественного статуса граждан, являющихся наиболее социально слабой группой населения?
1. экономическая;
2. политическая;

4. демографическая;
5. педагогическая.
Вопрос 2. Какая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе?
1. политическая;
2. экономическая;
3. социально-реабилитационная;
4. демографическая;
5. педагогическая.
Вопрос 3. В каком году принят Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации»?
1. 1989 г.;
2. 1990 г.;
3. 1991 г.;
4. 1992 г.;
5. 1993 г.
Вопрос 4. В каком году определены правовой режим фонда социального страхования Российской Федерации?
1. 1990 г.;
2. 1991 г.;
3. 1992 г.;
4. 1993 г.;
5. 1994 г.
Вопрос 5. Сколько основных характеристик имеет трудовой стаж?
1. одну;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.

Задание 17.
Вопрос 1. Чем является пожизненная ежемесячная выплата, служащая основным источником средств существования для лиц, достигших пенсионного возраста и имеющих необходимый трудовой стаж?
1. трудовой пенсией за выслугу лет;
2. трудовой пенсией по старости;
3. пенсией по инвалидности;
4. пенсией по случаю потери кормильца;
5. денежной выплатой.
Вопрос 2. Чем является ежемесячная выплата, назначаемая лицам со стойким расстройством функций организма на период установления инвалидности в размерах, пропорциональных прошлому заработку или в твердой сумме?
1. трудовой пенсией по старости;
2. трудовой пенсией за выслугу лет;
3. пенсией по случаю потери кормильца;
4. денежной компенсацией;
5. трудовой пенсией по инвалидности.
Вопрос 3. Чем является еженедельная выплата, предоставляемая в течение установленного законом срока лицам, признанным безработным?
1. пособием по безработице;
2. пенсией;
3. компенсацией;
4. дотацией;
5. страховой суммой.
Вопрос 4. В какие сроки принимается решение органов службы занятости о признании лица безработным?
1. 1 день;
2. 2 дня;
3. 3 дня;
4. 11 дней;
5. 6 дней.
Вопрос 5. Чем являются социальные пенсии, социальные пособия и социальные услуги?
1. пособиями;
2. дотациями;
3. видами государственной социальной помощи;
4. компенсациями;
5. ассигнованиями.

Задание 18.
Вопрос 1. В каком возрасте мужчины могут являться получателями социальных пенсий?
1. с 50 лет;
2. с 55 лет;
3. с 60 лет;
4. с 65 лет;
5. с 70 лет.
Вопрос 2. Назовите основные виды социальных пособий:
1. пенсии;
2. единовременные пособия;
3. компенсации;
4. дотации;
5. стипендии.
Вопрос 3. В каком году принят Закон «О социальной защите инвалидов»?
1. 1995 г.;
2. 1996 г.;
3. 1997 г.;
4. 1998 г.;
5. 1999 г.
Вопрос 4. Назовите дату принятия федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:
1. 1993 г.;
2. 1994 г.;
3. 1995 г.;
4. 1996 г.;
5. 1997 г.
Вопрос 5. В каком году был принят закон Российской Федерации «О ветеранах»?
1. 1990 г.;
2. 1991 г.;
3. 1992 г.;
4. 1993 г.;
5. 1994 г.

Задание 19.
Вопрос 1. Назовите ключевые элементы комплекса ценностей, на которые ориентируется социальная работа, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории:
1. благополучие людей;
2. социальная справедливость;
3. достоинство индивида;
4. первый, второй и третий варианты ответа;
5. гуманность.
Вопрос 2. В каком году в США был принят «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», которым руководствуются все социальные работники?
1. 1997 г.;
2. 1998 г.;
3. 1999 г.;
4. 1996 г.;
5. 1995 г.
Вопрос 3. Назовите один из фундаментальных принципов профессиональной деятельности социального работника:
1. социальный работник должен использовать себя осознанно;
2. специалист по социальной работе должен заниматься социальной практикой;
3. уважать человеческую непохожесть;
4. добиваться личного профессионального роста;
5. заниматься целостной личностью.
Вопрос 4. Какой принцип допускает, что клиент способен принять соответствующие решения в отношении себя или других людей?
1. самоуправление;
2. конфиденциальности;
3. самоопределения;
4. целостности;
5. профессионализма.
Вопрос 5. Какие действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента?
1. решительные;
2. самостоятельные;
3. профессиональные;
4. своевременные;
5. патерналистские.

Задание 20.
Вопрос 1. В каком году термин «экология» употребил немецкий биолог Э.Геккель?
1. 1865 г.;
2. 1866 г.;
3. 1867 г.;
4. 1868 г.;
5. 1869 г.
Вопрос 2. Назовите ученого, который впервые на высоком научном уровне поднял в России экологическую проблему:
1. Бородин;
2. Вернадский;
3. Менделеев;
4. Ломоносов;
5. Мечников.
Вопрос 3. Назовите долю населения России, живущего в условиях неблагоприятной природной среды:
1. 65%;
2. 70%;
3. 75%;
4. 80%;
5. 85%.
Вопрос 4. У какого количества воевавших во Вьетнаме американцев развились неблагоприятные изменения личности?
1. 10%;
2. 25%;
3. 30%;
4. 45%;
5. 50%.
Вопрос 5. Назовите количество войн за пять тысяч лет человеческой истории:
1. 11 238;
2. 12 338;
3. 13 438;
4. 14 538;
5. 15 638.

Задание 21.
Вопрос 1. С какого времени в социальной работе появляется философия гуманизма?
1. в начале XX в.;
2. в конце XIX в.;
3. в середине XIX в.;
4. в начале ХХ в.;
5. в середине ХХ в.
Вопрос 2. В какое время философия позитивизма в социальной работе сменяет модель гуманизма?
1. в 70-е годы ХХ в.;
2. в 60-е годы ХХ в.;
3. в 50-е годы ХХ в.;
4. в 20-е годы ХХ в.;
5. в 30-е годы ХХ в.
Вопрос 3. Какой уровень ценностных ориентаций социальной работы связан с ценностями клиентов: абстрактными, групповыми, операциональными и инструментальными?
1. мезоуровень;
2. микроуровень;
3. первичный уровень;
4. вторичный уровень;
5. традиционный уровень.
Вопрос 4. Что является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки?
1. справедливость;
2. равенство;
3. ценность человеческой жизни;
4. солидарность;
5. ответственность.
Вопрос 5. Назовите практическую сторону солидарности:
1. справедливость;
2. равенство;
3. недискриминация;
4. гуманизм;
5. социальная ответственность.

Задача 22.
Вопрос 1. Чем является откровенное самораскрытие осознанных чувств и личностных установок при соблюдении дистанции и отсутствии идентификации с клиентом?
1. эмпатией;
2. экспертностью;
3. аутентичностью;
4. аттрактивностью;
5. принятием.
Вопрос 2. Чем является понимание меры возможной поддержки клиенту?
1. эмпатией;
2. экспертностью;
3. аутентичностью;
4. аттрактивностью;
5. принятием.
Вопрос 3. Что представляет собой понятийно-логический конструкт, определенную модель, в которой интерпретируется тот или иной феноменологический познавательный ряд?
1. структурный сценарий;
2. логический сценарий;
3. интерпретационный сценарий;
4. познавательный сценарий;
5. понятийный сценарий.
Вопрос 4. Кто является автором теоретической модели социальной работы «гештальт-терапия»?
1. Рапопорт Л;
2. Парад Г.;
3. Перлман Х.;
4. Гермен К.;
5. Перлз Ф.
Вопрос 5. Какой субъект появляется в концептах помощи во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах?
1. нуждающийся;
2. психосоматический;
3. социальный;
4. помогающий;
5. покровительствующий.

Задание 23.
Вопрос 1. Как относится социальная работа к парадигме науки?
1. как целое к части;
2. как основа целого;
3. как часть к целому;
4. как свойство;
5. как характеристика.
Вопрос 2. Что приводит к разорванности понятийного сознания социальной работы, к ограниченности техники вмешательства и помощи?
1. линейность и детермированность;
2. обусловленность;
3. заданность;
4. функциональность;
5. редукционизм.
Вопрос 3. Чем является в американской социальной работе: оценка, личность в ситуации, отношения, процесс, интервенция?
1. категориями;
2. базисными доминантами;
3. принципами;
4. методами;
5. структурными элементами.
Вопрос 4. Чем являются: радикальная социальная работа, марксистская социальная работа, интеракциональная социальная работа, традиционная социальная работа?
1. пиком социальной работы;
2. видом социальной работы;
3. методом социальной работы;
4. группами теорий социальной работы;
5. методологией социальной работы;
Вопрос 5. Какое понятие расширяет научные представления о сущности объективной реальности?
1. понятие структуры;
2. понятие объекта;
3. понятие субъекта;
4. понятие организации;
5. понятие системы.

Задание 24.
Вопрос 1. Какие основные социологические парадигмы доминируют в процессе создания дедуктивных теорий социальной работы?
1. интеракционализм;
2. бихевиоризм;
3. первый, четвертый, пятый варианты ответа;
4. функционализм;
5. теория конфликтов.
Вопрос 2. Какая парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействия между индивидами?
1. интеракционистская;
2. функциональная;
3. конфликтная;
4. радикалистская;
5. интерпретивистская.
Вопрос 3. Теоретические исследования какой школы положили начало системному научному познанию в социальной работе?
1. когнитивной;
2. диагностической;
3. гуманистической;
4. психодинамической;
5. ролевой.
Вопрос 4. В каком году ученые Ранк, Тафт и Робинсон разработали концепцию функционального метода индивидуальной работы?
1. 1926 г.;
2. 1927 г.;
3. 1928 г.;
4. 1929 г.
5. 1930 г.
Вопрос 5. Назовите ученого, предложившего свой вариант индивидуального подхода к клиенту - проблемно ориентированную модель социальной работы:
1. Блум М.;
2. Левин К.;
3. Эберхард Д.;
4. Перлман Х.;
5. Доэл М.

Похожие публикации