Положение человека в обществе определяет социальный статус. Социальный статус гражданина

Социальный статус, доходы и имущество

Наиболее значительная категория жителей (более четверти от их общего числа) трудится в качестве специалистов (со специальным образованием). Среди мужчин старше 40 их доля достигает почти 45%. Чуть менее четверти всего населения составляют пенсионеры. Но среди немолодых женщин их более 47%. Служащие без специального образования – это одна пятая населения. Рабочие – одна десятая, при этом женщин до 40 лет на рабочих должностях – 22%. Управленцы в целом составляют менее 6% взрослого населения, но среди женщин до 40 лет их доля – почти 10%. Среди этих женщин управленцев вдвое больше, чем предпринимателей. А среди мужчин того же возраста бюрократов и буржуа поровну – по 7%. (Примечательно, что вообще все предприниматели этого пояса Москвы – моложе 40 лет). Наш опрос не мог захватить крупных предпринимателей, как и крупных начальников (они редко ходят по улицам). Но если говорить о мелких и средних чиновниках и бизнесменах, то в московском населении в целом бюрократов в два раза больше, чем капиталистов . Что касается доходности среднего и мелкого бизнеса по сравнению с доходностью средних и мелких руководящих должностей, то обратим внимание на следующее: среди зажиточного населения чиновников втрое больше, чем предпринимателей, а среди бедной части – их вдвое меньше чем предпринимателей .

Имущественное положение москвичей, проживающих в изучаемой зоне, видно из их ответов на традиционный набор вопросов Левада-центра. Рядом приводятся результаты опроса населения всей Москвы, осуществленного в том же месяце.

Из сравнения видно, что в общих чертах материальное положение изучаемого контингента и населения Москвы совпадает (рис. 3). Однако среди населения этой зоны несколько меньше доля наиболее зажиточных граждан. Есть основания полагать, что значительная часть этого контингента проживает внутри Третьего транспортного кольца, по-другому – в центре, а не на периферии Москвы.

Рисунок 3. Каков уровень доходов Вашей семьи?

Что касается общего баланса материального положения, то видно, что доля зажиточных составляет около одной десятой, почти половина московских жителей живет в положении ограниченного достатка. Остальные – жители со скромными возможностями. Существенно, что тех, кто сообщает о значительных материальных трудностях, немного, явно менее 1/10. Хотя говорить о наличии значительного «среднего класса» не приходится, но надо обратить внимание на очень высокую концентрацию (85%) оценок на двух позициях именно в середине шкалы. Несравненно меньше наполнение крайних позиций. (Впрочем, заметим еще раз, что самые богатые, как и совсем нищие, как правило, недопредставлены в таких опросах. Их достижимость очень мала).

Важный момент: среди родившихся в Москве доля покупающих «дорогие вещи» - 51%, среди приехавших в Москву, пусть и давно, она равна 44%, в еще более высокодоходной категории перевес, пусть небольшой, снова в пользу «коренных» москвичей. В менее зажиточных группах картина обратная. Очевидно, что социальный и иной капитал, накапливаемый более чем одним поколением в московской семье, выше, чем тот, который может быть накоплен на протяжении жизни одного поколения в условиях того же города. Другой фактор – относительно более старший (средний) возраст приезжих, нежели «коренных», соответственно, более высокая доля пенсионеров, что в свою очередь, объясняет более низкие располагаемые доходы.

Вот каковы источники доходов у москвичей, проживающих в этой зоне (рис. 4):

Рисунок 4. Каковы основные источники доходов Вашей семьи?

Доходы от предпринимательской деятельности выше всех у молодых мужчин (7%), у остальных категорий они составляют совсем малую долю. Заработки лиц свободных профессий или от свободных занятий везде ничтожно малы. Доходы от индивидуальной трудовой деятельности выше всех у женщин моложе 40 лет (8%). Доходы от сдачи квартир внаем достигают 5% у более зажиточных. Им есть что сдавать и это их делает еще богаче. 77% москвичей живут на зарплату, среди мужчин старше 40 лет этот показатель достигает 95%, около трети живут на пенсию – собственную или члена своей семьи (о таком существовании сообщают, ни много ни мало, 38% женщин до 40). В сегменте менее зажиточных значение пенсии – 48%, в сегменте более зажиточных в два с лишним раза ниже – 21%. Отметим еще раз, что массовый достаток в Москве создается службой, а не бизнесом. Зажиточные москвичи в 9 случаях из 10 имеют достаток от зарплаты. Напомним, что это зарплата, если она высокая, - зарплата руководителей, чиновников.

Опрос дает информацию о том, чем располагают москвичи, проживающие в изученной зоне (рис.5).

Рисунок 5. Что из перечисленного имеется в Вашей семье?

Отметим прежде всего очень высокий для России уровень автомобилизации. Даже в семьях незажиточных 37% располагают какой-то машиной . (Из других опросов известно, что в этом сегменте сконцентрирован парк неновых и просто старых отечественных автомобилей). Но второго автомобиля там нет ни у кого. Среди более зажиточных семей одним автомобилем располагают 63%, вторым и более – 17%.

Две и более квартир имеют 13% мужчин моложе 40 лет – вдвое больше, чем у женщин их возраста и почти вдвое больше, чем у мужчин старше 40. Среди коренных москвичей вторую квартиру имеет примерно каждый десятый, среди «некоренных» москвичей – в полтора раза меньше. Незажиточное население тоже в какой-то мере (5%) владеет таким ресурсом.

97% жителей района проживают в отдельных квартирах, доля проживающих в коммунальных квартирах колеблется от 1% для более зажиточных до 4% для наименее зажиточных. При этом 78% сообщают, что квартира принадлежит им или членам их семьи, еще 13% ответили, что квартира принадлежит их родственникам. Показательно, что среди родившихся в Москве владельцы составляют 84%, среди родившихся вне Москвы – 69%. Для последней категории жить в квартире, принадлежащей родственникам, приходится 17%, для москвичей – только 10%. Неприватизированное (муниципальное, ведомственное) жилье в среднем у 7%, но среди менее зажиточной части в таких условиях проживают 11%, а среди более зажиточных – менее 5%.

Показательно распределение разных по состоятельности жителей по этажам (рис. 6). Среди менее зажиточных в пределах 5 этажей живут 52%, из них 18% на 1-2 этажах. А среди более зажиточных в пределах пяти этажей – 43%, в том числе на первых двух – 12%. Среди первой категории на 11 этаже и выше проживают 16%, а среди второй – 19%. Можно предположить, что более бедное население гораздо чаще, чем зажиточное, размещается в пятиэтажках, построенных давно, а более зажиточное – в более новых домах более высокой этажности.

Рисунок 6. На каком этаже Вы живете?

Весьма интересна картина владения загородным жильем, недвижимостью вне Москвы. Как видно, наиболее распространенный вид загородных владений – домик на садовом участке. Он имеется у 38% более зажиточных и 22% менее зажиточных москвичей. Дом в деревне, наоборот, чаще имеется у более бедных (16%), реже у более зажиточных (13%), аналогично он есть у 16% родившихся не в Москве и у 13% урожденных москвичей. Ясно, что часть приехавших сохранила связь со своими корнями в деревне, ясно и то, что их отставание от москвичей в динамике урбанизации сказывается на их накопленном в Москве капитале.

Приехавшие некогда в Москву частично сохранили недвижимость в других местах (7%), у «коренных» москвичей ее можно встретить вдвое реже.

Коттеджи, загородные дома в целом имеются у примерно 8% опрошенных. (В очередной раз напомним, что наиболее богатые москвичи, во-первых, реже всего живут в изучаемых районах, во-вторых, те, из них, кто там живут, скорее всего не охвачены опросом).

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень , утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) граждане, претендующие на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни , установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни , установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

1.2. Граждане, призываемые на военную службу, не представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 или 1.1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, отнесенные федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке , определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке , устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке , устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.

8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

(см. текст в предыдущей редакции)

Социальный статус гражданина

Определение 1

Гражданин – это субъект административного права, обеспечивающего его права и свободы. Основы правового статуса гражданина закреплены в Конституции РФ.

  • жизнь,
  • образование,
  • труд,
  • медицинское обслуживание,
  • защиту собственности и т.д.

Изменение социального статуса гражданина зависит не от отдельного лица, а от воли законодателя.

Социальный статус гражданина определяется разными факторами:

  • семейные и родственные связи,
  • национальность,
  • гражданство,
  • авторитет индивида,
  • профессия,
  • имущественное положение,
  • вероисповедание,
  • успехи и достижения и т.д.

К примеру, социальный статус гражданина N можно определить следующим образом:

  • демографическое качество – мужчина в возрасте 30 лет;
  • политическая характеристика – член либерально-демократической партии;
  • экономические черты – менеджер среднего звена с доходом выше среднего;
  • профессия – товаровед.

Каждый социальный статус в качестве элемента разделения труда в обществе включает в себя совокупность различных прав и обязанностей. Права указывают на то, что гражданин может позволить в отношении других людей или относительно себя. Обязанности предписывают необходимые действия : на рабочем месте, по отношению к себе и др. Обязанности ограничивают поведение индивида определенными рамками, они строго определены и отражены в инструкциях, правилах, положениях и др.

Взаимосвязь социального и правового статуса гражданина

Определение 2

Правовой статус гражданина – это собирательная категория, представляющая собой совокупность всех социальных связей гражданина с государством, обществом, окружающими людьми, коллективом.

Структура правового статуса гражданина включает:

  • права,
  • обязанности,
  • свободы,
  • гарантии,
  • юридическую ответственность.

Социальный статус гражданина (общий, или конституционный статус) лежит в основе правового статуса, является его разновидностью. Это реальное положение человека в системе общественных отношений. Право закрепляет социальный статус гражданина, вводит его в рамки законодательства.

Правовой и социальный статусы гражданина соотносятся как форма и содержание.

Правовой статус гражданина представляет собой совокупность свобод, ответственности, прав, обязанностей, признаваемых и гарантируемых государством, он юридически закрепляет исторически предопределенное место в обществе различных социальных групп: наемных работников, предпринимателей, военнослужащих, служащих, пенсионеров и т.д.

Социальный статус гражданина определяется Конституцией, не зависит от текущих обстоятельств (изменение семейного положения, перемещений по службе, изменение должности, выполняемых функций). Он одинаковый и единый для всех, характеризуется относительной обобщенностью и стабильностью.

Социальный статус гражданина не может учесть всех субъектов права, их отличий, особенностей, специфики. Он является исходным и базовым для всех остальных статусов. По социальному статусу гражданина можно судить о социальной природе, характере, степени демократичности общества.

Основы правового статуса гражданина

К основам правового статуса гражданина относятся следующие категории:

  • гражданство – принцип равного гражданства, прекращение, приобретение;
  • общая правоспособность;
  • принципы правового положения – полнота прав и свобод граждан, неотчуждаемость прав и свобод, равенство перед судом и законом, непосредственно действующие конституционные права и свободы;
  • основные права и свободы – политические, гражданские, экономические, культурные, социальные;
  • обязанности – защищать Отечество, охранять окружающую среду и природу, платить установленные налоги и сборы.

Идентификация клиента в банке - 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры - одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.

Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;
  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется .

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

О позиции банков в отношении «сомнительных» клиентов читайте: «Банк вправе разорвать все отношения с подозрительным клиентом» .

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Похожие публикации