Деятельность совместная. Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними Совместной деятельности сталкиваются различные интересы

В соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества.

Словарь финансовых терминов .


Смотреть что такое "СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология

    совместная деятельность - (в социальной психологии) организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются: 1)… … Большая психологическая энциклопедия

    См. Договор простого товарищества … Юридический словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия

    - (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права

    Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и…
  • Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий роди­телей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, на­правленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…

Понятие «совместная деятельность»

Отечественная и зарубежная психология, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».

Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.

Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.

Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:

1. пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто - то сразу откликается. Кто - то позже, главное - добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:

  • · постановка и решение педагогических задач;
  • · постановка практической задачи перед детьми.

Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - персонаж», «взрослый - ребенок - персонаж» и пр. А так же в зависимости от этапа освоения знаний:

  • · приобретение - информация;
  • · упражнение - закрепление;
  • · обобщение - систематизация;
  • · самостоятельное использование;

Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.

Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.

3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо распределены.

Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог - участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через письмо, посылку и т.д.

4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.

Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:

  • · Совместно - индивидуальная деятельность - каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)
  • · Совместно - последовательная деятельность - общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)
  • · Совместно - совместная деятельность - одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 - 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.

Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя» разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.

  • 5. Возникновение межличностных отношений.
  • 5Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового

взаимодействия между участниками совместной деятельности:

  • · Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.
  • · Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
  • · Если вы не согласны - аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
  • · «Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.
  • · Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).
  • · Чаще называйте имя собеседника.
  • · Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т.п.

Таким образом, очень важна роль, которую выполняет совместная деятельность в социально-личностном развитии ребенка. В такой деятельности происходит формирование личности. Здесь между её участниками осуществляется общение, направленное на согласование усилий для достижения общей цели. Она выступает как условие формирования сложной системы коммуникативно деятельностного взаимодействия и речи в детском возрасте. Это позволяет соединить диалогическую форму речевого общения в онтогенезе с деятельностной и когнитивной сторонами развития ребенка.

Проблема совместной деятельности по-разному формулировалась не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследователями. С ее формулированием связаны прежде всего такие термины, как «групповая активность», «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «совместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор остается в центре внимания исследователей, в первую очередь социальных психологов, психологов труда и управления. В качестве признаков совместной деятельности (СД) обычно выступают ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным признакам совместной деятельности относится наличие:

  • 1) единой цели для участников, включенных в деятельность;
  • 2) общей мотивации;
  • 3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивидов), понимаемых как образование единого целого;
  • 4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;
  • 5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой и с учетом характеристик деятельности;
  • 6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;
  • 7) единого конечного результата (совокупного продукта);
  • 8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальной деятельности разными людьми.

Психологическая структура СД включает такие компоненты, как общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, которого стремится достигнуть общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

А. Н. Леонтьев в «общем потоке деятельности» выделяет разные уровни. Сначала это отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за «единицу» психологического анализа СД, которая раскрывает ее качественную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

  • 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  • 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  • 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В совместной деятельности, как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников, которые определяют основные социально-психологические типы взаимодействия участников.

  • 1. Сотрудничество: партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей СД.
  • 2. Противоборство: партнеры противодействуют достижению целей другими участниками СД, совершают несогласованные с ними действия, в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию.
  • 3. Уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.
  • 4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
  • 5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другим, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником.
  • 6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).
  • 7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно связаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью параметров:

  • - плотностью функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними;
  • - уровнем функциональной взаимосвязанности; отношением числа совместно выполняемых функций к общему их числу;
  • - типом целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование и т.п.), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей:

  • - доминирующий способ разрешения разногласий и противоречий;
  • - ведущая «зона» согласования действий участников группы;
  • - уровень конфликтности;
  • - типичные способы поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельности является его результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога.

Наблюдения за процессом совместной деятельности и собственные экспериментальные исследования позволили Н. Н. Обозову построить модель регуляции совместной деятельности (рис. 23).

Рис. 23.

Центральным блоком в этой модели является блок «Условия деятельности и взаимодействия». Разграничение таких понятий, как «деятельность» и «взаимодействие», не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообуславливают друг друга. В. Е. Смирнов в своей работе «Психология юношеского возраста» отмечал: «Для членов группы, производящих какое-либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стимуляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других».

В совместной деятельности Н. Н. Обозов выделяет два аспекта:

  • а) собственно предметную деятельность;
  • б) совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе этой деятельности или общения.

Данное мнение подтверждает факт разделения условий деятельности и взаимодействия. Й. Лингард обозначил два типа обратных связей: собственно обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами.

Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы, и если без обратной связи практическая деятельность немыслима, то в условиях взаимодействия большего числа людей система обратной связи еще больше усложняется. В связи с этим Курт Бак выделяет два типа коммуникации (которым соответствуют определенные структуры языка):

  • а) направленный на отношения, т.е. взаимодействия;
  • б) направленный на действия и деятельность.

Р. Бейлз различает в совместной деятельности область решения задач и область эмоций. Область эмоций характеризуется наличием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Другое дело - область решения задачи: она связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности.

Эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, в том числе и от условий, в которых она протекает. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или, наоборот, стрессовые условия, когда группа работает с эмоциональным «надрывом» в экстремальной ситуации. Среди условий, влияющих на эффективность СД, надо отметить следующие:

  • 1. Специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи определяется не только тем, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и тем, как часто выполнялись действия и вырабатывались навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.
  • 2. Время совместной работы или любого другого вида взаимодействия, например общения приятелей, супругов, может рассматриваться с различных позиций.

При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совместной деятельности. Время же взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Время совместной работы и совместного проживания является не только условием проверки прочности отношений, но, что еще более важно, это фактор формирования личностных, в частности характерологических, особенностей взаимодействующих людей. Как указывал по этому поводу С. Л. Рубинштейн, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга часто накладывает значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление. В результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся похожими друг на друга.

3. Количественный состав группы в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого «критического значения» величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем увеличении - эффективность снижается (слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу), отмечал Б. Ф. Ломов. Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью.

Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: нижний порог - это число лиц, способных справиться с общей задачей; верхний порог - это число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

4. Взаимосвязанность членов группы является одним из основных условий, влияющих на их взаимодействие. При этом под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обуславливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официальный или неофициальный. Неофициальные межличностные взаимоотношения не являются заданными, они регулируются самими членами группы. В официальной организации взаимосвязанность определена инструкциями, приказами, предписаниями и не зависит от желания людей.

Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности, возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений. Больше того, увеличение взаимосвязанности повышает значение руководителя.

Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:

  • а) первый уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как «публичный эффект»;
  • б) второй уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих в конкретной деятельности других лиц. Совместное действие в данном случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи до взаимного сотрудничества.
  • 5. Функциональную структуру группы можно дифференцировать на первичную (заданную условиями и формальными признаками организации) и вторичную (соответствующую распределению ролей в процессе решения задач). Для оптимального регулирования системы управления необходимо рациональное соотношение между заданным и произвольным распределением функциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распределение функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. «Сплоченность группы» и «эффективность лидерства» - это взаимозависимые переменные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естественно, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы - следствие согласия внутри нее.
  • 6. Изолированность группы от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей) и ее автономность («замыкание» на какой-либо внешний объект, например любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая автономность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отношений внутри самой группы, хотя и до известных пределов. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к индивидуальной изоляции.

Автономность группы выступает как следствие не только физических условий, но и внутренних и внешних социально-психологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.

7. Мотив как побуждение - это источник или причина действия. Однако в условиях совместной работы людей в группе притязания одного могут не согласовываться с притязаниями другого.

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом различается по силе и направленности. Внутренняя мотивация каждого члена группы определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы в целом. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на саму себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа от решения задачи.

8. Система дополнительных факторов, по мнению Н. Н. Обозова, является разнообразной по структуре и включает в себя, с одной стороны, индивидуальные психологические особенности членов группы, а с другой - их однородность-разнородность по различным психологическим характеристикам.

В первом случае выделяют два внутригрупповых фактора. Первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы - выступает как показатель тех возможностей, которыми обладает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллектуальные, социально-психологические особенности людей).

Второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важны близость, подобие членов группы по каким-либо параметрам, для других видов работ условиями успешного выполнения групповых задач являются контраст и различия. Особое значение имеют возрастные и половые различия людей; их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня.

  • 1. Первый уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психо- логических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций). Данный уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных отношений людей, но его регулирующая функция может не осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой; просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся.
  • 2. Второй уровень однородности-разнородности членов группы есть соотношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношения к себе, партнеру, другим людям, предметному миру. Второй уровень включает в себя два субуровня:
    • - первичный (или исходный) подуровень состоит из исходных данных до взаимодействия, соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру предметов и к себе подобным);
    • - вторичный подуровень есть соотношение (сходство-различие) мнений, оценок и отношений, как следствие взаимодействия между членами группы. Он является следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров; регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Благодаря изменчивости преобразуется этот подуровень. Изменчивость зависит не только от исходного соотношения параметров первичного подуровня, но и от первого уровня неоднородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личностных и социально-психологических особенностей членов группы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оценок, отношений участвуют в формировании ценностных ориентаций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности-разнородности.

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выражает сходство- различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. Партнеры не только осознают сходство-различие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и межличностных отношений.

Все изложенное выше позволило Н. Н. Обозову сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:

  • а) внегрупповые (физические и социальные);
  • б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);
  • в) внеличностные (однородность-разнородность по индивидуальнопсихологическим параметрам);
  • г) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения).

Фактором, связывающим все перечисленное, является фактор общественной значимости совместной деятельности группы людей.

Под признаками в данном случае понимаются отличительные особенности, характеристики совместной деятельности как целостного и относительно самостоятельного феномена. Фактически выделяется то, что наиболее характерно, типично для совместной деятельности. За основание выделения таких признаков были взяты разработанные К. Марксом признаки кооперации. В политэкономии и социологии этот вопрос подвергался подробному анализу. Понятие «кооперация» выполняет методологическую функцию в психологическом исследовании совместной деятельности. В качестве конкретных видов кооперации рассматриваются различные профессиональные виды совместной деятельности.

Кооперирование людей в труде вызвано необходимостью овладения таким предметом труда, который недоступен отдельному человеку, а если и доступен, то только своей частью. Отсюда наличие единой цели для участников, включенных в деятельность, должно считаться обязательным признаком совместной деятельности.

Кроме того, участники совместной деятельности должны иметь побуждение работать вместе, т. е. иметь общую мотивацию.

Единая цель и общая мотивация - обязательные условия не просто выполнения СД разными ее участниками, а формирования из отдельных индивидов некоторой трудовой общности, т. е. коллектива как субъекта совместной деятельности, что необходимо ради достижения общих конечных его целей <.>. Образование из них определенной общности приводит не к суммированию индивидуальных производительных сил, а к их умножению: объединенная производительная сила становится больше суммы производительных сил отдельных рабочих. Следовательно, объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (и соответственно индивидов), понимаемые как образование единого целого,- существенный признак совместной деятельности. Совместность как особое качество деятельности порождается таким объединением индивидов, при котором между ними возникают различные взаимосвязи и взаимозависимости, задаваемые конкретными видами деятельности.

Совместная деятельность может осуществляться в условиях разной тесноты связей людей друг с другом. Этот вопрос неоднократно исследовался специально, в результате было выделено несколько уровней взаимосвязанности и взаимозависимости участников совместной деятельности. Так, например, Н.Н. Обозовым предложена обобщенная и наиболее полная классификация взаимосвязанности (1979, 1997). Ниже представим ее в краткой форме.

  1. Изолированность (физическая и социальная). Это исключительно редко встречающаяся форма организации деятельности человека. Отсутствие взаимосвязанности обычно носит относительный характер.
  2. Предполагаемая взаимосвязанность. Известно, что не только реальное взаимодействие и общение между людьми меняют их отношение друг к другу, но последнее может происходить в результате предполагаемого взаимодействия, предполагаемого общения, т. е. при ожидании взаимодействия человек оценивает других людей в зависимости от предполагаемой им ситуации.
  3. Взаимосвязанность по типу «молчаливого присутствия» других людей при выполнении человеком какой-либо индивидуальной деятельности. Наиболее характерной особенностью взаимосвязанности данного уровня является так называемый «публичный эффект», который заключается в изменении характеристик индивидуальной деятельности и поведения человека под влиянием пассивного присутствия других людей
  4. Взаимосвязанность по типу «влияние и взаимовлияние», осуществляемая с помощью вербальных и невербальных средств воздействия, - например, через мнения и оценки участников совместной деятельности.
  5. Активная, или действенная, взаимосвязанность людей через средства совместных действий. Этот вид взаимосвязанности включает широкий диапазон видов совместной деятельности. Действенная взаимосвязанность может иметь разную степень проявления: от частичной, или минимальной, до полной, или максимальной, когда действия одного участника становятся невозможными без действий других людей.
  6. Коллективистская взаимосвязанность, которая представляет собой качественно новую ступеньку развития. Взаимосвязанность этого уровня, во-первых, может включать в себя особенности предыдущих уровней, а во-вторых, характеризуется наибольшей согласованностью личностно значимого, группового и общественно ценного содержания СД. При этом личностное и групповое в содержании СД подчинены общественно значимым целям совместной деятельности.

Объединение индивидов и одновременное выполнение ими одной и той же или сходных трудовых операций характерны, по мнению К. Маркса, только для простейших видов кооперации. «Если процесс труда сложен, то уже один факт объединения значительной массы совместно работающих позволяет распределить различные операции между различными рабочими...» (Головаха, 1979, С. 339). Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками - следующий характерный признак СД.

Распределение индивидуальных деятельностей происходит в общности (группе), созданной для выполнения совместной деятельности, и характеризует функциональную структуру этой общности <...>. Распределение функций (действий, операций, деятельностей), или, по выражению Б.Ф. Ломова (1981), «спецификация задач» (с. 20) в совместной деятельности не может быть чисто случайной, а каждая из функций взаимно дополняет друг друга и определяет взаимную зависимость участников СД. Важное положение в связи с этим сформулировано Р.Ф. Абульхановым (1982), который писал:

«Чем дальше зашла специализация каждого работника, тем больше их зависимость друг от друга в процессах труда, тем выше роль объединяющей их общности как коллективного производителя определенного изделия» (с. 25).

Поэтому структурированность совместной деятельности относится к числу наиболее важных свойств и коллективного субъекта.

Совместная деятельность требует не стихийного, а строго согласованного, координированного выполнения распределенных и взаимосвязанных действий, операций, функций, обязанностей. Координация индивидуальных деятельностей участников совместной деятельности - необходимый и существенный ее признак. Согласование предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согласование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных, темпа, интенсивности, ритмичности и т. д.

Согласование достигается с помощью управления. Необходимость в управлении индивидуальными деятельностями задает совместной деятельности качественно новый уровень сложности. В индивидуальной деятельности, как правило, человек сам программирует свои действия, интенсивность, объем работ, обычно не ставя их в зависимость от действий других людей. Совместная деятельность не может осуществляться без установления четких связей между различными операциями, а следовательно, между разными участниками, без соответствующего координирования выполнения ими деятельности. Именно совместная деятельность порождает управленческий труд, характерная особенность которого - это направленность на участников совместной деятельности, а уже через них на предмет совместного труда.

Следующим признаком СД является наличие для ее участников единого конечного результата (совокупного продукта). Совместная деятельность как раз и возникает для того, чтобы вообще был достигнут результат (в случае полной невозможности его достижения одним человеком) или же был достигнут в более короткие промежутки времени, был бы более полного объема, более высокого качества и т. д. Единый конечный результат необходимо соотносить с общими целями совместной деятельности и тем самым определять, насколько совместная деятельность действительно была целенаправленной. Сопоставление единого результата с затратами на его достижение позволяет определить эффективность или результативность (продуктивность) совместной деятельности. Общий результат можно соотнести также с индивидуальными затратами и результатами отдельных участников совместной деятельности, чтобы оценить индивидуальный вклад каждого в результаты СД.

Необходимое условие выполнения совместной деятельности - единое пространственно-временное пребывание и функционирование участников СД (коллективного субъекта). Наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми могут рассматриваться в качестве элементарных признаков кооперации, однако таких, без которых не может развертываться совместная деятельность. Многие современные виды совместной трудовой деятельности, порожденные научно-техническим прогрессом (например, освоение космоса, взаимодействие через электронные средства и др.), могут иметь непостоянные и нечетко очерченные границы «единого пространства».

1. Понятие совместной деятельности

Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей.

Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.

С психологической точки зрения Совместная деятельность -- организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели -- предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.

Живым существам от природы свойственная активность, которая обеспечивает жизненно важные связи организма со средой. Источником активности живых существ являются потребности, которые побуждают их к соответствующим реакциям, действиям...

История становления инноватики. Инновация как деятельность

Инновация - есть процесс создания, распространения и использования нового практического средства для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, групп, общества...

Коллективные системы организации и стимулирования труда

Коллективной (совместной) называют форму организации труда, при которой производственное задание устанавливается в целом какому-либо подразделению предприятия...

Организационная деятельность на предприятии

Организация предполагает планомерные и продуманные действия (со стороны субъекта) по безусловному исполнению намеченных мероприятий (со стороны объекта). В качестве субъекта может выступать коллективный орган и работник...

Организационные структуры управления субъектов предпринимательской деятельности современной России

Организационная структура управления представляет собой одну из основных категорий теории управления. Необходимость уточнения понятия "организационная структура управления" обусловлена тем...

Понятие харизматической личности в управленческой деятельности

Термин «управление», в теории менеджмента, обозначает «совокупность скоординированных мероприятий (действий), направленных на достижение поставленных целей» ...

Психологические особенности личности

психологический характер темперамент Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость -- оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций...

Развитие инновационной деятельности на ОАО "Композит"

Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке...

Совершенствование предпринимательской деятельности на основе разработки бизнес-плана предприятия на примере ООО "Позитив Плюс"

В теории предпринимательства имеются различные подходы как при установлении признаков, позволяющих классифицировать предпринимательство, так и при определении качественных и количественных характеристик этих признаков...

Современные модели кадрового менеджмента в РФ

Развитие форм коллективно-творческой деятельности неразрывно связано с историческим преобразованием её начальных форм целевого объединения коллективной деятельности: коллективно - последовательной...

Признаки - отличительные особенности...

Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому

Выделяется 6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны: а) целенаправленность группового субъекта деятельности (общность индивидов) - стремление к основной цели; б) мотивированность - активное, заинтересованное...

Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому

Профессор психологии Лев Ильич Уманский (1921-1983), посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности...

Управление в организации

Руководство совместной деятельностью людей заключается во взаимосвязи, единоначалия, так и в самоуправлении группы. Деятельность руководителя осуществляется в составе совместной деятельности социально-экономической системы...

Управление персоналом в системе современного менеджмента

Становление форм совместной творческой деятельности связано с трансформацией исторически ей предшествующих форм организации совместной деятельности: совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной...

Похожие публикации