Классный час с психологом "моя психологическая безопасность". Психологический классный час "познай себя" Психологические классные часы

Сценарий психологического классного часа в 8 классе «Познай себя» .

Цель: познакомить учащихся с различными психологическими методами самопознания: вербальными тестами, рисуночными, графическими.

    Помочь находить в себе скрытые особенности личности;

    Способствовать пониманию своего состояния.

    Развивать умения анализировать и определять свои психологические характеристики.

Оборудование: проектор, презентация; раздаточный материал на каждого учащегося.

Вступительное слово психолога:

Здравствуйте. Мы начинаем классный час. который называется «Познай себя».. познавать себя можно по-разному: сравнивая свои поступки с поступками других людей, по оценка нас со стороны других людей. Одним из способов самопознания или получения информации о своих психологических особенностях является психологическое тестирование.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми новыми для вас методами самопознания.

И вначале я хочу задать вам вопрос «Лидер – это кто?» (слайд 1).

Ответы учащихся обобщаются учителем (слайд 1): Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всех группы.
Лидер может быть формальным (руководитель) и неформальным.

Лидерство - это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и

Предлагаю вам узнать, обладаете ли вы лидерскими качествами? (учащиеся работают с опросником по Методике «Самооценка лидерства» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М) – слайд 3.

Опросник

1. Что для вас важнее в игре?

А. Победа.

Б. Развлечение.

оправдываться?

такое, что интересно другим?

Обработка и интерпретация данных

Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства А = 1 -3 балла.

Преобладание ответов ≪Б≫ свидетельствует об очень низком или деструктивном

лидерстве.

К/р: У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.

(Слайд 4):Следующая методика направлена на самооценку лидерских качеств. Участникам теста предстоит ответить на вопросы. Ведущий (вожатый) говорит группе: Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру "4"; скорее согласен, чем не согласен - "3"; трудно сказать - "2"; скорее не согласен, чем согласен - "1"; полностью не согласен - "0".

Вопросы к тесту:





















22. У меня все получается.

























А - умение управлять собой;
В - умение решать проблемы;
Д- влияние на окружающих;

Но прежде чем сделать заключение о том, лидер ли ты, обрати внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, считается, что ответ участника теста был неискренен.

Карточка для ответов теста "Я - ЛИДЕР".

Психолог: Вот вы и узнали, какие же качества у вас преобладают, а над какими стоит поработать.

А теперь ответьте на такой вопрос: как называется наука, занимающаяся изучением свойств фигур на плоскости, а также в пространстве? (изучением геометрических фигур занимается геометрия). В психологии геометрические фигуры связывают с характером человека. И я предлагаю вам выполнить следующее задание: Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится. (слайд 5)

    Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

    Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

    Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

    Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

    Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

Следующий, не менее интересный метод называется «кокология». (Слайд 6).

Психолог:Кокология – это относительно новое направление психологии, зародившееся в Японии в конце XX века. Да, и название, собственно, произошло от японского слова «kokoro», что означает «внутренний мир», «ощущения», «чувство», «сознание», «дух». То есть, кокология – это изучение внутреннего мира. Ее создатели – профессора университета Rissho: Исаму Сайто и Тадахико Нагао.

Кокология основывается на простых тестах, которые стимулируют воображение, заставляя нас дорисовывать образ предмета или действия, описанного в тексте. Как правило этот образ появляется сам собой, не вызывая затруднений. В тестах приводится несколько вариантов «ответов» - «образов», читателю следует выбрать тот, который больше всего соответствует тому, что возник в его воображении. Каждый из этих вариантов интерпретируется в виде представления о внутреннем состоянии человека, в частности в какой-то конкретной сфере, к примеру, отношение к себе, к другим людям, к противоположному полу, деньгам о ваших способностях, привычках, недостатках и скрытых качествах.

Не думайте долго над вопросами, главное здесь – расслабиться и не воспринимать тесты слишком серьезно, просто получайте удовольствие от процесса и удивляйтесь результатам! И первый кокотест называется «Под небом голубым». Слайд 7

Психолог: Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Одна только мысль об этом должна хоть немного улучшить ваше настроение. Теперь окиньте глазами окружающий ландшафт. Какая из перечисленных картин выглядит для вас наиболее успокаивающей?

1. Белая заснеженная равнина.
2. Голубой морской простор.
3. Покрытые зеленью горы.
4. Поле, поросшее жёлтыми цветами .

Голубой цвет обладает способностью успокаивать душу. Даже если вы просто представите себе некую картину в голубых тонах, то почувствуете, как ваш пульс замедляется, а дыхание становится более глубоким. Другие цвета также имеют определенное значение. Картина, которую вы нарисовали в своем сознании, раскрывает ваш скрытый талант, обретающийся в глубинах вашего спокойного сознания.

1. Белая заснеженная равнина

Вы наделены особой восприимчивостью, которая позволяет вам с одного взгляда понимать ситуации и распутывать сложные проблемы без каких-либо доказательств и объяснений. Вы обладаете всем необходимым для того, чтобы быть проницательным и решительным человеком, и даже немного провидцем. Доверяйте своей интуиции; она всегда будет вести вас в правильном направлении.

2. Голубой морской простор

У вас есть природный талант к межличностным взаимоотношениям. Люди уважают вашу способность обращаться с другими людьми и то, как вы помогаете людям различных групп объединяться вместе.
Одним своим присутствием вы помогаете другим работать более спокойно и эффектно, что делает вас бесценным членом любого проекта или любой команды. Когда вы говорите «Хорошая работа. Продолжайте в том же духе», люди знают, что вы на самом деле так считаете. И для них это приобретает еще большее значение.

3. Покрытые зеленью горы

Вы обладаете даром экспрессивного общения. Похоже, вы всегда можете подобрать нужные слова, чтобы выразить то, что вы чувствуете, и люди это очень скоро начинают осознавать, что они чувствовали в точность то же самое. Говорят, разделённая радость преумножается, разделённая грусть уменьшается. Похоже, вы всегда в состоянии помочь другим найти правильную сторону этого уравнения.

4. Поле, поросшее жёлтыми цветами

Вы кладезь знаний и творчества, переполненный идеями и обладающий практически бесконечным потенциалом. Оставайтесь в гармонии с другими людьми и никогда не прекращайте работать над воплощением своей мечты, и тогда не будет ничего, чего бы вы не смогли достичь.

К/р: еще один из ярких примеров кокотестов называется «Мыльные пузыри» (слайд 8)

Чтобы добиться наилучшего результата, вы должны представить себе летний день, жаркий и солнечный. Вы стоите в поле и пускаете мыльные пузыри. Что с ними происходит?

    Мыльные пузыри улетают высоко в небо, поблескивая на солнце.

    Сотни маленький пузырей вылетают через пластмассовое кольцо непрерывно.

    Вы стараетесь выдуть один большой пузырь.

    Мыльные пузыри относит ветром за вашу спину.

Ключ к тесту

Мыльные пузыри являются символом ваших метаний и надежд. Все, что с ними происходит, означает ваши мысли по отношению к мечтам и ваше поведение в стремлении к ним.

    Если пузыри улетают высоко в небо, вам кажется, то ваши мечты слишком недостижимы и нереальны. Возможно, вы хотите достичь слишком многого и не знаете, с чего начать, или же ваша мечта несбыточна и далека от реальности.

    Много маленьких пузырей – много целей. Вы сосредоточились на достижении многих небольших и благоразумных целей. Каждая из них доставляет вам радость, но вы должны сконцентрироваться на нескольких, самых важных и больших целях, и идти к ним, не распыляясь.

    Один большой пузырь – вы не только поставили перед собой большую и важную для вас цель, но и делаете все необходимые шаги для ее достижения. Продолжайте свою работу, и вы увидите результаты, когда придет время.

    Пузыри, которые относит ветром за спину, означают ваши прошлые мечты, которые не исполнились. Сейчас вам кажется, что вы разучились мечтать, и вы не позволяете себе ставить перед собой цели, чтобы не разочароваться. Вам необходимо понять, что неудачный опыт – это самый ценный вид опыта, и научиться ставить перед собой новые рубежи, которые придадут вам сил и заставят жить целеустремленно и радостно.

Психолог: В психологии самым доступным способ выражения своих чувств и мыслей является рисование. Рисовать умеют все: и дети, и взрослые. Очень часто мы рисуем, когда нам скучно, когда решаем сложную задачу или пытаемся найти выход из трудной ситуации. Это могут быть линии, картинки, даже фигуры неопределенной формы. Такие тесты в психологии называются рисуночными тестами, и они тоже могут многое рассказать об авторе. Сейчас мы с вами попробуем с помощью рисунков узнать о себе.

Тест называется «Кактус» М.А. Панфилова, хоть он и для дошкольников, но и мы модем кое-что о себе узнать с его помощью.

Инструкция : «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Интерпретация :

    Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

    Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.

    Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.

    Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.

    Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.

    Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

    Оптимизм: использование ярких цветов .

    Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.

    Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

    Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.

    Интровертированность: изображен только один кактус.

    Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.

    Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

В рисуночных тестах иногда предлагается дорисовать детали к предложенному изображению. Предлагаю этим и заняться. Тест называется «Лошадь» (или какой вы работник).

Задани е: «На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача – завершить картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия».

Ключ : лошадь – это Вы сами. Как Вы изобразили лошадь (насколько четко прорисованы все детали), такой Вы и работник.

 Если Вы выделили только характерные детали лошадиной внешности (копыта, грива, хвост), Вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы – не трудоголик.

 Много внимания уделили морде лошади (глаза, ноздри, рот, челочка) – у Вас к работе несколько романтическое отношение, Вы полны иллюзий и радужных надежд.

 Прорисовали каждую шерстинку (много внимания мелочам) – это говорит о том, что Вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и даже придирчивы. На Вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться с Вами рядом тяжело, изводите всех своей тщательностью.

 Поместили лошадь на луг или в поле – стремитесь работать в комфортных условиях, ненавидите рамки и ограничения, цените независимость.

 Надели на лошадь уздечку или хомут – Вам не привыкать работать под давлением. Чем больше упряжи на Вашей лошади, тем в более тяжелых и некомфортных условиях Вы привыкли работать.

 Перед лошадью нарисовали корм или корыто с водой – Вы готовы работать, но при необходимом, хотя бы минимальном комфорте.

 На лошади нарисован всадник – Вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда Вами руководят и не только поручают задания, но и задают определенный темп работы.

По данным теста Вы можете увидеть, какое место занимает работа в Вашей жизни.

Психолог: с помощью тестов можно узнать об уровне развития психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления. Наш последний тест называется «Словесная беглость и гибкость». С его помощью исследуют творческое мышление. Ваша задача в течении трёх минут написать как можно больше слов, в которых содержится, например, буква «В». (слайд 11).

Если буква только в начале слова, то низкий уровень.

Если слов, содержащих букву в начале слова больше, то средний уровень.

Если больше слов, содержащих букву в любом другом месте слова,то уровень творческого мышления высокий.

Психолог: Вот и закончился наш познавательный классный час. Познавать окружающий тебя мир очень интересно, но не менее увлекательно познавать самого себя. Не все сегодняшние результаты нужно принимать чересчур серьезно. Но они во многом дают то, над чем стоит задуматься. Желаю вам успехов в интересном занятии – познании самого себя.


Классный час «Познай себя»

Опросник

1. Что для вас важнее в игре?

А. Победа.

Б. Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не

оправдываться?

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо

такое, что интересно другим?

7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто

раньше был с вами не согласен?

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А

Б

Самооценка лидерских качеств.

«Словесная беглость и гибкость».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кактус

ИНСТРУКЦИЯ к тесту «Я-лидер»: Если вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру "4"; скорее согласен, чем не согласен - "3"; трудно сказать - "2"; скорее не согласен, чем согласен - "1"; полностью не согласен - "0".

Вопросы к тесту:

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое свободное время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко устанавливать нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружны.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не испытываю чувство неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнения товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, используя опыт других.
44. Мне интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми,
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы: 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А - умение управлять собой;
Б - осознание цели (знаю, что хочу);
В - умение решать проблемы;
Г - наличие творческого подхода
Д- влияние на окружающих;

Е - знание организаторской работы

Ж - организаторские способности;

З - умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество слабо развито, и надо работать над его совершенствованием; если больше 10, то качество развито средне или сильно.

педагог-психолог

МОУ Кесовогорская СОШ

Классный час с психологом на тему: «Учимся быть терпимыми»

(для учащихся 6-7 классов)

Цель:

Развитие навыков толерантного общения.

Задачи:

1. Развивать навыки эмпатии.

2. Создать условия для формирования стремления к самопознанию.

3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

Оборудование: бланки для составления памятки на «черный день», карандаши, альбомные листы, разрезанные пополам, рисунок дерева, бумажные листочки дерева по количеству участников, клей.

Организация пространства: Дети сидят за круглым столом.

Ход классного часа.

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше сегодняшнее общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу. А сейчас немного поиграем.

Ребятам предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит "один", второй - "два", и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:

  • как началась игра?
  • чего хотелось каждому сначала?
  • почему сначала ничего не получалось?
  • как удалось досчитать до десяти?
  • появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
  • чему нас учит эта игра?

2. Чтение китайской притчи о терпении

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

Правитель обратился к известному мудрецу-отшельнику с просьбой посоветовать, как достичь всеобщего счастья и благоденствия. Он пообещал ответить через некоторое время. Через месяц он сказал посланникам императора, что ответ не готов. То же произошло и через полгода. Разгневанный правитель через год приказал привести ответ или казнить мудреца за издевательство. Отшельник отдал таблички, и их привезли императору. На них 365 раз было написано одно и то же слово. Разгневанный император приказал доставить мудреца во дворец и спросил: «Почему только одно слово и почему ему потребовался целый год, чтобы все это написать». Мудрец ответил, что год понадобился ему, чтобы осознать написанное, а императору, чтобы смог прочитать его совет.

  • Какое слово написал мудрец? (ТЕРПЕНИЕ).
  • Поднимите руку, кто считает, что этого качества у него в достатке.
  • Приведите примеры, когда вы его проявили.
  • Что вы при этом чувствовали?
  • Легко ли быть терпимым?

3. Классный руководитель предлагает детям закончить фразы:

  • Простить - это...
  • Когда мне отказывают в моей просьбе, я...
  • Когда я вынужден кому-нибудь отказать в просьбе, я...

4. «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

Классный руководитель заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Классный руководитель предлагает ребятам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Классный руководитель на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.
Заполненные памятки остаются у детей.

  1. «Копилка обид»

Что же делать с «текущими» обидами? Важно уметь выразить обиду. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Как же нужно относиться к обидчику?
Учащиеся обсуждают, приходят к выводу, что нужно уметь прощать обиды. Ребятам предлагается нарисовать «Копилку обид» и поместить в нее все обиды, которые они переживали раньше. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой? Классный руководитель говорит о бесплодности накопления обид. Жалость к себе является плохой привычкой.

(Копилки отправляются в мусорную корзину).

  1. Составление правил общения.

Мы часто обижаем других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил:

Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде листьев дерева правила, а потом крепят на изображение дерева, размещённое на доске. Примерные ответы:

1) Говори о другом только тогда, когда тебя об этом попросят.
2) Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызвали, не говори о человеке в целом.
3) Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
4) Не давай оценки.
5) Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте...»; «Ты должен...» - под запретом.

  1. Рефлексия. Практические задания для обсуждения в группах (3 группы).

При помощи правил толерантного общения дайте конструктивный ответ собеседнику.

Ситуация 1 . Друг отказывается выполнять твою просьбу.

Ситуация 2. Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.

Ситуация 3. Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.

Ситуация 4 . Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.

Ситуация 5. Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.

Ситуация 6. Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему.

8. Упражнение в кругу «Импульс»

Классный руководитель предлагает учащимся вспомнить ситуацию, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарования. Он предлагает им вернуться в это состояние, затем взяться в кругу за руки. Через рукопожатие по кругу ко всем приходит «огонек поддержки». Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.

  1. Подведение итогов.

Сегодня мы учились быть терпеливыми, прощать обиды. Я надеюсь, что полученные на сегодняшнем занятии знания вы будете использовать в своем повседневном общении. Спасибо всем! До новых встреч!

Литература

  1. Девина И. Мы с тобой одной крови // Школьный психолог - 2009.-
    №20
  2. Остапенко А. Упрямо штопать изрешечённую ткань добра//Воспитательная работа в школе. - 2009. - №4.
  3. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О.Д. Шарова - М: Генезис, 2000.
  4. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
  6. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
  7. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.

Классный час на тему «Путь к себе (самопознание, самооценка)

Классные часы для старшеклассников

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

Сюнь-цзы

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа : за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

Написать тему, эпиграфы;

Для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Написать на доске:

Как правильно оценить себя?

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

- Критикует один - задумайтесь.

- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

- Критикуют три - переделывайте себя.

4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

План классного часа

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

2. Принципы.

3. Идеалы.

VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

Свои физические возможности, состояние здоровья.

Свои таланты, способности (умственные, творческие).

Свой характер, темперамент, волю.

Свои вкусы, привычки.

Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

Узнать призвание, выбрать профессию.

Избежать ошибок и разочарований.

Правильно вести себя с окружающими.

Не браться за невыполнимые дела.

Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

Ставила себе нереальные цели.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? {Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? {Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? {Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. {Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? [Дети дают ответы.)

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры. Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед нашей страной и требующих решения, является обеспечение безопасности. Безопасности каждого из нас…

Согласно закону “О безопасности” (05.03.92г.) под безопасностью понимается “состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.

Сегодня понимание важности этой проблемы формируется на всех уровнях общества и государства, так как обеспечение безопасности населения является одним из главных элементов высокого уровня жизни. Культура не передаётся от родителей генетически, а приобретается человеком по ходу жизни. Культура безопасности – определённый уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и уменьшению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом.

Реакция человека на опасности, благодаря его разуму, отличается от инстинктивных действий животных предвидением развития событий и оценкой впоследствии своих действий. Это позволяет ему найти необходимые меры безопасности и выбрать наиболее эффективный вариант или комбинацию этих мер.

Безопасная жизнедеятельность – это жизнедеятельность по законам безопасности: профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий вредных и опасных факторов.

Человек, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, проявляет её:

  • в безопасном отношении к себе;
  • в безопасном взаимодействии внутри социума, не становясь субъектом и объектом опасности для других;
  • в безопасном взаимодействии с окружающей средой.

Психологическая устойчивость

Очень часто люди оказываются психологически неподготовленными к действиям в экстремальных ситуациях. А ведь психологическая устойчивость в опасных ситуациях является решающим фактором выживания.

В минуту опасности на людей действуют психотравмирующие обстоятельства – комплекс сверхсильных раздражителей, нарушающих нормальную психическую деятельность. По данным учёных, существует прямая зависимость между стрессом и работоспособностью, возможностью борьбы с опасностью.

Однако реально ли подготовить человека к адекватному поведению в случае возникновения непредвиденных ситуаций, связанных с угрозой для жизни, сформировать стрессоустойчивость, психологические качества, позволяющие грамотно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения, не терять самообладания в опасных ситуациях, владеть собственными эмоциями?

Да, реально. И занимаются решением этих проблем различные науки. Например, психология, виктимология. Виктимология представляет учение о жертве преступления, основным элементом её предмета является виктимность поведения. Под виктимным поведением понимается такое поведение, которое вводит человека в какую-либо или одновременно в несколько групп риска.

Согласно статистическим данным, от 70% до 90% всех преступлений провоцируются самой жертвой.

Хочу назвать вам несколько комплексов, которые могут быть свойственны виктимной личности.

Комплекс Красной Шапочки

Совершая определённые действия, жертва не предвидит возможной опасности и не ожидает наступления соответствующих последствий, хотя по обстоятельствам и при должной осмотрительности должна была бы её предвидеть. То есть такая вот форма “психической небрежности”.

Комплекс Икара

Более распространённый вариант комплекса Красной Шапочки.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но легкомысленно рассчитывает, что всё обойдётся. Тоже своего рода “психическая небрежность”.

Комплекс Голиафа

ГОЛИАФ, в Ветхом завете, великан-филистимлянин из города Гефа, убитый Давидом во время войны между филистимлянами и израильтянами. Голиаф и Давид были избраны своими соплеменниками для единоборства, которое должно было решить исход битвы: победивший в поединке завоёвывал победу своей стороне. Согласно библейскому описанию, Голиаф был шести локтей и пяди ростом (т.е. около 3 м). Давид, человек обычного роста, не облаченный в тяжёлые доспехи, использовал в поединке только пращу. Выпущенный им камень попал Голиафу в лоб, расколол ему череп и убил его.

Совершая определённые действия, жертва предвидит возможную опасность, предполагает возможность наступления нежелательных событий, но рассчитывает без достаточных оснований, что с ситуацией справится; поведение жертвы отличается излишней самоуверенностью, бравадой и переоценкой собственных сил. Такая вот “психическая самонадеянность”.

Комплекс Ивана Сусанина

Совершая определённые действия, жертва уверена в наступлении неблагоприятных для себя последствий, и даже делает всё возможное, чтобы они наступили, но относится к ним безразлично. Так, Иван Сусанин отнюдь не был самоубийцей, хотя и сделал всё для наступления столь печального для себя результата.

И, наконец, последний комплекс.

Комплекс де Голля

Жертва действует осмысленно, выверяет свои планы, учитывая возможные негативные последствия. Трезво оценивает изменяющуюся обстановку, быстро и адекватно реагирует на изменения. Расчёт преобладает над эмоциями, присутствует способность при необходимости поступиться чем-то, чтобы сохранить главное. Невиновное поведение.

Конечно, не существует математически точного замера уровней виктимности, но условно можно определить их таким образом:

  • комплексы Красной Шапочки и Ивана Сусанина – уровень виктимности очень высокий; комплекс Икара – от высокого до очень высокого;
  • комплекс Голиафа – от повышенного до высокого;
  • и комплекс де Голля – уровень виктимности нормальный.

Виктимная личность воспринимает окружающий мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни и, в конечном итоге, приведут к неминуемой гибели. Такая личность уверена, что в жизни от самого человека мало что зависит. Виктимная личность допускает опрометчивые поступки, ошибаясь или совершая провокационные действия, которые действительно приводят к несчастным случаям, болезням, травмам. Мировоззрение виктимной личности может быть условно выражено в поговорке “Чему быть, того не миновать”.

Проявления виктимности условно подразделяют на несколько видов:

1. Виктимность предметов:

  • засохшие цветы на подоконнике, переполненный почтовый ящик в подъезде – знаки того, что хозяев давно нет дома;
  • открытая форточка на первом или последнем этаже;
  • шикарная, в отличие от других, входная дверь в подъезде;
  • обилие дорогих украшений (человек в одиночку вечером возвращается домой).

2. Виктимность жестов и поведения:

  • ощупывание кармана в день зарплаты указывает, где деньги;
  • тщательное прятание чего-то с оглядыванием вокруг себя;
  • резкие движения, когда вокруг террористы;
  • вопросы к первому встречному в чужом городе;
  • демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;
  • согласие пойти куда-либо с незнакомым человеком.

– Назовите проявления виктимности, известные вам.

(Ответы учащихся.)

Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть возможности для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной деятельности с учётом законов безопасного поведения.

Стать безопасной личностью возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не даёт возможности усвоить богатый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к обеспечению своей личной безопасности.

Тест “Моё благоразумие”

Благоразумные люди любят комфорт. Прежде чем что-то сделать, они “семь раз отмерят”. Другие мчатся по жизни, сломя голову: им всё нипочем! Они способны рискнуть всем, даже если успех предприятия не гарантирован. А к какой группе относитесь вы? Чтобы это узнать, ответьте на вопросы несложного теста. Поставьте себе одно очко за каждый положительный ответ на вопросы 2 и 10, и одно очко за отрицательный ответ на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12.

  1. Выходите ли вы из себя по малейшему поводу?
  2. Боитесь ли вы разозлить человека, который заведомо физически сильнее вас?
  3. Начинаете ли вы скандалить, чтобы на вас обратили внимание?
  4. Любите ли вы ездить на большой скорости, даже если это связано с риском для жизни?
  5. Увлекаетесь ли вы лекарствами, когда заболеете?
  6. Пойдёте ли вы на всё, чтобы получить то, что вам очень хочется?
  7. Любите ли вы больших собак?
  8. Любите ли вы сидеть часами на солнце?
  9. Уверены ли вы, что когда-нибудь станете знаменитостью?
  10. Умеете ли вы вовремя остановиться, если чувствуете, что начинаете проигрывать?
  11. Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?
  12. Нравится ли вам знать заранее, что вам подарят?

А теперь подсчитаем.

Больше 8 очков.Вы – сама мудрость. Вы благоразумны, потребности ваши умеренны. Вы не ждёте разочарования. Но, наверное, можно быть немного подинамичнее. Это облегчит общение с людьми и сделает жизнь немного проще...

От 4 до 8 очков. Золотая середина. У вас есть прекрасное чувство меры. Вы точно знаете свои возможности и не пытаетесь поймать журавля в небе. Хотя в вас есть и немного сумасбродства, которое придаёт людям такое очарование!

Меньше 4 очков.Можно сказать одно: вы абсолютно безрассудны. Вам всего всегда мало. Вы часто чувствуете себя несчастным из-за этой кажущейся неудовлетворенности. Наш совет: научитесь радоваться приятным мелочам, которых в жизни не так уж мало. Это поможет стать вам спокойнее и рассудительнее.

Известны психологические механизмы поведения людей, способствующие большей безопасности.

Для выживания необходимо быть всегда психологически подготовленным.Такой человек находится в лучших условиях, и с ним, скорее всего, не случится ничего плохого.

В чрезвычайной обстановке важно, чтобы вы были в состоянии:

  • принимать быстрые решения;
  • уметь импровизировать;
  • постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
  • уметь различать опасность;
  • уметь распознавать людей;
  • быть независимым и самостоятельным;
  • быть твёрдым и решительным, когда потребуется, но уметь подчиняться, если необходимо;
  • определять и знать свои возможности и не падать духом;
  • в любой ситуации пытаться найти выход.

Никогда не сдавайтесь! Ставка в игре очень высока, чтобы уступить, не испробовав все возможные средства.Думайте! Пока никто и ничто не угрожает вашей драгоценной жизни, думайте. Потому что потом думать будет и некогда, и поздно. Потому мысленно моделируйте возможные экстремальные ситуации. Тренируйте образную память. Делайте это для того, чтобы в трудные минуты ваше поведение было автоматическим.

Психические проблемы в критических ситуациях

Апатия

Пpи неожиданной катастpофе, когда гибель пpедставляется неизбежной, единственная стопpоцентная опасность состоит в том, что Вы можете впасть в состояние апатии – как заглатываемый удавом кpолик. Истоpия кpупных аваpий изобилует пpимеpами, когда люди гибли лишь от того, что слишком быстpо потеpяли надежду и ничего не пpедпpинимали для своего спасения. Спасение состоит в том, чтобы заpанее настpоиться на воспpиятие кpитической ситуации как Вашего собственного долгожданного шанса стать геpоем. Вы должны испытывать душевный подъём. Ведите себя так, чтобы потом не стыдно было вспоминать.

Изоляция

Недостаток инфоpмации угнетает психику. Одиночная камеpа – сильнейшее наказание для заключённого. Но ситуация вовсе не безнадёжна для интеллектуала. Воспользуйтесь покоем для пpиведения в поpядок знаний, идей, самооpганизации. Займитесь йогой. Если еды хватает – тренируйте мускулы.

Заведите себе домашнее животное, напpимеp, паука. Наблюдайте за ним, дрессируйте, ставьте эксперименты. Вы откроете для себя кое-что небесполезное. Сознательно начинайте думать вслух. Это когда-нибудь начнётся само собой, но Вы опеpедите события для пpофилактики психических наpушений. Невозможность писать – хороший повод начать сеpьёзную тpениpовку памяти. Потенции у памяти колоссальные. Можно отлично удеpживать в голове не одну большую теорию.

Необъятность pаботы

Интеллектуалы плохо пеpеносят монотонную физическую pаботу. Пpедположим, Вам необходимо пpойти огpомное pасстояние или пеpевеpнуть лопатой огромное количество земли. Это очень скучное занятие, но оно позволяет думать о постоpоннем. Займите голову приведением в порядок прошлых впечатлений: вспоминайте пpиятные эпизоды, фильмы, книги. Анализиpуйте свою жизнь. Этого развлечения хватит надолго.

Ещё можно мечтать – о том, как хоpошо всё когда-нибудь будет. Ищите выгоду в сложившемся положении. Она может состоять, напpимеp, в тpениpовке мускулов, в развитии некоторых психических качеств.

Депpессия

Депpессия наступает в pезультате большой неудачи или большой потеpи. К депpессии может пpивести совокупность мелких непpиятностей, отсутствие успеха – когда “всё плохо”. В таком состоянии может сформироваться суицидальное настpоение, то есть навязчивая мысль о самоубийстве. Установите для себя пpавило: всегда по возможности оттягивать пpинятие pешений. Утpо вечеpа мудpенее. Появятся новые идеи, изменятся обстоятельства, пpидёт хоpоший совет. Учитывайте: любая тяжёлая потеpя эмоционально пеpеживается только пеpвые тpи дня. Потом человек ко всему пpивыкает. Набеpитесь сил на тpи дня. Если не хочется жить, пpоведите pевизию тех pадостей, котоpые для Вас ещё доступны. Их может набpаться достаточно, чтобы опpавдать Ваше существование. Если у Вас есть вpаги, подумайте, как они будут обpадованы Вашим бездаpным концом. Если Вы всю жизнь не отваживались на какой-то pешительный поступок, совеpшите его “под занавес”. Это может веpнуть Вам волю.

Наpкотики

Категоpически не пpобуйте наpкотики. Для здоpовья, возможно, и не будет вpеда от одного pаза, но Вы навсегда сломаете в себе баpьеp, и поддаться соблазну втоpой pаз будет гоpаздо легче. Вообще, лучший способ убеpечься от опасных соблазнов – не пpобовать. Личный опыт – чепуховое достижение по сpавнению с pиском pаспада личности и разрушением здоровья. Пpаведность нынче не в моде. Но если Вы – сильная личность, или хотите ей быть, зачем Вам мода слабых, заурядных людей?
К тому же, волевые качества существенно пpибавляют Вам ценность пpи деловом знакомстве, пpи устpойстве на pаботу в солидную фиpму.

Паника

Паническое бегство возникает тогда, когда путь к спасению пpедставляется доступным, но дефицитным. Нет пути к спасению – нет и паники. Путь есть, но кажется, что поезд уходит, – тут и начинается давка. В панике люди забывают моpаль: могут задавить и детей, и стаpиков. Паника не отключает способность сообpажать. Найдите сильный довод, и у Вас будет шанс остановить толпу.

Надежда

В тpудностях помогает деpжаться надежда на лучшее. Солдат мечтает о “дембеле”, Робинзон – о паpусе на гоpизонте. Имейте запасные мечты на случай пpовала основной. Не ставьте всё на одну каpту: двигайтесь в нескольких напpавлениях (но бойтесь pазбpасываться). Смотpите фильмы с хорошим концом. Веpьте в то, что из любого непpиятного положения выход существует в пpинципе. Пpоблема лишь в том, достаточно ли Вы умны, чтобы отыскать его.

– Спасибо, ребята! Ну и закончить наше сегодняшнее мероприятие мне хотелось бы вот такими замечательными словами:

  • “Там, где все прочие условия равны, победителем выходит более мужественный” (Плутарх, древнегреческий философ)
  • “Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, чего не делаем” (Ж. Мольер)
  • “Умеющих плавать поддерживает вода, а умеющих жить поддерживает сама жизнь” (Народная мудрость)

– Будьте мужественными, ответственными и, конечно, не забывайте о своей безопасности.

Литература:

  1. Малкина-Пых. Психология поведения жертвы. – ЭКСМО, 2009.
  2. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. – Душанбе, 1997.
  3. http://www.gm-legal.com
  4. http://www.ex-jure.ru.

МБОУ Филинская сош

Методическая разработка

классного часа

тема: «Познай и оцени себя»

в 8 классе

( психологический классный час )

Выполнила: Минеева Светлана Владимировна

Тот, кто правильно указывает

на мои ошибки,- мой учитель;

тот, кто правильно отмечает

мои верные поступки.- мой

друг;

тот, кто мне льстит,- мой враг.

Сюнь-цзы.

Важно не то, кем тебя считают,

а кто ты есть на самом деле.

Публий Сир.

Тема: «Познай и оцени себя»

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем подростков

Цели: дать детям представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе. Чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми:

За день до классного часа провести тестирование детей. Попросить детей подсчитать и запомнить свой результат в баллах и сдать тесты учителю. Ключ к тесту учитель огласит в ходе классного часа.

Проанализировать результаты тестирования. Выявить уровень самооценки детей в классе.

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Фетискин Н.П.. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002г.

    Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

    Я беспокоюсь о своем будущем.

    Многие меня ненавидят.

    Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

    Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    Я боюсь выглядеть глупым.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    Я часто допускаю ошибки.

    Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

    Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

    Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

    Я слишком скромен.

    Моя жизнь бесполезна.

    Многие неправильного мнения обо мне.

    Люди ждут от меня слишком многого.

    Люди не особенно интересуются моими достижениями.

    Я слегка смущаюсь.

    Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Я часто волнуюсь понапрасну.

    Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

    Я чувствую себя скованным.

    Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

    Мне кажется. Что со мной должна случиться какая - нибудь неприятность.

    Меня волнует, как люди относятся ко мне.

    Мне жаль, что я необщителен.

    В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

    Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключи к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» - 4 балла, «часто! – 3, «редко» - 2, «никогда» - 0.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Сегодня мне хотелось бы пригласить к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?». Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – человек. А философы тысячелетиями пытаются разгадать феномен своего «Я».

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли. Облегчённо вздыхают и говорят: «Ну, вот и слава Богу!» и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, слёзы и ожидания тоже пытается улыбаться. « Вот и всё»,- говорят врачи. « Нет,- качает она головой, - это только начало, начало новой жизни, начало нового человека». Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное.

2.Интерактивная беседа по теме « Зачем нужна самооценка?»

Великий немецкий поэт И.В. Гёте утверждал: « Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

- Можете ли вы считать себя умными людьми ? (ответ)

- Что можно узнать о себе ? (1.свои физические возможности, состояние здоровья)

2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.)

3.Работа по теме « Определение уровня самооценки».

Знание самого себя называется самооценкой. Самооценка , оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам, Самооценка это не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, ЧТО ВЫ САМИ ДУМАЕТЕ О СЕБЕ.

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая- с заниженной и третья- с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны прикрепить к доске. Дополнительное условие- обосновать свой выбор. (В течение3-5 минут дети работают.) Время истекло, слушаем мнение групп. (Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют магнитами в соответствующие колонки таблицы.)

Самооценка.

Завышенная

заниженная

Объективная

Уверенность в себе

Вспыльчивость

Скромность

Внушаемость.

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного

достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность

Внушаемость.

Работа у доски

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, внушаемость.

Объективная : уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Результаты тестирования: Вчера вам был предложен тест на самооценку. Я проанализировала его результаты и пришла к выводу, что большинство ребят в нашем классе имеют завышенную (заниженную, правильную) самооценку. Тесты были анонимными, я попросила вас запомнить свои результаты. Сейчас и вы сможете узнать свою самооценку (ключ к тесту)

0-25 баллов – свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроится под мнение других людей.

46-128 баллов – уровень самооценки низкий. Человек болезненно переносит критические замечания. Не уверен в себе.

Кто согласен с результатами теста?

Кто не согласен?

Что вызывает возражения?

(дети высказываются)

Анализ ситуаций (работа в группах)

Проанализируем две ситуации.

1. Учительница вызвала мальчика к доске отвечать домашнее задание и за ответ поставила ему 4. Он обиженно произнес «За что?» Я все ответил правильно. Мне надо поставить 5, а не 4.

2. Девочка занимается в художественной студии и хорошо рисует. Но когда в студии проходят выставки, она не выставляет своих работ. Ее многие спрашивают, почему она не выставляет свои картины. Она говорит, что они недостаточно хорошие, могут не понравиться людям.

Что вы можете сказать о мальчике? (очень любит себя, не видит в себе недостатков, у него неправильная самооценка).

Что можно сказать о девочке? (Недооценивает себя, стеснительная, скромная)

Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.д.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).

4. Пантомима «Люди с разной самооценкой»

А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого завышенная или заниженная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидете. Я прошу выйти к доске трех моих помощников.

(три ученика выходят к доске)

Каждому из вас придется сыграть в театре роль человека с определенной самооценкой. Я – режиссер, читаю вам. Как должен выглядеть этот человек. Вы изображаете его. Все остальным я предлагаю сделать то же. Встаньте, пожалуйста, можете выйти из-за парт. Начинаем. Послушайте, как должен выглядеть этот герой. Этот человек…

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

    Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону.

    Голова опущена

    Спина сутулая.

    Руки помещены перед собой

    Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты.

    Смотрит окружающим в глаза.

    Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.

    Спина у него прямая, плечи развернуты.

    Руки могут быть убраны за спину.

    Ноги на ширине плеч и расслаблены

    Стоит вполоборота.

    Правое плечо слегка выставлено вперед.

    Грудь колесом.

    Голова высоко поднята.

    Смотрит высокомерно, дерзко.

    Руки на поясе.

    Упор на левую ногу, правая выставлена вперед

У всех все прекрасно получилось. Какого же героя мы изобразили? Можно сказать, что это уверенный в себе человек? (нет, это человек с низкой самооценкой, неуверенный в себе)

(второму ученику) А ваш герой выглядит немного иначе. Этот человек… (дальше читает признаки уверенного в себе человека)

(Дети изображают)

А что можно сказать об этом герое и его самооценке? (что это человек с правильной самооценкой. Уверенный в себе)

А теперь прошу вас изобразить еще одного героя. Этот герой…

(Дети изображают)

Посмотрели на себя? Какой герой у вас получился? (получился человек самоуверенный, нахальный, хвастливый)

В наше время, к сожалению, уверенность в себе многие связывают с нахальством, хамством. Этот пример очень хорошо показывает различия между уверенным и самоуверенным человеком.

А сейчас мы с вами поиграем:

Игра «Апельсин»-Подойдите ко мне 4 человека, выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш?(ведущий спрашивает: «чей это апельсин»? Почему трудно определить?

Вывод: внутри и снаружи все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Все снаружи одинаковые: но не внутри. Что бы узнать вкус этого апельсина нужно его попробовать. Также что бы узнать человека нужно с ним пообщаться и посмотреть на его поступки. Какими вы станете – это зависит от вас.

А сейчас я попрошу вас составить о себе синквейн

Синквейн: какой «Я»

Домашнее задание: Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

Классный руководитель иногда пишет ученикам характеристики. Я решила обратиться к вашей помощи и попрошу вас составить самохарактеристики. Для этого прошу ответить на вопросы анкеты.

Анкета « Самохарактеристика».

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью).

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чём хотели бы подражать?)

Рефлексия. Предложено ребятам продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что……

ИТОГ: Каждый человек когда родится он чистый, как белый лист бумаги. Начинает расти и жизнь оставляет свои отпечатки: черные и белые. У каждого человека есть свои недостатки и достоинства. Чаще всего мы видим недостатки у других людей, иногда говорим им об этом. Пытаемся их изменить, а над своими чаще всего не задумываемся.
Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Похожие публикации