Цитирование с вводными словами примеры. Виды цитирования в научном тексте

Цитата , или выдержка, - текст из какого-либо произведения, дословно воспроизводимый автором в издании, чтобы обосновать собственные утверждения или опровергнуть цитируемого автора и т.д.

Каковы же правила оформления цитат, в зависимости от расположения ее в фразе и синтаксических отношений между нею, предшествующим и последующим текстом?

1. Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой :

  1. ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее последует цитата; например:
    И.С. Никитин писал: "...не читать - для меня значит не жить..."
  2. ставят точку, если, несмотря на предупреждающий характер предшествующего цитате текста, внутри цитаты или за нею наличествуют слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы; например:
    Ярко сказал об этом И.С. Никитин. "...Не читать - для меня значит не жить..." - пишет поэт Н.И. Второву.
  3. не ставят никаких знаков, если цитата выступает по отношению к предшествующему ей тексту как дополнение или как часть придаточного предложения, начатого в тексте цитирующего; например:
    С.И. Вавилов требовал "...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг".
    С.И. Вавилов считал, что надо "...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг".

2. После закрывающих цитату кавычек в фразе, заканчивающейся цитатой :

  1. ставят точку, если перед этими кавычками нет многоточия, восклицательного или вопросительного знака; например:
    А.Н. Соколов пишет: "Непонимание есть отсутствие объединения".
  2. ставят точку, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, но цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как член того предложения, в которое включена (обычно такие цитаты - часть придаточного предложения); например:
    Гоголь писал о Манилове, что "на взгляд он был человек видный...".
  3. не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а цитата, заключенная в кавычки, является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от слов цитирующего, предшествующего им); например:
    Печорин писал: "Я не помню утра более голубого и свежего!"
    Печорин признавался: "Я иногда себя презираю..."
    Печорин спрашивает: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?"

3. В фразе с цитатой посередине :

  1. перед цитатой двоеточие ставят или не ставят по тем же правилам, что и перед цитатой, которой заканчивается фраза цитирующего (см. п 1а);
  2. после закрывающих цитату кавычек ставят запятую, если цитата входит в состав деепричастного оборота, который ею кончается, или придаточного предложения, также ею завершающегося; например:
    Так, девятиклассники, прочитав фразу: "Особенно зорко охраняли англичане морской путь в Индию", спрашивали себя...
    или завершает первую часть сложного предложения:
    Несколько редакторов читали следующий текст: "Особенно волнуют молодого читателя книги, в которых он ищет ответы на жизненно важные вопросы", и никто из них не заметил грубой логической погрешности;
    или цитата завершает главное предложение, а далее следует придаточное предложение:
    И тогда приходится читать: "Зритель встретился с Е. Вициным...", хотя Вицина зовут Георгий.
  3. после закрывающих цитату кавычек ставят тире, если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не полагается (в частности, в тексте перед цитатой стоит подлежащее, а в тексте после нее сказуемое или перед цитатой находится один однородный член, а после нее присоединяемый союзом "и" другой):
    Автор после фразы: "Управление производством строится на научной основе" - так цитирует...
    или цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком:
    Когда литсотрудник подписывал ответ на вопрос читателя: "Сохраняются ли витамины в фруктовых соках?" - он, видимо, не был озабочен...
    или тире необходимо ставить по правилам пунктуации между частью фразы перед цитатой и частью фразы после нее:
    Сказать: "чувственное представление и есть существующая вне нас действительность" - значит вернуться к юмизму...
  4. после стихотворной цитаты ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой, в конце последней стихотворной строки; например:
    В природе разлита "жизнь, как океан безбрежный", и даже то, что она к человеку
    блаженно-равнодушна,
    Как подобает божествам (1,96),
    не бросает тени на призыв...

4. В фразе со словами цитирующего внутри цитаты :

  1. если на месте разрыва цитаты стоит запятая, точка с запятой, двоеточие, тире или отсутствуют знаки препинания, то слова цитирующего отделяют от текста цитаты с обеих сторон запятой и тире; например:
    в источнике:
    Я стал неспособен к благородным порывам...
    в издании с цитатой:
    "Я, - признается Печорин, - стал неспособен к благородным порывам..."
  2. если на месте разрыва цитаты стоит точка, то перед словами цитирующего ставят запятую и тире, а после этих слов - точку и тире, начиная вторую часть цитаты с прописной буквы; например:
    в источнике:
    ...Мое сердце превращается в камень, и ничто не разогреет снова. Я готов на все жертвы...
    в издании с цитатой:
    "...Мое сердце превращается в камень, и ничто не разогреет снова, - заключает Печорин. - Я готов на все жертвы..."
  3. если на месте разрыва цитаты стоит вопросительный или восклицательный знак, то перед словами цитирующего ставят этот знак и тире, а после слов цитирующего - точку и тире или запятую и тире, начиная вторую часть с прописной или строчной буквы в зависимости от того, с какой буквы она начиналась в цитате после восклицательного или вопросительного знака; например:
    в источнике:
    Я иногда себя презираю... не от того ли я презираю и других?..
    Я стал неспособен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе.
    ...Прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова.

    в издании с цитатой:
    "Я иногда себя презираю... не от того ли я презираю и других?.. - признается Печорин. - Я стал неспособен к благородным порывам..."
    "...Прости любовь! - пишет Печорин в своем журнале, - мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова".
  4. если на месте разрыва цитаты стоит многоточие, то перед словами цитирующего ставят многоточие и тире, а после слов цитирующего запятую и тире; например:
    "Я иногда себя презираю... - признается Печорин, - не от того ли я презираю и других?.."
  5. если в словах цитирующего два глагола, один из которых относится к первой части цитаты, а другой - ко второй, то после первой части цитаты ставят знак препинания, стоявший на месте разрыва цитаты, и тире, а после слов цитирующего двоеточие и тире; например:
    "Я иногда себя презираю... не от того ли я презираю и других? - спрашивает Печорин и признается: - Я стал неспособен к благородным порывам..."

5. В фразе, начинающейся цитатой :

  1. если цитата в источнике заканчивалась точкой, то после цитаты перед словами цитирующего ставят запятую и тире; например:
    в источнике:
    ...Я боюсь показаться смешным самому себе.
    в издании с цитатой:
    "Я боюсь показаться смешным самому себе", - писал Печорин.
  2. если цитата в источнике заканчивалась многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то после цитаты перед словами цитирующего ставят ставят тире; например:
    в источнике:
    Я иногда себя презираю... не от того ли я презираю и других?..
    в издании с цитатой:
    "Я иногда себя презираю..." - признается Печорин.

Цитируй правильно!!!


Автор: Аркадий Мильчин

Тема. Цитаты и способы цитирования .

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос.

Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

  1. Упражнение 259.

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.

  1. Словарный диктант:

Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.

Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?

  1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)

  1. Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)
  1. Повторение. (Слайд № 4)

Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»

2) Я спросил: «Откуда ты?»

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

Существует несколько способов оформления цитат.

Способы цитирования.

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

  1. Чтение параграфа 220.
  1. Закрепление.
  1. Упражнение. (Слайд № 10)

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», - считал О. Э. Мандельштам.

4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

2) по утверждению критика

3) по мнению философа

4) по моему мнению

  1. Упражнение 263.
  2. Упражнение 264 (устно).
  3. Самостоятельная работа.

А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…

И как бы заново я читал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?

  1. Подведение итогов.
  1. Беседа. (Слайд № 13)

Дайте определение цитаты.

(Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

В каких случаях прибегают к цитированию?

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

Какие существуют способы цитирования?

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)

  1. Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.
  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

  1. Выставление оценок.

Цитаты и способы цитирования

Цитаты представляют собой дословные выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов прямой речи в русском языке.

Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.

В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.

Способы цитирования

В русском языке существуют три основные способы цитирования.

1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь.

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы.

Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие».

Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты».

4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки. Например:

А.Грибоедов. «Горе от ума»

Что может предоставить мне Москва?

Сегодня бал, а завтра два.

Основные требования к цитированию

1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.

2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.

3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения.

4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого восприятия.

5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста или в

точности приводимые чьи-либо слова.

Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения изла-

В письменной речи цитаты, как правило, заключаются

в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приво-

дятся не полностью, место пропуска обозначается много-

точием.

Цитаты оформляются следующими способами: 1) предложе-

ниями с прямой речью: Пушкин писал своему другу Чаадаеву:

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» ;

2) предложениями с косвенной речью: А. П. Чехов подчёркивал,

что «...праздная жизнь не может быть чистою» ; 3) предложе-

ниями с вводными словами: По словам А. М. Горького, «искусст-

во должно облагораживать людей» .

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить

мысль:

Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов,

к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал

об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если

соблюдена стихотворная строка.

Цитата - это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются следующими способами:

1. Предложениями с прямой речью.

Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.

1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.

Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен» .

2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).

Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Например: Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», - писал Писарев.

2. Предложениями с косвенной речью.

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.

Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

А. П. Чехов подчёркивал, что «... праздная жизнь не может быть чистою».

«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин) . (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)

3. Предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького , «искусство должно облагораживать людей».

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.

Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Цитата как продолжение предложения

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.

Например:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

Цитата заключается в кавычки.

Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.

Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество ».

«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок! » - писал С. Маршак.

«Горек чужой хлеб , - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца » (П.).

Если цитата синтаксически связана со словами автора , то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество ».

Если цитата приводится не полностью , то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.

Например: «...Тяжелы ступени чужого крыльца », – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка... может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие...».

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев , выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.

Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:

«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом ».

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев... ».

Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут! ».

Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.

Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).

Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты , прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).

При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса...

Эпиграф также обычно не заключается в кавычки . При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.

Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:

Золотая роза


Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки :

Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

...И всего выше

И нос, и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, –

муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.

Если цитирующий вставляет в цитату свой текст , поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки .

Например: А волоса у нее [русалки ] зеленые, что твоя конопля (Т.).

При сокращении цитаты , уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки .

Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <...> . У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <...> ».

Кавычками выделяются чужие слова , включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.

Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту » поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности... (Д. С. Лихачев).

Кавычками выделяются иностилевые слова , подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.

Например: ...Многие страницы английского классического романа «ломятся » от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный » цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).

Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов , когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.

Например: От его приветливого «я вас ждал » она повеселела (Б. П.); «Хочешь? », «давай ты » звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.).

Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет... » (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).


Цитата Цитата – это приводимое в своём тексте высказывание из чужого текста. При цитировании указывается автор или источник. Широко принято цитирование в научной речи, публицистике, деловой речи. Цита́та дословная выдержка из какого-либо текста. При этом важно, что цитируемый (вставленный) текст однозначно идентифицируется как вставленный (то есть как часть другого текста). В русском языке и типографике цитаты принято оформлять в кавычках (« »,) или особым шрифтом (уменьшенным кеглем, со втяжкой, курсивом). В других языках способ оформления цитат и вид кавычек могут отличаться.


В русском языке цитирование начало применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется. Цитирование мы можем применять в научно- исследовательских работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность. Благодаря цитированию, автор имеет возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых исследований.


Способы цитирования В русском языке существуют три основные способы цитирования. 1) Цитата применяется как прямая речь. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью. К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь. 2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы. Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».


3) Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками. Например: Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие». Либо же: Л.Бетховен «не знал иных признаков человеческого превосходства, кроме доброты». 4) Цитирование стихотворений не требует вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки.



Способы оформления цитат Цитата может быть оформлена как прямая речь, поскольку это тоже дословная, точная передача чужой речи. Например: Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!» Цитата может быть оформлена как самостоятельное высказывание. Указание на источник даётся в скобках: «Быть серьёзным – это несерьёзно!» (Оскар Уайльд) Цитата может быть включена в собственный текст автора как его фрагмент. Для этого используются конструкции косвенной речи: А. Ахматова пишет, что «ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко и сложно, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина (А. Ахматова, «Пушкин»).


Стихотворные цитаты могут быть представлены тремя способами: a.С сохранением деления на строки, например: Окошко. Стол. Половики. В окошке – вид реки… Черны мои черновики, Чисты чистовики. (Н. Рубцов) 2. Без разделения на строки, например: За часом час уходит прочь, Мелькает свет и тень. Звезда над речкой – значит, ночь. А солнце – значит, день. (Н. Рубцов) 3. Без разделения на строки, но с указанием их границ: Но я забуду ночь реки, /забуду день реки:/ Мне спать велят чистовики,/ Вставать – черновики. (Н. Рубцов)


Основные требования к цитированию 1. Цитированный текст должен обязательно помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу. 2. Категорически запрещается объединять в одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты. 3. Если выражение цитируется не полностью, а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия, взятые в скобку. 4. В русском языке запрещается вводить цитирование, которое занимает более 30% от общего объема текста. 5. Недопустимо цитировать авторов, чьи тексты обозначены знаком защиты авторских прав - ©. Преимущественно это касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с необязательной ссылкой на первоисточник

Похожие публикации