Основные события сюжетной линии онегина и ленского. В романе две сюжетные линии: Онегин – Татьяна и Онегин – Ленский

А. С. Пушкин

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Жанр – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.


Композиция «Евгения Онегина»

Две сюжетные линии:

1. Онегин – Татьяна:

– Знакомство – вечер у Лариных: «Пора пришла, она влюбилась…»

– Вечер с няней, письмо Онегину.

– Через два дня объяснение в саду

– Сон Татьяны. Именины.

– Отъезд в Москву.

– Встреча на балу в Петербурге через два года.

– Вечер у Татьяны. «Сомненья нет. Увы! Евгений в Татьяну, как дитя, влюблен…»

– Письмо к Татьяне. Объяснение.


2. Онегин – Ленский:

2. Онегин – Ленский:

– Знакомство в деревне: «Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали не разлучны…»

– Разговор после вечера у Лариных.

– Именины Татьяны: «Онегин поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить»

Ленский: «Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его»

– Дуэль Онегина и Ленского.





Композиция

Глава 1 – развернутая экспозиция.

Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии).

Глава 8 – развязка I сюжетной линии.

Открытость романа – важная композиционная особенность.

Необычность развязки в отсутствии определенности:

– Два пути Ленского: «Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден…

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел…»

– Развязка I линии: «И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

На долго… на всегда»


Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм.

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение.

– Два письма, композиция которых параллельна, – ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения.

– Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1 и 8 главах).

– Ось симметрии – сон Татьяны (глава 5).


Антитеза частей романа связана преимущественно с

Антитеза частей романа связана преимущественно с

раскрытием того или иного образа:

Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина.

Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны.

Основная композиционная единица романа –

глава. Каждая новая главановый этап в развитии сюжета.

Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица,

всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.


«Онегинская» строфа – 14 стихов четырех стопного ямба со строгой рифмовкой AbAb ccdd eFFe gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские). 14 строк: 4+4+4+2, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), заканчивается строфа куплетом (двустишием).



Хранили многие страницы a

Хранили многие страницы a

Отметку резкую ногтей; b

Глаза внимательной девицы a

Устремлены на них живей. b

Татьяна видит с трепетаньем, c

Какою мыслью, замечаньем c

Бывал Онегин поражен, d

В чем молча соглашался он. d

На их полях она встречает e

Черты его карандаша, f

Везде Онегина душа f

Себя невольно выражает e

То кратким словом, то крестом, g

То вопросительным крючком… g

Онегинская строфа – гибкая форма, она позволяет передавать

разнообразные интонации, эпические, повествовательные, разговорные.


Лирические отступления

1. Обычно связаны с сюжетом романа.

2. Разный размер: от одной строчки до нескольких строф.

3. Часто заканчивают или начинают главу.

4. Используется для перехода от одного повествовательного плана к другому.

5. Появляются перед кульминационными моментами.

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое.

Пейзаж

1. Показывает ход времени в романе.

2. Характеризует духовный мир героев.

3. Часто сопутствует образу Татьяны.

Вставные элементы

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародией на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: песня девушек (перед объяснением с Онегиным), сон (перед именинами и дуэлью).


Несмотря на четкость композиции, создается впечатление,

пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, целую

главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой

развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики.

построение «свободного» романа.

Особенности романа А.С. Пушкина Евгений Онегин»
Композиция «Евгения Онегина».

По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина»

В романе две сюжетные линии :

Первая сюжетная линия - Онегин - Татьяна:

Знакомство - вечер у Лариных:

Пора пришла, она влюбилась...

Разговор с няней, письмо к Онегину.

Через два дня объяснение в саду.

Сон Татьяны. Именины.

Татьяна приходит в дом Онегина.

Отъезд в Москву.

Встреча на балу в Петербурге через два года.

Вечер у Татьяны.

Сомненья нет увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблён...

Письмо к Татьяне. Объяснение.

Вторая сюжетная линия - Онегин -Ленский:

Знакомство в деревне:

Сперва взаимной разногой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Разговор после вечера у Лариных:

Неужто ты влюблен в меньшую?

- А что?

- Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Именины Татьяны:

Онегин

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ленский:

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

Композиция сюжета:

Глава первая - развернутая экспозиция

Глава вторая - завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава третья - завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава шестая - дуэль (кульминация и развязка II линии).

Глава восьмая - развязка I линии.

Открытость романа - важная композиционная особенность. Необычность развязки - отсутствие определенности - два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

Развязка I линии:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Основной принцип организации романа - это симметрия (зеркальность) и параллелизм :

1. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором - с Онегиным. «Сегодня очередь моя,»- говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

- Но я не создан для блаженства,

Ему чужда душа моя.

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я...

- Пред вами в муках замирать

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

А Татьяна остается верна себе:

Я вас люблю (к чему лукавить?)...

Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.

Петербург играет обрамляющую роль (появляется в первой и восьмой главах).

Ось симметрии - сон Татьяны (Глава пятая).

Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:

Глава первая - Петербург - жизнь Онегина. Глава вторая - деревня - жизнь Татьяны

Основная композиционная единица романа - глава.

Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета.

Строфа - более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

Композиционная роль лирических отступлений.

1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о времени - посещение Ленским кладбища, о прошедшей юности - убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных.

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

- Есть отступления, которые не имеют прямой связи с сюжетом.

2. Разный размер лирических отступлений:

От одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»)

До нескольких строф

3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало главы восьмой:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал...

Конец главы первой:

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

Особенно много лирических отступлений в первой главе.

5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:

Перед объяснением с Онегиным.

Перед сном Татьяны.

Перед дуэлью.

Все это значило, друзья:

С приятелем стреляюсь я.


Композиционная роль пейзажа.

Во-первых, показывает ход времени в романе, во-вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны.

Роль вставных элементов.

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в ее судьбе:

Песня девушек - перед объяснением с Онегиным;

Сон - перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.

Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа.

Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».

стрелой взлетел по мраморным ступеням.

В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль предметно-бытовой детали:

новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа. Путь матери Татьяны.

Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно - поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.


Система художественных образов

Драматические судьбы - отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

Незримо присутствует всегда и везде

Принимает участие в судьбе героев

Делится с читателем своими мыслями и чувствами

Рассуждает о нравах и морали общества.

«Евгений Онегин» (1823-1831) - роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина, одно из самых значительных произведений русской словесности.

История создания

Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом - из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. После этого была написана десятая глава романа, являющаяся зашифрованной хроникой из жизни будущих декабристов.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания, и время действия романа примерно совпадают. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пёстрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох. Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:
«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа - Татьяна Ларина и Евгений Онегин. Автор воспроизвёл атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.

Сюжет

Роман начинается брюзгливой речью молодого дворянина Евгения Онегина, посвящённой болезни его дядюшки, вынудившей его покинуть Петербург и отправиться к одру больного в надежде стать наследником умирающего. Само повествование ведётся от имени безымянного автора, представившегося добрым приятелем Онегина. Обозначив таким образом завязку, автор посвящает первую главу рассказу о происхождении, семье, жизни своего героя до получения известия о болезни родственника.

Евгений родился «на брегах Невы», то есть в Петербурге, в семье типичного дворянина своего времени -

«Служив отлично - благородно, Долгами жил его отец. Давал три бала ежегодно И промотался наконец». Сын такого отца получил типичное же воспитание - сначала гувернантка Madame, затем гувернёр-француз, не утруждавший своего воспитанника обилием наук. Здесь Пушкин подчеркивает, что воспитанием Евгения с детства занимались чужие для него люди, к тому же иностранцы.
Жизнь Онегина в Петербурге была полна любовными интригами и светскими забавами, но теперь ему предстоит скука в деревне. По прибытии оказывается, что дядя умер, а Евгений стал его наследником. Онегин поселяется в деревне, и вскоре им действительно овладевает хандра.

Соседом Онегина оказывается приехавший из Германии восемнадцатилетний Владимир Ленский, поэт-романтик. Ленский и Онегин сходятся. Ленский влюблен в Ольгу Ларину, дочь помещика. На всегда весёлую Ольгу не похожа её задумчивая сестра Татьяна. Встретив Онегина, Татьяна влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не ищет спокойной семейной жизни. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Онегин не рад этому приглашению, но Ленский уговаривает его поехать.

«[...] Надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить, И уж порядком отомстить». На обеде у Лариных Онегин, дабы заставить Ленского ревновать, неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через два года он появляется в Петербурге и встречает Татьяну. Она важная дама, жена князя. Онегин воспылал к ней любовью, но на этот раз был отвергнут уже он, несмотря на то, что Татьяна так же любит его, но хочет остаться верной мужу.

Сюжетные линии

  1. Онегин и Татьяна:
    • Знакомство с Татьяной
    • Разговор с няней
    • Письмо Татьяны к Онегину
    • Объяснение в саду
    • Сон Татьяны. Именины
    • Посещение дома Онегина
    • Отъезд в Москву
    • Встреча на балу в Петербурге через 2 года
    • Письмо к Татьяне (объяснение)
    • Вечер у Татьяны
  2. Онегин и Ленский:
    • Знакомство в деревне
    • Разговор после вечера у Лариных
    • Визит Ленского к Онегину
    • Именины Татьяны
    • Дуэль (Смерть Ленского)

Действующие лица

  • Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его "Байроновские Герои", Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.
  • Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Керениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого "Анна Каренина" является продолжением романа "Евгений Онегин".
  • Ольга Ларина , её сестра - обобщённый oбраз типичной героини популярного романа; красивый внешне, но лишённый глубокого содержания.
  • Владимир Ленский - сам Пушкин или скореe его идеализированный образ.
  • няня Татьяны - вероятный прототип - Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина
  • Зарецкий , дуэлянт - в числе прототипов называли Фёдора Толстого-Американца
  • Не названный в романе муж Татьяны Лариной, «важный генерал», генерал Керн, муж Анны Керн.
  • Автор произведения - сам Пушкин. Он постоянно вмешивается в ход повествования, напоминает о себе, водит дружбу с Онегиным, в своих лирических отступлениях делится с читателем своими размышлениями о самых разных жизненных вопросах, высказывает свою мировоззренческую позицию.

В романе упоминается также отец - Дмитрий Ларин - и мать Татьяны и Ольги; «княжна Алина» - московская кузина матери Татьяны Лариной; дядя Онегина; ряд комичных образов провинциальных помещиков (Гвоздин, Флянов, «Скотинины, чета седая», «толстый Пустяков» и проч.); петербургский и московский свет.
Образы провинциальных помещиков в основном имеют литературное происхождение. Так, образ Скотининых отсылает к комедии Фонвизина «Недоросль», Буянов - герой поэмы «Опасный сосед» (1810-1811) В. Л. Пушкина. «Среди гостей ещё намечались „Кирин важный“, „Лазоркина - вдова-вострушка“, „толстого Пустякова“ заменял „толстый Тумаков“, Пустяков был назван „тощим“, Петушков был „отставным канцеляристом“».

Поэтические особенности

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырёхстопного ямба.
Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.


Пушкин нашел новый тип проблемного героя - "героя времени". Таким героем стал Евгений Онегин. Его судьбу, характер, взаимоот­ношения с людьми определяют совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг "вечных", общече­ловеческих проблей» с которыми он сталкивается. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В подробной предысто­рии (глава первая) Пушкин отметил основные социальные факторы, обу­словившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянст­ва, обычные для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт "однообразной и пестрой" жизни в течение восьми лет. Жизнь "сво­бодного" дворянина, не обремененного службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день. Онегин в ранней юности - "забав и рос­коши дитя", "добрый малый, / Как вы да я, как целый свет". На этом этапе своей жизни Онегин - человек по-своему оригинальный, остроумный, "ученый малый", но все же вполне обычный, покорно следующий за свет­ской "чинною толпой").

В чем же отличие Онегина от других, ему подобных?

Характер и жизнь Онегина показаны в движении, развитии. Уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе: он смог отка­заться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пус­того "обряда жизни". Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная лич­ность. Социальное чутье подсказало поэту, что не жизнь "на старый обра­зец", а именно способность свергнуть "бремя" ее условий, "отстать от суе­ты" - главный признак современного человека.

Вспомним затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй - шестой главах - только ли это "причуда", вызванная сугубо индивидуальными причинами: скукой, "русской хандрой", разочарованием в "науке страсти нежной"?

Это новый этап жизни героя. Пушкин подчеркивает, что онегинская "неподражательная странность" - своеобразный протест против социаль­ных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные цен­ности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них - Автор и Ленский). В деревне он даже попытался "порядок новый учредить", заменив барщину "оброком легким".

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Он сумел увидеть во "влюбленной деве" подлин­ные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны, - сердцу, как известно, не прикажешь. Но дело в том, что Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Еще в первой главе Автор отметил в Онегине «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин - холодный, рассудочный человек. Эта душевная диспропорция стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него "наукой стра­сти нежной" или "домашним кругом", ограничивающим свободу человека.

Испытания дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: "Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь". И на именинах Татьяны, и перед дуэлью Онегин показал себя "мячиком предрассужде­ний", глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах - обычная "светская злость", а дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия "старого дуэлиста" Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленников своего старого кумира - "общественного мненья". После убийства Ленского Онегиным овладела "тоска сердечных угрызений". Только трагедия смогла открыть ему преж­де недоступный мир чувств.

Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге - новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека - он пылкий влюблен­ный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим очень напоминает Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулась новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла от­ветить на его запоздалую любовь.

Как и прежде, на первом плане в характеристике героя - соотношение между разумом и чувством. Теперь уже разум был побежден - Онегин любит, "ума не внемля строгим пеням". Он "чуть с ума не своротил / Или не сделался поэтом", не без иронии замечает Автор. В восьмой главе нет итогов духовного развития героя, поверившего в любовь и счастье. Онегин не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Пушкин оставляет его характер открытым, незавершенным, подчеркнув саму способность Онегина к рез­кой смене ценностных ориентиров и, заметим, готовность к действию, к поступку.


и дружбе, проводит Онегина через горнила обеих чувств?

Любовь и дружба для Пушкина - два оселка, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Онегин закрылся от фальшивых ценностей "света пустого", презрев их ложный блеск, но ни в Петербурге, ни в деревне не открыл для себя под­линных ценностей - общечеловеческих. Автор показал, как трудно дви­жение человека к простым и понятным, казалось бы, жизненным истинам, через какие испытания он должен пройти, чтобы понять - и умом и серд­цем - величие и значительность любви и дружбы. От сословной ограни­ченности и предрассудков, внушенных воспитанием и праздной жизнью, через рассудочный демонический нигилизм, отрицающий не только лож­ные, но и подлинные жизненные ценности, к открытию любви, высокого мира чувств - такой путь духовного развития героя прочерчивает Пуш­кин.

Обратите внимание, как отражается "общественное мненье" в характеристиках Онегина (главы первая, третья, восьмая). (Ленского (главы вторая, четвертая, шестая), Татьяны Лариной (главы вторая, третья, пятая, седьмая и восьмая)).

Облик Онегина, Татьяны Лариной, Ленского складывается не только из характеристик, наблюдений и оценок Автора - творца романа, но и из толков, пересудов, слухов. Каждый герой предстает в ореоле обществен­ного мнения, отражающего точки зрения самых разных людей: друзей, знакомых, родственников, соседей-помещиков, светских сплетников. Об­щество - источник молвы о героях. Для Автора - это богатый набор жи­тейской "оптики", которую он превращает в "оптику" художественную. Читателю предлагается выбрать тот взгляд на героя, который ему ближе, кажется наиболее достоверным и убедительным. Автор, воссоздавая кар­тину мнений, оставляет за собой право расставить необходимые акценты, дает читателю социальные и нравственные ориентиры.

Ленский и Татьяна Ларина не только сюжетные партнеры заглавного героя. Это полнокровные образы современников, в судьбе которых тоже "отразился век". Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Оне­гина, исключительным героем, полностью оторванным от быта, от русской жизни. Житейская неопытность, пылкость любовных чувств к Ольге, "реки" элегий, напи­санных в духе "унылого романтизма", - все это отделяет восемнадцатилетнего помещика от бывшего петербургского повесы. Автор, сообщая об их знакомстве, сначала возводит различия между ними в абсолютную степень ("Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень, / Не столь различны меж собой"), но сразу же указывает, что именно "взаимной разнотой" они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба "от делать нечего"

Не только крайности соединили героев - между ними немало общего. Оне­гин и Ленский отчуждены от помещичий среды, каждый из них выражает одну из тенденций русской духовной жизни: Онегин - "разочарованность и скептицизм, Ленский - романтическую мечтательность и порыв к идеалу. И та и другая тенденция - часть европейского духовного развития. Кумиры Онегина - Байрон и Наполеон. Ленский - поклонник Канта и Шиллера. Ленский тоже ищет цель жиз­ни: "Цель жизни нашей для него/. Была заманчивой загадкой, / Над ней он голову ломал / И чудеса подозревал". А самое главное - характер Ленского, как и характер Онегина, - дисгармоничный, незавершенный. Чувствительный Ленский столь же далек от пушкинского идеала человеческой гармонии, как и рационалист Онегин.

С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, сердечного "невежества", преданности чувствам, юношеской отваги и благородства. Стремясь защитить Ольгу от "развратителя", герой заблуждается, но это искреннее заблуждение. Ленский- поэт (еще одним поэтом в романе является сам Автор), и хотя в авторском комментарии к его стихам много иронии, добродушных насмешек, подтрунивания, Автор отмечает в них подлинность чувств и остроумие:

Не мадригалы Ленский пишет

В альбоме Ольги молодой,

Его перо любовью дышит,

Не хладно блещет остротой;

Что ни заметит, ни услышит

Об Ольге, он про то и пишет

И, полны истины живой,

Текут элегии рекой.

Необычность героя объяснена автором с социальных; позиций. Душа Ленского не увяла от "хладного разврата света", он воспитывался не только в "Германии туманной", но и в русской деревне. В "полурусском" мечтателе Ленском больше русского, чем в толпе окрестных помещиков. Автор с грустью пишет о его гибели, дважды (в шестой и седьмой главах) приводит читателя на его могилу. Печалит Автора не только смерть Ленского, но и возможное оскудение юношеского роман­тизма, врастании героя в косную помещичью среду. С этим вариантом судьбы Ленского иронически "рифмуются" судьбы любительницы сентиментальных рома­нов Прасковьи Лариной и "деревенского старожила" - дяди Онегина.

Татьяна Ларина - "милый Идеал" Автора. Он, не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных от­ношений. Как и Онегина, ее можно назвать "гением любви". Татьяна - участница основного сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставима с ролью Онегина.

Характер Татьяны, так же как и характер Онегина, - динамичный, разви­вающийся. Обычно обращают внимание на резкое изменение ее социального ста­туса и внешнего облика в последней главе: вместо деревенской барышни, непо­средственной и открытой, перед Онегиным предстала величественная и холодная светская дама, княгиня, "законодательница зал". Ее внутренний мир закрыт от чи­тателя: Татьяна вплоть до своего заключительного монолога не произносит ни сло­ва. Автор также хранит "тайну" о ее душе, ограничиваясь "визуальными" характе­ристиками героини ("Как сурова! / Его не видит, с ним ни слова; / У! как теперь окружена / Крещенским холодом она!"). Однако в восьмой главе показана третья, завершающая стадия духовного развития героини. Ее характер существенно меня­ется уже в "деревенских" главах. Эти изменения связаны с ее отношением к любви, к Онегину, с представлениями о долге.

Во второй - пятой главах Татьяна предстает человеком внутренне противо­речивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами. Автор, характеризуя героиню, указывает прежде всего на круг ее чтения. Романы, подчеркивает автор, ей "заменяли все". Действи­тельно, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, Татьяна все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает ге­роиней любимых книг. Отвлеченность мечтаний Татьяны оттенена книжно-бытовой параллелью - биографией ее матери, которая тоже в молодости была "от Ричардсона без ума", любила "Грандиозна", но, выйдя замуж "по неволе", "рвалась и плакала сначала", а потом превратилась в обычную помещицу. Татьяна, ожидав­шая "кого-нибудь" похожего на героев романов, увидела в Онегине именно такого героя. "Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон", - иронизи­рует Автор. Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо, написанное по-французски, - эхо любовных посланий геро­инь романов. Автор переводит письмо Татьяны, но его роль "переводчика" этим не ограничивается: он все время вынужден как бы высвобождать подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов.

Переворот в судьбе Татьяны происходит в седьмой главе. Внешние перемены в ее жизни - только следствие сложного процесса, который шел в ее душе после, отъезда Онегина. Она убедилась, наконец, в своем "оптическом" обмане. Восста­навливая облик Онегина по "следам", оставшимся в его усадьбе, она поняла, что ее возлюбленный - человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она его принимала. Главным итогом "исследования" Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни. Оказавшись в новых обстоятельствах, не на­деясь на новую встречу и взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Заметим, что это свободный выбор героини, для которой были "все жребии равны". Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Таким образом, слова Татьяны в последнем монологе - "Но я другому отдана; / Я буду век ему верна" - новость для Онегина, но не для читателя: героиня лишь подтвердила вы­бор, сделанный ранее.

Не следует упрощать вопрос о влиянии на характер Татьяны новых обстоя­тельств ее жизни. В последнем эпизоде романа становится очевидным контраст между светской и "домашней" Татьяной: "Кто прежней Тани, бедной Тани / Теперь в княгине б не. узнал!" Однако монолог героини свидетельствует не только о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и сво­ему супружескому долгу. "Урок Онегину" полон несправедливых замечаний и не­лепых предположений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества, обвиняя его в ко­рысти. Любовь Онегина для нее "малость", "."чувство мелкое", а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и "не узнает" подлинного Онегина. Ее ложное представление о нем порождено светом, тем "утеснительным саном", приемы которого, как заметил Автор, она "скоро приняла". Монолог Татьяны отражает ее внутреннюю драму. Смысл этой драмы не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, а в той "коррозии" чувств, которая произошла в героине под влиянием светского общества. Татьяна живет воспоминаниями и не способна хотя бы поверить в искренность любящего ее чело­века. Болезнь, от которой так мучительно освобождался Онегин, поразила и Татья­ну. "Свет пустой", словно напоминает мудрый Автор, враждебно относится ко вся­кому проявлению живого, человеческого чувства.

Главные герои "Евгения Онегина" свободны от заданности, однолинейности. Пушкин отказывается видеть в них воплощение пороков или "совершенства образ­цы". В романе последовательно реализованы новые принципы изображения героев. Автор дает понять, что у него нет готовых ответов на все вопросы об их судьбах, характерах, психологии. Отвергая традиционную для романа роль "всезнающего" рассказчика, он "колеблется", "сомневается", порой непоследователен в своих суж­дениях и оценках. Автор как бы приглашает читателя дорисовать портреты героев, представить себе их поведение, попробовать посмотреть на них с другой, неожи­данной точки зрения. С этой целью в роман введены и многочисленные "паузы" (пропущенные строки и строфы). Читатель должен "узнать" героев, соотнести их с собственной жизнью, со своими мыслями, чувствами, привычками, суевериями, прочитанными книгами и журналами.

Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А.С. Пушкина « ». Что объединило этих двух героев в деревенской тиши, а затем развело, заставив одного переступить черту и стать преступником, а другого - жертвой преступления?

Если вкратце охарактеризовать Евгения в период знакомства с Владимиром Ленским, то можно сказать, что это был молодой человек, рано насладившийся всеми прелестями столичной жизни, разочаровавшийся пустым блеском столичной мишуры, а потому холодный, рассудительный и даже в некоторой степени жестокий в обращении с окружающими. Он хандрил и, как следствие этого, был чужд искусству: «охлажденное чувство» мешало переживать восторг. Напротив, Владимир - «красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»:

  • Он из Германии туманной
  • Привез учености плоды:
  • Вольнолюбивые мечты,
  • Дух пылкий и довольно странный.

Ленский оптимистично относится к жизни, веря, что она полна чудес. Он ожидает пламенной любви, верит в искреннюю дружбу, в свою будущую славу. Все эти наивные ожидания, по словам Пушкина, «в нем рано волновали кровь». Смыслом его жизни была поэзия:

  • Он пел разлуку и печаль,
  • И нечто, и туманну даль,
  • И романтические розы.

Характеризуя своего героя , говорит, что Ленский воспитывался на чтении и Гете (можно полагать, что вкус у юного поэта был неплохой, если он выбрал себе таких великих учителей) и был способным поэтом:

  • Он пел любовь, любви послушный,
  • И песнь его была ясна…

Но понимание «простоты» и «ясности» у поэта Пушкина и поэта Ленского несколько различалось. У Ленского эти качества происходят от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порождены «поэтическими предрассудками души», в то время как Пушкин имел в виду простоту и ясность поэзии, основанные на трезвом взгляде на жизнь, стремлении понять ее закономерности, найти ясные формы ее воплощения в художественных образах.

Пушкин указывает на еще одну особенность характера Ленского-поэта: книжно, искусственно выражать свои чувства. Придя на могилу отца Ольги, Ленский уныло произносит: «Роог Уопск…» - что является цитатой из Шекспира. Несмотря на существенные различия в характерах и своем отношении к жизни, Ленский и Онегин быстро подружились:

  • Они сошлись. Волна и камень.
  • Стихи и проза, лед и пламень
  • Не столь различны меж собой.

Автор определяет эту дружбу так: «от делать нечего друзья». Противоречия сопровождают друзей вплоть до трагической развязки. Интересно, что Онегин первое время ведет себя с другом довольно осторожно. Он с улыбкой слушает пламенные речи Ленского, при этом старается особо не выражать свое «охладительное слово». «В любви считаясь инвалидом», Евгений с важным видом выслушивает откровения Ленского о его любви к Ольге, однако, в первый раз увидев девушку, не удерживается от комментария:

  • … Я выбрал бы другую,
  • Когда б я был, как ты, поэт.
  • В чертах у Ольги жизни нет.

Эти слова становятся первым предвестником надвигающейся трагедии: они вывели Владимира из состояния равновесия, которое прежде ему было даровано любовью, раздосадовали и, скорее всего, разозлили. Далее поэт отходит от изображения дружбы Ленского и Онегина, сосредоточиваясь, главным образом, на развитии любовного сюжета.

После объяснения в саду Татьяна отнюдь не разлюбила Онегина. Ее сердце разрывается от печали и безотрадной страсти. В это же время отношения Ольги и Владимира выходят на новый уровень: влюбленный Владимир играет локоном своей возлюбленной, целует край ее одежды, читает нравоучительный роман, прилежно украшает листки ее альбома незатейливыми рисунками и нежными стихами.

Поэт акцентирует внимание на том, что Ленский в альбоме Ольги пишет не мадригалы, а элегии, которые полны «истины живой». И этот факт напрямую связан с последующими событиями, а именно ранней смертью Ленского. Дело в том, что тема ранней смерти молодого человека (поэта) была распространена в русской романтической поэзии первой трети XIX века. Сам Пушкин в 1816 году написал «Элегию» («Я видел смерть…»), мотивы которой перекликаются со стихами Ленского, введенными автором в роман «Евгений Онегин».

Мотив предчувствия ранней смерти свидетельствовал о тягостном ощущении непрочности бытия. В начале XIX века, в связи с событиями в Европе, в этом мотиве выражалось одиночество человека, окруженного враждебным ему обществом. Впоследствии эта тема стала расхожей, с ее помощью культивировалась пассивность личности, осознание бесплодности борьбы. В среде будущих декабристов возник протест против унылой элегии, распространение которой приписывалось самому Пушкину. Задетый этими обвинениями, поэт включил в четвертую главу « Евгения Онегина» слова в защиту элегии как жанра. Стихи Ленского очень важны для объективной характеристики данного персонажа как поэта и определенного типа молодого человека - мечтателя.

Ленский влюблен безумно , эти чувства волнуют его, будоражат его кровь. В то же время Онегин «жил анахоретом», ведя размеренный, подчиненный определённому порядку образ жизни: прогулки, чтение, глубокий сон, случайный поцелуй, прихотливый обед. Этот порядок нарушают события, произошедшие на именинах Татьяны. Онегина раздражает все: глупая влюбленность Ленского, отблеск неразделенных чувств Татьяны на ее поведении. Он негодует - жизнь, непонятная ему жизнь, проходит мимо него. Но Онегин уверен, что сумеет доказать всем свою правоту, разрушив казавшиеся такими прекрасными чары любви. Месть Онегина и по отношению к другу, и по отношению к влюбленной в него девушке жестока. Он решительно приглашает Ольгу на вальс и во время танца шепчет ей на ушко « какой-то пошлый мадригал ». Ленский негодует, он не способен вынести такого удара судьбы: его прекрасная возлюбленная - изменница. Исход один - защитить свою честь и достоинство, вызвав обидчика на поединок. При этом Ленский предчувствует трагический для себя финал. По мере приближения рокового часа усиливается его тоскливое настроение:

  • …Сжалось В нем сердце, полное тоской;
  • Прощаясь с девой молодой,
  • Оно как будто разрывалось.

Онегин полон искреннего раскаяния, но он не способен дать ход этому раскаянию и помириться с Ленским. В сцене дуэли в авторском комментарии звучит призыв к разумному разрешению конфликтной ситуации. Почему же друзья, которые недавно щедро делились друг с другом и трапезой, и мыслями, и делами, вдруг предались злобному отмщению? Ответ прост: «светская вражда боится ложного стыда». Таким образом, сцену дуэли можно считать кульминацией в развитии основного конфликта романа. Чувство превосходства Онегина мнимое, он подчинился общественному мнению, убив друга. Однако выжив физически, он был сломлен нравственно: предрассудки среды, презираемой им, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.

Похожие публикации