Диалог в темноте - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch. «Диалоги в темноте»: незрячие тренеры помогают зрячим участникам найти себя Тренинг в Антарктиде

«Ну, вот, я уже на борту Боинга. Совсем скоро я буду во Франкфурте» - размышляя о путешествии, я, с одной стороны, наслаждалась ощущением ожидаемого праздника, с другой меня слегка мучило сомнение - смогу ли я спокойно общаться на немецком языке? Достаточно ли я готова к такому экзамену? В конце концов, я решила поставить точку в своих размышлениях и вернуться к ним только по окончании поездки. Надо сосредоточиться на культурной программе, сказала я себе, чтобы не упустить возможность увидеть и узнать как можно больше. Иначе, будет бесконечно жаль потерянного времени…

Мне нравится немецкий язык. Да, он сложен, но, одновременно, интересен своей чёткой грамматической структурой, своей историей развития. Однако, язык - это не просто лексика-грамматика, учебники и диски. Это - люди. Это другая культура, другой мир мышления, ощущения мира и чувств. Прикоснуться и попытаться понять мир совершенно незнакомых тебе людей - это как окунуться в океан: он бесконечен, глубок и одновременно прозрачен. Если есть желание, для тебя откроется мир загадочный и захватывающий, который не оставит твоё сердце равнодушным.

Невозможно выучить язык, не затрагивая культуру общения, мышления, творчества. Слова, жесты и мимика, музыка и литературное творчество, народный юмор и официальная идеология, отношение к общественным явлениям, друг к другу, к детям и старикам - всё это формирует язык, делает его живым. Самое главное, не пройти мимо.


Культурная программа была продумана заранее: «Старая Опера» (Alte Oper), площадь Рёмерберг (Römerberg), Гетехаус (Goethe-Haus), Собор Святого Варфоломея (Dom Sankt Bartholomäus), Церковь Святого Павла (Paulskirche) и, конечно же, Цайль (Zeil) — главная торговая улица города (без покупок никак нельзя!). Вполне ожидаемый маршрут для туриста. Я совершенно не могла предположить, что из этой поездки привезу совершенно новые впечатления о Германии, которые изменят моё отношение к самой себе, к своей жизни…

Думали ли вы когда-нибудь о том, что произойдёт, если в один не очень прекрасный момент вы станете слепым? Как вы будете двигаться, есть, пить, переходить дорогу, чистить зубы? Самые простые вещи станут сразу весьма сложными. Тысячи людей ежедневно страдают в катастрофах, пожарах. Кто даст гарантию, что беда обойдёт вас стороной? Вы готовы к таким испытаниям? Не задумывались? Я тоже. До недавнего времени.



Когда нам предложили сходить в один небольшой музей во Франкфурте, мы, безусловно, согласились, но, сразу надо отметить, для меня идея музея была не совсем понятна. Но всё непонятное - интересно. Итак, мы идём, точнее, едем…

Фасад здания, где расположен музей, и холл выполнены в чёрно-белых тонах, что вполне объяснимо. В дизайне использованы в основном простые геометрические фигуры, чаще - круг. Теперь мне кажется, что это символ нашего бытия. В жизни всё просто.

Удивление вызвал тот факт, что необходимо было сдать абсолютно все вещи в камеру хранения, оставив себе пару евро. Зачем, мы поняли попозже.

Ожидая, когда наш экскурсовод предложит нам пройти в залы, мы занимались тем, что пытались «писать» шрифтом Брайля. Для этого в холле есть две парты со специальными рамочками и стилусы, а на стене - сам шрифт. Все посетители по очереди с серьёзными лицами пытались хоть что-то написать на листочках. Судя по напряжённой тишине, это было весьма непросто. Вы когда-нибудь пытались сделать это? У меня, скажу откровенно, так толком ничего и не вышло. Но наши дети смогли - они более гибки и быстрее схватывают всё новое и необычное.

Нас пригласили в зал. В зал… в зал? А где зал? Там? Ничего не видно…Нам выдали по палочке, с которыми обычно передвигаются слепые, и повели в полную темноту… Вот тут и стало понятно, что руки нам нужны не для того, чтобы носить свои дамские сумочки. Надо было двигаться и ориентироваться на голос экскурсовода, чётко повинуясь его указаниям, чтобы не потеряться! «Держитесь правой стороны» - Господи, где стена? А, вот, иду дальше… наступила кому-то на пятки.. но никто не возмущается… наступили мне… ничего, терпимо. Главное, идти. Что мы слышим? Звуки леса, водопад, шум воды и ощущаем на лице брызги прохладной воды… Я не вижу нашего гида, но уже влюблена в его голос - он для нас «лучик света», мягко направляет нас по маршруту, постоянно проверяет наше присутствие «Larissa?» - Да, да, да, я здесь. Как сложно перейти через речку по качающемуся мостику! А вот оно, дерево - мы ощущаем его кору руками, мы «видим». Шум города, телефон, автобус… всё надо потрогать руками, чтобы понять, что это. А как перейти дорогу? Слушаем светофор. Именно слушаем! Вот, короткие сигналы, можно идти…

Дети, сразу включившиеся в эту игру, соображают быстрее взрослых. Для них жизнь - это смена игровых ситуаций и правил. Они не задумываются о сложных вещах, не строят заборы из возможного-невозможного - они просто принимают жизнь такой, какая она есть. Нам взрослым несколько сложнее, мы привыкли быть осторожными и ценить свою безопасность. Так и идём по маршруту: дети впереди, взрослые догоняют…
Наконец в полной темноте мы зашли в кафе… Слышим шум: постукивают стаканчики, беседуют люди, смеются детишки… Ага, нашли стойку, надо заказать себе что-нибудь. Ничего совершенно не хочется. Но надо, чтобы картина была полная. По цепочке, стараясь не терять друг друга, находим столик. Дети весело хрустят чипсами, они весьма довольны приключениями. А у меня одна мысль: я счастливый человек! Я могу видеть, какое же это счастье… как можно жить без цвета и света, беседовать с кем-то, не видя его глаз; не наслаждаться первыми весенними цветами, не впитывать в себя зелень летнего города…
Наш гид работает в музее два года. Он не blind, но он очень хорошо понимает людей, страдающих этим недугом. Судя по тому, как он водил нашу группу, эта работа ему по душе. Все остальные экскурсоводы blindgeboren. И, я думаю, они работают в этом музее не только за деньги…

Зрячему человеку трудно понять слепого. И дело тут даже не столько в глазах. Многие из нас слепы. Все мы живём на бегу, редко оглядываясь вокруг, не замечая грустных глаз соседа по маршрутке; счастье молоденькой девушки, светящееся на её хорошеньком личике, нас почему-то совсем не радует, а даже, бывает, и наоборот; немощь стариков, еле идущих впереди, загораживающих нам путь, вызывает глухое раздражение; плач ребёнка нам кажется просто очередным капризом. Мы живём в «саркофагах», стараясь отгородить себя от мира чувств. И теряем себя, постепенно уходя на глубину безжизненного моря. Но иногда нам так хочется поплакать просто так, без причины. Это наше «я» пытается напомнить о себе, пытается растопить лёд равнодушия. Попробуйте закрыть глаза и пройти по городу. Может, это вам поможет вспомнить о том, что мы - люди?

Можно много говорить о человеколюбии, писать законы и проговаривать правила. Всё это лишь слова, пока не найдутся те, кто сможет показать людям, как сложно быть просто человеком, просто любить и уважать себя и окружающих, просто научиться говорить «спасибо» судьбе за то, что имеешь.
Улетая из Франкфурта, я вспоминала своё путешествие. Я успела далеко не всё, что запланировала, но была вполне довольна своей поездкой. Я побывала в совершенно новом для себя музее - мире, который позволил мне по новому взглянуть на себя, на своё отношение к жизни. Dialog im Dunkeln состоялся.

В Израиле есть совершенно уникальный, замечательный Детский музей в Холоне. Там не обычные статичные экспозиции на какую-нибудь художественную или научную тему, а живые программы для посетителей разных возрастов, от ребятишек до взрослых людей.

Первой программой, в которой мы принимали участие в этом музее, был , я рассказывала об этом подробно. В августе 2015 года мы с детьми записались на программу "Диалог в темноте" - и вот только сейчас я собралась рассказать о ней, но лучше, как говорится, поздно, чем очень поздно.

В музее проводятся три программы такого рода: "Диалог со временем", "Диалог в темноте" и "Приглашение в тишину":

О программе из недр Интернета:

"Для выставки «Диалог в темноте» на территории музея возвели новый павильон, как думали ее организаторы, максимум на полгода, но успех выставки превзошел все ожидания. Идея создания экспозиции «Диалог в темноте» в Холоне появилась еще в 2003 году, когда коммерческий директор «Безека» Пнина Шенхав посетила подобную выставку, открывшуюся в Германии. Первоначальным инициатором международного проекта был доктор Андреас Хайнеке. Познакомившись со слепым журналистом одной из немецких радиостанций, Хайнеке открыл для себя незнакомый мир четырех обостренных чувств – слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оказалось, что мир без красок и форм вовсе не так беден и ограничен, как кажется обыкновенным зрячим людям, особенно, если любить жизнь и обладать чувством юмора. «Диалог в темноте» – разработка Андреаса Хайнеке и немецкой фирмы «Консенс Коммуникейшенс». Благодаря слепому коллеге Хайнеке обратил внимание на частые неправильные представления зрячих о слепоте. Выставка «Диалог в темноте», действующая в Детском музее с июля 2004 года, позволяет познакомиться с тем миром, в котором живет слепой человек.

Выставка «Диалог в темноте», действующая в Детском музее с июля 2004 года, позволяет познакомиться с тем миром, в котором живет слепой человек. Это не совсем аттракцион и не совсем лабиринт: посетители выставки следуют по пятам за слепым проводником, который легко ориентируется в кромешной тьме. Идя на голос гида и сжимая в руках палочки-поводыри, посетители учатся распознавать шелест листвы, запах воды, автомобильные гудки, опознавать по форме и запаху фрукты и овощи на рыночных лотках. Павильон выставки состоит из нескольких залов, имитирующих реальные условия - улицы, парки, порт и даже столики кафе... Сами проводники называют эту выставку «щадящим маршрутом для начинающего слепого», ведь здесь не встретишь коварных неожиданностей, поджидающих слепых в реальном мире.

Стоимость проекта «Диалог в темноте» - около полумиллиона долларов. Более трех миллионов людей уже посетили выставку «Диалог в темноте» в ста городах 15 стран по всему миру. В Израиле же выставку посещает по 50.000 человек в небольших группах под руководством 25 слепых экскурсоводов".

Программа "Диалог в темноте" предназначена для посетителей в возрасте от 9 лет. Детей до 14 лет обязательно должен сопровождать взрослый. Продолжительность программы - около полутора часов.

Программа проходит в полной темноте и в постоянном контакте с гидом (незрячим), который в любой момент может прервать действие и вывести наружу тех, кому стало страшно, нехорошо, не по себе или просто захотелось уйти из темноты.

Флаер программы "Диалог в темноте": "В полной темноте открываются глаза". В полной темноте происходит диалог между вами и вашими спутниками, у вас с самим собой - и в процессе него рушатся стереотипы и появляются новые ощущения и понимание происходящего вокруг.

Итак, мы приехали к началу программы в музей, и сели в небольшом холле ждать, пока соберется группа.

Нам объяснили, что нас будет вести гид, что надо делать все, что он скажет, не пытаться самостоятельно куда-нибудь уйти. Все получили тросточки, и нам объяснили, как ими пользоваться.

Фото из сети:

После чего мы зашли в полутемную комнату (чтобы не сразу попадать в кромешную тьму, а немного привыкнуть к полутьме), где нас ждала наша гид по имени Нина. Она-то и сказала нам то, что мы не осознали полностью сначала, а потом поняли - конечно, иначе и быть не может.

Она сказала нам, что никто не должен закрывать глаза, нет никаких повязок - идите и смотрите широко открытыми глазами. Темнота настолько полная, совсем не такая, как когда просто дома нету света, что нет никакой разницы, открыты глаза или закрыты.

Не хочу подробно описывать все залы, в которых проходили этапы программы (их было шесть или семь), чтобы не делать спойлер - вдруг кто-то из моих френдов туда соберется.

Но в двух словах: каждый зал посвящен иной теме, мы попадали в разные ситуации, где нам приходилось управляться с помощью осязания, обоняния, слуха - и совершенно без зрения. Мы побывали в шумном городе с интенсивным движением - и надо было перейти улицу не под колесами машины!, - на морской прогулке, в лесу, на рынке.

Как же купить овощи на рынке, не видя, что ты покупаешь? А вот так вот - и мне действительно попался несвежий помидор, в который я вляпалась руками. И прямо остановилась сраженная мыслью: а ведь слепые действительно не видят на рынке, какой помидор свежий, а какой с гнильцой - и берут в руки тот овощ, до которого зрячий побрезговал бы дотронуться.

Последний зал был кафетерием, где нам предложили в полной темноте заказать себе напитки и угощение, расплатиться - тоже в полной темноте, на ощупь, - и съесть и выпить купленное, желательно не облившись и не облив соседа. Не все так просто, как кажется!

И там же, за столиками в кафе, мы обсудили с Ниной то, что мы увидели, почувствовали, о чем узнали. Нина предложила задавать ей любые вопросы, и подробно рассказывала о своей жизни.

Вопросы действительно были любые - к примеру, кто-то спросил, как она режет себе овощи на салат, ведь она может порезаться? На что она ответила, что ее шанс порезаться такой же, как и у зрячего человека. Ведь и зрячие режутся направо и налево, несмотря на то, что видят глазами ножик, свои пальцы и овощи на доске. Ну а она чувствует пальцами, где край овоща и куда движется нож.

После кафетерия мы снова вошли в полутемную комнату, чтобы глаза привыкли понемногу к свету, и попрощались с чудесной Ниной.

Наши впечатления от "Диалога в темноте" были очень неожиданные: мы дико устали. Просто невероятно, я даже не могу вспомнить, от чего я еще так уставала. Ощущение было, что мы разгрузили вагон угля: не было сил двигаться, разговаривать, видеть что-то и кого-то, обсуждать. Хотелось обратно в темноту, и желательно еще и в тишину.

И только потом, по прошествии нескольких часов, мы стали обмениваться впечатлениями, рассказывать друг другу, что было непривычно, что было страшно, с чем справились лучше или хуже. И с удивлением как бы оглядывались вокруг себя: мы видим! Вот просто смотрим - и видим глазами. С этого дня ощущение того, что все вокруг видно, в цвете, в красках и во всех оттенках, стало для нас не само собой разумеющимся.

А еще я уже не в первый раз рассказала детям давнюю историю, которую мы все после посещения музея восприняли иначе, чем раньше. История следующая:

У моей сестры был в школе для медсестер курс на следующую тему: пациенты с нарушениями зрения, слуха и т.д. На этот курс приглашали лекторов-"гостей", людей не из числа преподавателей, которые вели занятие.

Это была первая лекция курса. Перед началом лекции у студентов был перерыв, все отдыхали, болтали.

В аудиторию вместе с постоянным лектором вошел высокий молодой человек, они разговаривали, стоя лицом к лицу. В руках что-то небольшое типа зонтика или тросточки. И только когда лектор помог парню взойти на кафедру, студенты поняли, что он слепой, и что именно он будет вести занятие. И конечно поняли, что за тема будет у этой лекции.

Он немного походил по кафедре, ощутил и запомнил пространство, быстро сориентировался в незнакомом месте - где стол, где ступеньки. Сложил свою тросточку.

Когда молодой человек подошел слишком близко к краю кафедры, студенты заволновались, стали знаками показывать своему постоянному лектору, что сейчас тот упадет! Но парень, казалось, прекрасно видел, где заканчивается площадка. И он начал свой рассказ.

Он родился в обычной семье, у него не было никаких проблем со здоровьем. Был вторым ребенком после старшей сестры.

И родители были уверены, что все в порядке, до тех пор, пока не пришли с ним на обычную проверку зрения в семилетнем возрасте. Врач-окулист обнаружил наследственное заболевание, мутацию. Выяснилось, что с этой мутацией неизбежна потеря зрения. Когда? Неизвестно. В один непрекрасный день.

И с этими новостями парень и его родители ушли домой продолжать жить. Каждый день, каждый час, каждую минуту он жил с ожиданием слепоты.

Парень вырос, пошел служить в армию, где специализировался на компьютерной технике. И в возрасте 24 лет он стал чувствовать сужение поля зрения. Пошел к врачу - и тот подтвердил, что процесс потери зрения начался. Он жил тогда один, без родителей и не был женат.

В течение недели парень полностью ослеп на оба глаза и абсолютно безвозвратно. И первые две недели без зрения он просто лежал дома и плакал. Как ему жить дальше? А потом он решил, что это не самое интересное занятие - лежать и плакать. Встал, и начал учиться жить заново: стал учиться ходить, узнавал заново свою квартиру.

Его отвели в организацию для слепых и слабовидящих, научили пользоваться тросточкой. В общем, быт как-то начал налаживаться. Но что делать с профессией? Его беда была в том, что он хотел стать учителем. Английский для него был вторым родным языком: бабушка живет в Индии, и он с ней говорил только по английски.

Парень решил попробовать поступить в педучилище. Поначалу его даже не хотели записывать, отказывались принимать документы. Он еле-еле смог уговорить комиссию в одном из педучилищ дать ему шанс попробовать. Не получится - он сам уйдет. Они согласились на эксперимент, и он начал учиться.

В течение всего курса он учился с отличием, закончил специализацию "английский язык". Когда началась практика, он очень боялся, что его не воспримут ученики - будут высмеивать.

Когда разыгрывали классы для специализации (а их выбирают рандомально), ему достался самый сложный возраст, 7-9 классы. И действительно, на первом уроке над ним смеялись, он слышал из всех углов класса хихиканье. Но со временем он нашел с ребятами общий язык, сумел заинтересовать их предметом, и за практику получил оценку 100 балов.

Во второй части лекции ему начали задавать вопросы о его повседневной жизни, и он на все подробно отвечал. У моей сестры создалось впечатление очень позитивного человека, оптимистичного и с юмором относящегося к своим сложностям. При разговоре у нее совершенно не было ощущения, что он слепой - так как все время парень поддерживает "связь глазами", как бы смотрит на собеседника.

Как он берет деньги из банкомата? Карточку узнает наощупь. Проверить сумму он не может, поэтому берет деньги и обращается к зрячим друзьям за помощью. Монеты узнает наощупь. Купюры - друзья помогают разложить по разным отделам кошелька купюры разного достоинства. Сдачу старается "оценить" наощупь, но мелкие монеты проверить сложно. Поэтому придерживается идеи, что если кому-то сильно хочется ограбить слепого - пусть ему будет на здоровье.

Встает утром по "говорящему" будильнику. Если вчера лег спать очень усталым, и сунул что-то не на свое место, то конечно утром найти эту вещь будет сложно. Начинает вспоминать поэтапно, где был и что держал в руках. Одевается с помощью "говорящего" прибора, который определяет цвета - это помогает ему подобрать одежду в тон.

Ходит в бассейн недалеко от дома. Ездит на учебу или на работу - он работает в Детском музее в Холоне гидом программы "Диалог в темноте". Является старшим группы в Детском музее, прошел стажировку за границей, и уже имеет право обучать новых гидов.

Рассказывал, что как-то с друзьями с работы они всей компанией пошли в кафе. Он заказал бутылку кока-колы, официант принес стеклянную бутылку. И он по весу определил, что она недолитая - чуть ли не полупустая. Подозвал официанта, переспросил, полная ли бутылка. Официант натурально оскорбился и накричал на него. Компания заплатила за недопитый-недоеденный заказ, встали и ушли. А когда пришли домой, то купили в супермаркете обычной кока-колы и напились вдоволь.

Очень тяжело в первый раз идти в какое-то незнакомое, новое место. Если с ним пройти там и подсказывать, где что, то на следующий день он уже сможет пройти там самостоятельно.

В ютьюбе я нашла ролик с посещения "Диалога в темноте" организованной группой. Ролик на иврите, но и без знания языка можно составить впечатление о том, что происходит в программе:

Что такое абсолютная темнота? Как общаться и решать несложные, на первый взгляд, задачи, если «взгляд»-то как раз и отсутствует? Как преодолеть стресс и включиться в работу, ведь от этого зависит успех команды? Мало придумать гениальную идею, нужно ещё научиться слушать и слышать… или всё-таки говорить и делать? Кстати, в темноте (вдруг!) окажется, что точно формулировать мысли очень трудно, а понять, что имеется в виду, и тем более реализовать задуманное -- вообще невозможно… Или всё-таки возможно?.. Собрать радугу, если все вдруг стали дальтониками? Посчитать деньги, которые, натурально, не пахнут? Построить мост, по которому должен проехать автомобиль… «Диалог в темноте» это не только ценный teambuilding, но и килограмм «мягких» навыков (так нужных любому коллективу).

Цель игры

Развитие "мягких" навыков.

Особенности игры:

Этот тренинг проходит по запатентованной технологии, изобретённой в Германии. Задания, которые выполняют участники в темноте, разработаны психологами, бизнес-тренерами международного уровня. В течение 30 лет по всему миру проходят подобные тимбилдинги, в Москве "Диалог в темноте" работает 6 лет. Перед каждой игрой в помещении, где будет проходить действо, группа специалистов создаёт абсолютную, эталонную темноту, где совершенно нет света. Все тренеры и модераторы тренинга - незрячие, они запоминают всех участников, по голосам определяют, кто как себя проявил в ходе испытаний, и на рефлексии выдают полный психологический портрет коллектива. К вопросу безопасности здесь также подходят основательно: каждую команду сопровождает тренер, который контролирует ситуацию, а на случай непредвиденных обстоятельств есть резервное освещение. Организатор тимбилдинга готов подстраиваться под запросы клиентов: 1). меняя задачу тренинга (эффективная коммуникация, развитие лидерских навыков, эффективность работы в команде и др.); 2). изменяя продолжительность тренинга и количество модулей в темноте; 3). привлекая внешнего тренера, в т.ч. корпоративного тренера клиента; 4). проводя выездные игры на других площадках

Что нужно для игры

Готовность покорить темноту

Особые условия

Может проводиться на любой площадке. 1. площадь помещения от 60 до 250 кв. м.; 2. организатор игры в обязательном порядке должен лично посмотреть помещение, предлагаемое для проведения тренинга. 3. важно! После того, как помещение подготовлено для мероприятия в темноте, оно не может быть использовано для других целей до окончания тренинга. 4. дополнительное помещение для тренеров, где они могут переодеться и готовить реквизит во время тренинга.

Механика игры:

Участники оставляют все светящиеся вещи в локерах - мобильные телефоны, компьютеры и часы. То же самое относится к сумкам, портфелям и другим вещам, которые участники могут принести с собой – руки должны быть абсолютно свободны! После чего инструкторы проведут предварительный брифинг, познакомят с правилами. Сам тимбилдинг состоит из "тёмного" и "светлого" модуля. Сначала игроков погружают в темноту, в которой они проводят 2 часа. Здесь их делят на команды, после чего они проходят цепочку различных испытаний, в том числе на развитие креативности мышления. Но главное здесь - "мягкие" навыки (активное слушание, лидерские качества, способность договариваться, преодоление стресса, работа в нестандартной ситуации, оценка контрагента (его психологического, эмоционального состояния). Например, участники получают части радуги и им нужно договориться о правильном порядке следования деталей. Здесь не бывает команды-победителя, не нужно соревноваться, надо договариваться. В финале - "светлый" модуль тренинга. В помещении включается свет, и все видят результаты своей работы. В течение часа проходит анализ полученного опыта.

Примеры активностей

А не хотите ли посетить со своим взрослеющим чадом один из самых необычных и интересных музеев Гамбурга, который называется «Диалог в темноте»? По сути, это, скорее, социальное мероприятие, потому что все экскурсоводы в музее… незрячие. «Диалог в темноте» является одним из наиболее популярных музеев города, поэтому непременно посетите его с ребенком. Возможно, после этой экскурсии он сможет задуматься о чем-то серьезном…

Чем отличается гамбургский музей «Диалог в темноте» от большинства своих «собратьев»? Прежде всего, тем, что в нем нет ни одного мало-мальски ценного экспоната. Более того, здесь нет вообще ни одной вещи, покоящейся под музейным стеклом. В первом же зале вас встретит кромешная тьма и… персональный незрячий гид. Именно на его голос вам предстоит ориентироваться в помещениях без света. Вы только задумайтесь, что вам предстоит провести в темноте незначительное время, а эти люди вот так живут всю свою жизнь!

Чтобы вам с ребенком было проще следовать за своим экскурсоводом, вы получите на входе тонкую палочку белого цвета - постоянного спутника слепых людей на улицах европейских городов.

За полтора часа, которые длится эта необычная экскурсия, гости музея знакомятся со своим гидом и слушают его интересные рассказы. Вы будете переходить из зала в зал, вас будет все также сопровождать абсолютная темнота и ненавязчивый голос незрячего экскурсовода, ставшего на время самым настоящим поводырем.

В каждом помещений вас ожидает новая эпоха развития Гамбурга, вы на ощупь познакомитесь с ее основными приметами. Так, на местном овощном рынке вы сможете осязать налитые фрукты и спелые овощи, а вас нос почувствует всю прелесть ароматных восточных специй или кофе. В другом зале вас будет ждать загадочный лес, шуршащий опавшими листьями и журчащий дикими ручьями. А есть комната, где вы сядете в лодку и ощутите на своем лице приятную прохладу речных брызг.

Не забывайте внимательно слушать своего гида, он подскажет вам, где находятся коварные ступеньки, о которые можно споткнуться, острые углы, рвущие одежду, и небольшие ямки.

Это увлекательное путешествие в страну слепых завершается неизменным разговором с экскурсоводом. Вы сможете задать ему любые интересующие вас вопросы, в том числе и спросить о его собственной жизни: как человек стал слепым, как он живет в постоянном мире темноты и многое другое. Местные незрячие гиды никогда не уходят от ответа, всегда рассказывают честно и откровенно даже о самом деликатном.

Кстати, если вы проголодаетесь, то сможете заглянуть в кафе при музее, в котором даже официанты - слепые. По этой причине в кафе вам не предложат горячие блюда, но съесть салат, пирожок и выпить стакан газировки или сока вы всегда сможете. Кстати, процесс приема пищи проходит тоже в полной темноте.

Поход в музей «Диалог в темноте» можно рассматривать не только как некий аттракцион, но еще это и прекрасная возможность развить в себе и вашем ребенке чувство толерантности и понимания других людей, которые ограничены в физических возможностях.

Каковы ваши мысли по поводу принудительных тимбилдингов и бизнес-тренингов? Вы думаете, что они неуклюжи и лишь впустую тратят ваше время? Или они полезны и увеличивают мотивацию и производительность? Несомненно одно — почти все читатели знакомы со стандартами классических тренингов и тимбилдингов, такими как производственные практики, лекции, веревочные тренинги, кулинарные занятия. Но приходилось ли вам когда-либо надевать костюм для борцов сумо, симулировать зомби, общаться в стае волков, скакать верхом только ради создания атмосферы доверия в команде и узнавания ваших коллег? Скорее всего, нет. Ниже мы приводим несколько необычных и экстраординарных корпоративных мероприятий.

Диалог в темноте

В 1995 году немец Андреас Хайнеке придумал и создал проект «Диалоги в темноте». Профессор Хайнеке верит, что посредством проживания нескольких часов в жизни в качестве слепого можно разрушить стереотипное восприятие незрячих людей, воспитать к ним позитивное отношение и перевернуть свое сознание. С одной стороны, проект направлен на интеграцию слепых людей в общество, а с другой — знакомит зрячих с новыми ощущениями, которые дает темнота. Тренерами выступают инвалиды по зрению, а сам тренинг проходит в абсолютно темной комнате и длится несколько часов. В тимбилдинге могут участвовать от двух человек до нескольких десятков. В течение двух часов тренеры «Диалога в темноте» предлагают решить несколько заданий, разбив людей по группам. Группа — маленький аналог компании, где для успешного выполнения очень простого задания надо работать слаженно, грамотно: каждому выбрать себе роль (кто — лидер, кто — послушный исполнитель), действовать спокойно и быстро, договориться о стандартах, найти взаимопонимание. Эти общие слова, обычно транслирующиеся во всех компаниях как корпоративная культура, для команды людей, попадающих в темноту, оказываются на вес золота. Занятие, как правило, начинается с простейших заданий — определить размер комнаты, разделиться на команды, найти в темной комнате стол, занять стулья и так далее. Такой тренинг направлен на выявление лидерских качеств и сплочение команды, но может трансформироваться и под другие нужды. Например, сотрудникам, работающим с клиентами, темнота помогает научиться слушать, понимать собеседника по тому, каким образом он говорит, по мелодике его речи.

Люди против зомби

Корпоративная культура США переживает бум тренингов «Людей против зомби», которые в игровой манере представляют выживание от нападающих оживших трупов. Идея создания игры, которая в необычной манере воспитывает чувства сплоченности, возникла в университетском городке Goucher College у студентов Криса Вида и Брэда Сэппингтона. Они разрабатывают руководства и правила, а коммерческие фирмы по франшизе организовывают игры по всему миру. Такие тренинги популярны сегодня как в летних лагерях и школах, так и на военных базах. Роли зомби играют нанятые актеры, а сотрудники компании изображают уцелевшую группу людей, которым нужно исполнить различные миссии и выжить. Игроки, как правило, вооружены пушками с пеной, их цель состоит в том, чтобы поразить выстрелом игрока-зомби. Зомби разоружены и должны помечать «людей», чтобы утолить «голод», таким образом исключая их из игры. В итоге получается смесь пейнтбола и костюмированного представления.
Т. к. игроки должны работать в прекрасном единстве, чтобы перехитрить зомби, то такое занятие позволяет установить доверие и глубокие связи в команде, немедленно удаляя социальные границы. Как говорят создатели: «Зомби не дискриминируют вас ни по расовому, ни по гендерному признаку. Они просто жрут вас, если вы не умеете работать в команде». Игроки, когда-либо участвовавшие в «схватке с зомби», сообщают, что это самый незабываемый опыт выстраивания сотрудничества и кооперации в команде.

Борьба сумо

Несмотря на некоторые сомнения относительно эффективности, в Великобритании набирает популярность такой вид корпоративной активности, как борьба сумо. Для организации тренингов в виде сумо создано множество фирм, которые обеспечивают клиентов костюмами (комплект включает даже головной убор, который напоминает прическу сумоиста), ареной для борьбы дохе, компетентными судьями гедзи. Дополнительным антуражем служит аппарат, выпускающий дым, и японские саундтреки. Конечно, никакого пуризма в соблюдении правил ожидать не приходится. В тренингах, инсценирующих борьбу сумо, главное — веселье и забава, а не победа. Организаторы уверяют, что нет лучшего способа построить здоровые отношения с менеджером, чем опрокинуть его на землю, будучи одетым в толстый виниловый костюм, в то время как коллеги стоят вокруг и подбадривают.

Тренинг с волками

На Западе тимбилдинг при участии животных — давно уже не редкость. Не только лошади и ослы, но даже волки помогают людям стать командой.Джанет Нейджел — профессиональный зоолог и психолог. Работая с собаками, она поняла, что собаки и волки могут многому научить людей. «Отношения в стае волков очень похожи на человеческие, нам есть чему у них поучиться», — утверждает доктор Джанет Нейджел. Так, она запустила бизнес-тренинг по развитию лидерских качеств в природном заповеднике Шорфхайде в северо-восточной Германии.

Эти тренинги основаны на выводах психоаналитика и преподавателя Венского университета Рауля Шнайдера, заключающихся в том, что система человеческих отношений схожа с системой отношений в среде волков. В стае волков и в жизни людей можно выделить лидеров (альфа), ближайших претендентов на их место и одновременно их же защитников (бета), основную часть общества (гамма) и аутсайдеров (омега). Альфа-лидеров всегда характеризует подчеркнутое спокойствие и психологическое превосходство. Он должен заслужить свое положение и уметь всегда действовать в интересах стаи. Таким образом, в стае волков исключается давление, агрессия, но воспитываются очень теплые отношения между всеми особями. Этому и учат на тренинге.

Большой популярностью пользуются корпоративные тренинги, т. к. именно во время собраний больших компаний людей наблюдается много общего с волчьей стаей. Сначала общение с прирученными волками происходит в вольере, затем наблюдение за стаей диких волков осуществляется на территории заповедника. Таким образом, наблюдая за поведением стаи и вожаком изнутри и сравнивая его с офисной жизнью, сотрудники учатся улаживать конфликты, выстраивать здоровую коммуникацию в коллективе.

Тренинг верхом

Бизнес-семинары с лошадьми придумали супруги Кребс из Германии в 1996 году. Они проводят занятия в формате обучения верховой езде без коучей и тренеров. Именно лошади учат участников тренинга, как развивать лидерские качества, добиваться поставленных целей, принимать собственные слабые стороны и преодолевать препятствия. Герхард Кребс уверен, что работа с лошадьми заставляет людей чувствовать себя ответственными, уверенными в себе, развивает степень понимания всего происходящего. Именно это необходимо для развития лидерских навыков. Кроме того, лошади всегда объективны и искренни на 100 процентов. Им неважно, как называется ваша должность и сколько вы зарабатываете. Чтобы лошадь слушалась и выполняла команды, необходимо забыть о статусе, руководящем опыте, а довериться собственной интуиции, чтобы стать авторитетом. Таким образом, дрессировка, аллюр и галоп учат участников стать настоящими лидерами.

Вождение вслепую

Фирмы, предлагающие вождение с завязанными глазами, говорят, что это «уникальный способ решить сложные офисные проблемы в забавном и увлекательном пути». Организатор проверяют курс, планируют маршрут, предоставляют команде автомобиль, а водителю надевают повязку на глаза. Когда водитель, один из членов коллектива, полностью дезориентирован в пространстве, то его «глазами» становятся коллеги. Это хороший повод выяснить, насколько высок уровень доверия к коллегам, сидящим в данный момент за спиной, на которых теперь возложено руководство действиями, указание поворотов во время работы двигателя Общая цель: прийти к финишу первыми в назначенное время. Это задание главным образом нацелено на формирование способности работать совместно в команде.

Тренинг в Антарктиде

Интересные тренинги для своих сотрудников предлагают также крупные компании. Например, для своих лучших сотрудников компания Coca-Cola ежегодно проводит необычный бизнес-тренинг в Антарктиде. Тренинг проходит под руководством известного всему миру исследователя Роберта Свона. В 1986 году Свон стал первым человеком на Земле, который побывал в обеих крайних точках планеты — Северном и Южном полюсах. Один раз в год путешественник организует тренинг-экспедицию, в ходе которой в условиях борьбы за жизнь показывает участникам, что такое на самом деле работа в команде и как стать настоящим лидером.

Похожие публикации