Томас элиот произведения. Томас Элиот – великий поэт ХХ столетия

(1888-1965) английский и американский поэт и драматург

«Поэты при нынешней цивилизации, при том, как она существует, должны быть трудными». Это высказывание принадлежит Томасу Элиоту, которого критики считают поэтом номер один нашего времени. Кроме поэтического и драматургического наследия, он оставил после себя более 400 литературно-критических работ, содержащих развернутую эстетическую программу.

Имя Томаса Элиота хорошо известно в России. Его знают как классика западной литературы, лауреата Нобелевской премии, поэта, драматурга, публициста, мыслителя, но его творчество известно гораздо меньше, чем творчество других мастеров. Причина заключается в том, что Элиот крайне труден для восприятия даже на его родном языке, кроме того, переводили его мало и не всегда удачно, а печатали еще меньше.

Томас Элиот был глубоко элитарным поэтом. Его творения совершенно не похожи на то, что делали другие поэты, даже в собственном творчестве он каждый раз решал все новые и новые художественные задачи. Однако сложность не была самоцелью для Элиота, она была выражением нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.

Жизнь поэта, по крайней мере внешне, не выходит за рамки обыденного. Он родился в США в городе Сент-Луисе (штат Миссури) и был седьмым, последним ребенком в почтенной американской семье. В Америку Элиоты переселились из Великобритании в XVII столетии и долгое время жили на восточном побережье в так называемой Новой Англии.

В Сент-Луис семья переехала незадолго до рождения Томаса. Его дед, священник, снискал себе всеобщее уважение, построив в городе церковь и основав университетский колледж. Отец служил президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью.

Томас учился в частной школе, затем в престижном Гарвардском университете, где изучал философию и литературу: в основном шекспировскую эпоху, английский XVII век, итальянское Возрождение. В 1910 году он успешно окончил Гарвард, получил степень бакалавра и был оставлен в университете для подготовки к магистерскому званию при кафедре философии.

Тогда же, в 1910 году, Томас Элиот отправился в свое первое заграничное путешествие в Европу - в Париж, в Сорбонну, где в то время читал лекции по философии интуитивизма знаменитый Анри Бергсон, настолько затмивший в сознании молодого человека его американских наставников, что при первой же возможности он повторил визит в Европу и в конце концов остался там навсегда. 1913-1914 учебный год Элиот провел в Париже, вновь слушая лекции А. Бергсона в Сорбонне, затем направился в Германию во Фрайбургский университет, рассчитывая ближе познакомиться с философской мыслью этой страны. Однако разразившаяся в августе мировая война заставила его изменить планы: он отправился в Англию в Оксфордский университет. Там Томас Элиот проявлял особый интерес к философии и подготовил диссертацию о философии Брэдли.

Первое время по приезде в Англию он служил преподавателем в мужской школе около Лондона и работал клерком в банке. В 1915 году Элиот женился на балерине Вивьен Хейвуд, но этот брак впоследствии распался. С 1917 по 1919 год поэт был помощником редактора журнала «Эгоист», в 1922 году основал журнал «Крайтирион», который выходил до 1959 года. С 1925 года Томас Элиот был директором издательской фирмы «Фейбер энд Фейбер».

Стихи Томас Элиот начал писать в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма . Как и все поэты-авангардисты, он стоял на бунтарских позициях и относился к современному миру критически. Позже центральной проблемой его творчества остался кризис духа.

К самым значительным поэтическим произведениям Элиота относятся «Пруфрок и другие наблюдения» (1917), «Бесплодная земля» (1922), «Полые люди» (1925), «Страстная среда» (1930), «Четыре квартета» (1943). Следует также упомянуть поэму «Пепельная среда» (1930). В ней отразился ранний этап становления новой философско-этической концепции Элиота, которая определила характер его творчества в последующие два десятилетия и получила наиболее полное выражение в «Четырех квартетах».

Ко времени, когда Томас Элиот оказался в Европе (1910), в западном мире накопилось немало горького опыта и печальных размышлений о том, как несовершенно устроен мир, как неуютно в нем человеку, как в борьбе за выживание человек все более и более изощренно растрачивает отпущенные ему Богом духовные ценности, пытаясь превратить их в ценности материальные, и тем самым постепенно опустошает себя.

Кроме того, началась война: искалеченное физически и нравственно поколение с еще большей энергией бросилось опустошать уже, казалось бы, совсем бесплодную землю. Многие поэты, писатели, философы обозначили это время невеселыми метафорами: Гертруда Стайн называла то поколение «потерянным», Поль Валери писал о «кризисе духа», Освальд Шпенглер говорил о «закате Европы». Впечатляющие слепки жизни потерянного поколения сделали Хемингуэй , Олдингтон, Ремарк.

Сказал свое слово и Томас Элиот. Именно его «Бесплодная земля» была признана общественным мнением Европы наиболее полным и точным выражением самосознания и мироощущения 20-х годов. Мир «Бесплодной земли» во многом напоминает «Ад» великого Данте: многочисленными аллюзиями Элиот намеренно подталкивает читателей к этой параллели, а полые люди, населяющие бесплодную землю, с трудом отличимы от томящихся в аду грешников. Но за шесть столетий, отделяющих поэму Данте от поэм Элиота, человечество существенно продвинулось по пути духовного оскудения и нравственной деградации. В мире полых людей и бесплодной земли Томаса Элиота красота уступила место удобству, любовь - разнузданной похоти, вера принесена в жертву узко понятому рационализму, нравственность - безудержному эгоизму и сиюминутной выгоде, профессиональное мастерство - техницизму.

В 1932 году после двадцатилетнего перерыва ТомасЭлиот посетил Америку, за пять лет до этого он принял британское подданство. К 1930-1940 годам относится новый этап в творчестве поэта. Серьезные философские произведения он время от времени перебивает полуироническими миниатюрами или же своеобразным циклом «полусмешных-полупечальных» стихов. Тогда же Томас Элиот обращается к драматургии: в 1935 году он дебютировал с трагедией «Убийство в Храме», после чего создал еще четыре крупных произведения в жанре драмы.

Признанием заслуг Томаса Элиота в разработке современного поэтического языка стало, присуждение ему в 1948 году Нобелевской премии «За приоритетное новаторство в становлении современной поэзии» - так мотивировала свое решение шведская академия.

В 1957 году в шестьдесят восемь лет Томас Элиот женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер, с которой он прожил оставшиеся семь с половиной лет своей жизни. 4 января 1965 года Томас Элиот скончался и был погребен в Вестминстерском аббатстве в «Уголке поэтов».


Американский поэт Томас Стернз Элиот родился в Сент-Луисе (штат Миссури). Он был младшим из семерых детей в семье. Среди его предков был преподобный Уильям Гринлиф Элиот, основатель Вашингтонского университета в Сент-Луисе, а с материнской стороны Айзек Стернз, один из первых переселенцев Массачусетса. Отец Э., Генри Уэр Элиот, был богатым промышленником, а мать, урожденная Шарлотта Стернз, женщина образованная и литературно одаренная, написала биографию Уильяма Гринлифа Элиота, а также драму в стихах «Савонарола».

Закончив частную школу Смит-акэдеми в Сент-Луисе, Э. год проучился в частном массачусетском колледже и в 1906 г. поступил в Гарвардский университет. Талантливый, незаурядный студент, Э. закончил университетский курс за три года и получил диплом магистра на четвертом курсе.

В это время Э. пишет стихи в «Харвард адвокет» («Harvard Advocate») и является редактором этого журнала с 1909 по 1910 г. Затем он едет в Париж, где посещает лекции в Сорбонне и изучает французскую литературу, прежде всего поэтов-символистов. Еще в Гарварде он заинтересовался символизмом, читал поэта-символиста Жюля Лафорга и книгу Артура Саймонса «Движение символизма в литературе», которая оказала большое влияние на развитие поэта.

Вернувшись в 1911 г. в Гарвард, Э. пишет диссертацию об английском философе-идеалисте Ф.Г. Брэдли, изучает санскрит и буддизм. По Шелдонской стипендии он едет сначала в Германию, а затем в Англию, где изучает философию в оксфордском Мертон-колледже, в котором преподавал Брэдли. После долгих колебаний и сомнений Э. решает посвятить себя литературе и не возвращаться в Гарвард для защиты диссертации. Он остается в Лондоне и пишет стихи. При содействии Эзры Паунда и Уиндэма Льюиса некоторые из них были напечатаны в 1915 г. Чтобы заработать себе на жизнь, он около года занимался преподавательской деятельностью, затем служил клерком в банке «Ллойде»; в 1925 г. он начинает работать в издательстве «Фейбер энд Гуайэр» (впоследствии «Фейбер энд Фейбер»), сначала литературным редактором, а затем одним из директоров фирмы.

В 1915 г. Э. женился на Вивьен Хейвуд. Хотя брак оказался несчастливым, Элиоты прожили вместе 19 лет. После развода Вивьен поместили в психиатрическую больницу, где она умерла в 1947 г.

С 1917 по 1919 г. Э. работает заместителем главного редактора журнала «Эгоист» («Egoist»). Его ранние стихотворения появляются в различных периодических изданиях, в том числе в «Католической антологии» («Catholic Anthology») Эзры Паунда в 1915 г. Два новых поэтических сборника Э. «Пруфрок и другие наблюдения» («Prufrock and Other Observations») и «Стихи» («Poems») были опубликованы Вирджинией и Леонардом Вульф в «Хогарт-пресс» («Hogarth Press») соответственно в 1917 и 1919 гг. Написанные под влиянием Лафорга, стихи обоих сборников несут на себе печать глубокого разочарования действительностью. В «Любовной песне Дж. Альфреда Пруфрока» («The Love Song of J. Alfred Prufrock»), первой значительной поэме Э., запечатлен герой – «услужливый, почтительный придворный, благонамеренный, витиеватый...» (пер. А. Сергеева) – и мучительно нерешительный, косноязычный, особенно с женщинами. «Пруфрок» явился вехой в поэзии XX в., многие критики писали о значении этой поэмы, а американский поэт Джон Берримен считал, что с «Пруфрока» берет начало современная поэзия.

Одновременно с ростом популярности Э.-поэта быстро утверждалась и репутация Э. – литературного критика. Начиная с 1919 г., он постоянный автор «Тайме литерэри сапплмент» («Times Literary Supplement»), литературного приложения к «Тайме». Там была опубликована серия статей Э. о елизаветинской и якобинской драме, которые наряду с другими критическими статьями и обозрениями вошли в сборник эстетических работ Э. «Священный лес» («The Sacred Wood», 1920). В статьях о Шекспире, Данте, Драйдене, Марло, Джоне Донне, Джордже Герберте, Эндрю Марвелле Э. пытался «вернуть поэта к жизни, что является великой, непреходящей задачей критики». Эссе Э. «Воздавая должное Джону Драйдену» («Homage to John Dryden», 1924) и «Избранные эссе» («Selected Essays», 1932) явились программными для возникновения влиятельного критического течения, известного как кембриджская школа, а позднее в Соединенных Штатах как новая критика. Кроме того, Э. ввел в литературный обиход два важнейших для развития критической мысли понятия: objective correlative – согласование эмоционального начала с объективным изображением конкретной психологической ситуации, соответствие между чувством и «набором предметов, ситуацией, цепью событий, которые являются формулой, вызывающей именно это чувство»; и dissociation of sensibility (распад восприимчивости), под которым Э. подразумевал утрату целостности «мышления» в поэзии после XVII в. Многие критические взгляды Э. нашли свое отражение в журнале «Крайтерион» («Criterion»), весьма влиятельном критическом издании, выходившем 4 раза в год с 1922 по 1939 г.

Своей гиперболой (поэма состоит всего из 434 строк) Паунд намекает на поэтическую концентрацию и обилие аллюзий в поэме. (Паунд, кстати, принимал участие в редактуре окончательного варианта поэмы, которую он сократил на треть.) «Бесплодная земля», лучшее, по мнению многих влиятельных критиков, произведение Э., наложившее отпечаток на последующее развитие поэзии, состоит из пяти частей, которые объединяются сквозными темами бесплодия и размывания ценностей. «Бесплодная земля», в которой отразились сомнения и разочарования послевоенного поколения, выразила интеллектуальный настрой целой эпохи. В 1927 г. Э. крестился по обряду англиканской церкви и в том же году получил британское подданство. В предисловии к сборнику эссе «В защиту Ланселота Эндрюса» («For Lancelot Andrewes») он называет себя «англокатоликом в религии, классицистом в литературе и роялистом в политике». Еще будучи американским студентом, Э. проявлял живой интерес к культуре страны своих предков, сокурсники в шутку даже называли его «англичанином во всем, кроме акцента и гражданства». И если принятие британского подданства в какой-то степени отвечало его юношеским устремлениям, то его переход в англиканскую церковь был отходом от семейных традиций унитарианства, хотя и удовлетворял потребность Э., пуританина по происхождению, в строгих и четких моральных установках. В поэме «Пепельная среда» («Ash Wednesday», 1930) со всей очевидность проявились душевные терзания, которыми сопровождалось его обращение в англиканскую веру. Именно в этот период интеллектуального и душевного разброда Э. переводит поэму Сен-Жон Перса «Анабасис» («Anabasis», 1930), своего рода духовную историю человечества, и знакомит англоязычного читателя с творчеством близкого Э. по духу французского поэта.

В 30-е гг. Э. пишет поэтические драмы. «Камень» («The Rock», 1934) и «Убийство в соборе» («Murder in the Cathedral», 1935) предназначались для религиозных спектаклей. «Убийство в соборе» представляет собой философское моралите о муках св. Томаса Беккета и считается лучшей пьесой Э. Она с большим успехом шла в театрах Европы и Соединенных Штатов. Его пьесы о современной жизни – «Воссоединение семьи» («The Family Retinion», 1939), «Вечерний коктейль» («The Cocktail Party», 1950), «Личный секретарь» («The Confidential Clerk», 1954) и «Пожилой государственный деятель» («The Elder Statesman», 1959) – считаются менее удачными. Автору во многом не удалась попытка наполнить современным содержанием темы античной трагедии. «Вечерний коктейль», правда, в свое время пользовался успехом на сценах театров по обе стороны Атлантики.

Поэмы 40-х гг. «Четыре квартета» («Four Quartets», 1943), «Бёрнт Нортон» («Burnt Norton», 1941), «Ист Кокер» («East Coker», 1940), «Драй Сэлвейджес» («The Dry Salvages», 1941) и «Литтл Гиддинг» («Little Gidding», 1942) считаются многими критиками наиболее зрелыми поэтическими произведениями Э. Каждая поэма – это размышления, навеянные созерцанием различных пейзажей, в которые поэт вплетает свои суждения об истории, времени, природе языка, а также личные воспоминания.

В 1948 г. Э. присуждается Нобелевская премия по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Член Шведской академии Андерс Эстерлинг в своей речи подчеркнул, что у стихов Э. «есть особое свойство – способность врезаться в сознание нашего поколения с остротой алмаза». «Я считаю вручение Нобелевской премии поэту подтверждением общечеловеческой ценности поэзии, – сказал Э. в ответной речи. – Ради одного этого следует время от времени награждать поэтов; Нобелевскую премию я рассматриваю не как признание своих собственных заслуг, но как символ значимости поэзии».

В 1957 г. Э. женился на Эсме Валери Флетчер. Поэт скончался в 1965 г., в возрасте 76 лет, и был похоронен в Ист-Кокер, деревне в Сомерсете, откуда в середине XVII в. его предок Эндрю Элиот отправился в Америку.

Э. был удостоен многих наград. Среди них британский орден «За заслуги» (1948), французский орден Почетного легиона (1954), премия Гёте Ганзейского союза (1954). Э. имел 16 почетных степеней английских, американских и европейских университетов и был почетным членом советов Магдален-колледжа и Мер тон-колледжа (Оксфорд).

На протяжении своей жизни Э. часто ездил на родину, навещал родных, выступал с лекциями, занимался издательской деятельностью. Поэт получил много американских наград и был членом научного совета Института фундаментальных исследований в Принстоне в 1948 г. и членом совета американской Библиотеки конгресса с 1947 по 1954 г.

Критическая и текстологическая литература, посвященная творчеству Э., продолжает расти и после смерти поэта. По мнению американского критика Ирвина Эренпрайса, «поэзия Э. проникает в глубины морали и психологии. Э. понимал меняющуюся, парадоксальную природу наших самых скрытых эмоций и суждений и пытался выразить этот парадокс в своем стиле». Стиль Э., считает Эренпрайс, отличается «нарушением синтаксиса и смысла, привлекая таким образом внимание читателя, заставляя его по-новому взглянуть на задачи и ценности литературного творчества».

«Двоякая задача Э. заключалась в том, – писал английский критик М. Брэдбрук, – чтобы найти истолкование своей эпохи, держа, как учил величайший из поэтов, Зеркало лицом к Природе, и вместе с тем следовать образцам истинного совершенства».

Томас Стернз Элиот (более известный под сокращённым именем Т. С. Элиот (T. S. Eliot)) – американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии – родился 26 сентября 1888 года в Сент-Луисе штат Миссури (США) в богатой семье.

Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма начал писать стихи.

В 1906 после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете. Печатать свои стихи начал в журнале «Харвард адвокат», в котором стал работать редактором. В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В частности, слушал лекции Анри Бергсона и Ален-Фурнье. В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит.

Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма. В 1914 он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.

Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему богом духовных ценностей и самоопустошении как следствии борьбы за выживание и погони за материальными ценностями.

В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд. Вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 в литературном американском журнале «Литтл ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917 ), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи». В 1922 Элиот опубликовал своё самое значительное произведение - поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.

Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера. Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую.

С 1925 и до своей кончины работал в известном издательстве «Faber and Faber» (первоначально «Faber and Gwyer») и стал его директором.

В 1927 Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумья о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930 ), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.

Элиот также занимался переводами, перевёл в 1930 на английский поэму французского поэта Сен-Жон Перса «Анабасис».

В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развелся с супругой.

После смерти Йейтса и публикации поэмы «Четыре квартета» (1943 ) за Элиотом прочно закрепилась репутация крупнейшего живущего англоязычного поэта.

Элиота, как и его друга и литературного наставника Эзру Паунда, обвиняли в антисемитизме, однако он, в отличие от Паунда, всегда это опровергал.

Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем, присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.

В 1948 Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за приоритетное новаторство в становлении современной поэзии». В 1948 награждён британским Орденом заслуг, в 1954 - французским орденом Почётного легиона и немецкой премией Гёте Ганзейского союза.

C 1952 до своей кончины был президентом Лондонской библиотеки.

В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.

Томас Стернз Элиот умер 4 января 1965 года в Лондоне в возрасте 76 лет и похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Томас Стернз Элиот родился 26 сентября 1888 г. в Сент-Луисе (штат Миссури), в семье богатого промышленника. Мальчик получил блестящее образование, кроме того, с ранних лет проявлял незаурядные способности. Он в 1906 г. поступил в Гарвардский университет, который закончил за три года, намного раньше остальных. Элиот был очень разносторонним человеком. Он рано начал писать стихи. Сначала они печатались в журнале «Харвард адвокит». Здесь же Элиот работал редактором. Он также посещал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, занимался преподавательской деятельностью, служил клерком в банке, трудился в издательстве.

Томас Стернз Элиот, фото 1923

В 1915 г. Элиот женился на балерине Вивьен Хейвуд. Позже выяснилось, что она душевнобольная. Через 19 лет совместной жизни супруги развелись. После развода Вивьен оказалась в психиатрической больнице.

В 1917 г. увидел свет стихотворный сборник «Пруфрок и другие наблюдения», чуть позже – сборник «Стихи» (1919 г.).

Элиот был не только талантливым поэтом, но и выдающимся критиком. Он неоднократно публиковал статьи в разных периодических изданиях. Серия статей вошла в сборник эстетических работ «Священный лес» (1920 г.).

Литературный Нобель. Томас Стернз Элиот

В 1927 г. Элиот перешёл в англиканство и принял британское гражданство. За свою религиозность он нередко подвергался обвинениям в антисемитизме.

В 1930-е гг. он создал поэтические драмы: «Камень» (1934 г.), «Убийство в соборе» (1935 г.), пьесы о современной жизни «Воссоединение семьи» (1939 г.), «Вечерний коктейль» (1950 г.), «Личный секретарь» (1954 г.), «Пожилой государственный деятель» (1959 г.).

В 1940-е гг. были созданы поэмы «Четыре квартета» (1943 г.), «Бернт Нортон» (1941 г.), «Ист Кокер» (1940 г.), «Драй Сэлвейджес» (1941 г.), «Литтл Гиддинг». (1942г.).

В 1948 г. Элиот был удостоен Нобелевской премии по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». В 1957 г. он женился на Эсме Валери Флетчер.

Помимо Нобелевской премии, Элиот получил много других наград: британский орден «За заслуги» (1948 г.), французский орден Почетного Легиона (1954 г.), премию Гёте Ганзейского союза (1954 г.). Поэт был обладателем 16 почетных степеней английских, американских и европейских университетов. Также он был почетным членом советов Магдален-колледжа и Мертон-колледжа (Оксфорд), членом научного совета Института фундаментальных исследований в Принстоне в 1948 г. Кроме того, Элиот с 1947 по 1954 г. входил в совет американской Библиотеки конгресса.

Американский поэт, драматург и критик; с 1927 британский подданный. Признан одним из величайших поэтов 20 в.

Родился 26 сентября 1888 в Сент-Луисе (шт. Миссури). Отец был президентом промышленной компании; мать активно участвовала в движении за социальные реформы. С 1906 – студент Гарвардского университета; получив в 1909 степень бакалавра гуманитарных наук и потратив еще год на изучение философии, поступил в Сорбонну (1910–1911). В этот период написаны лучшие из его ранних стихов. До 1914 занимался философией и лингвистикой в Гарварде. Совершив летом 1914 поездку по Германии, определился в Мертон-колледж Оксфордского университета, где в 1914–1915 работал над завершением докторской диссертации об английском философе Ф.Г.Брэдли (1846–1924).

В сентябре 1914 Элиот познакомился в Лондоне с Э.Паундом. Прочитав в рукописи его стихи, тот рекомендовал их к печати. С 1917 Элиот – помощник редактора журнала «Эгоист» («The Egoist»), где была напечатана его первая книга стихов Пруфрок и другие наблюдения (Prufrock and Other Observations). Для стихотворений 1909–1911 характерно отчужденно-прохладное отношение к романтическим темам. В стихах 1917–1919, написанных в форме четверостиший, сатирический эффект достигается за счет нарочито педантичного нагромождения деталей и резких переходов от возвышенного к будничному. Между 1917 и 1925, служа в «Ллойдз банке», в свободное время писал многочисленные критические статьи и в конце концов согласился бесплатно исполнять должность главного редактора литературного журнала «Критерий» («The Criterion»). Элиот сразу стал знаменитостью, когда в октябре 1922 в первом номере журнала (редактором которого он оставался до 1939) была опубликована его поэма Бесплодная земля (The Waste Land). Она представляет собой нечто вроде завещания отчаявшегося и разуверившегося во всем человека и строится как череда мысленных картин или грез, сменяющих друг друга в сознании главного персонажа (Тиресия) и пронизанных смутным желанием обрести внутренний мир. Поэма заканчивается призывом к смирению, который герой обращает к самому себе. Литературные и мифологические аллюзии укрупняют эпизоды поэмы и придают им ироничное звучание. Поэма была воспринята как приговор послевоенной европейской культуре и выражение разочарования в расхожих общественных идеалах. В том же тоне выдержана поэма 1925 Полые люди (The Hollow Men), частично основанная на неопубликованных частях Бесплодной земли.

В 1926 Элиот прочел серию лекций в Тринити-колледже Кембриджского университета, избрав темой метафизическую поэзию 17 в. В 1927 Элиот стал членом Англиканской церкви, и это событие наложило отпечаток на его дальнейшее поэтическое творчество. Поэма Пепельная Среда (Ash Wednesday , 1930) – произведение глубоко верующего человека, итог длительной практики аскетического самоограничения; его основная мысль заключается в том, что повседневное страдание может оказать искупительное, очищающее воздействие на душу человека. Вернувшись в США после восемнадцатилетнего отсутствия, Элиот в 1932–1933 прочел курс истории поэзии в Гарвардском университете и в университете Виргинии. Впоследствии еще дважды побывал в Америке и читал там имевшие большой резонанс лекционные курсы – в Кеймбридже в 1939 и в Чикагском университете в 1943. В 1942 Элиот стал президентом Ассоциации классических исследований, в 1943 – президентом Вергилиевского общества. Сюита Четыре квартета (Four Quartets , 1943), которую Элиот писал в 1935–1942, считается вершиной его поэтического мастерства.

От первой пьесы Элиота, Суини-агонист (Sweeney Agonistes , 1924) сохранились только две сцены, написанные стихами, и прозаический эпилог. В ней Элиот экспериментировал с ритмами мюзик-холла и, пользуясь экспрессионистскими средствами, пытался создать некое подобие японской драмы но. Написав в соавторстве с Э. Мартином Брауном религиозную мистерию Скала (The Rock , 1934), он почти сразу создает свой шедевр Убийство в храме (Murder in the Cathedral , 1935) – поэтическую драму о духовном кризисе и мученической смерти св. Томаса Бекета. Воссоединение семьи (The Family Reunion , 1939), мелодрама о нависшем над семьей проклятии и искуплении вины, сюжет которой восходит к эсхиловской трилогии об Оресте, написана специально для нее разработанным и прославившим его трехстопным размером. Тот же размер Элиот использовал в пьесах Вечеринка с коктейлями (The Cocktail Party , 1949) и Личный секретарь (The Confidential Cler k , 1953), где заимствованные у Еврипида сюжеты служат анализу самопознания и призвания, а также в пьесе Пожилой государственный деятель (The Elder Statesman , 1958), сюжет которой отчасти напоминает софокловского Эдипа в Колоне.

Как критика Элиота, скорее всего, запомнят в связи с проницательностью его суждений, а также предубеждением против некоторых поэтов, прежде всего романтиков и Мильтона. Между тем в статье Традиция и индивидуальный талант (Tradition and the Individual Talent , перепечатана в сборнике Священный лес – The Sacred Wood , 1920) он сформулировал два чрезвычайно важных принципа. Т.н. принцип функциональной традиции заключается в том, что поэт должен писать, постоянно помня о прошлом и в то же время сознавая, что каждое новое произведение искусства изменяет значение этого прошлого. Второй принцип утверждает мысль о «деперсональности» искусства: поэзия – это ремесло, т.е. не «самовыражение» поэта, но закрепление в художественной форме человеческого опыта.

После 1939 Элиот пытался применить доктринерские принципы к общественному устройству и системе образования. Так, в работе Заметки к определению понятия «культура» (Notes towards the Definition of Culture , 1948) он разъяснил свои известные консервативные позиции по проблемам классового деления, гомогенности общества и социальной роли религиозных сект. Большая часть его литературно-критических работ после 1950 посвящена узко-специальным вопросам, таким, как мелодические элементы поэзии, отношение поэзии к драме вообще и к поэтической драме в частности, долг поэта перед языком. Среди других прозаических публикаций – сборники В защиту Ланселота Эндрюса (For Lancelot Andrews , 1928), Избранные очерки (Selected Essays , 1932; дополненное издание 1950), Назначение поэзии и назначение критики (The Use of Poetry and the Use of Criticism , 1933), Старые и новые очерки (Essays Ancient and Modern , 1936) и О поэтах и поэзии (On Poetry and Poets , 1957).

Похожие публикации