Общественно политическое устройство киевской руси. Политическая организация киевской руси

Киевская Русь была государством раннефеодального типа, так как процесс образования классов еще не завершился, феодальное землевладение только возникало, основная масса смердов была еще свободна. В то же время уже формируется боярское землевладение, общинные земли захватываются князьями и боярами, дарятся и раздаются вместе с самими общинниками, которые должны платить оброк хозяину-феодалу.

Форма правления в Киевской Руси - типичная раннефеодальная монархия. Во главе стоял монарх - киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князям.

На местах (в других городах) власть великого князя Киева осуществляли его наместники и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

— переход законодательно не закрепленной власти в порядке наследования;

— отсутствие юридической ответственности правителя;

— отсутствие институтов власти;

— отсутствие регламентации деятельности совета при князе;

— вече не было постоянным представительным органом;

— ограничение власти постоянно действующим городским собранием.

Политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских округов это княжество не могло сложиться в единое государство и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одной династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания, которую нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным государственным устройствам. Постепенно в XI- XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая получила название дворцово-вотчинной.

Имея сильный центр, великий киевский князь с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств. Он стоял во главе всей Руси, тогда как во главе отдельных княжеств были собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзерен - вассалы» и закреплялись феодаль­ными договорами.

Постепенно к XI-XII вв. власть местных феодалов значительно возросла, и образуется новый орган власти - феодальный съезд, который рассматривает вопросы ведения войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Общественное деление в Киевской Руси усложнилось - наверху общества находится княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земский класс. Дружина состоит из старшей (бояр) и младшей (отроков, гридей), в которую входят рабы князя. Из рядов дру­жины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, верники).

Класс людей делится на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные назывались смердами, а зависимые - закупами.

Церковное общество имело свою иерархию (священство, монашество, церковнослужители).

Политический режим на Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

Судебных органов как особых учреждений не существовало. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, феодального ополчения (военных отрядов и пр.).

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII вв., условно может быть разделœена на три периода:

  1. 1) IX - середина Х в. - начальный, время первых киевских князей;
  2. 2) вторая половина Х - первая половина XI в. - время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси;
  3. 3) вторая половина XI - начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX-X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать - дружина киевских князей.

Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинœены киевскими князьями в два этапа:

  1. 1) союзы племенных княжеств выплачивали дань, сохраняя внутреннюю автономию. Во 2-й половинœе X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме;
  2. 2) на втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве наместника.

Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинœены в IX-Х вв. (древлян - к серединœе Х в.). Вятичи дольше всœех боролись за свою самостоятельность (подчинœены ко второй половинœе Х в.).

Ликвидация «автономии» всœех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу Х в. территориальной структуры государства Русь.

Территории в рамках единого раннефеодального государства, управлявшиеся князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в Х в. государство именовалось «Русь», «Русская земля».

Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980–1015). Он посадил на княжение в 9 крупнейших центрах Руси своих сыновей.

  1. 1) объединœение всœех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского;
  2. 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;
  3. 3) защита границ Русской земли от нападения степных кочевников.

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию . Кроме монархического элемента͵ который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителœем (а скорее был «первым среди равных»). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью - оборона города от внешних врагов. Среди других функций - судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае крайне важности): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение (Г.В. Вернадский), что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всœегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. При этом, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но тем не менее обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителœей городов собирались и феодальные съезды , на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всœех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников - наместников для управления городом, областью; воевод - предводителœей (воевода: большой, великий, градный, местный, ратный, старейший и др.) различных военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного делœения общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей - данников , судебных чиновников - вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин - мытников . Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителœей, а собрание всœех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было крайне важно единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителœей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI-XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления (А.П. Новосœельцев).

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всœеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.


  • - Территориально-политическая организация власти

    Еще одной универсальной характеристикой формы государства является способ территориально-политической организации государственной власти. Форма государственного политико-территориального устройства – это способ территориальной организации государственной... [читать подробенее]


  • -

    Субъекты власти Формы осуществления и организации политической власти Власть. Понятие и сущность политической власти Понятие политики Платон определял политику как "искусство жить... [читать подробенее]


  • - Государство и политическая организация общества

    Различные общественные силы (классы, нации, другие социальные группы и слои), выражая свои коренные интересы, объединяются в разные политические организации: партии, союзы, ассоциации, движения. Некоторые из этих организаций имеют достаточно жесткую командную структуру,... [читать подробенее]


  • - Политическая система политическая организация жизни общества.

    Политика – это сфера общественных отношений, связанная с регулированием общественных отношений. Политическая система общества – это наиболее широкое понятие, включающее совокупность общественных процессов, институтов, возникающих и функционирующих в сфере...

  • До прихода варягов основной политической единицей восточных славян выступало племя. Скупые сведения об их племенную организацию свидетельствуют о том, что в руках вождя рода и племени сосредоточивалась широкая

    власть, использование которой диктовалось обычаем и традициями. Важные вопросы решались путем согласия между старейшинами, которые собирались на племенные советы и были господствующими фигурами политической жизни, начиная с самого низкого уровня - общины (мира, задруги) и до высшего уровня - союза племен, такого, как, скажем, существовал у полян, северян и древлян. Центрами политической власти были многочисленные обнесены частоколом племенные поселения, возникавшие на очищенных от леса возвышениях, вокруг которых селились члены племени.

    На эту племенную систему восточных славян варяги наложили свои коммерческое и военное ориентированные формы организации, установив среди местных племен такие порядок и единство, которые позволяли им эффективно вести хозяйство. Крупнейшими «властителями» их торговых предприятий были члены династии Рюриковичей, и именно они имели больше доходов и власти. Однако поскольку князья во многом зависели от жены, то значительное количество своей пищи им приходилось делить с дружинниками. Характерно, что одной из основных забот первых киевских правителей было стремление удовлетворить собственных дружинников, чтобы они не перешли к сопернику. С распространением влияния варягов политическая власть сосредоточивалась в городах, возникали на основных торговых путях. Важнейшим из этих городов был Киев.

    Киевским князьям в неодинаковой степени удавалось монополизировать власть. В правление Ярослава Мудрого в середине XI в. наиболее честолюбивым, талантливым и жестоким членам династии неоднократно удавалось захватывать киевский стол и утверждать свое превосходство над братьями и другими конкурентами. В этот период сильной власти воздерживались центробежные тенденции и обеспечивалась единство владений. Вслед за реформой Ярослава Мудрого в системе наследования власти, по которой каждый член быстро растущей династии Рюриковичей получал практическую или теоретическую часть владений, началась децентрализация власти. Вследствие этого великий князь киевский конце концов стал не более титулованным главой династическо связанного конгломерата княжеств, непрерывно враждовали между собой.

    Нанеся в общих чертах политическое развитие Киевской Руси, обратимся к механизмам, через которые осуществлялась власть. Важнейшими из них были княжеская власть, совет бояр (дума) и собрание горожан (вече). Каждая из этих институтов была проявлением соответствии монархической, аристократической и демократической тенденций в политическом устройстве Киева. Власть и престиж, которыми пользовался князь, в свою очередь обязывали его обеспечивать подданным справедливость, порядок и защиту. В исполнении своих военных функций князь прежде зависел от жены. В случае необходимости больших сил собиралось ополчение горожан или, реже, проводилась всеобщая мобилизация. Численность этого войска была относительно небольшой - где-то около 2-3 тыс. человек, а то и меньше. Аналогично обществам, не имели еще государственной организации, управлением княжеством в целом занимались также личные слуги князя, такие, в частности, как дворецкий, управляющий имением и другие, поскольку не существовало четкой разницы между государственной и частной управленческими функциями. В отдаленные города и земли князья назначали посадников, что, как правило, избирались из членов собственной семьи. На периферийных землях волю князя выполнял тысяцкий местного ополчения со своими подчиненными. Правосудие вершил сам князь или назначенные им судьи согласно «Русской правде» Ярослава Мудрого. Понятно, что княжеская власть имела первостепенное значение в управлении Киевской Руси, но вместе с тем сочетание в ней военной, судебной и административной функций свидетельствует, насколько эта система была относительно неразвитой и примитивной.

    В финансировании своей деятельности князья прежде зависели от дани. Впоследствии развилась сложная система налогообложения, включала каждое хозяйство (которое называлось «дым» или «соха»). К другим источникам княжеских доходов принадлежали пошлины на торговлю, плата за судопроизводство и штрафы. Последние составляли важный источник доходов, поскольку киевские законы о наказании за преступление предпочитали денежным выплатам перед смертной казнью.

    За советом и поддержкой князь должен был обращаться к боярской думы - органа, возникшего из старших членов жены, многие из которых были потомками варяжских предводителей или славянских племенных вождей. Позже место в думе получили и церковные иерархи. Функции думы никогда четко не определялись, а князь не был обязан советоваться с ней. Однако, игнорируя ее, он рисковал лишиться поддержки со стороны этого влиятельного органа, который представлял всю боярскую знать. Поэтому князья, как правило, принимали во внимание позицию боярской думы. Демократическую сторону политического устройства Киева представляло вече, или собрание горожан, возникшие еще до появления князей и, очевидно, происходили от племенных советов восточных славян. Вече созывалось князем или горожанами, когда возникала потребность посоветоваться или высказать свое мнение. Среди вопросов, обсуждаемых на глаза, были военные походы, заключение соглашений, престолонаследии, распределение должностей в государстве, организация войска. Вече могло критиковать или одобрять княжескую политику, но оно не имело права определять собственную политику или издавать законы. Однако, когда на престоле садился новый князь, вече могло заключить с ним формальное соглашение («ряд»), по которой князь обязывался не переходить традиционно установленных пределов власти по веча, а оно в свою очередь признавало над собой его власть. Хотя право участвовать в глаза имели главы семей, фактически на вечевых сходах царила городская купеческая знать, которая превращала их в арену межфракционных споров.

    Вопрос к параграфу №1. Изобразите схематически и опишите систему государственного управления на Руси в XI в. Перечислите основные функции княжеской власти.

    Формально во главе государства стоял великий князь. На местах главными были удельные князья или наместники великого князя. Но на самом деле большую роль играла также старшая дружина (бояре), с которыми князья «советовались» по всем важным делам. Кроме того, большую роль в политике играло вече. Оно вмешивалось редко, только когда чаща терпения горожан оказывалась переполнена, но зато такое вмешательство обычно заканчивалось изгнанием князя и приглашением нового.

    Вопрос к параграфу №2. Назовите упоминаемые в «Русской Правде» основные социальные группы древнерусского общества XI – начала XII в. Какие категории населения Руси и почему можно отнести к господствующим? свободным? зависимым?

    К господствующим слоям можно отнести князей и бояр – им принадлежали обширные владения и даже другие люди. Просто свободные общинники так и назывались – люди. Возможно, свободными были и смерды, потому что они сами за себя платили штраф и участвовали в ополчении. При этом многие исследователи считают их полузависимыми. Точно полузависимыми были закупы (он отрабатывали долг – купу) и рядовичи (которые работали на основе договора – ряда). Такие люди находились в зависимости не постоянно, а какое-то время – пока не выплачивали долг или пока продолжалось действие договора. Полностью зависимыми были холопы. Они находились на положении практически рабов.

    Вопрос к параграфу №3. Составьте сравнительную таблицу «Социальный строй Руси XI – начала XII в.». Самостоятельно определите линии сравнения, названия столбцов. (Используйте памятку 2 в конце учебника.)

    Вопрос к параграфу №4. Чьи интересы в первую очередь защищали статьи «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей»? Ответ аргументируйте.

    В «Правде Ярослава» защищаются в первую очередь свободные люди. В «Правде Ярославичей» больше статей, выгодных именно знати, хотя есть и меры, защищающие закупов и других полузависимых людей. То есть акцент сместился со всех свободных на бояр и князей. Но есть версия, что изначально «Русская Правда» при Ярославе Мудром составлялась не для всего народа, а только для княжеской дружины (то есть тоже господствующего слоя населения): потому там так много статей о штрафах за разные повреждения и увечья во время драки – на пирах дружины с обилием алкоголя таких должно было случаться не мало.

    Вопрос к параграфу №5. Подготовьте проект «Ценностные представления и идеалы человека Древней Руси в фольклоре (былинах, сказках, пословицах)».

    Презентация:

    Название: Ценностные представления и идеалы человека Древней Руси в фольклоре

    Изображение: русская изба

    Текст: Прежде всего, идеалы людей были связаны с их бытом. Центром мира был дом, который любили, но также понимали, что он требует труда. В старину говорили:

    «В гостях хорошо, а дома лучше»

    «Лучше дома своего нет на свете ничего»

    «Хорошо тому, кто в своем дому»

    «Дом вести – не лапоть плести»

    «Дом без хозяина – сиротинка».

    Изображение: каравай хлеба

    Текст: Питались в основном хлебом. Причём часто случался голод, потому хлеб и остальная еда не были как сегодня чем-то, что бывает по умолчанию, его ценили. Говорили:

    «Хлеб – всему голова»

    «Без хлеба – смерть, без соли – смех»

    «Хлеба нет, так и друзей не бывало»

    «Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».

    Изображение: работа с серпом или цепом

    Текст: В то время люди очень хорошо понимали, что дом и хлеб можно добыть только трудом. Потому и пословицы были соответствующие:

    «Что потрудился, то и поел»

    «Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится»

    «Где труд, там и счастье»

    «Без учебы и труда не придет на стол еда».

    Изображение: Иллюстрация сказки «Репка»

    Текст: При этом все понимали, что трудиться нужно всем вместе, потому что в одиночку человек мало что мог сделать. В труде ценилось умение помогать друг другу и общими усилиями делать то, что одному человеку не под силу. Именно об этом, к примеру, сказка «Репка».

    Текст: Но способны были наши предки думать и об абстрактных вещах, хотя эти размышления также имели выход на житейскую мудрость. Например, порой размышляли про то, что не имеющееся счастье нужно ценить. Именно об этом сказка «Горе-злосчастье».

    Студенту, который готовится к семинарскому занятию, необходимо:

      изучить текст соответствующего документа, поскольку приводимые в рекомендациях статьи являются лишь примерами, а поиск всех статей, регулирующих тот или иной вопрос, составляет задачу учащегося ,

      запомнить специфические юридические термины, встречающиеся в документе,

      соотнести правовые положения документа с историческим контекстом,

      выявить моменты эволюции отдельных отраслей права по сравнению с предшествующими эпохами.

    Прежде, чем приступить к изучению документа, необходимо освежить в памяти содержание лекции и прочитать соответствующий раздел учебника.

    Структура методического пособия следует требованиям образовательного стандарта для специальности «Правоведение». Каждое семинарское занятие посвящено анализу нормативного правового акта. Все документы изучаются в соответствии с логикой преподавания курса «Истории отечественного права и государства» и представлены в хронологическом порядке. В пособие вошли рекомендации по изучению юридических текстов, отражающих особенности древнерусского права, права Московского государства, Российской империи и СССР. Каждый раздел содержит план семинарского занятия, методические рекомендации по изучению темы и соответствующего документа, дополнительные материалы для изучения, практические задания, список рекомендованных источников, учебной и научной литературы.

    Тема 1.

    Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

    План семинарского занятия:

      Политико-территориальная организация Киевской Руси.

      Статус князя в механизме государства.

      Аристократическое (боярское) начало в управлении.

      Вече как демократический элемент политической структуры древнерусского государства.

      Формирование дворцово-вотчинной системы управления.

    При ответе на первый вопрос необходимо обратить внимание на процесс перехода от родоплеменной организации власти к государственно-территориальной. Разрушение властных институтов патриархального общества, оформление крупных племенных союзов и изменение властеотношений порождает возникновение административных и культовых центров – старших городов и особого рода связей с пригородами и волостями. Образование Киевской Руси происходит путем объединения различных государственных образований восточных славян. Складывается «лестница» городов по политико-экономической значимости, что определило разделение территории государства между ветвями княжеского рода.

    Подготовка ответа на второй вопрос предполагает анализ договорных отношений между князем и населением на основе обычаев. Обязанности защиты подданных и осуществления правосудия корреспондировали монарху право сбора налогов на собственное содержание, найм дружины и организацию оборонных мероприятий. Ответственность князей перед подданными наступала вследствие нарушения обычаев. Порядок передачи верховной власти изменялся на протяжении всего периода Киевской Руси и прошел эволюцию от наследования старшим в роду до наследования старшим сыном. Распределение столов между членами княжеской фамилии осуществлялось с учетом места в роду и значимости города.

    Ответ на третий вопрос должен включать анализ положения земских бояр и дружинников, их роли в управлении. Земские бояре - местные аристократы выступали в отношениях с князем как авторитетные представители населения. В период миграции членов княжеского рода оставались привязанными к месту (старшему городу земли) и приносили присягу новому князю. С установлением княжеской оседлости сливаются с ближними дружинниками и составляют при киевском или удельном князе совет. Бояре дружинники – ближайшие сподвижники и первые советники князя перемещаются с ним по новым уделам. Отношения между князем и боярами имеют личный договорной характер. Отъезд на службу к другому князю рассматривался современниками как неотъемлемое право боярина.

    Изложение ответа на четвертый вопрос следует осуществлять с учетом изменения роли народного собрания на протяжении истории Киевской Руси. На раннем этапе вече собирается достаточно часто для решения разнообразных вопросов. С укреплением монархических начал роль вече падает. В случае грубого нарушения князем обычаев вече собиралось стихийно и могло заменить нарушителя.

    Содержание ответа на пятый вопрос должно отражать процесс перехода от численной (десятичной) системы управления к дворцово – вотчинной. При сохранении общинного управления происходит формирование вотчинной администрации, которая осуществляет и государственные функции еще не отделенные от частнохозяйственных. Постепенно складывается система должностных лиц, которая включала и членов младшей дружины, и княжеских холопов: тиуны, огнищане, вирники, старосты и т.д.

    Студент должен знать и уметь объяснить такие понятия, как: « князь », « земский боярин », « дружинник », « старшая и младшая дружины », « старший город », « пригород », « волость », « огнищанин », « тиун », « вирник », « отрок », « детский », « вече », « боярский совет » и т.д.

    Вопросы для обсуждения:

      Раскройте содержание понятий «старший город» и «пригород».

      Какие изменения произошли в порядке сбора дани и почему.

      Назовите причины упадка роли веча.

      Перечислите признаки дворцово-вотчинной системы управления.

      Раскройте основные положения теорий возникновения княжеской власти на Руси.

      Найдите в тексте Русской Правды названия должностных лиц княжеской администрации с раскрытием их функционального назначения.

    Похожие публикации