Что обозначают деепричастия несовершенного вида. Все о деепричастии

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос что делая?

Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида? Основа какой формы глагола используется для образования деепричастий несовершенного вида?

От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи:

1. Образуйте деепричастия несовершенного вида. Подчёркивайте переходные глаголы. Обратите внимание на то, что суффиксу -ова (-ева) неопределённой формы глагола соответствует суффикс -у- (-ю-) в деепричастии.

Запишите 3-4 деепричастия с частицей не. Есть ли у глаголов бегут, текут, шьют, льют деепричастия несовершенного вида?

2. Спишите словосочетания, образуя от глаголов, если это возможно, деепричастия несовершенного вида.

Произв..дить гре..ки правой и левой рукой, отталк..ваться от стенк.. ба(с, сс)ейна, плавать без замети..й усталост.., вып..лнять движения в воде, плыть брассом, в совершенств.. вл..деть техникой плавания, пр..одолевать д..станцию, ждать с..гнала, д..ржаться г..ризонтально, поворач..вать голову, пр..ближаться к фин..шу, махать руками, показ..ваться над водой, лить воду.

От каких глаголов вы не образовали деепричастий?

Какие из деепричастий вместе с зависимыми словами можно использовать только при описании действий пловца?

Приведите примеры слов, в основу которых входят:

3. Спишите. Выделите суффикс, с помощью которого образованы деепричастия. Запишите в неопределённой форме глаголы, от которых образованы деепричастия.

1. Весело и вел..чаво, словно взлетая, подн..мается могуч..е светило. 2. Алое с..яние ст..ит (не)долгое время над потемневш..й землёй, и, тихо м..гая, как бережно несомая свеч ка, затепл..тся на нём вечерняя звезда. 3. «Эге! - подумал я.- Да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо»,- и, сам дивясь своей ошибк.., проворно спустился с холма. 4. Я поскорей вык..рабкался на другую сторону и пош..л, заб..рая влево, вдоль оси(н, нн)ика. 5. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинстве(н, нн)о кружась и дрожа на смутно-ясн..м неб.. .

(И. С. Тургенев.)

Назовите причастия, укажите их непостоянные признаки.

Над какими орфограммами вы работали, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки?

Алматинская область

Каратальский район

КГУ «Средняя школа имени Лермонтова»

Липаева Елена Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе

с применением системы критериального оценивания для повышения качества обучения.

Тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида, формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
Тип урока : комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ : доска, презентация, таблица, раздаточный материал (лист контроля, игра «Верите ли мне», карточки для исследовательской работы)

ХОД УРОКА:

    Настрой на урок:

Добрый день. Вы видите, у нас сегодня необычный урок. Здесь присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлены и собраны. Думаю, что вы, как всегда будете сегодня внимательны и покажете себя только с лучшей стороны

I . Стадия вызова.

1Притча Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

Назови, что ты выбираешь из них.

Ложку, - ответил юноша.

Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).

Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы?

2Загадка.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!(слайд1)

Меня с наречием порою спутать можно,

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;

Я по значению похоже на глагол.

О какой части речи загадка? Что сегодня на уроке мы будем изучать?

Сегодня на уроке продолжим восхождение в горы по теме «Деепричастия ». У каждого есть лист контроля, куда будете заносить свои результаты покорения высоты.

Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают.

Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра. Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это будет наш старт.

3Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?»

Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-».

Оценивание работы по критериям:0-1 ошибка – «5 » 2 ошибки – «4 » 3-4 ошибки – «3 » Больше 5 ошибок – »2 « (слайд2)

1Деепричастие – это служебная часть речи.

2Деепричастие обозначает добавочное действие.

3Деепричастие образуется от глагола.

4Деепричастие – неизменяемая часть речи.

5Деепричастие изменяется по лицам и временам.

6Деепричастие в предложении является определением.

7Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.

8Деепричастие на письме выделяется запятыми 9Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без не не употребляются

10 Деепричастие в предложении является обстоятельством.

Проверим ваш багаж знаний(слайд3)

Игра «Верите ли вы?»

№1- №2+ №3+ №4+ №5-

№6- №7+ №8+ №9+ №10+

Поднимите руки, кто написал на «5», «4»? Назовите номера вопросов, где допустили ошибки.

Какое задание вызвало затруднение? О чем это говорит?

Так кто догадался, какую тему будем сегодня изучать? (Слайд4)

Сформулируйте цель урока. (Слайд 4)

Познакомиться с образованием….

Развивать умение правильно …… и ……..

Для чего и где пригодится эта тема?

Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида?

II . Стадия осмысления

Изучение нового материала.

1Самостоятельная работа.Штурмуем 2высоту.

Попробуйте от глаголов образовать деепричастия. (Слайд5) .Выделите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.

глагол несов.вида (что делают?) дееприч. несов.вида (что делая?)

глагол сов.вида (что сделать?) дееприч. сов.вида (что сделав)

Кричат, нарисовать, замирают, замереть

У каждого глагола выделите основу. Деепричастия расчлените на основу и суффикс. Сделаем выводы и составим опорную таблицу.

2Составление кластера (работа в парах с научными текстами)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Деепричастия

Основа глагола

Суффиксы

Примеры

несовершенного вида

настоящего времени

дышат - дыша

смотрят - смотря

Учи, -ючи } (редко)

будут - будучи, играют - играючи

совершенного вида

инфинитива

сделать - сделав

подняться - поднявшись

принести - принесши

! От некоторых глаголов деепричастия не образуются. Например: беречь, тереть [жечь, вить, пахать, стеречь, мазать, жать, бить, вязать, а чь, лить, мять

А теперь откройте учебники на стр.103,105 и сравните наши выводы и выводы учебника.

3 Внутренний и внешний круг.Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

4Физминутка Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем поработать нужно.

5. Закрепление изученного материала.

Из слов физминутки выпишите деепричастия, определите их вид, объясните, как он образовались.

Поставьте оценки в листе контроля 8деепричастий – «5 » 6-7 – «4 » 5 – «3 » меньшее 5 – »2 « (слайд7)

Работа по учебнику упражнение224 стр104

III Стадия размышления.

Ребята, а как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи.

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Эти свойства широко используют поэты и писатели в своих произведениях.

Использование деепричастий помогает поэту создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы.
Поэтому их очень часто используют в поэтических и прозаических текстах. Предлагаю в этом убедиться.

Исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)

Перед вами отрывки из стихотворений великих поэтов! Прочитать отрывки из стихотворений, выполните задания:

-Вставьте пропущенные дееприча стия, определите их вид.

-Выполните их словообразовательный анализ.

-Графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты, вставьте пропущенные знаки препинания.

Сравните оригинал с текстом без деепричастий и определите роль деепричастий этого отрывка, напишите об этом небольшое рассуждение.(слайд 8)

1.Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится":
Взбесилась ведьма злая
И, снегу …,
Пустилась, …,
Прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза":

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы … и …,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкина "Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":

Зима!.. Крестьянин, …,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег …,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенина "Отговорила роща золотая":

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально ….
Уж не жалеют больше ни о ком…

Слова для справок: почуя, торжествуя, пролетая, резвяся, играя, захватя, убегая

Взаи мопроверка. . Оценивание работы по критериям:

0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»

Записать в лист контроля результат (поставить оценку).

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустилась, убегая,
Прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

Работа с сигнальными карточками

Зеленый цвет – есть такое деепричастие; красный – такого слова не существует.

Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, украся, рвя, гня, читаючи, ненавидючи, пия, зная, могши, могя, вря, соблюдая, увезя, лезя, мазая, пахая, сидя, умывая, обидев, жгя, сопя, ехая, мажа.

Подведем итог работы: нельзя образовать деепричастия несовершенного вида:

    от глаголов, корни которых состоят из одних гласных: бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся → мчась.

    от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.

    от глаголов на -НУТЬ (с суффиксом -ну-): пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

    от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

    от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.

. Игра « Потерявшиеся пословицы» .

    Нужно восстановить пословицу, найти деепричастие, определить вид.

    Не давши слова, крепись…. ….по волосам не плачут.

    Не зная броду,… ….да и шубу в печь.

    Рассердясь на блох… ….а давши держись.

    Снявши голову,… … .потерявши плачем.

    Что имеем не храним,…. … .не суйся в воду.

Заключительная часть урока

Пролетел и наш урок,
Скоро прозвенит звонок.
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь,
Говорили,улыбаясь,
Отвечали, не теряясь,
В работе приняли активное участие.
Скажем спасибо деепричастию.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы и подсчитать баллы.

IV Выставление оценок. Оценивание работы по критериям: 25 баллов – «5» 20 баллов – «4» 15 баллов – «3»

V . Рефлексия. Ладошки» : Обведите левую ладонь руку на бумаге.

    Каждый палец это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

    Большой -для меня было важным и интересным …..

    Указательный - по этому вопросу я получил (а) конкретную информацию….

    Средний –мне было трудно…..

    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..

    Мизинец – для меня было недостаточно……

Это рефлексия мне поможет конкретно понять, над чем нам еще нужно поработать. Спасибо!

VI. Домашнее задание: 1составить текст о распорядке дня, используя деепричастия совершенного и несовершенного вида. 2 упражнение 233 на странице 106.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Несовершенного и совершенного вида. Деепричастный оборот

Общие сведения о деепричастии

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая ? что сделав ? (читая – прочитав, думая – подумав ).

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками:

1. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Например: Набирая, исследуя (что делая? ) – набрав, исследовав (что сделав? ).

2. Деепричастия могут быть переходными и непереходными. Например: а) переходные: убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; б) непереходные: блестя на солнце, шагнув в бездну;

3. Деепричастия бывают возвратными и невозвратными. Например: раскачиваясь – раскачивая; нагнувшись – нагнув.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Прочитайте диалог.

– Абдулла, скажи, пожалуйста, что такое деепричастие?

– Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное, второстепенное действие как признак другого, главного действия: вяжет как? – сидя; идут как? – разговаривая; отправил когда? – наклеив марку; бросил когда? – поймав.

– Какие признаки имеют деепричастия?

– Деепричастия, как и наречия, не изменяются. Они являются глагольной формой и, следовательно, имеют вид. Деепричастия сидя, разговаривая – несовершенного вида, а наклеив, поймав – совершенного вида.

– Как образуются деепричастия?

– С помощью суффиксов - а (-я), - в, - вши; спеша, играя, подумав. Суффикс - вши несколько устарел, больше употребляется в устно-разговорной форме речи и в художественных текстах, а также в возвратных деепричастиях: собравшись, убедившись, умывшись.

Упражнение 2. Прочитайте текст. Найдите и выпишите предложения с деепричастиями. Подчеркните деепричастия и задайте к ним вопрос.

Дядя ПАША

Был у отца брат – Павел Иванович. Очень мы его любили.

Дядя Паша, приходя к нам, обычно оставался ночевать. Постелив постель на сене, ляжем мы, бывало, вместе с дядей и начнем разговаривать. Лежим с раскрытыми глазами, а над нами звезды сверкают. Мой старший брат, желая узнать все о звездах, все допытывался:

– Живут ли там люди?

Дядя Паша, усмехнувшись, задумчиво скажет:

– Кто его знает... Но думаю, жизнь на звездах есть... Не может быть, чтобы из миллионов планет посчастливилось одной Земле.

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом – сказуемым. Например: Слушая музыку, он вспоминал о родном доме.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффикса -а (-я) .

После шипящих (ж, ш,ч, щ ) употребляется суффикс , а в остальных случаях – .

Обратите внимание:

1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва - в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) – выдавая.

2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:

а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных:

бить – бьют, рвать – рвут, шить – шьют, жечь – жгут и др.

б) от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х : беречь – берегут, мочь – могут и др.;

в) от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, хлестать – хлещут и др.;

г) от глаголов с суффиксом -ну -: блекнуть – блекнут, мокнуть – мокнуть, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Образуйте деепричастия несовершенного вида.

Любят, мешают, наступают, выбирают, встречают, спрашивают, встречаются, собираются, боятся, смеются, причесываются.

Упражнение 2. Составьте предложения, заменив выделенный глагол деепричастием несовершенного вида.

Синичка смотрела на трещинку на дереве, постучала клювом. Птички летают по лесу, проверяют , где какая букашка спряталась. Синицы перелетают с дерева на дерево, уничтожают вредителей, лечат деревья.

Образование деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала действия , выраженного глаголом-сказуемым. Например: Написав контрольную работу , студенты вышли из аудитории.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы глаголов неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, - ши.

От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь).

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида по предложенным образцам.

Сказал – сказав ; рассмотрел, бросил, окончил, перестал.

Встретился – встретившись ; простился, вернулся, расположился.

Принесет – принеся ; вспомнит, услышит, прочитает.

Упражнение 2. Перепишите. Замените причастия деепричастиями. Запятые сохраняйте.

Образец. Мой брат, окончивший в прошлом году среднюю школу , поступил на курсы пользователей ПК. – Мой брат, окончив в прошлом году среднюю школу, поступил на курсы пользователей ПК.

1. Сестра, окончившая в прошлом году университет, поступила на курсы английского языка . 2. Спортсмен, вернувшийся с чемпионата мира, дал интервью журналистам. 3. Актер, сыгравший главную роль в новом фильме, получил признание зрителей.

Деепричастный оборот

Деепричастным оборотом называется деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие.

Деепричастный оборот отвечает на вопрос что делая ? или что сделав ?. В предложении деепричастие и деепричастный оборот являются обстоятельствами. Например.

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Похожие публикации