Отношения двух сестер можно назвать межличностными. Межличностные отношения: виды и особенности

Насчитывает сотни вариантов регулирования. Все они объединены в виды социальных норм - главных регуляторов человеческой жизни.

О сущности

Чтобы понять, чем обусловлено деление рассматриваемого явления на различные виды, стоит, прежде всего, понять, что же оно собой представляет. В науке как политологической, так и юридической под общественной нормой понимают особое правило, сформированное в результате жизненной необходимости. Следовательно, и виды социальных норм - это в большей степени деление их по способам сложения. Правда, несмотря на всё их многообразие, существуют определенные признаки, позволяющие причислять явление к нормам социума, а именно:


Из этих признаков вытекает, что виды социальных норм предопределяются также и общественной, и культурной составляющими. И потому то, что приемлемо для одного объединения, может оказаться невозможным для другого.

Основные виды социальных норм

В данном вопросе практически все ученые единодушны и выделяют следующие из них: мораль, право и обычай. Целесообразно вначале рассмотреть обычай как первый из видов социальных норм. Все дело в том, что именно он сформировался ещё тогда, когда о государстве или религиях не было и речи. Фактически это - первая форма правила поведения. И, конечно же, выработалась она в результате указанного выше процесса. Изначально обычай носил сугубо бытовой характер, но ныне это целая система, в которую включены в том числе и правовые, и корпоративные нормы. Вторая форма - это мораль. История её становления несколько сложнее и базируется она, в первую очередь, на религии в целом, вне зависимости от её вида. Стоит отметить, что особого закрепления мораль не требует, более того, именно этим она отличается от того же обычая и права.

Право

Виды социальных норм и санкций как последствий невыполнения установленных правил породили особую категорию - правовые нормы. Можно сказать, что как только появилась необходимость наказывать за отступление от существующего в социуме порядка, зародился и данный вид социальных норм. Хотя в теории правоведения существует и иная точка зрения на указанную проблему. Так, политологи и исследователи в области юриспруденции утверждают, что право возникло одновременно с государством. Однако, если смотреть глубже и принять сущность государства, то можно прийти к указанному выше выводу.

Иные виды социальных норм

Кроме уже рассмотренных норм, теоретики права и социологи выделяют ещё несколько видов, которые классифицируются по нижеприведенным признакам:

  1. сфере деятельности - религиозные, экономические, экологические и прочие;
  2. механизму имплементации - нормативные (закрепленные в специальных актах) и самособлюдающиеся (например, религиозные обеты).

Приводить классификацию можно бесконечно долго, ведь, как правило, указанные признаки не только выделяют виды, но и служат основными характеристиками для их сравнения.

Межличностные отношения – составная часть взаимодействия людей, тесно связанная с различными видами общественных отношений.

Общественные отношения – это официальные, формально закрепленные, объективированные, действенные связи между людьми.

Межличностные (интерперсональные) отношения – субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между индивидами.

В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и другие психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные отношения иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную насыщенность.

Интерперсоналы 1ые отношения включают три элемента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

  • 1. Когнитивный (гностический, информационный) элемент предполагает познание, понимание и осознание информации, задействованной в межличностных отношениях.
  • 2. Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктивных (негативных, разделяющих). Варианты переживания интерперсональных отношений огромны. Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм.
  • 3. Поведенческий (практический, регулятивный) компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. Если партнеры по общению нравятся друг другу, их поведение будет доброжелательным. Если же объект общения несимпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции; их реализация обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения могут быть построены по вертикали (руководитель – подчиненный) или по горизонтали (между лицами с одинаковым статусом).

Межличностная совместимость – это оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.

Межличностная совместимость (гармонизация, согласованность, консолидация) основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателем является удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат – появление взаимной симпатии.

Феномен, противоположный межличностной совместимости, – несовместимость , а чувства, вызываемые ею, – антипатия .

Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных), которые оказывают влияние на ее проявление.

Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и многие личностные особенности.

Пол. Своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Подобная картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу, они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот). У женщин круг общения обычно более узок, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации (И. С. Кои). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче "раскрываются" перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен па поддержание собственного имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.

  • Возраст. Потребность в эмоциональном контакте появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанную психологическую привязанность детей к окружающим. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Круг контактов сужается после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Межличностные отношения сокращаются и преобладают в производственной и родственных ей сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения вновь играют повышенную роль.
  • Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и др.
  • Состояние здоровья. Внешние физические недостатки и временные заболевания, как правило, негативно сказываются на "Я-концепции" общительности и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.
  • Профессия. Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые заданы в совместной трудовой деятельности. В ходе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают более многосторонний характер.
  • Личностные особенности. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.

Межличностная привлекательность – это комплексное психологическое свойство личности, которое как бы притягивает к себе партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей расположить к себе людей.

Привлекательность человека зависит от его физического и социального облика, способности к сопереживанию и т.п. Близким является понятие эмоциональной привлекательности.

Эмоциональная привлекательность – это способности личности к пониманию психических состояний партнера по общению и особенно к сопереживанию с ним.

Сопереживание проявляется в отзывчивости чувств в ответ на различные состояния партнера.

Процесс формирования межличностных отношений является динамичным: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабиться. Динамика развития межличностных отношений включает несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Ослабление межличностных отношений имеет противоположную динамику.

пример

При исследовании дружеских отношений интересные результаты получены И. С. Коном и Н. Н. Обозовым. Дружеские отношение всегда имеют общее предметное содержание: общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются. Дружба предполагает взаимную привязанность, доверительность. Выделяют дружбу утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную. Дружеские отношения проявляются в межличностной симпатии, во взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в условиях официальной, так и неофициальной обстановки.

Сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого человека, называется эмпатией (греч. empatheia – сопереживание).

Эмпатия – это отклик одной личности на переживания другой. Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня:

  • 1) когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;
  • 2) эмоциональная эмпатия не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, т.е. эмпатического реагирования. Эта форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другой вариант находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека;
  • 3) высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной и чувственной, но и действенной. Между всеми формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.

Симпатия , как свидетельствуют результаты экспериментальных исследований, является одной из основных форм проявления эмпатии. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей. Проявление симпатии между людьми может интенсифицировать переход от одной стадии их межличностных отношений к другой. Как и антипатия, симпатия, может быть однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируются эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Как механизм формирования межличностных отношений эмпатия способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование – формирование отношений доверительности, уважения и т.п.

Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на их динамику, широту и глубину.

пример

В городских условиях по сравнению с сельской местностью наблюдаются достаточно высокий темп жизни, частая смена мест работы и жительства, значительный уровень общественного контроля. Это приводит к тому, что межличностные отношения в мегаполисе предъявляют повышенные психологические требования к партнеру по общению.

Существенное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой, материальными ресурсами и т.д.

Время чтения 8 минут

Межличностные отношения это: ни одна сфера жизни не обходится без взаимодействия с людьми. Виды межличностных отношений проявляются в различных областях деятельности индивида, а также непосредственно влияют практически на все сферы его жизни. Общение является главной составляющей человеческой жизнедеятельности. И от качества межличностных связей напрямую зависит и уровень жизни человека, и его психоэмоциональное душевное состояние. Ведь невозможно жить в гармонии, если в доме постоянно происходят ссоры с близкими людьми, в отношениях с друзьями возникает недопонимание, а на работе царит неблагоприятная атмосфера в коллективе. Поэтому для разностороннего развития личности и успешной организацией собственной жизни крайне важно обладать налаженной коммуникативной функцией.

Самые важные встречи устраивают души, еще прежде, чем встретятся телесные оболочки.
Как правило, эти встречи происходят в тот миг, когда мы доходим до предела, когда испытываем потребность умереть и возродиться. Встречи ждут нас - но как часто мы сами уклоняемся от них! И когда мы приходим в отчаяние, поняв, что нам нечего терять, или наоборот - чересчур радуемся жизни, проявляется неизведанное и наша галактика меняет орбиту. © Пауло Коэльо

Абсолютно все люди, которые встречаются на нашем пути, посланы нам не случайно. Из всех контактов можно либо вынести какую-либо пользу, либо же чем-то помочь другому человеку. Возможно, новый знакомый послан вам для приобретения жизненного опыта, а может быть ему суждено стать вашим спутником на протяжении всей жизни. Необходимо уметь выяснять причину, по которой Вселенная устроила встречу с тем или иным субъектом. Различные виды межличностных отношений подразумевают наличие людей, встречи с которыми можно назвать судьбоносными.

А какие же вообще существуют виды межличностных отношений? Как добиться гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми? И какие существуют методы по развитию качества общения? Ответы на эти вопросы можно найти в данной статье.

межличностные отношения это

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

Непонимание всегда вызывает агрессию. Степень агрессивности, наверное, может быть мерой непонимания. © В. В. Налимов

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Классификация межличностных связей довольно-таки обширна. Они разделяются по цели и по характеру, а также разграничиваются на виды и стили.

  • По цели бывают первичные и вторичные межличностные связи. Первичными называют такой вид, когда люди взаимодействуют друг с другом на равных правах, без какой-либо конкретной необходимости. Вторичные же отношения осуществляются при наличии необходимости определенной помощи, оказании услуги одним человеком другому.
  • По характеру межличностные отношения бывают официальные и неформальные (неофициальные). Официальные взаимодействия между людьми базируются на соблюдении строгих правил и границ общения. Право на самостоятельный выбор партнера отсутствует. Чаще всего это взаимоотношения между коллегами или деловыми партнерами. При неформальном общении четкие поведенческие рамки отсутствуют, основой неофициальных межличностных отношений является широкая эмоциональная база и право выбирать оппонента. В неофициальных взаимосвязях доминируют личные предпочтения как, собственно, в том, с кем общаться, так и при выборе тем и метода общения.
  • По стилю социальные контакты также могут быть официальными (например, взаимодействие с рабочим коллективом) или же личные (к этой категории относятся дружеские, приятельские межличностные связи). Личные отношения более приятные и разнообразны, богаче в эмоциональном плане, чем официальные.

Иметь с кем-то человеческие отношения – значит быть с ним на равных, говорить с ним доверительно помимо любви; и это тоже называется дружбой. © Франсуаза Саган

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Разделение межличностных взаимоотношений на виды более конкретизировано. Выделяют пять основных видов человеческих связей, межличностные отношения это:

  1. Знакомство. Первый и самый обширный вид межличностных отношений. В эту категорию входит очень большое количество людей. Даже люди, которые знакомы вам исключительно визуально, с которыми вы ни разу не вступали в диалог, относятся к данному виду взаимоотношений.
  2. Приятельские отношения. Данный вид основан на взаимной привязанности и обоюдном желании людей поддерживать отношения, тяга к совместному времяпровождению.
  3. Товарищеские взаимоотношения. Всех участников данной категории объединяет наличие общего вида деятельности. Люди, поддерживающие товарищеские контакты, объединены совместной целью, их общение нацелено на ее достижение.
  4. Дружественные отношения. Для того, чтобы их добиться, необходимо приложить немало усилий и обладать определенными личностными качествами. Не все люди способны поддерживать дружеские отношения, многим не ведома дружба в любом своем проявлении. Этот вид межличностных отношений приносит человеку невероятную пользу, как в эмоциональном плане, так и в виде моральной поддержки и оказания всяческой помощи.
  5. Любовные отношения (романтика, страсть). Так же, как и дружба, любовь предполагает долгий и упорный труд для создания благоприятного фона, на котором бы подобные отношения гармонично развивались. Любовь – одна из самых сильных мотиваций, она является большой двигательной силой. Однако не всем дано постичь это чувство. И дело не только в индивидуальных качествах, а и в том, что можно не найти достойного партнера.

Следует помнить, что на каждом человеке лежит определенная степень ответственности за любой вид отношений: хоть это межличностные отношения в семье, хоть в любви или дружбе, или же отношения с коллегами. От вас на пятьдесят процентов зависит успех построения взаимоотношений, вы наполовину ответственный за итоговый результат общения с человеком. Особенно это касается таких категорий взаимоотношений, как любовь и дружба.

Отношения без ответственности и ее осознания, это всего лишь увлечение, или еще хуже – привычка. Ответственность не может показать, совместимы вы или нет, но она может показать значимость ваших отношений, ну а дальше уже решать вам. © Натаниэль О’Фаррелл

СИСТЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:

  • Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
  • Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
  • Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
  • Субординационными называются отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.

РОЛЬ ЧУВСТВ И ЭМОЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

Все виды контактов между людьми очень тесно взаимосвязаны между собой, по этой причине их крайне сложно разграничивать. Также межличностные отношения базируются на человеческих чувствах и эмоциях. Для чувственного развития отношений характерны как позитивные, так и негативные эмоциональные проявления.

Когда мы встречаем в своей жизни любого нового человека, то сразу даем ему оценку – симпатичен ли он нам или же наоборот – крайне антипатичен. На основе этого начинает закладываться фундамент будущих контактов. Все виды межличностных отношений строятся по этому принципу.

Люди, которые владеют чувством эмпатии, умеют сопереживать и радоваться успехам других, более предрасположены к построению гармоничных взаимоотношений с окружающими. Такие личности располагают к общению, с ними приятно контактировать, хочется продолжать связь, а также отдавать взамен те положительные флюиды, которые исходят от гармоничных позитивно настроенных людей.

ОСНОВЫ ПРАВИЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.


Все в отношениях решают коммуникации. Решайте любые проблемы через диалог». © Екатерина Макарова

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

Единтсвенное время в жизни человека, когда он объективно зависим и когда его можно считать заложником – это его детство и зависимость от родителей. Длится это сравнительно недолго. В остальных случаях пребывания в отношениях есть выбор взрослого человека. © Михаил Лабковский

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфи-ческая черта -- эмоциональная основа. Поэтому межличност-ные отношения можно рассматривать как фактор психологиче-ского “климата” группы. Эмоциональная основа межличност-ных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по от-ношению друг к другу. В отечественной школе психологии раз-личаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений лич-ности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоцио-нальных проявлений.

Типы межличностных взаимодействий:

Между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)

Между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)

Между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)

Между многими и многими людьми (между членами неорганизованной толпы)

Межличностные отношения можно разделить на формальные и неформальные:

Формальные межличностные отношения:

Переговоры о приеме на работу;

Беседа директора с родителями ученика

Отношения между должностными лицами в служебное время

Назначение деловой встречи по телефону

Неформальные межличностные отношения:

Вечеринка друзей;

Поездка с приятелями на пикник;

Туристический поход;

Знакомство с соседом

Беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно оха-рактеризовать как взаимодействие, взаимопо-нимание и взаимовосприятие людей.

Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (се-мья, коллектив, группа).

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, друж-ба, любовь). В межличностных отношениях иногда воз-никаютконфликты.

Конфликт -- столкновение противополож-ных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение -- консенсус.

Консенсус -- согла-сие, взаимное соглашение по какому-либо воп-росу.

Причины межличностных конфликтов:

неумение сдержать гнев, раздражение, ревность, злость, обиду и т.п.

негативные чувства: зависть, корысть и т.п.

возрастные

из-за различных представлений по принципиальным вопросам

из-за различных ценностных ориентаций в современной жизни

из-за невоспитанности, бестактности, взаимного неуважения

по «эффекту заражения» (от одного к другому)

Правонарушение, виды правонарушений

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Основные признаки правонарушения:

1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается:

· в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);

· в бездействии , т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).

2) это такое поведение человека, которое противоречит нормам права. Правонарушение прежде всего посягает на интересы других лиц, находящихся под защитой закона (например, право собственности и др.) Сущность правонарушения состоит именно в поведении, противоречащем нормам права.

3) это виновное поведение субъектов права. Вина - психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению - в виде умысла либо неосторожности.

4) это поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданину. Оно наносит вред политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, интересам организаций.

5) правонарушение влечет за собой применение мер государственного принуждения.

Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на два вида: проступки и преступления.

Проступки - это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Их разграничение производится в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения.

Преступления являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Состав правонарушения:

Отдельные признаки правонарушений следующие:

объект правонарушения - те общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым нанесен правонарушением действительный или возможный ущерб, те блага, ценности общества и отдельной личности (жизнь, здоровье, материальное благополучие людей, общественный порядок и др.), на которые посягает нарушитель;

субъект правонарушения - деликтоспособное, т.е. достигшее определенного возраста, вменяемое лицо, а также организация (фирма, предприятие, орган печати и др.), которые совершили правонарушение. В юриспруденции действует общий принцип - незнание официально опубликованного закона не освобождает субъекта от юридической ответственности за его нарушение (ignorantia legis non est argumentum);

объективная сторона правонарушения - характеристика элементов противоправного проступка. В первую очередь, это касается самого деяния, способов и обстоятельств его совершения. Для ряда правонарушений необходимо наступление вреда, а также установление причинной связи деяния и наступивших вредоносных последствий. Для таких правонарушений важно, чтобы наступивший вред был причинен именно этим деянием, а не наступил в силу каких-либо иных причин;

субъективная сторона правонарушения определяет вид и степень виновности нарушителя, характеризует его психическое отношение к содеянному, а также мотивы и цели правонарушения.

Виды правонарушений

В зависимости от степени общественной опасности они разделяютсяна преступления и проступки.

Проступки - это противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголовным кодексом. В зависимости от объекта правонарушения, наносимого ущерба и характера санкций они подразделяются на административные, дисциплинарные, а также гражданско-правовые (их часто называют деликтами).

Административные проступки - это посягающие на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. установленный порядок управления деяния, за которые установлена административная ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях (безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение противопожарных правил, мелкое хулиганство и т.д.). Административные правонарушения влекут такие виды взыскания как предупреждение, штраф, лишение специального права (например, на управление автотранспортом), административный арест на срок до 15 суток и др. Субъектами таких правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица.

Дисциплинарные проступки - это нарушения дисциплины, т.е. установленного правом порядка деятельности определенного коллектива (трудового, служебного, воинского, учебного). В качестве примеров можно привести нарушение правил внутреннего трудового распорядка (опоздание, появление на работе в нетрезвом виде и др.), дисциплинарного воинского устава (самовольное оставление части, невыполнение воинского приказа и др.).

Гражданско-правовые нарушения (деликты) - это причинение имущественного внедоговорного вреда лицу или организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договора, нарушение авторских прав и др. Субъектами деликтов могут быть физические и юридические лица.

Преступлениями признаются наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, ее безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом. Преступления влекут наиболее суровые наказания - лишение или ограничение свободы, исправительные работы, значительные штрафы, а за особо опасные преступления - смертную казнь. Субъектами преступлений могут быть только граждане и должностные лица. После отбытия наказания, у лица, осужденного за наиболее серьезные преступления, сохраняется на определенный срок или постоянно особое правовое состояние - судимость.

Преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

Характерные признаки преступления:

общественная опасность - это создание угрозы причинения определенного вреда общественным отношениями, охраняемым законом (ст.2):

а) права и свободы человека и гражданина

б) собственность

в) общественный порядок и общественная безопасность

г) окружающая среда

д) конституционный строй РФ

е) мир и безопасность человечества

уголовная противоправность - состоит в запрещенности преступления соответствующей уголовно- правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания

виновность - это отношение психики лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. (Виновным признается только лицо, способное как по своему возрасту, так и психическому состоянию осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

наказуемость - необходимое правовое последствие преступления. Наказуемость выражается в угрозе, возможности применения наказания за деяния (бездействия), предусмотренные уголовным законом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности различают преступления :

небольшой тяжести (наказание не превышает 2-х лет лишения свободы)

средней тяжести (наказание не превышает 5-и лет лишения свободы)

тяжкие (наказание не превышает 10-и лет лишения свободы)

особо тяжкие (лишение свободы на срок более 10-и лет или более строгое наказание).

Соучастниками преступления признаются:

организатор - лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо создавшее организованную группу или преступное сообщество (организацию) либо руководившее ими

исполнитель - лицо непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении с др. лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования др. лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или др. обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом

подстрекатель - лицо, склонившее др. лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом

пособник - лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Уголовная ответственность - это элемент уголовного правоотношения, которое порождается юридическим фактом в виде действия или бездействия, содержащего признаки состава преступления.

Существенные признаки наказания :

мера государственного принуждения (наказание назначается от имени государства)

назначается по приговору суда (наказание влечет судимость)

применяется к лицам, виновным в совершении преступления

заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица

отличается от др. мер принуждения своей тяжестью репрессии

Билет № 7

Общение. Культура общения

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Общение человека с человеком происходит только в процессе межличностных отношений. Через общение человек:

получает знания об окружающем мире

происходит передача опыта

усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество

усваивает правила и нормы поведения

учится оценивать поступки других людей

формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

Виды общения:

между реальными субъектами (напр. между двумя людьми)

реального субъекта с иллюзорным партнером, которому как бы присваиваются несвойственные ему качества субъекта (напр. с животными)

реального субъекта с воображаемым партнером (напр. «самообщение», диалог с образом др. человека)

между воображаемыми партерами (напр. общение художественных персонажей)

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Древние заповеди гласят: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо:

Доверие к тому, с кем общаешься

Вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться

Уважение к тому, с кем общаешься

Признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо

В психологии общения один из важнейших моментов научить себя выслушивать и понимать того, с кем вы ведете общение.

Учитесь объяснять людям ваши намерения и мысли, из которых вы исходите, тем самым вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в общении с собеседником часто оказывается единственным выходом из кризисной, конфликтной ситуации.

Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга, мата и арго мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения.

Учитесь признавать индивидуальность людей, что наверняка поможет вам понимать людей и как результат - уважать людей и их мнение, даже если оно вам не кажется истинным.

Научившись уважать самого себя, вы наверняка научитесь уважать ваших собеседников. И не забывайте проявлять интерес как к собеседнику, так и к теме вашей беседы, что вызовет интерес собеседника и ваша беседа перейдет в более качественный уровень.

Одной из важных частей культуры общения является речь. Понятно, что каждому человеку приятно было бы слышать выражения, которые вызывают лишь положительные эмоции. Но по причине экономии времени и стремления языка также к экономии, мы ограничиваемся краткими приветствиями, скупыми комплиментами.

Главное в культуре общения

Культура общения, как вы сами понимаете включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Ваши слова и действия не должны вступать в противоречие с вашим внешним видом, вашей одеждой, общим вашим внешним обликом. Другими словами, этикет не будет полностью соблюден, если при всей вашей правильности и вежливости поведения не соблюдены эти правила. То есть необходимо, чтобы ваш внешний облик был адекватен ситуации.

Культура общения имеет в межличностных отношениях очень важное практически для любого человека значение. Здесь смысл имеет все: тон, интонация, жесты, формы обращения и т.д.

Правила ведения спора, полемики, дискуссии .

вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

в споре не допускать тона превосходства, уважать мнение коллег;

не навязывать прямо и грубо свою точку зрения коллегам, надо уметь найти удачное сочетание понимающей и атакующей интонаций;

грамотно и четко ставить вопросы;

точно формулировать главные доводы;

не горячиться, проявлять выдержку и самообладание, сохранять спокойствие;

глупо возражать против разумных и обоснованных доводов;

разговор вести в дружеском спокойном тоне;

не отвечай коллеге, не дослушав и не проанализировав ход его мыслей.

Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Похожие публикации