Технологии демонтажных работ. Монтажные и демонтажные работы при реконструкции Рекомендации по демонтажу промздания высотой 40 м

Ограждающие конструкции и колонны. Демонтаж наружных стеновых панелей производят полностью участками вниз или частично, снимая примыкающий к кровле ряд панелей.

Сначала с помощью отбойных молотков разбивается монолитный шов по контуру панели. Затем ее стропят при помощи приспособления, включающего две скобы с фиксирующими пальцами (рис. 9.6). Срезку закладных деталей, крепящих панель к колоннам, осуществляют с помощью газорезной установки. Демонтируемая панель в это время должна удерживаться краном и расчалками. Освобожденную панель укладывают на стоящее в зоне действия крана транспортное средство для последующей вывозки.

Демонтаж стеновых панелей многоэтажных зданий должен осуществляться поочередно на каждом этаже, в том числе с использованием стрелового самоходного крана, которым производится демонтаж плит покрытия. Рабочие размещаются в подвесных люльках, периодически переставляемых по периметру здания.
Замену колонн внутри цеха производят с предварительным вывешиванием конструкций покрытия, т. е. переопиранием ферм, установленных на оголовок демонтируемой колонны, на временные стойки их подводят под дополнительно создаваемые узлы опирания в нижних поясах ферм вблизи основных опорных узлов.

Для замены железобетонных колонн внутри действующих производственных зданий часто применяют метод демонтажа колонн поворотом вокруг шарнира с применением лебедок (рис. 9.7,а). При этом способе сначала конструкции покрытия переопирают на временно устраиваемые опоры. После этого газокислородной резкой отсоединяют опорные узлы стропильных ферм от закладных деталей убираемой колонны. Закрепляют поворотный шарнир на демонтируемой колонне, что обеспечивает ее устойчивость после разрушения участка колонны вблизи фундамента. Затем на колонне закрепляют два подвижных блока полиспастов: один за верхнюю часть, другой - ниже центра тяжести колонны. После срубки бетона оголовка (не менее 600 мм), и низа колонны между обоймами поворотного шарнира (не менее 400 мм) и резки несущей арматуры колонну опускают включением в работу полиспаста, присоединенного к верхней части; другой полиспаст вступит в работу только после наклона колонны на 30° к горизонту.

Демонтаж железобетонных колонн лебедками (рис. 9.7, б) применяют в том случае, когда производство работ внутри действующих цехов осуществляется без демонтажа конструкций покрытия, а конструкции основного каркаса позволяют закрепить применяемую такелажную оснастку и воспринять дополнительные нагрузки, возникающие при демонтаже колонны и подкрановых балок.

Замену металлических колонн внутри цехов с помощью опорного шарнира (рис. 9.8) производят в действующих цехах с высокой стесненностью и невозможностью доступа монтажных кранов в зону производства работ. Применение опорного шарнира позволяет произвести опускание и подъем новой колонны в строго зафиксированной плоскости.

Колонны доставляют электромостовыми кранами. Сначала осуществляют усиление стропильных ферм и закрепляют к фасонкам верхних поясов их опорные столики. Затем электролебедками с использованием блоков, закрепленных на монтажных опорных столиках, устанавливают и закрепляют в проектном положении две временные трубчатые опоры. Затем домкратами грузоподъемностью 200 т устанавливают их враспор и после отсоединения опорных узлов стропильных ферм от демонтируемой колонны передают нагрузки на каждую временную опору с помощью домкратов до образования расчетного зазора между опорной частью стропильной фермы и оголовком колонны. Далее колонну отсоединяют от фундамента и лебедками осуществляют поворот ее вокруг шарнира и укладку в горизонтальное положение, а затем вывозят.

В теле фундамента просверливают отверстия и устанавливают на эпоксидном клее короткие гладкие анкерные болты, а затем опорный поворотный шарнир и закрепляют его анкерными болтами. После этого монтируемую колонну укладывают на деревянные брусья и выводят ее конец в обойму опорного шарнира, где жестко закрепляют после выверки.

В дальнейшем стропят колонну и переводят ее в вертикальное положение с использованием электролебедки и падающей мачты. После проверки установки колонны осуществляют ее проектное закрепление к фундаменту. Затем домкратами опускают покрытие и закрепляют стропильные фермы на колонне.

Монтаж внутрицеховых перегородок в стесненных условиях целесообразно осуществлять краном с телескопическим башенно-стреловым оборудованием. Такой способ применяют в цехах с высотой низа стропильных ферм до 15,6 м в местах, доступных для подхода крана (рис. 9.9).

Крановый путь. Наиболее часто производят замену кранового пути (подкрановые балки и крановые рельсы) в связи с интенсивным физическим и моральным износом, необходимостью установки электромостовых кранов повышенной грузоподъемности или увеличением шага колонн каркаса.


В местах, недоступных для подхода и размещения стреловых кранов, подкрановые балки рекомендуется демонтировать при помощи электролебедок (рис. 9.10) и полиспастов.

Работы ведут в такой последовательности. Вначале устанавливают две грузовые лебедки у оснований смежных с демонтируемой зоной колонн и одну оттяжечную в пролете. На оголовках колонн закрепляют неподвижные блоки грузовых полиспастов, пропуская крепежные канаты вокруг узлов стропильных ферм. Демонтируемые балки освобождают от креплений в консолях колонн и сваривают между собой по опорным ребрам в плеть. Застропив ее на концах снимаемых балок, грузовыми лебедками приподнимают на 60-100 мм и затем, оттягивая от опорных консолей, опускают на подготовленную площадку. Демонтируемую часть вывозят транспортом.

Мелкоразмерные балки заменяют тяжелыми подкрановыми балками большого пролета при увеличении существующего шага колонн с 6-12 до 30 м и более. Такую замену осуществляют с помощью самоходных стреловых кранов и наиболее часто - лебедок и полиспастов, неподвижные блоки которых закрепляют на несущих конструкциях каркаса. При очень тяжелых подкрановых балках применяют поэлементный монтаж, устанавливая балки по частям с использованием горизонтальных поддерживающих конструкций.

Подкрановые рельсы можно заменить самоходными стреловыми кранами, если их размещение внутри действующего цеха не вызывает больших затруднений. При невозможности прохода и размещения стреловых самоходных кранов для замены рельсов используют электролебедки, если несущие конструкции каркаса способны воспринимать дополнительные монтажные нагрузки.

Фонарные конструкции. Демонтаж фонарных конструкций одноэтажных промышленных зданий осуществляют с помощью различных средств механизации, включая использование кабельных кранов, крышевых козловых кранов или крышевых стреловых кранов.

Разборку фонаря с помощью кабельного крана рекомендуется производить при длине цеха до 400 м и массе монтируемых элементов до 1,5 т. Крышевые козловые краны грузоподъемностью 1 т применяют при демонтаже металлоконструкций фонарей в средних пролетах реконструируемых цехов. Демонтажные работы в этом случае могут производиться без остановки производства. В комплекте с крышевым краном можно использовать стреловой кран для снятия демонтажных элементов.

Демонтаж конструкций фонаря при их замене может осуществляться с помощью крышевых стреловых кранов, что сокращает сроки работ. Во время спаренной работы кранов первый выполняет демонтажные работы, а второй - монтажные (см. рис. 9.5).

Покрытия. В зависимости от конкретных условий и характера выполняемых работ по замене покрытия используют различные типы подъемно-транспортных монтажных механизмов: кабельные краны (стационарные и передвижные); установщики мостового типа или мостовые краны (для демонтажа и монтажа крупными блоками); крышевые краны (козловые и стреловые); мостостреловые краны, самоходные стреловые и башенные краны. Механизмы последней группы могут работать над крайними пролетами, а остальных групп - на крайних и средних пролетах. В отдельных случаях можно использовать вертолеты.

Строповку демонтируемых железобетонных плит можно осуществлять через пробиваемые отверстия, в обхват плит с помощью специальных траверс.

Строповку мелких плит покрытия и ферм осуществляют двухветвевым стропом, а для строповки тяжелых и крупногабаритных плит применяют четырехветвевой строп. Прогоны и элементы связей допускается снимать, пользуясь стропом-удавкой. Для демонтажа ферм и балок применяют специальные траверсы, соответствующие размерам и массе этих элементов.
Разборка покрытий одноэтажных зданий, когда производство в разбираемом здании останавливается, может осуществляться с помощью самоходных стреловых кранов, передвигающихся по оси пролета, или специальных кранов^ смонтированных на мостовых кранах.

При разборке и замене покрытий без остановки производства работы ведутся посекционно на отдельных участках. При этом разборку следует совмещать с монтажом новых конструкций.

При замене покрытия стана «1700» Ждановского металлургического комбината был применен передвижной кабельный кран на базе двух самоходных кранов Э-2508 пролетом 160 м и высотой подъема крюка 29 м (см. рис. 9.4).
Полную замену покрытия реконструируемых цехов целесообразно выполнять крупными пространственными блоками при большой внутренней стесненности цеха, исключающей возможность прохода крана внутри цеха. Для этой цели применяют установщики мостового типа или технологические мостовые краны. У одного из торцов реконструируемого пролета должна быть свободная площадка, достаточная для установки самоходного стрелового или башенного крана, а также складирования и укрупнительной сборки конструкций.

Основными несущими конструкциями установщика (рис. 9.11) обычно являются две продольные и две поперечные фермы, соединенные между собой горизонтальными и вертикальными связями, обеспечивающими его пространственную жесткость. Установщик снабжен «ложной» фермой, состоящей из стоек и ригелей. В узлах верхних поясов поперечных ферм устанавливают катковые опоры, позволяющие смещать находящийся на установщике блок покрытия до 50 мм от проектного положения. В крайних углах нижних поясов продольных ферм размещают ходовые колеса с домкратным устройством - перемещения по крановым путям осуществляют при помощи собственного двигателя или электролебедок, установленных на тормозном настиле кранового пути.

В действующих цехах, представляющих собой одноэтажные здания значительной протяженности, особенно при металлических покрытиях, в качестве установщиков целесообразно использовать технологические мостовые краны.


Демонтаж покрытия производится пространственными блоками в следующей последовательности:

  • два мостовых крана соединяются временными связями в жесткую конструкцию;
  • над опорной частью кранов устанавливаются домкраты соответствующей грузоподъемности;
  • в здании разбираются элементы покрытия (прогоны, профилированный настил) и продольные связи между фермами кратно шагу колонны;
  • спаренные краны с домкратами подводятся под блок по крытия, последний отделяется от опорной части колонн и поднимается на высоту около 100 мм и на кранах подается к торцу здания, где установлен самоходный стреловой кран (например, МКГ-100);
  • в торце здания стреловой кран снимает и подает на транспортное средство блок покрытия.

Монтаж покрытия производится в порядке, обратном демонтажу. Последний блок (ближайший к стреловому крану) устанавливается непосредственно стреловым краном. Работы этим методом могут быть проведены без прекращения основной деятельности цеха.

Технологическое оборудование. При демонтаже технологического оборудования на открытых площадках работы выполняются часто по комплексной схеме (параллельно с демонтажем конструкций) с применением кранов с удлиненным гуськом.

Краны с телескопическими стрелами могут быть установлены внутри и снаружи зданий. При расположении кранов снаружи многоэтажного здания демонтаж и монтаж оборудования должны производиться через проемы в стене. Однако он организационно сложен и применяется в особых случаях для выполнения сравнительно небольших объемов работ. Транспортирование оборудования производится при помощи прицепной тележки.

При демонтаже оборудования могут быть применены средства механизации на базе автопогрузчиков, например передвижная кран-балка, смонтированная на базе авто- или электропогрузчика (рис. 9. 12). В одноэтажных зданиях передвижные кран-балки применяются, как правило, самостоятельно, при совмещении операций по демонтажу и транспортируют
на передвижной кран-балки возможна только в комплекте с краном и транспортными средствами. Кран, входящий в комплект, подбирается с учетом возможности подачи на этаж или этажерку кран-балки.

Передвижная кран-балка является модификацией серийных моделей авто-, электропогрузчиков, оборудованных стрелами.
Достоинством такой конструкции является наличие откидных опор, позволяющих сохранить по всей длине стрелы постоянную грузоподъемность, и тельфера. Недостаток - небольшая грузоподъемность базовых погрузчиков (до 10 т), снижающаяся дополнительными нагрузками от тельфера и откидных опор, а также ограниченной способностью перекрытий.

Одним из самых распространенных способов демонтажа и монтажа оборудования в закрытых помещениях является применение порталов. Их применяют для демонтажа и монтажа тяжелого оборудования при невозможности или нецелесообразности работы стрелового крана, отсутствии технологического подъемно-транспортного оборудования, а также в случае реконструкции цеха со взрывоопасной средой. Как и при работе кран-балки, портал может использоваться самостоятельно, а также в сочетании с другим грузоподъемным средством, например со стреловым краном.

Порталы бывают переносные (копры) и передвижные. Переносные порталы (копры) используют для демонтажа (монтажа) оборудования небольшой массы. Подачу и вынос оборудования производят с помощью металлического листа-волокуши или инвентарной тележки.

В зданиях павильонного типа используют передвижной портал вместе с гусеничным краном в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность самоходного крана может быть значительно ниже массы монтируемого оборудования, поскольку кран служит только для установки портала на нужный этаж (ярус этажерки).

Оборудование к порталу подается тележками или другими транспортными средствами. Затем оборудование поднимается в портал, фиксируется в транспортном положении и при помощи лебедок вместе с порталом надвигается на место установки и устанавливается в проектное положение. Ввиду невысокой производительности труда применение порталов должно быть обосновано экономическими расчетами и применяться только при незначительных объемах работ.

  • § 9.5. Технология реконструкции зданий с использованием безбалочной каркасной системы
  • График производства работ по устройству сборно-монолитных перекрытий
  • § 9.6. Реконструкция жилых зданий с применением встроенных монолитных систем
  • Графики производства работ по устройству монолитного перекрытия при использовании мягких (I) и жестких (II) режимов прогрева бетона
  • § 9.7. Надстройка зданий
  • § 9.8. Реконструкция жилых зданий с пристройкой объемов
  • Глава 10 технологии реконструкции малоэтажных зданий первых массовых серий
  • § 10.1. Зарубежный опыт реконструкции и модернизации жилых зданий
  • § 10.2. Общая характеристика малоэтажного жилого фонда рф
  • § 10.3. Конструктивно-технологические решения
  • Конструктивно-технологические решения реконструкции жилых зданий массовых серий Конструктивно-технологические решения реконструкции жилых зданий массовых серий
  • § 10.4. Надстройка мансардными этажами
  • Типы мансардных этажей
  • График производства работ по возведению мансардного этажа
  • График производства работ по возведению мансардного этажа
  • § 10.5. Пристройка лождий, эркеров и лифтовых шахт
  • Характеристика пристраиваемых объемных блоков
  • § 10.6. Индустриальные технологии надстройки и обстройки зданий из объемных блоков
  • Технические характеристики средств механизации
  • График производства работ по реконструкции жилого дома с обстройкой и 2-этажной надстройкой
  • Основные типы объемных блоков
  • § 10.7. Комплексная реконструкция зданий с пристройкой объемов и двухэтажной надстройкой
  • График производства работ по комплексной реконструкции 3-секционного жилого дома
  • § 10.8. Реконструкция малоэтажных домов с перепланировкой помещений
  • §10.9. Особенности производства работ при реконструкции жилых зданий без отселения жильцов
  • § 10.10. Технологии реконструкции зданий с уширением корпусов и надстройкой этажей
  • Наземная часть пристроек
  • Технологическая последовательность производства работ при реконструкции 5-секционного жилого дома серии I-515
  • Технико-экономические показатели
  • Глава II реконструкция 9-этажных жилых зданий
  • § 11.1. Конструктивно-технологические решения по реконструкции 9-этажных жилых зданий
  • § 11.2. Технологии надстройки зданий
  • § 11.3. Двухэтажная надстройка 9-этажных кирпичных зданий
  • § 11.4. Надстройка кирпичных и блочных зданий с использованием складывающегося рамного каркаса
  • Примерный график производства работ по надстройке 3-секционного жилого дома
  • § 11.5. Особенности надстройки зданий со скатной кровлей
  • § 11.6. Реконструкция жилых зданий с пристройкой объемов
  • § 11.7. Оценка инвестиционных проектов
  • Глава 12 технологии перемещения зданий
  • § 12.1. Общие положения
  • § 12.2. Технология передвижки зданий
  • Распределение затрат на передвижку зданий по видам работ, %
  • § 12.3. Основные положения по технологическим расчетам и подбору средств передвижки зданий
  • § 12.4. Опыт передвижки зданий в Москве
  • § 12.5. Совершенствование технологии передвижки зданий
  • § 12.6. Технология вертикального подъема зданий
  • § 12.7. Технологии исправления крена зданий
  • Глава 13 демонтаж и снос строений
  • § 13.1. Взрывной метод разрушения зданий
  • § 13.2. Поэлементная разборка зданий
  • § 13.3. Технология сноса крупнопанельных зданий
  • Перечень машин и оборудования
  • § 13.4. Оптимизация работы машин по демонтажу и разрушению зданий
  • § 13.5. Технология переработки продуктов разрушения
  • Глава 14 современные технологии реконструкции застройки городов
  • § 14.1. Характеристика застройки городов
  • § 14.2. Общие принципы реконструкции застройки
  • § 14.3. Инженерная подготовка производства
  • § 14.4. Внутриквартальные производственные базы
  • § 14.5. Технологические особенности возведения многоэтажных вставок
  • § 14.6. Возведение заглубленных сооружений с ограждением котлованов
  • § 14.7. Возведение подземных сооружений способом «стена в грунте»
  • § 14.8. Возведение заглубленных объектов по струйной технологии
  • § 14.9. Технологии возведения заглубленных частей зданий и сооружений в сложных инженерно-геологических условиях
  • § 14.10. Геотехническое сопровождение реконструкции зданий и застройки
  • Заключение
  • Список литературы
  • § 13.3. Технология сноса крупнопанельных зданий

    Технология демонтажа зданий методом разрушения базируется на использовании мощных экскаваторов, оснащенных многосекционными стрелами с гидроприводом и специальными рабочими органами, обеспечивающими механическое разрушение конструктивных элементов из кирпича, бетона и железобетона. Для производства работ используют экскаваторы Hitachi EX-400, Liebherr 942, обеспечивающие разрушение зданий высотой до 20 и глубиной до 3 м.

    Для поточного производства работ используется комплект машин, включающий автосамосвалы грузоподъемностью до 16,5 т, машинку для очистки канализационных сетей, топливозаправщик, водометную форсунку и шланги для мойки, очистки автосамосвалов и обеспыливания боя конструкций.

    В таблице 13.1 приведен перечень основных механизмов машин и оборудования для производства основных видов работ.

    Таблица 13.1

    Перечень машин и оборудования

    Наименование машин, механизмов и оборудования

    Тип, марка

    Техническая характеристика

    Назначение

    Количество на звено, шт.

    Экскаватор «LIEBHERR»

    Вылет стрелы - 20 м

    Объем ковша - 0,4 м 3

    Разрушение конструкций строения

    Экскаватор «Hitachi»

    Вылет стрелы - 11 м

    Объем ковша - 1 м 3

    Погрузка боя, дробление панелей

    Автосамосвалы

    Г/п - 16,5 т, объем к. - 9 м 3

    Вывоз строительного мусора

    По расчету

    Г/п - 13,5 т, объем к. - 8 м 3

    КАМАЗ 5511

    Г/п -13 т, объем к. - 6,6 м 3

    А/Ц машина для очистки канализационных сетей

    Тип КО-502Б

    Вместимость цист. - 5,4 м 3

    Произв. вод. насоса - 10 м 3 /ч

    Рабочее давление - 10 МПа

    Чиста радиатора экскаватора, мойка экскаватора и заправка водой пунктов мойки автомобилей

    Топливозаправщик

    Базовое шасси - ЗИЛ-433362

    Вместимость цист. - 6000 л

    Производительность - 400 л/м

    Заправка топливом экскаваторов

    Грузопассажирский подъемник

    Высота подъема до 20 м

    Транспортирование материалов разборки кровли и жилых помещений

    Для интенсификации процессов демонтажа используется совместная работа двух экскаваторов, один из которых осуществляет разрушение конструкций, а второй производит погрузку боя в автосамосвалы повышенной емкости кузова и грузоподъемности.

    До начала производства работ по разрушению здания оформляется весь комплект разрешительной документации, включающий требования по охране окружающей среды.

    При производстве работ соблюдаются требования СНиП «Техника безопасности в строительстве». Безопасность проведения работ обеспечивается: выбором рациональной технологической последовательности демонтажа в зависимости от степени стесненности объекта; подготовкой площадки строительства с выполнением всех мероприятий подготовительного периода; безопасными приемами выполнения рабочих операций; при постоянном контроле за ведением работ со стороны ответственного ИТР; удалением персонала и механизмов, не связанных с демонтажом, из опасной зоны.

    Перед началом работ рабочий персонал обязан пройти инструктаж по технике безопасности и медицинский осмотр.

    Площадка проведения работ должна быть огорожена и снабжена указателями.

    Технология и организация работ при разборке кровли и внутренней части крупнопанельных пятиэтажных домов

    Для получения материалов вторичной переработки организуются разборка кровли, внутренней части здания и подготовка его к разрушению. До начала работ по разборке здания выполняются следующие виды работ и мероприятия: демонтируется ограждение балконов с фасада здания в местах установки подъемников; устанавливается и закрепляется подъемник для перемещения демонтируемых материалов; производится приемка по акту безопасности и качества установки подъемника, на его соответствие техническим параметрам; производится проверка отключения всех коммуникаций от демонтируемого здания.

    Технология демонтажа кровельного покрытия представлена на рис. 13.4. Она включает нарезку и разделку гидроизоляционного ковра и его удаление с помощью тележек и подъемника с последующим снятием утеплителя и подачей в автосамосвалы.

    Рис . 13 .4 . Технологическая схема разборки кровельного покрытия

    Демонтаж кровли, включая утеплитель, производится посекционно от краев секции здания к месту установки подъемника. В пределах секции кровля режется на карты с размерами 1’0,5 м и удаляется вручную. По мере завершения выполнения работ по демонтажу кровли часть бригады переходит на демонтаж полов. Он осуществляется по схеме от дальних комнат к кухонному проему. По аналогичной схеме осуществляется демонтаж сантехоборудования, оконных и дверных блоков.

    После завершения работ на первой секции здания подъемник перемещается на следующую стоянку и цикл работ повторяется.

    Рис . 13 .5 . Схемы установки мачтового грузоподъемника (а ) и технологическая схема демонтажа сантехнического оборудования в секции жилого дома (б )

    Материалы разборки подаются с помощью подъемника и бункера в автосамосвал для последующих транспортировки и переработки (рис. 13.5).

    Используется комплексная бригада в составе 10-12 чел.

    Снос зданий методом механического разрушения

    В зависимости от положения объекта демонтажа относительно существующих зданий используется схема бокового или осевого движения экскаваторов. При боковой проходке (рис. 13.6) первоначально осуществляется разрушение торцевых наружных стеновых панелей по схеме «сверху вниз». Материалы демонтажа размещаются в непосредственной близости к осевой зоне здания. Затем производится разрушение несущих конструкций: перекрытий и внутренних стеновых панелей. Технологическая последовательность разрушения принимается таким образом, чтобы исключить потерю устойчивости отдельных элементов и их произвольное обрушение.

    Рис . 13 .6 . Технология демонтажа крупнопанельного 5-секционного жилого дома с боковой проходкой экскаватора Liebherr и погрузкой боя экскаватором Hitachi (фрагмент стройгенплана (а ) и схема разрушения дома с погрузкой боя (б ))

    Экскаватором Liebherr осуществляется разрушение конструкций 3-4 верхних этажей. Материалы демонтажа служат основанием для перемещения экскаватора Hitachi, который производит погрузку боя в самосвалы.

    Боковая проходка применяется в случаях, когда по условиям стройгенплана невозможно организовать кольцевую дорогу.

    Процесс погрузки боя начинается после разрушения одной секции дома, что составляет 3-4 ч работы экскаватора Liebherr. Для обеспечения более полной загрузки механизмов экскаваторомHitachi осуществляется кроме погрузки боя разрушение первого, цокольного этажей и подвальной части. Эти процессы совмещены с работой экскаватора Liebherr. Для повышения производительности работ по экскавации боя осуществляется дополнительное разрушение сборных элементов, что позволяет более полно использовать грузоподъемность автотранспортных средств.

    Технологическая последовательность разрушения конструкций элементов здания приведена на схемах, представленных на рис. 13.7.

    Рис . 13 .7 . Технологические этапы сноса крупнопанельного здания а - демонтаж торцевых наружных панелей; б - слом конструкции 1,2 и цокольного этажей; в - погрузка боя; г - очередность разрушения панелей наружных стен; д - то же, перекрытий и внутренних стен

    Она определяется с учетом конструктивных особенностей зданий и должна исключать потерю устойчивости и самопроизвольное падение конструкций.

    Совместная работа двух экскаваторов обеспечивает интенсивный процесс демонтажа надземной части зданий.

    Для разработки цокольной и подвальной частей используется экскаватор Hitachi. Им же осуществляется отрывка котлована под вновь возводимое здание.

    Более технологичной является схема осевой проходки экскаватора. Она обеспечивает непрерывный цикл разрушения этажей здания и погрузки боя, более рациональное использование автотранспортных средств (рис. 13.8). Данная схема производства работ позволяет снизить технологические перерывы в работе экскаваторов и транспортных средств. Кольцевая схема дорог снижает технологические простои самосвалов и обеспечивает более рациональную схему движения транспорта.

    Рис . 13 .8 . Технология демонтажа крупнопанельного 5-секционного жилого дома с осевой проходкой экскаватором Liebherr и погрузкой боя экскаватором Hitachi (фрагмент стройгенплана)

    Для оптимизации процессов разрабатываются технологические карты, включающие схемы производства работ, определение стоянок механизмов и продолжительности ведения работ. В технологических расчетах дается анализ себестоимости производства работ, который определяется как сумма эксплуатационных затрат на работу экскаваторов, транспортных средств, подъемников и зарплату рабочих, связанных с демонтажом внутреннего оборудования.

    Особое место отводится расчету транспортных средств, обеспечивающих непрерывную работу экскаваторов.

    Требуемое число транспортных средств определяется по зависимости гдеt п - время погрузки транспортной единицы с учетом продолжительности маневров; L -дальность транспортировки боя конструкции; v cp - средняя скорость движения; t p - время разгрузки.

    При движении автотранспортных средств в условиях города определяется оптимальный маршрут, а также учитываются статистические данные по напряженности или загрузке этого маршрута в разное время суток. Эти данные позволяют более точно определить среднюю скорость движения и, соответственно, количество транспортных средств.

    Продолжительность погрузки одного самосвала определяется по нормативным данным с учетом массы боя конструкций, грузоподъемности автосамосвала и эксплуатационной производительности экскаватора t n = Н в 60М б п , где Н в - норма времени экскаватора на погрузку; М б - средняя масса боя, загруженного в автосамосвал; Е п - норма времени, маш.-ч, на погрузку 10 т боя.

    В зависимости от крупности разрушения сборных элементов коэффициент использования самосвала по грузоподъемности колеблется в пределах 0,6-0,8. С учетом случайных параметров скорости движения и коэффициента по грузоподъемности, число автомобилей принимается таким образом, чтобы образовалась некоторая очередь под погрузку. Это обстоятельство является необходимым условием непрерывной работы экскаваторов и является фактором, снижающим себестоимость работ.

    ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ НА ДЕМОНТАЖ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА
    (ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ)

    Раздел I . ОБЩИЕ ДАННЫЕ

    Схемы выполнены на демонтаж производственного корпуса Т1 в осях 1-7 ¸ J-N.

    Демонтируемый участок производственного корпуса представляет собой одноэтажное каркасное здание размером 36 ´ 24 м в плане, и высотой 10,8 м внутри здания.

    Каркас здания выполнен из железобетонных конструкций: колонны высотой 10,8 м сечением 800 ´ 400 мм расположены с шагом 12 ´ 18 м; фермы имеют пролет 18 м и высоту 3 м; плиты покрытия ребристые, двух типоразмеров 12 ´ 3 м и 12 ´ 1,5 м.

    Ограждающие конструкции - стеновые панели (высотой - 1,0; 1,2; 1,8 м) длиной 6 м и толщиной 300 мм. Фахверковые колонны железобетонные, сечением 300 ´ 400 мм. В осях 7 ¸ J-М участок стены толщ. 250 мм до отм. 6,6 м выполнен из силикатного кирпича.

    Между колоннами в продольном направлении на отметке 8,0 м расположены горизонтальные связи представляющие собой жесткую пространственную металлическую конструкцию. В осях 1, 4, 7 ¸ J-L расположены вертикальные связи, представляющие собой жесткую пространственную металлическую конструкцию.

    Внутри корпуса на отм. 7,2 м по железобетонным колоннам в продольном направлении расположены металлические балки путей мостового крана.

    Демонтируемый участок корпуса Т1 со стороны оси 7 ¸ М-N примыкает к корпусу Т2, а со стороны оси 7 ¸ J- N к корпусу подлежащему демонтажу.

    Для выполнения работ по демонтажу элементов каркаса предусматривается использовать в качестве грузоподъемного механизма - кран на гусеничном ходу РДК-250 (стрела - 25,3 м; жесткий гусек - 5 м), а в качестве средств подмащивания - автовышки АГП-18.04. Допускается использование других механизмов с аналогичными грузовысотными характеристиками.

    К работам по демонтажу производственного корпуса Т1 в осях 1-7 ¸ J-N разрешается приступать только после выполнения работ по монтажу новых вертикальных связей в корпусе Т1, которые предусмотрены проектом взамен демонтируемых.

    Демонтированные конструкции вывозятся с захваток на внутриплощадочную площадку для складирования спецавтотранспортом (панелевозы, шаланды).

    Раздел II . ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

    Установить на кровле корпуса Т1 по осям 1-7 ¸ J, N после демонтажа конструкций защитное ограждение по ГОСТ 12.4.059-89 .

    Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.

    При выполнении работ газопламенным способом необходимо выполнять следующие требования безопасности:

    Газовые баллоны надлежит хранить и применять в соответствии с требованиями правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ;

    Баллоны должны быть установлены вертикально и закреплены в специальных стойках;

    Во время работы расстояние от горелок (по горизонтали) до групп баллонов с газом должно быть не менее 10 м, до газопроводов и резинотканевых рукавов 3 м, до отдельных баллонов 5 м;

    Газовые баллоны должны быть предохранены от ударов и действий прямых солнечных лучей;

    При хранении баллонов на открытых площадках навесы, защищающие их от воздействия осадков и прямых солнечных лучей, должны быть выполнены из негорючих материалов;

    По окончании работы баллоны с газом должны размещаться в специально отведенном для хранения баллонов месте, исключающем доступ к ним посторонних лиц;

    Пустые баллоны следует хранить раздельно от баллонов, наполненных газом;

    Газовые баллоны разрешается перевозить, хранить, выдавать и получать только лицам, прошедшим обучение по обращению с ними и имеющим соответствующее удостоверение.

    Запрещается держать в непосредственной близости от места производства работ с применением горелок легковоспламеняющиеся и огнеопасные материалы.

    Противопожарное оборудование должно содержаться в исправном, работоспособном состоянии. Проходы к противопожарному оборудованию должны быть всегда свободны и обозначены соответствующими знаками.

    При производстве демонтажных работ соблюдать требования:

    Демонтаж стеновых панелей в/о 1 J-N

    Демонтаж конструкций каркаса в/о 1-4 ¸ L-N
    (плит покрытия; горизонтальных связей; балок мостового крана; фахверковой колонны)



    Демонтаж фермы в/о 1-4 ¸ L и колонны 1 L

    Таблица масс элементов конструкций

    Наименование

    Вес элемента, т

    ПС-1,0 ´ 6

    Панель стеновая (1000 ´ 6000 ´ 300 мм)

    ПС-1,2 ´ 6

    Таблица грузозахватных приспособлений, оснастки, инструментов

    Наименование

    Ед. изм.

    Кол-во

    Строп 4-х ветвевой, РД 10-33-93 , 4СК2-10; L = 6,0 м (с уравнительными блоками)

    шт.

    Строп 2-х ветвевой -"- 2СК-12.5; L = 6,0 м

    Строп облегченный -"- СКК-2,0; L = 2 м

    СКК-3,2; L = 3 м

    L = 5 м

    СКК-5,0; L = 3 м

    СКК-10; L = 2 м

    Кувалда (легкая)

    Молоток

    Монтажный лом

    Щетка с ручкой

    Зубило (удлиненное)

    Газовый пост (для срезки крепежа)

    комплект

    Современный демонтаж стен, перегородок и целых конструкций в строении представляет собою высокотехнологичный процесс, включающий в себя два этапа:

    • Подготовительный.
    • Основной.

    На подготовительном этапе исполнитель должен получить от заказчика полный пакет проектной документации и чертежей, в который должна также входить составленная рабочая смета, план подземных коммуникаций, ППР и подписанный наряд на проведение работ по демонтажу. С документацией необходимо ознакомить весь инженерно-строительный персонал, привлекаемый к выполнению демонтажных работ. Также требуется провести инструктаж по технике безопасности во время таких работ.

    Что входит в подготовительный период демонтажа

    • Тщательный осмотр помещений, предназначенных к демонтажу;
    • Внимательное изучение технического задания, формулирующего условия выполнения таких работ;
    • Выбор и разработка технологий для проведения демонтажных работ на конкретном участке;
    • Отключение всех имеющихся инженерных коммуникаций в зоне демонтажа;
    • Оборудование места работы специальными лесами, бункерами, строительными рукавами-мусоропроводами, подмостями и другим необходимым для демонтажа оборудованием. Также необходимо наладить систему вывоза строительного мусора с объекта.
    • Выбор оснастки для временного крепления необходимых рабочих конструкций;
    • Монтаж и безопасное подключение временных инженерных коммуникаций к месту работы.

    Этапы основного периода

    • Демонтаж отдельных конструкций и элементов, не соединенных друг с другом. Элементы, не соединенные друг с другом, снимаются, сортируются и складируются специальным образом. Также осуществляется разрушение и последующее разрыхление монолитных конструкций, которые выполнены из железобетона или природного камня;
    • Проведение сортировки оставшихся от демонтажа материалов и элементов строения, оборудования инженерных и иных коммуникаций, последующее складирование и транспортировка в указанное заказчиком место;
    • Подготовка места для проведения последующих монтажно-строительных работ.

    В ходе демонтажа осуществляется удаление старых негодных конструкций, инженерных коммуникаций и иных элементов строения, дальнейшее использование которых стало невозможным по техническим причинам.

    Персонал должен создать в ходе выполнения демонтажных работ место для установки новых конструкций или инженерных коммуникаций и иного оборудования. Только после полного завершения демонтажных работ можно будет начать установку новых элементов и нового оборудования.

    Разборке подлежат дорогостоящие напольные покрытия хорошего качества, инженерное оборудование, находящееся в рабочем состоянии, иное оборудовании типа печей, встроенной мебели и осветительных приборов.

    Основные этапы демонтажа полов различных типов

    Дощатые полы

    Демонтаж дощатых полов начинается с удаления плинтусов. После этого снимать доски. Начинать работу надо с самого удаленного от входной двери участка. Если предполагается использовать половые доски вторично, то нельзя нарушать схему укладки досок. Для ее сохранения производится маркировка каждой доски специальными символами. После снятия лаг убираются и инвентарные деревянные настилы, установленные на половые перекрытия.

    Паркет

    Также разбираются и паркетные полы. Очень тщательно должны маркироваться гребни и шпунты паркетного пола, чтобы потом проще было собрать напольное покрытие снова.

    Демонтаж щитового паркета начинается с места открытого крепления. В том случае если крепление произведено при помощи шурупов, то нужно сначала открутить крепеж. Если паркетный пол состоит из самостоятельных паркетных клепок, то разбор покрытия начинается со среднего ряда. Основание из досок в этом случае разбирается по схеме разборки дощатых полов.

    Снятие линолеума начинается с демонтажа порогов из металла или пластика. Затем полотно линолеума отрывается от пола и скатывается в рулон.

    Удаление стяжки

    Демонтаж старой стяжки производится в случае ее полного или частичного разрушения. Также удаление происходит в том случае, если старая стяжка неровная и не отвечает современным стандартам шумоизоляции. Для удаления бетонного слоя с полового перекрытия используют специальные пневматические бетономолоты, болгарки, перфораторы различного типа и другой отбойный инструмент.

    В этом случае очень важно не задеть проложенную в строении электропроводку. Согласно современным строительным технологиям, используемым при строительстве жилых домов, электропроводка для нижнего этажа прокладывается под стяжкой верхнего этажа. Обычно их прячут в гофру или в ПНД-изоляцию. Перед началом демонтажа в таких местах требуется внимательно изучить строительную документацию и найти место прокладки электропроводки.

    Демонтаж окон

    Удаление старых оконных блоков должно начинаться с оконных переплетов. Они должны сниматься вместе с форточками. Перед снятием конструкции отрывают гвоздодером от оконной рамы или выкручивают шурупы. Все зависит от состояния оконной конструкции и типа крепежа.

    С оконных переплетов снимается стекло и установленные на них приборы, типа кондиционеров. Для снятия используются специальные переносные верстаки, на которых удобно работать. Складирование снятого стекла производится в вертикальном положении в специально подготовленные ящики, защищающие стекло от повреждения.

    После того как будет завершен демонтаж оконных переплетов, работники приступают к снятию откосов. С них перед этим сбивают старую штукатурку. Только после этого приступают к снятию подоконников.

    Оставшийся в оконном проеме прислонный оконный блок отжимают при помощи лома от крепежа и наклоняют вовнутрь помещения, осторожно укладывая на пол.

    Если производится демонтаж заложенных кирпичом оконных проемов, то работы начинаются с разборки внутренней кладки. Это сложный монотонный процесс, требуемый больших физических усилий от персонала. Перед разборкой самого оконного блока необходимо установить степень его пригодности к вторичному использованию. Если блок пришел в негодность полностью, его следует разрушить.

    Демонтаж дверей

    Разборка дверной коробки начинается с демонтажа фурнитуры и стекол с дверного полотна. После полного удаления всех этих элементов снимается с петель само дверное полотно. Перед его демонтажем снимаются дверные наличники с внутренней стороны.

    После этого дверную коробку нужно раскрепить при помощи досок или специальных планок. 2 доски вбиваются в коробку под наклоном в 45 градусов в верхние углы коробки. Третья доска устанавливается в горизонтальном положении внизу дверной коробки.

    С помощью лома или гвоздодера коробка после раскрепления отделяется от стены и вытаскивается из дверного проема. Если это потребуется, можно удалить наличники с наружной стороны дверного проема.

    При проведении демонтажа в старых домах, а также при разборке металлических и полимерных оконных конструкций необходимо выполнять специальные рекомендации. В этом случае используются специальные газорезные и отрезные машины. Их следует до начала демонтажа доставить на место проведения работ.

    Последним этапом демонтажных работ является уборка мусора и пыли с оконного или дверного проема. Весь строительный мусор укладывается в мешки и уносится из помещения.

    Демонтаж внутренних перегородок

    В строительных технологиях принято выделять два типа межкомнатных перегородок: несущие и ненесущие. Ненесущие конструкции выполнены из тонких бетонных плит, газосиликатных или пазогребневых элементов. Такие перегородки разбираются частями и складируются на полу.

    Прежде чем начать демонтаж внутренних перегородок в помещении, необходимо провести заклейку окон.

    Разборка несущих перегородок должна проводиться осторожно. От этого будет зависеть состояние всей конструкции здания. Часто для создания арок или при расширении дверного проема производят частичный демонтаж несущей перегородки. В этом случае обязательно нужно провести укрепление несущей стены. Полный демонтаж несущих перегородок никогда не производится.

    В начале демонтажных работ несущих перегородок необходимо проверить общее состояние здания и получить разрешение на проведение демонтажных работ в архитектурном комитете города.

    Частичный демонтаж проводится при помощи болгарки, которой выпиливают проем нужного размера. Все цифры должны быть приведены в проектном документе, которым руководствуются рабочие. Между увеличенным проемом вставляются уголки из металла, которые свариваются в местах стыка. Это же делается и с обратной стороны стены.

    После укрепления несущей стены производится измельчение перфоратором или болгаркой кусков на выделенной площади. Работы должны вестись сверху вниз. Для защиты и усиления металлических уголков после выполнения проема под арку делается инъекция сварного шва и покраска уголков. Для инъекции шва проводят штробление стены, расположенной между горизонтальным и вертикальным перекрытием, и в образовавшийся проем заливают рабочий раствор.

    Для безопасности и сохранности потолочных перекрытий нижних этажей в места проведения демонтажа укладываются доски. Это не даст нарушить потолочный шов на нижнем этаже тяжестью падающих бетонных конструкций.

    Разборка перегородок проводится только после того как проведен демонтаж инженерных коммуникаций. Перед проведением демонтажа несущих перегородок следует еще раз обследовать строение.

    Разбор не несущих перегородок, сделанных из блоков

    При наличии в такой перегородке дверного проема демонтаж должен начинаться сверху от дверного проема. Сначала следует расшить стык потолочного перекрытия и стены. Только после этого начать выбивать блоки. Пи этом необходимо двигаться по ходу кладки – горизонтально или по типу лесенки. Это обеспечит безопасность работника.

    Не несущие панели из железобетона также разбираются с верхней части. При этом для распила арматуры железобетонных перегородок нужно использовать болгарку.

    Очистка стен от старых обоев производится специальным меховым валиком, который хорошо намочен водой. С его помощью обои смачивают водой. Наносить воду нужно в несколько приемов, чтобы старые обои лучше пропитались. Удалив слой обоев, можно приступать к удалению слоя старых газет таким же способом. В конечном итоге должны остаться полностью «голые» стены.

    Демонтаж декоративной штукатурки также производиться с помощью смачивания стены. После этого старый слой штукатурки удаляют шпателем.

    НЕЛЬЗЯ!

    Начинать демонтаж без получения разрешения от контролирующих архитектурных органов.

    Специфика проведения работ по демонтажу

    Все работы такого типа начинаются только после полного согласования всей проектной документации. Демонтаж стяжки пола должен проводиться очень внимательно, чтобы не нарушить проложенный в полу электрокабель, обеспечивающий потолочное освещение на нижних этажах в новостройках. Его повреждение затянет проведение строительных работ и увеличит их общую стоимость.

    Проводя демонтаж канализационной системы, следует закрывать отверстия горловин стояков канализации.

    Проверка качества выполненного демонтажа

    Половые перекрытия должны быть полностью освобождены от старых стяжек.
    Дверной или оконный проем должен быть полностью очищен.
    Все работы должны быть выполнены строго по составленному и подтвержденному проекту.
    В перекрытиях не должно образовываться трещин после демонтажа.

    Основное назначение работ по демонтажу конструкций и сетей заключается в удалении строительных конструкций, трубопроводов и узлов инженерного оборудования для монтажа новых конструкций и узлов взамен пришедших в негодность или не отвечающих своему назначению. Демонтажные работы относятся к наиболее трудоемкому виду ремонтно-строительных работ, их довольно трудно механизировать и тем более комплексно механизировать, поэтому при их производстве неизбежны существенные затраты ручного труда. Технология демонтажа должна предусматривать методы производства работ, обеспечивающие безопасные условия труда для работающих при максимальном сохранении годных для дальнейшего употребления деталей и материалов, а также конструкций, смежных с демонтируемыми. К демонтажным работам можно приступать только после передачи объекта ремонта заказчиком подрядчику и по окончании необходимых подготовительных мероприятий согласно проекту производства работ: ограждения площадки, установки подъемных механизмов, подводки воды и электроэнергии, а также уточнения проектных решений непосредственно на месте с целью предупреждения возможного обрушения в процессе выполнения работ. Монтаж строительных конструкций состоит из ряда последовательных операций, выполняемых определенным способом, что указывается в технологических картах в составе ППР. Методы монтажа строительных конструкций определяются рядом факторов: параметрами стесненности, типами монтируемых конструкций, степенью износа существующих конструкций, порядком сборки этажей, технологическими условиями производства капитального ремонта и др. Технологическая последовательность выполнения демонтажа и монтажа конструкций предопределяет организацию монтажных работ раздельным или комплексным (совмещенным) методом. При раздельном методе на первом этапе технологического процесса демонтируют все конструкции, подлежащие замене в пределах объекта, а затем монтируют новые. В этом случае демонтаж и монтаж можно производить с помощью разных машин. Метод применяют при условиях, когда демонтаж конструкций не угрожает обрушением смежных элементов или общей устойчивости зданий. Преимуществом метода является использование мощных монтажных машин, но при этом приходится часто выполнять большой объем работ по усилению конструкций и обеспечению общей устойчивости здания, а также несколько ограничивается возможность совмещения выполнения последующих работ. Совмещенный метод предусматривает совмещение демонтажа и монтажа конструкций с соблюдением условий, обеспечивающих достаточную прочность, жесткость и устойчивость смежных конструкций и сооружений в целом. Метод предусматривает последовательную замену конструкций по захватам, участкам и ячейкам. Монтажные и демонтажные работы выполняют в этих случаях с использованием одного и того же комплекта машин. При этом открывается фронт для последующих работ, в результате чего сокращаются общие сроки ремонта конструкций. Поскольку в процессе эксплуатации строповочные элементы (скобы, петли и т. п.) могут быть повреждены, коррозированы или полностью отсутствовать, демонтируемые конструкции необходимо стропить за основные несущие элементы. До начала строповки для предотвращения соскальзывания стропов при подъеме и кантовке к конструкции могут быть приварены дополнительные специальные упоры. Способ отсоединения опорных узлов и стыковых соединений демонтируемых конструкций должен быть определен видом и техническим состоянием узлов и соединений. Болтовые соединения (при удовлетворительном техническом состоянии)разъединяют свинчиванием гаек. Болтовые соединения конструкций, не пригодных для повторного использования, разъединяют с помощью огневой резки. Аналогичным образом разъединяют заклепочные и сварные соединения. Замоноличенные узлы железобетонных и металлических конструкций можно разрушать также с помощью огневой резки (кислородное копье, электродуговая резка и т. д.), резки высокопрочными материалами (алмазные дисковые пилы и т. п.) и др. Наиболее распространенным является механический способ, при котором бетон разрушается с помощью пневмоударного инструмента, а арматура - с помощью огневой резки (например, газовой). Для ускорения процесса демонтажа целесообразно частично ослаблять проектные крепления конструкции (снять часть болтов, ослабить соединения на оставшихся болтах, срезать часть сварных и клепаных соединений). При демонтаже конструкций необходимо соблюдать такую последовательность операций: - подготовка к демонтажу конструкций (временное раскрепление, усиление, частичное ослабление связей и т. п.); - строповка конструкций и прикрепление оттяжек; - легкое натяжение (выбор слабины) стропов; - отсоединение опорных узлов, контрольный и основной подъемы конструкций, вывод в свободное пространство и опускание на место укладки, временное расцепление демонтированной конструкции (при необходимости), расстроповка.

    Похожие публикации