Налогообложение страховых организаций. Виды уплачиваемых налогов

Налог на добавленную стоимость

Согласно нормам гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации основная деятельность страховых организаций не облагается НДС. Так, в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию. В то же время страховщики могут заниматься страховой деятельностью через страховых агентов и страховых брокеров. В этом случае вознаграждение за посреднические услуги, оказанные страховым агентом, подлежит обложению НДС на основании ст. 156 НК РФ.

В рамках договоров страхования НДС не облагаются следующие обороты:

  • - страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
  • - проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
  • - средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;
  • - суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая.

Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждены Приказом Минфина России от 08.08.2005 № 100н. Доходы, получаемые страховой организацией от операций, связанных с инвестированием или размещением средств страховых резервов и собственных средств страховой организации, облагаются НДС, если данный вид операций облагается налогом (например, доходы от недвижимости). В этом случае объектом обложения НДС является выручка, полученная от оказания данных услуг.

Поскольку в большинстве страховых организаций доля облагаемых НДС операций незначительна, чаще применяются положения п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому страховым организациям разрешено включать суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. Приобретенные материальные ценности, в том числе основные средства и нематериальные активы, отражаются в учете по стоимости без НДС. При этом вся сумма НДС, полученная по налогооблагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.

Налог на прибыль страховые компании платят с прибыли, полученной от своей деятельности. Определяется она по правилам статьи 247 Налогового кодекса РФ.

Особенности налогового учета у страховых организаций обусловлены характером выполняемых операций, одна из особенностей которых связана с порядком учета операций по основной деятельности организаций (страхованию, сострахованию, перестрахованию), а именно в бухгалтерском и налоговом учете эти операции отражаются по видам договоров. Доходы и расходы, полученные по договорам страхования, сострахования, перестрахования, признаются в налоговом учете в соответствии со ст. ст. 271, 272 НК РФ при определении доходов методом начисления. Следующая особенность налогового учета у страховых организаций определяется необходимостью формирования страховыми организациями страховых резервов: согласно ст. 330 НК РФ страховые организации образуют страховые резервы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом резерв предупредительных мероприятий не учитывается для целей налогообложения прибыли. Однако согласно п. 2 ст. 294.1 НК РФ при осуществлении обязательного медицинского страхования суммы отчислений в страховые резервы могут быть учтены для целей налогообложения. Третья особенность налогового учета связана с учетом страховых выплат. В соответствии со ст. 330 НК РФ страховые выплаты по фактически наступившему страховому случаю включаются в налоговом учете в состав расходов на дату возникновения у организации обязательства по выплате страхового возмещения.

На основании ст. 273 НК РФ в страховании при определении даты получения доходов страховая организация может использовать как метод начисления, так и кассовый метод. При этом кассовый метод применяется, если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг (работ, товаров) без НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Однако на практике преобладает метод начисления.

Особенности состава расходов страховой деятельности для целей налогообложения установлены ст. 294 НК РФ. На сферу страхования распространяется также действие положений ст. ст. 252, 254 - 269 НК РФ.

Единый социальный налог

В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страховые организации производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Законодательство, регулирующее отношения субъектов права в области обязательных налоговых платежей, включает Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Нормы налогового за-конодательства не всегда совпадают с правилами бухгалтерского учета. Расхождения объясняются отличиями понятий «объекты налого-обложения» и «объекты бухгалтерского учета». Для исчисления налоговых обязательств организации рассчитывают специальные по-казатели. Методы расчета показателей могут отличаться от правил бухгалтерского учета.
Страховые организации несут ответственность за соблюдение на-логового законодательства, которая подразумевает правильность ис-числения, а также полноту и своевременность уплаты налогов.
Налог на прибыль от страховой деятельности
Важнейшим налогом, уплачиваемым страховщиками, является налог на прибыль от страховой деятельности. Объектом налогообложения по налогу на прибыль являются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Страховые организации относятся к категории налогоплатель-щиков, которые руководствуются как общим порядком определения и
классификации доходов (ст. 249, 250} и расходов (ст. 254-269) в целях налогообложения прибыли, так и особым порядком их определения, связанным с осуществлением страховых операций.
К доходам от осуществления страховой деятельности, согласно ст. 293 НК РФ, относятся:
1) страховые премии (взносы) по договорам страхования, состра-хования и перестрахования. При этом страховые премии по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (со-страховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;
2) суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли пере-страховщиков в страховых резервах;
3) вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;
4) вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;
5) суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;
6) суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в пе-рестрахование;
7) доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответ-ствии с действующим законодательством права требования страхова-теля (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб;
8) суммы, полученные в виде санкций за неисполнение условий договоров страхования;
9) вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;
10) вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера и аварийного комиссара;
11) суммы возврата части страховых премий по договорам пере-страхования в случае их досрочного прекращения;
12) другие доходы, полученные при осуществлении страховой де-ятельности.
К. расходам, понесенным при осуществлении страховой деятель-ности, согласно ст. 294 НК РФ, относятся;
1) суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах);
2) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования;
3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование;
4) вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;
5) суммы процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;
6) вознаграждения состраховшику по договорам сострахования;
7) возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями до-говора;
8) вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера;
9) расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе:
услуг актуариев;
медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договорами осуществляется стра-ховщиком;
детективных услуг, связанных с установлением обоснованности страховых выплат, выполняемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной деятельности;
услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, ава-рийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера стра-ховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирова-ния страховых выплат;
услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), блан-ков строгай отчетности, квитанций и иных подобных документов;
услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных анало-гичных документов;
инкассаторских услуг;
10) другие расходы, непосредственно связанные со страховой де-ятельностью.
Представленные перечни доходов и расходов от страховой деяте-льности являются открытыми, страховщик самостоятельно может их дополнить в двязи со спецификой страховых операций по заключенным договорам. В соответствии со ст. 265 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а также убытки. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в де-нежной форме. Под документально подтвержденными расходами по-нимаются затраты, подтвержденные документами, оформленные в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, для признания затрат расходами по страховой деятельности необходимо, чтобы они были произведены для осуществления этой деятельности, т.е. между расходами и доходами должна быть взаимосвязь.
Особенность ведения налогового учета доходов и расходов страховой организации состоит в отражении движения средств страховых резервов по видам страхования в разрезе договоров (ст. 330 НК РФ). На дату включения в состав дохода страховой премии страховщик одновременно осуществляет расход в виде отчислений в страховые резервы. Страховые выплаты по договору, производимые в соответствии с условиями договора, тоже включаются в состав расходов. При этом сумма сформированного по данному договору резерва уменьшается на величину страховых выплат, а оставшаяся неиспользованной часть резерва по договору при его закрытии зачисляется в состав доходов страховщика.
Отдельные виды расходов признаются для целей налогообложения с учетом установленных гл. 25 НК РФ ограничений в части:
размера, в котором расход может быть принят для целей нало-гообложения;
срока, в течение которого расход относится на уменьшение доходов;
условий, при которых расход может учитываться для целей налогообложения.
Страховые платежи на добровольное страхование работодателем своих работников включаются в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) с определенными ограничениями по размерам и срокам.
Данные ограничения важно учитывать страховшикам, поскольку страховая организация тоже может выступать в качестве страхователя своих работников. С другой стороны, страховщики часто оказывают содействие страхователям в решении данного вопроса.
Расходы на добровольное страхование имущества, согласно ст. 263, 272, включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.
Нормативы для целей налогообложения установлены гл. 25 НК РФ или утверждаются Правительством РФ по следующим видам расходов; на ремонт основных средств (ст. 260);
на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей (ст. 264);
на командировки в части суточных (ст. 264); плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление (ст. 264);
представительские расходы (ст. 264);
расходы в виде процентов по долговым обязательствам (ст. 265, 269) и ряд других расходов.
Расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, и в размере не более 10% первоначальной (восстановительной) стоимости этих средств. Если величина этих расходов, произведенных в отчетном периоде, в совокупности превосходит норматив, то они списываются налогоплательщиком в составе прочих расходов равномерно в течение срока, установленного законодательством для амортизационной группы, к которой относятся данные основные средства.
Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, расходы на командировки в части суточных списываются на прочие расходы в пределах норм, установленных Правительством РФ. Плата государственному и (или)
частному нотариусу за нотариальное оформление учитывается и числе прочих расходов в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере не более 4% расходов на оплату труда за этот отчетный период.
Ограничения в части условии, при которых расход может учитываться для целей налогообложения, связаны с установлением двух возможных методов определения доходов и расходов: метод начисления и кассовый метод.
При методе начисления доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выбытия) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав). Кассовый метод, напротив, связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав).
При выборе метода определения доходов и расходов страховые организации руководствуются ст. 273 и 330 НК РФ. Доходы и расходы определяются методом начисления, если по состоянию на 1 января поступления от оказания страховых услуг и прочей деятельности страховой организации за предыдущие четыре квартала превысили
1 млн руб. за каждый квартал. Если страховая организация применяла кассовый метод, то при превышении предельного размера поступлений страховщику необходимо внести изменения в налоговый учет с начала года. При игнорировании этой обязанности у налогоплательщика может возникнуть недоимка по налогу на прибыль, что, в свою очередь, повлечет начисление пеней и применение штрафов.
Налогоплательщики, имевшие убытки в предыдущих налоговых периодах, согласно ст. 283 НК РФ, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы. При этом совокупная сумма переносимого убытка не должна превышать 30% налоговой базы текущего налогового периода. Перенос убытков возможен в течение 10 лет и производится в той очередности, в которой они понесены. С другой стороны, убыток налогового периода может быть перекрыт прибылью, полученной в следующих периодах.
Сумма налога на прибыль определяется страховщиками самостоятельно на основании данных аналитических регистров налогового учета и заполнения соответствующих форм налоговой отчетности - декларации по налогу на прибыль организаций. Сроки уплаты аван-
совых платежей по налогу на прибыль и предоставления отчетности налогоплательщики имеют возможность выбирать самостоятельно в соответствии со ст. 286, 287, 289 НК РФ.
В соответствии с гл. 21 НК РФ услуги по страхованию и пере-страхованию освобождены от уплаты налога на добавленную стои-мость. Не облагаются данным налогом и операции по возмещению доли убытков по рискам, переданным в перестрахование; комиссионные вознаграждения и тантьемы, полученные за оказание услуг страхового брокера. В то же время другие хозяйственные операции страховой организации, не запрещенные действующим законодательством, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

В России налогообложение страховщиков , как и других хозяйствующих субъек­тов, регулируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК) в редакции Феде­рального закона от 23.12.04 №186-ФЗ. Статья 149 второй части НК подтвердила, что ока­зание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организа­циями, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами не облагается налогом на добавленную стоимость. Однако име­ется важное исключение - в подпункте 4 пункта 1 статьи 162 НК указано, что страховое возмещение по договорам страхования на случай неплатежа за поставленную продукцию следует включать в оборот, облагаемый НДС, если реализация такой продукции облага­ется данным налогом.

Согласно ст. 284 НК налоговая ставка на прибыль страховщиков устанавливается в размере 24 процентов. Ранее ставка налога для страховщиков, как и для банков, была су­щественно выше (более 30%), а в начале 1990-х годов налогом облагалась не прибыль, а сумма собранных страховых премий («налог с оборота»).

Определение налоговой базы страховщиков по налогу на прибыль мы подробно рассмотрим в теме 3.

Налогообложение страхователей также регулируется второй частью НК и раз­лично для граждан и юридических лиц.

Согласно п.2 ст. 208 НК страховые выплаты физическим лицам при наступлении страхового случая относятся к их доходам и должны облагаться налогам на доходы фи­зических лиц (НДФЛ). При этом действуют ограничения, исключающие выплаты по до­говорам обязательного страхования.. Размер налогооблагаемой базы для НДФЛ опреде­ляется как разность между выплатой и рыночной стоимостью утраченного имущества (рыночной стоимостью ремонта поврежденного имущества)..

При определении налоговой базы для уплаты единого социального налога учи­тываются, согласно ст. 237 НК, любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, оплата работодателем страховых взносов по договорам добровольного страхования в пользу работникоов. Ис­ключение, согласно п. 1 ст. 238 НК, составляют суммы страховых взносов (платежей):

По обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплатель­щиком в порядке, установленном законодательством РФ;

Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного лич­ного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматри­вающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц (добро­вольное медицинское страхование);

Суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного лич­ного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей (страхование от несчастных случаев).


При этом в письме Минналогслужбы России от 04.04.02 № СА-6-05/415 разъясне­но, что выплаты и вознаграждения, указанные в п. 1 статьи 237 НК, не подлежат включе­нию в налоговую базу при исчислении единого социального налога, если они не отнесе­ны налогоплательщиками - организациями к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем налоговом периоде.

Налогообложение страхователей - юридических лиц производится по иному, че­рез включение в их расходы затрат на страхование, согласно закрытому перечню таких затрат, приведенному в НК и соответствующему уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль. Не все затраты на страхование можно относить к расходам.

Согласно статьям 255 и 263 НК расходы на личное страхование, включая пенсион­ное и медицинское, относятся к расходам на оплату труда, а расходы на обязательное и добровольное страхование имущества и ответственности - к расходам, связанным с про­изводством и реализацией продукции.

К расходам на оплату труда относятся платежи по обязательному страхованию и суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (до­говорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работни­ков со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имею­щими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспе­чения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

а) долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не
менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том
числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотрен­
ной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;

б) пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспече­
ния. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсион­
ного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при
достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законода­
тельством РФ, дающих право на установление государственной пенсии;

в) добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не ме­
нее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов за­
страхованных работников;

г) добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай
наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспо­
собности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по догово­рам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) не­государственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогооб­ложения в размере, не превышающем 12 % от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 % от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исклю­чительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застра­хованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанно­стей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10 тыс. руб. в год на од­ного застрахованного работника.

Согласно ст. 263 НК к расходам, связанным с производством и реализацией про­дукции, относятся следующие расходы на обязательное и добровольное страхование имущества.

Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим ви­дам добровольного страхования имущества:

1) добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включа­ются в расходы, связанные с производством и реализацией;

2) добровольное страхование грузов;

3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капиталь­ного строительства (в том числе арендованных);

4) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительномонтажных работ;

5) добровольное страхование товарно-материальных запасов;

6) добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

7) добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщи­ком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое
страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в со­
ответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общеприня­
тыми международными требованиями.

Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых та­рифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и тре­бованиями международных конвенций. В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы по указанным в настоящей статье добровольным видам страхования включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению), согласно ст. 272 НК, признаются расходами в целях налого­обложения только в том отчетном периоде, в котором были выделены средства на оплату страховых взносов.

До вступления в силу главы 25 НК расходы по страхованию относились на себе­стоимость в ограниченном размере, от одного до трех процентов совокупной себестоимо­сти произведенной продукции (работ, услуг).

Налогообложение страхового бизнеса в разных странах различно. В ряде стран, например, в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Японии налогообложе­ние страховщиков не отличается от налогообложения обычных компаний. Страховщики, действующие на территории других стран, как правило, должны назначить налогового представителя или регулярно представлять полный список заключенных договоров.

Во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития, кроме Чехии и Польши, действуют налоговые вычеты для страхователей на сумму уплаченных страховых премий.

Предприятия Великобритании, в т.ч. и страховые, облагаются налогом на корпо­рации, ставка которого составляет 31%. Во Франции страховые компании, как и остальные юридические лица, обязаны уплачивать налог на прибыль, ставка которого составляет 33%. Страховые компании так­же платят в бюджет налог на страховые премии, уплачиваемые страхователем, и на доход от инвестиционной деятельности, за вычетом расходов на ведение дел. Налогообложение страховых компаний в Китае производится с их доходов (33% с китайских, 15% с иностранных, компании по страхованию жизни освобождаются от на­лога на доходы) и с оборота - 5% в 2003 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система налогообложения РФ. Субъекты налоговых правоотношений. Понятие страховых организаций. Особенности и перспективы развития их налогообложения. Пути регулирования страховой деятельности в РФ. Налоги, относимые на себестоимость страховых услуг.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2010

    Общие положения системы налогообложения страховых организаций. Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка. Современная правовая база налогообложения страховых фирм. Налоги, уплачиваемые страховыми фирмами.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Финансово-правовые нормы регулирования особенностей налогообложения страховых организаций. Формирование доходов страховых организаций (страховщиков) и их расходов для целей налогообложения. Источники уплаты налогов в федеральный и региональный бюджет.

    реферат , добавлен 02.06.2010

    Требования к системе налогообложения страховой деятельности. Механизм налогообложения страховых организаций в Российской Федерации. Налоговый учёт доходов и расходов, налогообложение резервов. Перспективы развития налогообложения страховых компаний.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2015

    Основы налогообложения в страховании. Состав доходов и расходов страховщиков. Сбор за использование наименования "Россия". Налог на имущество предприятий и на операции по ценным бумагам. Основные схемы уклонения от уплаты налогов страховых организаций.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Значение страховых организаций в рыночной экономике. Оценка налоговой нагрузки страховой организации. Исследование динамики налоговых поступлений в бюджет. Зарубежный опыт налогообложения страховой деятельности и возможности его применения в России.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    Система налогообложения РФ. Нормативное регулирование деятельности страховых организаций. Анализ порядка исчисления и уплаты налога на прибыль ООО "Страховой Компанией "Согласие". Рекомендации по совершенствованию налогообложения в данной организации.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Особенности налогообложения: налоги на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, специальные налоговые режимы. Цель, задачи и результат налогового аудита страховой компании. Разработка механизмов регулирования размеров уплаты налогов.

    Курсовая работа

    по дисциплине «Федеральные налоги и сборы с организаций»

    на тему: «Особенности налогообложения страховых организаций»


    Введение

    Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

    1.1Система налогообложения РФ

    1.2 Субъекты налоговых правоотношений

    1.3 Налогообложение страховых организаций

    Глава 2. Особенности налогообложения страховых организаций

    2.1. Понятие страховых организаций

    2.2 Особенности налогообложения страховых организаций

    2.3 Перспективы развития налогообложения страховых организаций

    Заключение

    Список использованных источников


    Введение

    Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

    В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

    Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

    Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

    Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

    Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.

    Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.


    Глава 1. Сущность системы налогообложения страховых организаций

    1.1 Система налогообложения РФ

    Важнейшей задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. А в России соответственно будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.

    Вторая задача связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом налоговую систему необходимо сделать более справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности. Это достигается путем научно обоснованного определения объекта налогообложения, применения соответствующей системы налоговых ставок, а также за счет сокращения налоговых льгот.

    Для повышения действенности налоговой системы в современных условиях необходимо пересмотреть подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, к порядку уплаты налогов и отношениям между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками этих отношений, ужесточить контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

    В целом фундаментальная задача, которую необходимо решить в возможно короткие сроки, сводится к формированию новой отрасли права - налогового права, с глубокой и тщательной проработкой всех ее элементов, с учетом мирового опыта и национальной специфики.

    Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

    Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

    Функция налогов - проявление сущности его действия, способ выражения свойств. Основной выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов - мобилизация финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные государственные фонды.

    Вместе с тем налоги могут выполнять и стимулирующую функцию, т.е. воздействовать на экономические интересы участников страховых отношений, создавая условия для оптимизации общих затрат на страхование и особенно его видов, имеющих наибольшую социальную значимость.

    Степень реализации названных функций зависит от видов налогов, методики расчета и источников их уплаты.

    Впервые принципы действия налоговой системы описал А. Смит, выдвинув четыре правила налогообложения:

    Подданные государства должны давать на содержание правительства каждый по возможности сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. сообразно доходу, которым он пользуется под покровительством правительства. Это правило можно сформулировать как принцип справедливости - равенство и всеобщность;

    Налог должен быть определенным, а не произвольным. Срок платежа, способ и размер его - все должно быть точным и ясным, т.е. определенность налогов;

    Налог следует взимать в сроки и способами, наиболее удобными для плательщика;

    Налог необходимо брать с населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну. Этот принцип можно назвать как дешевизна налоговой службы. Расходы по содержанию налоговых органов, естественно, в казну не поступают, а точнее - уменьшают доходную часть бюджета.

    Классик рыночной экономики Д. Рикардо также исследовал вопросы сущности, роль, функции и классификации налогов. Он отмечает, что если потребление правительства возрастает вследствие взимания добавочных налогов и покрывается или увеличением производства, или уменьшением потребления со стороны народа, то налоги ложатся на доходы, и начисленный капитал остается нетронутым, но если производство не увеличивается, то налоги придется уплачивать из капитала (т.е. будет затронут фонд, предназначенный для производственного потребления). Задача политики правительства должна состоять в том, чтобы поощрить стремление к накоплению.

    Функция налога - проявление его сущности, действия, способ выражения его свойств.

Похожие публикации