Социальные процессы и социальные изменения. Понятие социального процесса Социальные явления соответствующие социальные процессы

Социальный процесс (лат. прохождение, изменение)- изменение состояния социального объекта, последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы. Анализ социологических теорий позволяет выделить различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. Сущность социальной эволюции - постепенное, последовательное развитие общества от простого к сложному, от традиционного к рациональному, и т.д. Социальная революция - это коренной переворот во всей системе общественной жизни, скачок, результатом которого является переход общества из одного качественного состояния в другое. Идея общественного прогресса - возможность развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Регресс может иметь место в развитии отдельных стран и регионов, но не носит, глобального характера.

виды социальных процессов

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры - одни раньше, другие позже - должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или, шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или - в более длительной временной перспективе - рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад).

Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл.

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить некоторые общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов. Это процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах, – поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: "ко" – "вместе" и "операри" – работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в большое число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют.

Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограниченны и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия, точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола. Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). В последнем случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников. Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилах, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть "первыми среди равных". В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое учение). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному угадывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В них группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, отекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, воевать большее материальное вознаграждение), в других -личностное соперничество может отходить на второй план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с иными группами.

Конкуренция – это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по скольким основаниям, например по первоочередной необходимости, возрасту или социальному статусу. Можно распределять недостаточные ценности через лотерею или делить их равными долями между всеми членами группы. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении системы приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, но "работает" и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Другим следствием конкуренции можно считать создание определенных систем установок у конкурентов. Когда личности или группы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связанные с дружелюбным и неприязненным отношением друг к другу. Эксперименты, проведенные в группах, показывают, что если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы. Известно, например, что как только национальные или религиозные группы вступают в конкурентные отношения друг другом, появляются национальные и религиозные предрассудки, которые по мере возрастания конкуренции постоянно усиливаются.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. Последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, встречается множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но, несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут уменьшить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости, и т.д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто оттого, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример – отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но как только задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продукция групп, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно, чем в тех случаях, когда члены группы конкурируют друге другом. Конкуренция между отдельными группами при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри каждой группы наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей главе), Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценное вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриг или нарушения существующих законов конкуренции. Его действ могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс – это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, который просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться понять их. В противном случае процесс приспособления не будет успешным.

Ассимиляция. Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний – малой Италии, малой Польши и т.д. – они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или в некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но только процесс амальгамизации полностью заканчивается, гран между группами стираются и социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, в появлении общей идентификации членов группы.

Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и мы посвящаем много времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. Национальные государства определяют свои территориальные границы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. Социальные группы без территориальных ограничений устанавливают социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон: "Если он не говорит на нашем языке, то он не может быть одним из нас". Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть отличительные знаки (с их помощью отличаются, например, члены индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной символической идентификации, они имеют только трудноуловимое и труднофиксируемое чувство "принадлежности", связанное с групповыми стандартами, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

Группы не только нуждаются в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов в том, что они эти границы признают как важные и необходимые. Этноцентризм обычно развивает у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостатках других. Значительную роль в воспитании такого убеждения играет патриотизм, который говорит нам, что ослабление национального суверенитета путем интернационального соглашения может быть фатальным.

Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений. Например, кто-то не может получить хорошего места работы без поддержки определенной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, в политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.

Люди, желающие преодолеть социальные барьеры в группах, часто стремятся к уменьшению социальных границ, в то время как те, которые их уже преодолели, желают такие границы создать и укрепить. Например, во время предвыборной кампании многие кандидаты в народные депутаты ратовали за расширение парламентского корпуса и за частые перевыборы, но как только они были избраны депутатами, их стремления стали полностью противоположными.

Иногда границы между группами могут быть проложены формально, например в случаях прямого указания или введения специальных ограничительных правил. Во всех других случаях создание границ является неформальным процессом, не закрепляемым соответствующими официальными документами и неписанными правилами. Очень часто существование границ между группами или их отсутствие не соответствует официальному их запрещению или, наоборот, введению.

Создание и модификация границ между группами – это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами.

Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Таким же образом все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, также нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Если отсутствие значимых границ приводит к тому, что данная группа полностью сливается с обществом или какой-либо другой группой, то отсутствие у нее взаимосвязей с другими группами приводит к ее изоляции, потере возможностей для роста, исполнению не свойственных для нее функций. Даже относящиеся ко всем с ненавистью и крайне замкнутые кланы в примитивных обществах иногда обращались к системе "молчаливого бартера" со своими врагами. Не вступая с ними в личностный контакт, они оставляли в определенном месте товары для обмена, которые представители других кланов обменивали на свои товары.

Создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система . Группы в современном обществе имеют систему внешних связей, состоящих, как правило, из множества элементов. Современная деревня связана с городом посредством обмена продуктов растениеводства и животноводства на энергию, сельскохозяйственную технику и т.д. Деревня и город обмениваются человеческими ресурсами, информацией, участвуют в общественной жизни. Любая организация должна быть связана с другими подразделениями общества – профсоюзами, политическими партиями, организациями, создающими информацию.

Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.


Социальные процессы тесным образом связаны с изменениями в обществе. Так, любой прогресс может рассматриваться как социальный процесс, состоящий из определенного количества социальных и культурных изменений.

соц процесс - совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий. Процессы, протекающие в обществе, крайне многообразны.

Например, существуют глобальные процессы (гибели, зарождения и т.д.), процессы, касающиеся определенных видов человеческой деятельности, и многие другие.

процессы кооперации, конкуренции, приспособления, ассимиляции, мобильности, конфликта

В ходе процессов кооперации члены общества или социальной группы строят свои действия таким образом, чтобы способствовать достижению как своих целей, так и целей других индивидов. Природа процесса кооперации кроется в социальной природе человека, совместные действия людей были необходимым условием выживания каждого члена социальной группы. В основе любого процесса кооперации лежат согласованные действия людей и достижение общих целей. Для этого необходимы также такие элементы поведения как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации заключается в обоюдной пользе. Большое значение для успешной кооперации имеет способность отдельных личностей включаться в кооперативные взаимосвязи с другими людьми. Каждая современная организация включает в себя управленческие действия по созданию приемлемых условий кооперации между членами этой организации.

Конкуренция представляет собой попытку достижения большего вознаграждения путем отстранения или опережения соперника, стремящегося к идентичным целям. Конкуренция, как правило, протекает в условиях дефицита ресурсов или неравного распределения ресурсов между членами общества. В связи с этим конкуренция представляет собой один из методов распределения вознаграждения в современном обществе. Конкуренция может проявляться как на личностном уровне, так и носить безличный характер. Этот coциальный процесс основан на том факте, что люди всегда стремятся удовлетворить свои желания в более полной мере. Современное общество пытается вырабатывать определенные правила, в которых должна протекать конкурентная борьба. Если правила конкурентной борьбы отсутствуют, конкуренция может легко превратиться в социальный конфликт, что в значительной степени затрудняет управление социальным процессом.



Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - это форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям.

Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний - малой Италии, малой Польши и т.д. - они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается, и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Виды социальных процессов

1. Однолинейные (однонаправленные) процессы следуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры - одни раньше, другие позже - должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или, шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое.

2. Мультилинейные процессы следуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессы возникают в том случае, когда существует возможность повторения.

К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или - в более длительной временной перспективе - рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд.

7. Спиралевидные процессы возникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад).

Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (прогрессивном) цикле ; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться какрегрессивный цикл .

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Макропроцессы осуществляются на уровне мирового сообщества, национальных государств, регионов, этнических групп; по времени они самые продолжительные. Процессы глобализации, всемирного ухудшения экономики, разрушения окружающей среды, волны социальных движений, демократизации политических систем, образовательный скачок, усиление единообразия культуры и секуляризация - все это примеры макропроцессов. Мезопроцессы охватывают большие группы, сообщества, ассоциации, политические партии, армии, бюрократию. Микропроцессы протекают в повседневной жизни человеческих индивидов: в малых группах, семьях, школах, объединениях по роду занятий, дружеских кружках.

Уровни социальных процессов соответствуют уровням социальных изменений, которых насчитывается четыре:

глобальный уровень

уровень больших социальных групп

уровень институтов и организаций

уровень межличностных отношений

18 Социальное действие в современной структурно-функциональной теории Т. Парсонса и Р. Мертона.

Структурный функционализм в социологии (Р. Мертон, Т. Парсонс)

Мертон . Функционализм: выделение элементов социального взаимодействия и определение их места и значения в некоторой связи, определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение. Парадигма функционального анализа в социологии Мертона в работе «Явные и латентные функции»: 1) Объект анализа – стандартизированные явления: социальные роли, процессы, институты, культурные обычаи, традиции, эмоциональные реакции и т.д.; 2) Субъективные предпосылки: мотивы, цели деятельности индивидов должны учитываться при исследовании системы; 3) Объективные последствия (функции, дисфункции). Функции – наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции – наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы. Нефункциональные последствия – безразличны для системы. Одни и те же последствия могут быть функциональны для одного явления и дисфункциональны для другого.

Необходимо рассматривать совокупность единиц, для которых явление имеет предназначенные последствия: индивиды, занимающие различный статус, подгруппы, социальные и культурные системы. Одно и то же явление может иметь множество функций, одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

Понятие структурного контекста: взаимозависимость элементов социальной структуры ограничивает возможности функциональных альтернатив. Понятие динамики и изменения: исследование не только статичной социальной структуры, но и структурных изменений. Валидность функционального анализа: разработка методик анализа, приближающихся к логике экспериментального исследования.

Мертон сосредоточил усилия на изучении дисфункциональных явлений в социальной структуре. В работе «Социальная структура и аномия» анализируются различные типы поведенческих реакций на деформации и напряжения соц. структуры: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Аномия – результат несоответствия между культурными целями (признанными обществом) и институциональными инструментами (средствами достижения культурных целей). Социальная структура укрепляется наличием комбинации всех реакций.

Структурно-функциональный подход Парсонса . «Общетеоретические проблемы социологии». Пытался объединить теорию действия (Вебера) и теорию систем (Дюркгейма), понимал социальное действие как систему, которая присутствует на всех уровнях социальной жизни. Главная задача Парсонса – построение общей аналитической логико-дедуктивной теории человеческого действия как основы решения частных эмпирических задач.

Человеческое действие – самоорганизующаяся система, специфика которой в: символичности (символические механизмы регуляции: язык, ценности), нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности (иррациональность, независимость от условий среды, зависимость от субъективного понимания ситуации). Действие – это процесс в системе «субъект действия («Я») – ситуация». Акт социального действия включает: действующее лицо (субъект действия: человек, группа, организация, нация); цель; ситуацию (внешние обстоятельства); нормы и ценности (основа для выбора средств и целей действия). Функции социального действия: 1) A-адаптация к условиям окружающей среды: ответственен поведенческий организм; 2) G-целедостижение: достижение целей в отношении к окружающей среде: система личности и политическая подсистема; 3) I-интеграция: координация социальных действий с действиями других носителей. Обеспечивается социальной системой и гражданским сообществом; 4) L-поддержание образца (накопление знаний, норм, образцов). Выполняет функцию культурная система и институты культуры. Действующие функции порождают устойчивые отношения (социальные системы).

Выше мы ознакомились с так называемой "социальной статикой" общества (социальный состав общества и социальные связи, которые удерживают сложную структуру социальных элементов, разного типа сообщества). Но это - одна сторона общества, подает его в статике. Существует еще и другой, который характеризует общество как систему изменяющихся процессов, так называемый динамический сторону общества, в который входят все любые изменения, движения в обществе, процессы, циклы. Поскольку одним из главных условий существования всей природы есть движение, то процессуальность - главный признак постоянно движущейся, социально организованной природы. Основу социальной динамики составляют социальные процессы.

Даже поверхностный взгляд на общество и его составляющие позволяет понять, что социальная сфера видоизменяется. Меняются состав групп, культурные комплексы, взаимоотношения. Эти подвижные элементы, которые меняются, относятся к категориям социальной динамики. Они указывают на то, как развивается социальный объект, какая эволюция, особенности его изменения, его качественные преобразования. Наиболее важными категориями этой части общественной природы являются: "социальные процессы", "социальные изменения", "социальный развитой).

Термин "процесс" происходит от лат. procesus - продвижение, прохождения. Это относительно однородные серии явлений, связанные взаимными причинами или функциональными зависимостями. Например, рост организма - это процесс, поскольку дальнейшее его состояние определенным образом обозначен предыдущим состоянием.

Социальными процессами мы называем серии явлений взаимодействий людей друг с другом или составными элементами общества. Серия социальных явлений может быть принята как процесс, если она сохраняет идентичность (последовательность, взаимосвязь во времени). Социализация, рассматривая формирование социальной лица, также социальным процессом, потому что представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком и социальной средой. Серия явлений сохраняет свою идентичность (постепенность, последовательность воздействия, восприятия). Социальным процессом будем называть последовательные изменения состояния или движения элементов социальной системы. Это могут быть стали акты взаимодействия людей, направленные на сохранение своего социального статуса, условий жизни, досуга и тому подобное.

Социальные изменения в обществе происходят не сами по себе (деперсонализированы), а в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий, которые характеризуются сродством и однонаправленностью, причем иногда - неосознанно.

Главная задача социологии по изучению социальных процессов заключается в оценке их состояния, проявлении проблем и противоречий их развития, глубины и содержательности связей и тому подобное.

Каждый социальный процесс состоит из нескольких стадий, которые отличаются по содержанию и механизмами, которые и определяют его характер, направленность, темпы. Характеризуя социальные процессы, необходимо учитывать и такие признаки, как: стадийность, фазность, этапность (например, процессы социализации охватывают такие этапы жизненного пути, как детство, юность, зрелость, старость). Не менее сложную структуру имеют и процессы, которые отражают различные параметры коллективов, социальных институтов и других социальных образований (каждый коллектив, организация, то институт проходит этап формирования, развития, расцвета, упадка, распада).

Одним из главных условий типологизации социальных процессов является установление базовых критериев классификации. Один из таких критериев классификации социальных процессов - степень их всеобщности. Исходя из этого, различают глобальные (процессы экономических, демографических, экологических изменений, национально-освободительных движений и т. Д.), Общие, особые (процессы урбанизации, адаптации, стабилизации) и отдельные социальные процессы.

В зависимости от системы, где эти процессы проходят, их можно разделять так:

■ внутришньоособисти (например процесс самообразования)

■ процессы, которые проходят между двумя лицами;

■ между лицом и группой;

■ процессы, которые изменяют организацию и внутреннюю структуру общности;

■ процессы, которые изменяют отношения между двумя группами (общностями)

■ изменяющие структуру и организацию в глобальных масштабах общества.

Классификация социальных процессов построена на различных критериях переменных. Если в любой системе возникают какие-либо новые составляющие элементы или исчезают ранее существовавшие, или возникают новые отношения или исчезают старые отношения, то мы говорим, что эта система подчиняется изменению. Если изменения, которые проходят в какой-то системе, приводят к дифференциации с обогащением составляющих элементов и существующих между ними отношений, то мы говорим, что эта система развивается. А когда изменения приводят к уменьшению составляющих элементов и существующих между ними связей, то система регрессирует. Если развитие, которое происходит в любой системе, приближает ее к определенному идеалу, оцененного положительно, то мы говорим, что это развитие является прогрессом. Это такой тип, направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В современной социологии социальный прогресс связывается чаще всего с движением от традиционного к индустриальному и постиндустриальному обществу. Общественный прогресс имеет более общий проявление (перемены в глобальном обществе), так и региональный характер (конкретное общество, страна), конкретные моменты (технические, технологические) отдельных сфер общественной жизни. Понятие регресса означает противоположный прогрессу процесс изменений от высшего к низшему, деградацию, но, как правило, охватывает не все общество, а лишь отдельные его сферы (экономическую, техническую, культурную, нравственную).

Немецкий социолог Фон Визе совершил попытку дать полную классификацию всех процессов, возможных в отношениях между людьми. Определяя сущность общества как множественность отношений между людьми, он пришел к выводу, что все процессы, которые меняют общество, по характеру сводятся к двум большим категориям:

■ процесс взаимного сближения людей или объединяющие процессы;

■ процесс отчуждения, разделения людей.

Процесс отчуждения определяется в следующих основных видах:

Каждый из этих видов делится на ряд подпроцессов. В одном только сближении он выделил 18 подпроцессов. Схема процессов, ведущих к сближению, выглядит так:

■ на начальной стадии имеем дело с изоляцией, отчуждением, враждой;

■ переходной стадией является контакт;

■ начальной стадией объединения является взаимная терпимость - компромисс, путь от которого может привести к сближению.

Но это - условная и неидеальная схема. Делая попытку классифицировать другие процессы, мы снова будем исходить из утверждения, что основной источник общественной жизни - это необходимость удовлетворения потребностей. Стремясь получить средства для удовлетворения потребностей, люди сталкиваются с аналогичными стремлениями других людей. Эти столкновения аналогичных стремлений в определенных исторических ситуациях, в рамках определенных групп и систем отношений могут вызвать различные серии явлений - различные процессы. Стремление могут быть приспособлены друг к другу. Причем это приспособление может иметь различные формы. Может возникнуть серия явлений сотрудничества для совместной деятельности. Может возникнуть процесс соперничества, конкуренции. Если в ходе соперничества проявляются стремление ликвидировать соперника, конкурента или какую-то его систему предметов ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет различные виды, степени. Процессы приспособления оказываются всегда там, где лицо или группа оказывается в новой среде и его система действий, оценок, критериев не приводит к удовлетворению своих потребностей.

Из всего многообразия социальных процессов по подобной технологии можно выделили следующие:

■ кооперация (сотрудничество) - согласование действия и достижения общих целей; для кооперации необходимы следующие элементы поведения, как взаимопонимание, установление правил сотрудничества, согласованность действий;

■ соперничество - противоположность интересов или на базе стремлений к удовлетворению одинаковых интересов с помощью тех средств, которыми руководствуются другие лица (соперники) сюда относят и конкуренцию - борьбу между индивидами, группами или обществами за обладание ценностями;

■ приспособления - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей, эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в предыдущем среде, не ведут к удовлетворению потребностей;

Сами по себе такого рода "типологизированных" процессы делятся на множество подвидов. Так, к соперничеству можно отнести: конфликт - социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению собственных целей (удовлетворения потребностей, реализации интересов путем устранения, уничтожения, подчинения себе другого индивида из группы, которые стремятся к идентичным целей), они возникают на основе антагонизма, и могут возникать между группами или лицами, которые стремятся к разным целям, но одними и теми же средствами; антагонизм - как комплекс негативных установок и оценок, которые приводят к действиям, направленным на уничтожение, подчинение противника; борьбу - как форму конфликта (цель борьбы - заставить противника к капитуляции путем признания его условий, превосходство, сюда относят разного типа войны). Социология тщательно изучает такого типа отношения между социальными объектами как конфликты. Существует направление в социологии, который называется конфликтологией.

К приспособлению можно отнести: аккомодацию - как терпимость; ассимиляцию - признание полностью новых критериев, процесс взаимного культурного проникновения; амальгамизация - биологическое смешение нескольких этнических групп народов. Процесс приспособления составляет несколько элементов: изучение новой ситуации, изучение новых методов, моделей поведения, психологическая переориентация. Примером может служить поведение человека или группы при изменении экономических, политических и социальных условий (группа эмигрантов выпускник школы, когда идет на производство или в армию; крестьянин, который попадает в город).

В рамках любых групп процессы приспособления, сотрудничества, соперничества и конфликта проходят постоянно, сохраняя определенное равновесие. Если в рамках существующей организации и системы контроля данной общности эти процессы поддерживаются в равновесии, при этом полноценно реализуются потребности человека, то мы говорим, что эти процессы проходят социально организованным образом. Если возникает определенный дисбаланс, угрожая реализации потребностей людей, то возникает состояние социальной дезорганизации. Дезорганизация - это совокупность социальных процессов, которые приводят к угрозе установленного движения процессов коллективной жизни. Она заключается в дезорганизации институтов, которые не выполняют задач, функций, ослабление механизма контроля.

Неустойчивость критериев оценки, самоконтроля ведет к появлению новых способов поведения, которые противоречат общепризнанным. Это приводит к развитию: алкоголизма, наркомании, проституции, повышение уровня преступности, повышение численности нервных потрясений, состояния аномии (игнорирование и несоблюдение норм и правил поведения и деятельности) и др.

Далее выделяем процессы, которые меняют место лиц или групп в пространстве и в социальных структурах. Мы называем их миграционными процессами (миграции населения сыграли важную роль в истории человечества) и процессами мобильности. (О процессах мобильности см. Предыдущий пункт). Коротко осмотрим миграционные процессы. (См. Рис. 1. Разновидности социальных процессов.)

Миграция - это территориальное перемещение людей из страны в страну, из района в район, из города в город, из города в деревню (и наоборот), из села в село. Они могут быть: политическими (политико-экономические причины миграции), сезонными (туризм, лечение, обучение, с / х работы) и маятниковой (регулярные перемещения по данному пункту и возврата к нему). Первые цивилизованные (которые стали причинами политико-экономических перемен в обществе) миграционные процессы начались после великих географических открытий (колонизация Южной и Северной Америки, Австралии) и освоения новых земель (Сибирь, Дальний Восток). К большим миграционных явлений относятся и так называемые переселения народов или этнических миграции (нашествие варваров, миграции еретиков, евреев и образования еврейского государства).

Социологи выделяют три группы факторов, которые побуждают людей к смене места жительства:

■ факторы недовольство (условиями существования в родных местах);

■ притяжения (наличие привлекающих условий проживания в других местах);

■ доступность путей миграции (наличие или отсутствие барьеров для реализации намерений изменения места жительства.

Процессы, которые изменяют социальную организацию общества, - это процессы реорганизации и дезорганизации.

Вот далеко не полный перечень основных разновидностей социальных процессов. Все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития изменений в обществе. Теоретический анализ и конкретное изучение социальных процессов - одно из важных направлений социологической деятельности.

Понятие «социальный процесс»

Замечание 1

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Замечание 2

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Замечание 3

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.

Понятие «социальный процесс»

Замечание 1

Для любого общества характерно взаимодействие внутренних и внешних сил, если этого не происходит, то общество обречено на гибель.

В жизни людей случаются те или иные изменения, идет развитие, на смену одним процессам, исчерпавшим свой потенциал, приходят другие. Все социальные процессы к жизни вызывают как субъективные, так и объективные обстоятельства и социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Так или иначе, люди обязательно участвуют в социальных процессах, когда, например, корректируют свое поведение, ищут выход из трудных ситуаций, меняют свое положение в экономической и политической сферах, поэтому социальные процессы в жизни общества играют очень большую роль.

Результаты социальных процессов могут быть как позитивные, так и негативные.

Являясь участниками социальных процессов, люди не всегда могут оказывать на них влияние по той причине, что утрачивается контроль в результате неспособности понять внутренний механизм происходящих изменений.

Для социального процесса характерна достаточно выраженная временная составляющая – фактор времени в исследовании социально-экономических процессов является одним из критериев формализации процессов.

Экономические, политические, культурные процессы постоянно наслаиваются друг на друга, а в их центре непрерывно находятся люди. Одни процессы создают фон для того, чтобы люди решали повседневные проблемы, а другие вполне могут являться предметом изучения.

Подобное различие делит процесс на практический и когнитивный. Человек, в ходе практической актуализации социального процесса, который предполагает низкую степень рефлексии, склонен для себя переживать его последствия либо полным игнорированием, адаптацией, открытым противодействием или целенаправленным уходом.

В зависимости от своего отношения к процессу, человек выбирает ту или иную стратегию, причем осознанно занижая значение одних и усиливая значимость других процессов. Безусловно, что в данном случае он будет основываться на собственных представлениях о процессе и простом жизненном опыте.

Подчинить процессы собственной линии поведения и своему варианту возможных действий, будет приоритетной его задачей.

Фактор рефлексии в условиях когнитивной актуализации выходит на первое место, суть которой заключается в том, чтобы определить все свойства процесса и возможные последствия.

Описание, объяснение, понимание и прогноз являются основными функциями когнитивной актуализации социального процесса, а выявление причин и факторов воздействия являются целью.

Замечание 2

Таким образом, социальный процесс представляет собой социально значимые изменения в обществе, которые вызываются стремлением различных групп оказать влияние на условия, сложившиеся в социуме для того, чтобы удовлетворить определенные интересы.

Когда интересы различных социальных групп сталкиваются, происходит доминирование одних над другими. Положение социальных субъектов, стремящихся во взаимоотношениях достичь равновесия, неоднородно, что определяет вектор социального процесса.

Социальный процесс невозможен без структуры, включающей в себя всех входящих в него участников, факторов и условий, а также динамики, которая базируется на показателях силы и масштаба изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Характеристикой процесса являются масштаб, направленность, интенсивность, состав, характер стимуляции.

Под масштабом понимается измерение степени вовлеченности в него субъектов. Вектор, выражающий ориентацию процесса на тот или иной исход, характеризуют направленность процесса.

Осознанное значение результатов процесса для вовлечения участников, говорят о его интенсивности. Участники процесса, их социальное расслоение, политическая ориентация, место в общественном разделении труда, являются слагаемыми состава процесса.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, который направляет и контролирует этот процесс. Отсюда процесс может быть равномерным или форсированным, стремительным или вялым.

Виды социальных процессов

Целенаправленная деятельность людей является причиной социальных изменений в обществе.

Несмотря на огромное многообразие социальных процессов, социологи сумели их классифицировать и выделить основные социальные процессы, имеющие общие черты:

  • кооперация;
  • конкуренция;
  • приспособление;
  • конфликт;
  • ассимиляция;
  • амальгамизация.

Довольно часто к ним можно присоединить ещё два процесса, имеющих групповое проявление – поддержание границ и систематические связи.

Кооперация представляет собой объединение большой группы лиц, работающих в одной крупной организации. В её основе лежат согласованные действия и общие цели, для достижения которых необходимо взаимопонимание и установление правил сотрудничества.

Социологи считают, что в основе желания людей сотрудничать лежит бескорыстие, но проведенные исследования показали, что как раз кооперации людей в большей степени способствуют корыстные цели. Это означает, что обоюдная польза является главным смыслом кооперации.

Ко второму виду социальных процессов относится конкуренция, представляющая собой борьбу между группами, общностями или индивидами за овладение какими-либо ценностями. К ним могут относиться деньги, статус, любовь, власть и др. Поскольку запасы ценностей ограничены и распределяются неравномерно, то конкуренция является своеобразной борьбой за вознаграждение, а для этого надо опередить или отстранить соперника, имеющего такие же цели.

Жизнь в обществе предполагает принятие индивидом утвердившихся норм ценностей и эталонов этой среды. Если эти нормы и ценности не удовлетворяют потребностей индивида, то необходимо принять нормы и ценности новой среды, т.е. приспособиться.

Так как условия внешней среды меняются постоянно, то и процессы приспособления или адаптации протекают непрерывно. Приспособление может носить кратковременный характер или быть длительным по времени.

В этом сложном процессе выделяется подчинение, компромисс, терпимость. Терпимость, или как сегодня говорят толерантность к новой ситуации, новым ценностям, новым образцам культуры необходимое и важное условие успешного приспособления.

Происходящие во внешней среде изменения требуют подчинения или открытого противодействия, чтобы отстоять свои интересы, т.е. вступления в конфликт.

Процесс приспособления имеет важное условие – подчинение, потому что любое сопротивление будет затруднять вхождение индивида в новую структуру. Подчинение при конфликте невозможно.

Приспособление имеет такую форму, как компромисс. Принятие компромисса означает, что группа или индивид соглашаются с изменившимися условиями и принять новые цели и способы их достижения могут частично или полностью.

Таким образом, компромисс представляет собой временное соглашение, и при изменении ситуации необходимо будет искать новый компромисс.

Такой социальный процесс, как ассимиляция является процессом взаимного культурного проникновения, в результате чего группы или личности приходят к общей культуре, которую разделяют все участники процесса.

Этот процесс двусторонний и культура каждой группы, пропорционально своему размеру и престижу, может проникнуть в другие группы. Имея возможность смешивать группы в одну большую с однородной культурой, ассимиляция, таким образом, гасит конфликты и устраняет их причину.

При биологическом смешивании этнических групп или народов возникает одна группа или народ – в данном случае речь идет об амальгамизации или кровнородственном смешивании, например, в результате биологического смешивания многих племен и народов, произошло формирование русской нации.

Замечание 3

Препятствием на пути амальгамизации могут стать расовые и национальные предрассудки или глубокий конфликт между ними. Неполная амальгамизация может проявиться в том, что положение человека в обществе будет измеряться «чистотой крови», например, в отдельных частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение.

Все социальные процессы происходят одновременно и между собой тесно связаны. Они создают возможности для развития групп или постоянных изменений в обществе.

Социологические исследования социальных процессов

Главной целью исследования социальных процессов является объяснение и прогноз поведения субъектов в определенных условиях, диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности, определение адекватности социальных условий в рамках этих общностей.

Выделяется три основных типа социологических исследований:

  1. Разведывательное исследование, основой которого является упрощенная программа и инструментарий, сжатый по объему. Это зондирование общественного мнения и к нему часто прибегают для того, чтобы оценить ход и результаты различных социально-экономических и политических мероприятий;
  2. Описательный характер исследования дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении. Программа для данного исследования глубоко разработана, а базой является методически отработанный инструментарий. Объектом исследования могут быть районы, регионы, города, крупные предприятия;
  3. Цель аналитического исследования не только углубленное изучение явления, но и всесторонний анализ его структуры и характеристик. Характер аналитического исследования комплексный с различными формами сбора и анализа информации. Его разновидностью является социальный эксперимент.
Похожие публикации