Древневосточная философия. Философия как социокультурный феномен В чем социокультурные и мировоззренческие особенности

Раздел I. ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ФОРМ. Рязанова С. В., Рязанов И. В. Об архетипической природе мифа. Егоров В. В. Наглядный образ - архетип - мировоззрение. Ольховикова С. В. Мифы актуальной культуры: мировоззренческий смысл архетипов. Чернов Л. С. Ритуальные черты современного мировоззрения. Красавин И. В. Существование как основа современного мифа. Давыденко А. Д. Мировоззренческий потенциал региональных мифов. Пискунова Л. П., Янков И. В. Ритуальные процессы и поиск методологии. Бровцева H. Л. Генезис социально-исторического мировоззрения: феноменологический анализ. Шуталева А. В. Миры Текста: правовая традиция в культуре Средних веков. Кайгородов А. Г. Мистика и религия, философия и наука: гносеологический аспект. Коркунова О. В. Мировоззренческая сущность эзотеризма. Пивоваров Д. В. Р. Нибур о христианском пацифизме. Шляпугина Р. Я. О соотношении философии и религии в отечественной истории и культуре. Попова Е. В. Проблема суицида в контексте религиозных норм. Денисова Л. В. Догматические принципы в структуре религиозного и правового сознания. Баранец Н. Г. Философская вера: гносеологический и исторический аспекты. Гайсина А. В. Православие и дух экономических реформ. Голубев Н. П., Родионов Б. А. Мировоззрение и культура коммуникативно-информационных процессов. Сокол В. Б. «Слушание» как способ совершенствования сознания и расширения мировоззрения. Асадченко С. В. Максимы культуры как условия мировоззрения. Вернадская Ю. С. Трансцендентные ценности в культуре и искусстве. Пескова А. А. Художественная культура как форма репрезентации доминант мировоззрения. Теребенина О. Н. Мировоззрение и музыкальная культура. Викторова О. В. Часть и целое в музыкальном мировоззрении. Квятковский Г. Ю. Рок-культура как сложное социальное явление. Сухов А. А. О связи музыкальной культуры, современного массового музыкального радиовещания и мировоззренческих установок. Костерина А. Б., Комлева Н. А. Театр как средство экспансии в ментальном пространстве. Берлянд Е. Г. Театральность и проблема индивидуальности. Созыкина З. В. Пространство и время в творчестве драматургов-абсурдистов С. Беккета и С. Мрожека. Быстрова Т. Ю. Прошлое и настоящее китча в дизайне. Пономарева И. В. Мир человека и вещь: судьба вещи в искусстве второй половины XX века. Крутова О. В. Мода как мировоззрение в постсоветской России. Воробец Л. B. Развлечения и поучения на российском ТВ. Панпурин В. А. Искусство - арт-игра - акционизм: мировоззренческие основания. Федорова К. Е. Идентичность читателя и зрителя в пространстве культуры постмодерна. Балашова Е. А. «Мировоззренческая пародия» в творчестве А. Вельтмана. Балина Л. Ф. Смех очеловеченной природы. Фархитдинова О. М. Понятие «иронии» как мировоззренческая максима культуры. Белоусова Е. В. Символика болезни и магия исцеления. Никитина Н. Н. Ближе к Богу: «перспективное» понимание старости. Эппель Ю. А. «Обескультуривание» смерти как новая мировоззренческая парадигма. Апухтина Н. Г. Проблема обудуществления жизни человека и человечества. Мамаева Н. Н. Тема смерти в английской литературной сказке. Иванова Е. В. Архетипы женского поведения в русской культуре на примере Бабы-Яги. Ершова Н. М. Гендерные идеалы и современность. Ерофеева В. А. Техники тела современного человека. Пятилетова Л. B. Мировоззренческий потенциал любви. Раздел II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИ-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. Цветкова И. В. Методологические принципы анализа кризиса мировоззрения в концепциях В. Дильтея и М. Хайдеггера. Ускова Е. В. Культурный релятивизм и философия Р. Рорти. Комаров С. В. Гуссерлианский проект рационального мировоззрения. Николаенко Н. М. Мировоззренческий смысл философии космизма. Жукоцкая З. Р. Мировоззрение Ницше: рождение философа из духа античности. Конашкова А. М. Постмодернистский «проект» мировоззрения: власть как тайна. Синицын А. С. Единство универсума и онтология плюралистического мировоззрения. Финогентов В. Н. О современном мировоззрении. Туркулец А. В. Рациональное и внерациональное в структуре мировоззрения. Чернышов Д. Б. Системное и хаотическое в миропонимании. Ольховиков К. М. Нравственная аксиоматика мировоззрения. Глушкова С. И. Специфика идеала в русской культуре. Москвина P. P . Ценностные ориентации личности и подсознание. Кузнецов Н. С. Система ценностей как условие выживания. Логинов А. В. Идеология: онтологический аспект. Прохоренко Ю. И. Идеология в структурах социальности. Готнога А. В. Идеология современной глобализации: видимость и сущностьм. Комлева Н. А. Контроль идеологического пространства как форма геополитической борьбы. Карлыханова Е. Е. Форма государства в свете постиндустриального мировоззрения. Фоминых И. В. Общественная идеология и мировоззрение личности. Мякинников С. П. Пространство, психика и экологизация мировоззрения. Некрасов С. Н. Мировоззрение постсовременности: экологический антигуманизм и идеологии зеленого интернационала против научной картины мира. Некрасов B. C. Кризис рыночного фундаментализма и формирование научной картины «открытого общества» (О взглядах Д. Сороса). Захарова С. В. Россия и ценности постиндустриального общества. Галюк А. Д. Мировоззрение как фактор формирования ориентации на жизненный успех. Григорьев И. В. Мировоззренческий кризис в России: проблема невменяемости социальных групп. Петалова Л. B. Опыт формирования мировоззрения у детей девиантного поведения. Ермолаева С. Г., Дубровская Е. А. Мировоззрение и ценности современного студенчества. Халин С. М. Социальные эксперименты в истории России. Фурман Ф. П. Народническая доминанта русской интеллигенции и культуры: тайные пути марксистско-ленинских дискурсов. Додонова Л. А. , Жукоцкий В. Д. Мировоззренческие проблемы советологии. Токмянина С. В. Сталинский тоталитаризм и феномен насилия. Просекова М. Н. «Общественный идеал» обновленной России: к постановке проблемы. Сигнаевская О. Р. Философия организации: поиски, проблемы, перспективы. Кирзюк А. А. Политическая корректность, мультикультурализм и перспективы изменения глубинных мировоззренческих установок. Ган Ю. В., Фокин Н. П. Разумный эгоизм и проблемы обоснования профессиональной этики. Бузунова Л. Г. Духовность и картина мира человека. Голикова Л. B. Свобода как базовая смыслообразующая ценность в современном мировоззрении. Гидлевский А. В. Онтология культуры: обмен и служение. Хрубилов А. В. Культура, язык, социум: от симуляции к диалогу. Эйнгорн Н. К. Homo шешог (человек помнящий) в контексте культуры, мировоззрения, образования. Лысенко Г. В. Проблема культуры «исторической памяти». Попова Е. А. Экономическая деятельность и экономическое сознание. Пашнова Ф. Р. Деловая культура в контексте социальной практики. Раздел III. НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФСКОМ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Епина Л. В. Преемственность в философском и культурологическом образовании. Толкачев Ю. А. Место культурологии в университетском образовании. Кошкарова Н. И. Культура как форма человеческого существования: к постановке проблемы в культурной антропологии. Едалина Н. А. Мировоззренческое и стилевое самоопределение личности. Мирошников Ю. И. Русская классическая литература и философия: неизбежность нового взгляда на их единство. Теплых Д. А. Мировоззрение психолога: к постановке основного вопроса психологии. Нагорных Е. К. Интегративный подход в педагогическом процессе в системе дополнительного образования. Блажевич Н. В. , Букаринов Д. Н. Синергетический принцип в методологии научного познания. Пендиков Н. В. Феномен «цельного знания» как мировоззренческая проблема. Савенков А. И. Парадигмы образования. Амбарова П. А. Мировоззренческие основания профессиональной культуры российских офицеров. Бурдина Т. Г. Химические знания и НКМ. Тимонина И. В. К вопросу о потенциале риторики в формировании диалогического мировоззрения субъекта культуры. Постоляко Л. C. О мировоззренческих основаниях неклассической методологии исследования политико-правовых явлений. Анисимова И. В. Определение понятия компьютерной культуры. Данилова Е. И. Императивы культуры постмодернизма и профессиональное образование. Струкчинская Е. М. Проблема мировоззрения в советской педологии: взгляды М. Я. Басова и B. C. Мерлина. Кудряшев А. Ф. О конструктивной функции мысленного отрицания. Нагорных Е. Е. Метод ретроспекции и его объяснительные возможности.

Философия как социокультурный феномен.

  1. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.
  1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей.

Таким образом, мировоззрение это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; чувства и эмоции.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и объяснения смыслообразующих связей и отношений реальности.

Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Следует отметить, что мировоззрение всегда связано с конкретно-историческим типом культуры и в своих структурах воспроизводит целостный образ пространства определенной эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики.

Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его реализации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:

а) о нетеоретическом мировоззрении, формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

б) о философско-теоретическом мировоззрении;

в) о научном мировоззрении.


Наиболее разработанной и существенно важной с точки зрения развития философии классификацией является историческая типология мировоззрений. В ней выделяют следующие его типы: мифологическое, религиозное, философское.

Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические объяснения природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением, что позволяло мыслить окружающие предметы как двойственные по своей природе: например, человеческие и божественные. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

С развитием человеческого общества мифология как мировоззр е ние утрачивает свои позиции в культуре. Цивил и зация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. Их многогранное и постоянное взаимодействие прослежив а ется на протяжении многих веков человеческой истории. Вместе с тем между религиозным и философским мировоззрением существуют важные и принципиальные различия.

Религиозное мировоззрение, главным признаком которого является вера в сверхъестественное. Ядром религиозного мировоззрения является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Религиозное мировоззрение также предполагает соответствующее поведение, определенные культовые действия, которые основываются на вере в существование богов.

Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий и логических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам мира, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится, прежде всего, не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на веру в сверхъестественное, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Первые успехи философии были основаны на великом открытии древних мудрецов, суть которого состояла в том, что только с помощью разума или рационального мышления можно постичь предельные основания и причины мира, выяснить принципы, которыми должен руководствоваться человек в делах познания и жизни. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Таким образом, философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление. Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними. Философия выражает глубинные фундаментальные основания человеческого бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.

Нескончаемый спор между мыслителями о том, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит ее предмет, ведется фактически с момента ее возникновения. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии

  1. Предмет философии и его историческая динамика.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки можно выделить предметную область философии, которая состоит из следующих проблем:

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и который заявляет о себе вновь и вновь - что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее? В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различный вид. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего существующего.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире. Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей». Данная проблема связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека, т.е. в чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Идеализм, принимает за первичное сознание, дух, идею, мышление. Тема отношения человека и мира на протяжении всей истории философской мысли инициировала постановку и специфическое решение проблемы познаваемости человеком мира, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, проникая в механизмы и тайны познавательной деятельности человека, поиска критерия истинности наших знаний.

Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в "мире людей". Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема понимания человека человеком, Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой, так как они взаимодополняют друг друга.

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Обобщая различные подходы к определению философии и проблемного поля ее исследования, отдельные мыслители по-разному трактовали этот вопрос. Аристотель делит философию на теоретическую (умозрительную), цель которой - знание ради знания, практическую, цель которой - знания ради деятельности, и творческую (поэтическую), цель которой знание ради творчества.

Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

В рамках рационалистического взгляда на мир, в частности марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир. Поэтому основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". Основной вопрос философии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона - это вопрос о том, что является первичным - дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составляют идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, сторонники материализма.

  1. Структура философского знания.

В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология - философское учение о человеке;

социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Функции философии

Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

2. Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира.

3. Регулятивная функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры.

4. Логическая функция философии состоит в разработке категорий и понятий аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены исследовательских программ в науке для осмысления ее предмета, средств и методологического потенциала.

5. Социально-критическая функция философии становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях. Во-первых, философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику наличной социальной действительности. Во-вторых, она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития. В-третьих, в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм


  1. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, религия.

Для того, чтобы предметно и обосновано зафиксировать место и роль философии в системе культуры, целесообразно рассмотреть ее соотношение с другими формообразованиями культурного универсума. Выделим в качестве таких формообразований науку, искусство и религию.

Философия и наука. Исторически формирование научного сознания и выделение его из протонауки происходило в процессе оформления философии как определенной формы знания, содержащей в себе и научный опыт. Исходя из этого, можно указать на ряд особенностей философии, которые роднят ее с наукой.

1. Категориально-теоретический тип знания, при котором философия, как и наука, опирается на особые специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

2. В классических версиях и философия, и наука чрезвычайно высоко оценивали истину как нормативный идеал познания. Именно они, в отличие от обыденного мышления, мифологии, религии, искусства, провозглашали истину высшей и самодостаточной познавательной ценностью. Видимо, этот смысл и составляет сущность известного изречения Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже».

Философия и искусство. Широкий анализ исторической динамики философии и искусства подтверждает то, что во многом они едины и взаимосвязаны.

1. Как в философии, так и в искусстве одним из главных предметов изучения является человек, его духовный мир и образно-эмоциональная сфера сознания. Познавательный интерес и философа и художника всегда был направлен на ценностный пласт культуры, формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном и др.

2. Поскольку одной из важнейших задач философского познания является раскрытие не только сферы значений тех или иных явлений культуры, но и их личностных смыслов, то философия в этой своей цели взаимосвязана с искусством. Из разнообразных видов искусства ближе всего к философии литература и поэзия. Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гете, Ф. Ницше, Ф. Достоевский. Т. Манн, Г. Гессе, Ж.-П. Сартр, А. Камю и многие другие вошли в историю культуры и как великие писатели, и как глубокие оригинальные философы.

Философия и религия. Зафиксировать отличительные признаки философии как уникальной формы культуры позволяет и анализ ее взаимосвязей с религией. Известно, что и философия, и религия формируют представления об абстракциях самого высокого порядка, в которых фиксированы идеи Бога и его присутствия в мире. В вероучениях различных религий идея Бога трактуется как вариант абсолютного начала мира, сущность которой недоступна пониманию человека. Отношения к Богу всегда базируются на безграничной вере, любви и священном почитании. Религия, являясь в целом авторитарной и догматичной формой культуры, все же содержит в себе значительный элемент рациональности, что сближает ее с философией. Особенно ярко это обнаруживается в теологии или теоретическом богословии.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Основные характеристики философского знания. Его структура.

Согласно большинству мыслителей, для того чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:

· быть подтверждаемым,

· быть истинным

· и заслуживающим доверия.

Однако, как иллюстрируют примеры проблемы Гетье, этого недостаточно. Предложен ряд альтернатив, включая доводы Роберта Нозика в пользу требования «прослеживания истины» и дополнительное требование Саймона Блэкберна, что мы не будем утверждать, что каждый, кто удовлетворяет любому из этих критериев «через неисправность, изъян, ошибку» обладает знанием.

Философское знание имеет определенную структуру:
- философская онтология, или учение о бытии ; рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является видимостью, иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность,

его глубинные причины.

- гносеология, или философское учение о познании ; рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др. Философия давно обнаружила, что познание есть сложный процесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и препятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимизма, другие - гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности.

- философская антропология, или философское учение о человеке; раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической, науки. В мировой литературе под культурной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще.



- социальная философия; раздел философского знания, изучающий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпосылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следовательно, общественная жизнь подчиняется собственным закономерностям, отличающимся от закономерностей природы

- философия истории; изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? - таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества

- этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле; учение о нравственности. Главная тема размышлений этической теории - добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оцениваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы морали и нравственности, их происхождения и функций

- эстетика, или философское учение о красоте, о прекрасном и безобразном, о смысле и предназначении искусства; учение о красоте (прекрасном). Главный предмет размышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, трагическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эстетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

- история философии. рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества. В задачу истории философии входит также сопоставление различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.

История философии является фундаментальной основой для развития всех отраслей философского знания.


Мировоззрение как социально-культурный феномен

В повседневной жизни каждый человек так или иначе задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основумировоззрения.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.
Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.
Ценность
– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека. Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.
Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.
Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.
Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.

Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.

Таким образом, мировоззрение выполняет следующие функции:

1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности;

2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека;

3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений;

4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали;

5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.


Я.С. Яскевич

ФИЛОСОФИЯ. Краткий курс

Учебное пособие

Минск


Введение ……………………………………………………………………………………...7

…...……8

Тема 1. Философия как социокультурный феномен…………………………………..……8

1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения……..……………….…..8

1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания…………………………………………………...9

Тема 2. Исторические типы классической философии …………………………………..10

2.1. Становление философии в культуре древних цивилизаций Востока………….………10

2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции………………………………………………………………………………………...122.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре………………14

2.4. Философия эпохи Ренессанса……………………………………………………………..15

2.5. Особенности философии в новоевропейской культуре………………………………...16

2.6. Философская мысль эпохи Просвещения………………………………………………..17

2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции………………………………………………………………………………………...18

Тема 3. Становление и основные стратегии развития неклассической философии …19

3.1. Классика и неклассика: две эпохи развития европейской философии…………….…..19

3.2. Критика философской классики и иррационализация философии……………………19

3.3. Классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм………………………….20

3.4. Религиозная философия в контексте современной культуры…………………………..21

3.5. Становление и основные черты марксистской философии. Философия неомарксизма. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века…………….22

3.6. Экзистенциально-феноменологическая стратегия философского мышления………...23

3.7. Аналитическая стратегия развития философии…………………………………………24

3.8. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного

познания…………………………………………………………………………………………25

3.9. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постмодернизме………………………………………………………………………………...26

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Русская философия. Философская мысль Беларуси ………………………………………………………………………………...27

4.1. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии………………………………………………………………………………………27

4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси……………………………...28

Раздел II. Философия бытия ……………………………………………………….30

Тема 5. Метафизика и онтология …………………………………………………………...30

5.1. Метафизика как философское учение о всеобщих основаниях и принципах бытия…30

5.2. Онтология как философское учение о бытии. Категория материи…………………….30

5.3. Основные структурные уровни организации материального бытия…………………..30

5.4. Динамическая организация бытия. Формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма…………………………………………………………………………………31

5.5. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории….33

5.6. Пространственно-временная организация бытия……………………………………….35

Тема 6. Философия природы ………………………………………………………………….36

6.1. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы……36

6.2. Исторические типы взаимодействия человека, природы и общества. Коэволюционный императив в современной цивилизации…………………………………37

6.3. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего………………………………………………………………………….37

Раздел iii. Философская антропология ……………………………………..39

Тема 7. Проблема человека в философии и науке ………………………………………….39

7.1. Образ человека в классической и неклассической философии, в восточной и западной традициях. Программа синтеза философского и научного знания в философской антропологии……………………………………………….…………………………….……..39

7.2. Проблема антропогенеза в философии и науке: криационистская, трудовая, игровая концепции……………………………………………………………………………………….40

7.3. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке……41

7.4. Деятельность в жизни человека. Праксеология как философское учение о человеческой деятельности……………………………………………………………………41

7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Модусы человеческого бытия. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества…….42

Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа ………………………...43

8.1. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической и неклассической философии………………………………………………………………………………………43

8.2. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение.…………………………………..43

8.3. Сознание и мозг. Понятие идеального…………………………………………………...44

8.4. Структура сознания. Сознание и бессознательное ……………………………………..44

Раздел IV. Теория познания и философия науки ………………………..46

Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа …………46

9.1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. ……………………………………………………………………………………….46

9.2. Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм…………………………………………………………………………………….46

9.3. Субъект и объект познания. ……………………………………………………………..47

9.4. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания………………………………………………………………………………47

9.5. Познание как постижение истины. Роль практики в процессе познания……………..48

Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус ….………………………..49

10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический…………………..………………………………………………………...49

10.2. Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания…………………………………………………………………………………………50

10.3. Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания……………...52

10.4. Метатеоретические основания науки: картина мира, идеалы и нормы науки, философские принципы………………………………………………………………………..54

10.5. Традиции и инновации в динамике науки и феномен научной революции…………55

10.6. Гуманитарные параметры современной науки. Этос науки и проблема социальной ответственности ученого………………………………………………………………………56

Раздел V. Социальная философия ……………………………………………...57

Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии ……………………………………………………………………………………...57

11.1. Место социальной философии в системе философского знания.

Понятие общества………………………………………………………………………………57

11.2. Основные исследовательские программы в обществознании………………………...57

11.3. Типы социальных структур общества. Современные концепции социальной стратификации………………………………………………………………………………….58

Тема 12. Основные проблемы политической философии ………………………………...59

12.1. Политика и власть. Философия политики. ……………………………………………59

12.2. Философия права. Государство и гражданское общество. Феномен идеологии в политической жизни общества……………………………………………………………….60

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики …………………………………60

13.1. Общество как саморазвивающаяся система……………………………………………60

13.2. Природа социальных противоречий, конфликтов и революций. Социальные реформы, насилие и ненасилие в современных технологиях социодинамики…………..61

13.3. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Философия истории. Понятие социального прогресса ………………………………………………………………………..62

13.4. Современный этап цивилизационного развития в контексте глобализации и проблема сохранения социокультурной идентичности в современном мире. Восточно-славянская цивилизация: между Востоком и Западом……………………………………………………65

13.5. Техника и ее роль в развитии цивилизации……………………………………………66

13.6. Человек в системе социально-экономических отношений. Этика бизнеса………….66

Тема 14. Философия культуры ………………………………………………………………67

14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Динамика культуры в эпоху глобального коммуникационного пространства………………………..67

14.2. Духовная культура, философия религии, морали, искусства: диалог культурных традиций………………………………………………………………………………………...68

ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ИГРЫ, СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ ………..…..70

раздел i. Философия в исторической динамике культуры ……….70

Тема 1. Философия как социокультурный феномен…………………………………70

Тема 2. Исторические типы классической философии ……………………………...72

Раздел II. Философия бытия ………………………………………………………80

Тема 3 Метафизика и онтология………………………………………………………80

Тема 4. Философия природы…………………………………………………………..81

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ……………………………………..83

Тема 5. Проблема человека в философии и науке……………………………………83

Тема 6. Сознание человека как предмет философского анализа………..…………..83

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ …………………...…….85

Тема 7. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа……...85

РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНАЯ Философия ……………………………………………...88

Тема 8. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии………………………………………………………...…………………………….88

Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХ века ……………………………………………………………………………………….94

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………97

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ: ТЕСТЫ ……………...……………………98


Введение

В условиях радикальной трансформации современного общества возникает насущная необходимость переосмысления многих вопросов философии, обращения к истокам и динамике мировой философской мысли, проблемам философии человека, истории, природы, политики, морали, права, науки, поиску стратегических приоритетов цивилизационного развития человечества в XXI веке. Эти проблемы и обусловили интерес автора к подготовке данного пособия в виде краткого курса философии как системы теоретических и практико-ориентированных вопросов и материалов. Вопрошание является одной из специфических характеристик философского знания. Само зарождение философии, как отмечали еще древние мыслители, связано с непреодолимым стремлением человека ответить на вечные вопросы и тем самым дать объяснение многим «удивительным» феноменам бытия. До сих пор продолжается это вопрошание, погружая человека уже XXI столетия в открытый для бесконечного поиска мир надежд и потрясений, порядка и хаоса, гармонии и абсурда, мир, где осуществляется «прояснение сознания», где всегда по-новому актуализируется задача «дойти до сути», «до конца», разобраться в многообразии философских концепциях и найти свой ракурс мировосприятия. Заметим, что предлагаемые ответы на поставленные вопросы не являются единственно возможными, они лишь один из вариантов «размышления на тему».

Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом приведены теоретические материалы по курсу «Философия» в виде конспекта лекций, соответствующие действующей учебной программе и построенные с учетом рекомендованной тематики лекций. Освещаются проблемы определения философии, ее генезиса, взаимоотношения философии и мировоззрения, динамики предмета философского знания. Особое внимание уделяется историческим типам классической и неклассической философии. Излагаются философские проблемы онтологии, антропологии, теории познания, философии науки, социальной философии.

Второй раздел представляет собой философские материалы к размышлению, схемы, таблицы, игры, направленные на углубление и дополнение философских знаний, рассмотренных в первом разделе.

В третьем разделе содержатся материалы для итогового контроля знаний студентов в форме тестов. Имеются также глоссарий и список литературы, позволяющие углубить и расширить полученные знания.

Сложность и многогранность проблем, рассматриваемых в учебном пособии, позволяет надеяться на то, что книга вызовет интерес не только у студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, но и у всех тех, кто всерьез интересуется разнообразными философскими проблемами.

Профессор Я.С. Яскевич


раздел i. Философия в исторической динамике культуры

Тема 1. Философия как социокультурный феномен

1.1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения

К VI в. до н. э. в разнообразных культурах происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии и возникают исторические и социокультурные условия для формирования философии.

Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора (2-я пол. VI – нач. V до н.э.) , а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном (427 – 347 до н.э.). Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая - прерогатива богов, а достояние человека - любовь к мудрости, влечение к ней.

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая - из науки.

Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласиться, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда недооценивают мифологию, рассматривая ее как нечто, совершенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.

Философия является особым типом мировоззрения. Мировоззрение - это система наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте человека в нем, его ценностей и убеждений. Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения : мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское.

Мифологическому мировоззрению присущ антропоморфизм - наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами и социоморфизм - т. е. уподобление отношений между вымышленными существами отношениям между людьми в обществе.

Мифологическое мировоззрение выполняло следующие функции:

1) Обобщающую . Причем обобщение здесь имеет специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер. Оно базируется на чувственных представлениях и лишено опосредований.

2) Объясняющую. Объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении, здесь аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания.

3) Моделирующую. Все происходящее в мифе приобретает характер образца, модели для воспроизведения.

4) Регулирующую . В мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.

В первобытном обществе тесная связь существовала между мифологическим и религиозным мировоззрением . Сущность религиозного мировоззрения в том, что в данном духовном феномене ядром является религиозная вера, чувства, настроения, система религиозных ценностей и убеждений. Кроме этих мировоззренческих, духовных компонентов, религия предполагает соответствующее поведение, специфические действия (культ) , которые основываются на вере в существование богов (одного или нескольких), священного, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного .

1.2. Специфика и основные темы философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум управляет всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI – нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, стремления к рациональному объяснению мира, его происхождения и сущности.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии , которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания.

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

Вторая философская тема - проблема человека, смысла существования человека в мире.

Третья важнейшая философская тема - проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».

В структуру философского знания входят следующие разделы:

§ онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

§ гносеология - учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности;

§ аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

§ праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

§ антропология - философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Методические материалы по философии
Содержание дисциплины

ТЕМА 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Предмет философии. Основные характеристики философского знания, его структура. Основной вопрос философии. Философия как форма духовной культуры. Место философии в общей системе научных знаний и ее взаимосвязь с другими науками. Функции философии. Значение философских размышлений для самопознания и совершенствования личности, формирования у нее гуманистических идеалов и ценностей. Философия и экономика.

ТЕМА 2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии. Философия Древнего мира. Первые контуры философских проблем в Древней Индии и Китае. Переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Античная философия. Материалистические и диалектические идеи в учениях ранней античности. Проблема первоначала. Афинская школа философии: Сократ, Платон, Аристотель. Эллинистическо-римская философия: стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм.

Средневековая философия. Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм. Патристика и схоластика. Спор об универсалиях: реализм и номинализм в средневековой европейской философии. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Философия XVII - XIX веков. Процесс секуляризации и автономизации философского знания в Новое время. Эмпиризм и рационализм – ведущие философские направления XVII в.: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббса и Д. Локка. Социальная направленность философии французского Просвещения (XVIII в.). Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах). Диалектика и материалистическое понимание истории в марксизме. Философский позитивизм. Постклассическая философия XIX –начала XX вв.

Традиции отечественной философии. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления. Основные проблемы и направления в русской философии. Взаимопроникновение философии, культуры, художественной литературы. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) и западниками (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г.Белинский). Теория «культурно-исторических типов» Н. Данилевского. Проблема человека в творчестве Ф.М. Достоевского.

Социокультурные предпосылки русского религиозного ренессанса конца XIX – начала XX вв. Философские и социально-экономические взгляды В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. Марксистская философия в России, этапы развития, основные идеи и представители: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов.

Современная философия. Главные направления, проблемы и тенденции философии XX в. Неопозитивизм и постпозитивизм. Психоаналитическая концепция З. Фрейда и неофрейдизм. Экзистенциальная философия. Становление и сущность постмодернизма. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

ТЕМА 3. Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. Современная наука о структурной и системной организации материи. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Движение – способ существования материи. Пространственно-временные характеристики бытия. Представления современного естествознания о пространстве и времени.

Специфика человеческого бытия. Специфика социального времени и пространства. Пространство и время как важнейшие характеристики самоопределения человека. Индивидуальное (биологическое) и социальное время.

Идея развития в философии. Понятие «диалектика» и его эволюция в истории философской мысли. Диалектика и метафизика. Объективная и субъективная диалектика. Основные принципы, законы и категории диалектики. Противоречия экономических интересов различных социальных субъектов, проблема нахождения оптимальных способов и форм их сочетания и гармонизации. Объективная необходимость систематического количественного и качественного анализа хозяйственно-экономической деятельности и социальных процессов. Социально-экономические последствия нарушения меры при повышении цен, эмиссии денег, налогообложения, утверждении бюджета, финансировании производства, образования, культуры и т.д. Методологическое значение закона отрицания отрицания в понимании общественной жизни, в осознании причинно-следственных факторов, способствующих ускорению или замедлению социально-экономического развития общества. Синергетика как метод анализа сложных самоорганизующихся систем, ее эвристические возможности, соотношение с диалектикой. Качественное многообразие процессов развития. Прогресс и регресс в развитии.

Бытие и сознание. Проблема сознания в философии, многообразие подходов к ее решению в истории развития философской мысли. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Вульгарный материализм. Знание, сознание, самосознание. Проблема бессознательного в философии. Психоаналитическая модель личности З. Фрейда. Коллективное бессознательное и его роль в развитии культуры. Природа мышления. Язык и мышление. Проблемы создания искусственного интеллекта.

ТЕМА 4. Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и отражение. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Односторонность и гносеологическая ограниченность сенсуализма, эмпиризма и рационализма. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание и творчество. Проблема истины в философии и науке. Многообразие трактовок истины. Объективная истина. Истина, оценка, ценность. Истина в системе научного знания. Логическая и практическая формы доказательства истины. Познание и практика.

ТЕМА 5. Философия и методология науки.

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Критерии научности знания. Закономерности и формы развития теоретических знаний. Гипотеза как форма развития научного знания. Построение, проверка и способы доказательства гипотезы. Вероятность и достоверность гипотетических знаний. Специфика социально-гуманитарного знания. Проблема практической реализации социально-политических гипотез и учений. Значение гипотетического метода в экономическом планировании. Научная теория, ее структура и функции. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Формы и методы научного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

ТЕМА 6. Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Эволюция представлений об обществе в истории философии. Природа и общество, диалектика их взаимосвязи. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Современная экологическая ситуация, ее содержание и сущность. Критерии, классификация, происхождение и содержание глобальных проблем. Роль экономических факторов в обострении и решении глобальных проблем. Пути оптимизации и гармонизации отношений между обществом и природой. Концепция «ноосферы» В.И. Вернадского.

Общество как саморазвивающася система. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная. Сущность экономической сферы общества. Объективный и субъективный факторы экономической сферы общества и их взаимодействие. Экономическое сознание и проблема мотивации экономической деятельности людей. Творческий характер экономического сознания и его роль в осуществлении экономических преобразований.

Социальная сфера общества. Социальная деятельность, социальные отношения, социальные ценности, нормы. Человек в системе социальных связей. Понятие социальной структуры общества, ее типы, виды и элементы. Семья в социальной структуре общества. Классы как социальные общности. Теория социальной стратификации и проблемы социальной мобильности. Пограничные, маргинальные, малые социальные группы.

Политическая сфера жизни общества. Сущность государства, его генезис. Правовое государство и его сущность. Гражданское общество, нация, государство. Общественные организации и их роль в жизни общества. Расширение функций и повышение роли общественных организаций как путь демократизации общества. Роль церкви в общественной жизни. Светское и религиозное государство. Секуляризация общественной жизни как глобальная тенденция мирового развития.

Понятие духовной сферы общества, проблема ее целостности. Понятие духовной культуры и ее исторические формы. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Роль средств массовой информации в создании ценностей в информационном и глобальном мире. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества, «открытое общество» К. Поппера, «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации). Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

ТЕМА 7. Философская антропология

Человек как проблема для себя самого. Социокультурный смысл проблемы человека в философии. Проблема человека и ее эволюция в истории философской мысли. Человек и мир в современной философии. Проблема природы и сущности человека. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Понятие индивида, индивидуальности и личности. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек в мире деятельности. Смысл человеческого бытия. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Свобода и ответственность. Человек в зеркале саморефлексии. Концепция Фрейда и неофрейдизм. Человек в философии персонализма, экзистенциализма и философской антропологии. Нравственное измерение человека и его эстетическое отношение к миру. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса. Человек в современном мире. «Массовый» и «одномерный» человек. Антиномия индивидуализма и коллективизма. Проблема идеала. Человек в мире повседневности. Идентификация, проблема «Я».

ТЕМА 8. Философия экономики

Экономика как объект философского анализа. Проблемы философии экономики в истории общественной мысли. Карл Маркс о созидательной, предметной деятельности общественного человека. Анализ социально-экономических проблем в русской философии. Хозяйство как ценность, хозяйствующий субъект как творец культуры. Философия экономики как мировоззренческая, теоретико-методологическая и аксиологическая основа моделей современной экономической деятельности. Экономика и информационное общество. Экономика и глобализация. Правовые, политические и социологические проблемы глобального мира. Роль философии экономики в современном социально-экономическом и духовном развитии России.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная:

1. Философия: Учебник /Под ред. проф. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

2. Философия: учебник для студентов вузов. /под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014. (ЭБС Book.ru)

3. Островский Э.В. Философия: учебник. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. (ЭБС znanium.com)

б) дополнительная:

4. Философия / В.В. Миронов. отв.ред. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. (ЭБС znanium.com)

5.Орехов А.М. Философия экономики в России: рождение традиции: Монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. (ЭБС znanium.com)

6. Тяпин И.Н. Философия экономики: Учебное пособие/И.Н.Тяпин - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (ЭБС znanium.com)

7. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

8.Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: Учебник. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)

9. История русской философии: Учебник / Под общ.ред. М.А. Маслина. - 3-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. (ЭБС znanium.com)

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ – URL: http://repository.vzfei.ru

Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом» ИНФРА-М». – URL: http://repository.vzfei.ru

Федеральное ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru

Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: «Книги», «Статьи», Диссертации», «Учебно-методическая литература», «Авторефераты», «Депозитарный фонд». – URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm

Библиотека сайта philosophy.ru – URL: http://www.philosophy.ru

Библиотека философского факультета МГУ – URL: http://philos.msu.ru

Библиотека философии и религии – URL: http://filosofia.ru/articles

Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН – URL: http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Librare.htm

Новая философская энциклопедия – URL: http://iph.ras/ru/enc.htm

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Философская библиотека Новосибирского государственного университета – URL: http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm
Перечень тем эссе по философии

1.Философия – это наука или она отличается от науки как особенное знание?

2. Диалектика и метафизика как философские методы исключают или дополняют друг друга?

3. Материализм или идеализм? А может быть существует третье направление в философии?

4. Нужна ли философия для решения проблем современного мира?

6. Что наиболее характерно для античной философии?

7. Является ли критика представителей элейской школы воззрений милетской школы в чем-то правомерной?

8. В чем величие Демокрита и его философии?

9. В чем величие Сократа и его философии?

10. Философия Платона: ее сильные и слабые стороны.

11. Философия Аристотеля: ее сильные и слабые стороны.

12. Можно ли согласиться с мыслью эллинистической философии, что никто не может господствовать над душой другого человека?

13. В чем различие методологических подходов Августина Блаженного и Фомы Аквинского к обоснованию содержания христианской религии?

14. Является ли философия эпохи Возрождения простым возвратом к античной философии?

15.В чем величие философии эпохи Возрождения?

16. Правомерно ли говорить о философии эпохи Возрождения как методологической предпосылке классической науки?

17. В чем величие философии Бэкона?

18. Является ли в философии Нового времени критика эмпиризма представителями рационализма в чем-то правомерной?

19. Является ли в философии Нового времени критика рационализма представителями эмпиризма в чем-то правомерной?

20. В чем величие философии Спинозы?

21. В чем величие философии Лейбница?

22. В чем величие социальной философии Просвещения?

23. Выражает ли априоризм в философии И.Канта реальную проблему?

24. В чем состояла новизна этики И.Канта?

25. В чем заключается «рациональное зерно» философии Гегеля?

26. Согласны ли Вы с тезисом Л.Фейербаха «Бог – это отчуждение человеческой сущности»?

27. Содержит ли философия К.Маркса положительные идеи или от нее надо полностью отказаться?

28. В чем величие философии экзистенциализма?

29. Правы ли неокантианцы, резко разграничив естественные и гуманитарные науки?

31. Можно ли противопоставлять неопозитивизм и постпозитивизм, в чем их сходство, а в чем различие?

32. Славянофильство и западничество, в чем их сходство, а в чем различие?

33. В чем величие религиозно-идеалистической философии В.С. Соловьева?

34. Является ли основная идея философии общего дела Н. Федорова утопичной?

35. Чем отличается философский подход к пониманию материи от естественнонаучного ее понимания?

36. Субстанциальное и реляционное понимание пространства и времени, в чем сходство и различие?

37. В чем различие философского понимания сознания от его естественнонаучного понимания?

38. Является ли биосоциальная природа человека философской проблемой?

39. Возможна ли единая наука о человеке?

40. Имеет ли человеческая жизнь какой-либо смысл?

41. Человек – это «волк или овца» (Э. Фромм)?

Похожие публикации