Ребра гипсовой девушки с веслом. Девушка с веслом (полная версия)

Довольно много неясностей, расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка, согласно Википедии, в 1935 году, но быстро убрали в том же году. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто (но без каких-либо ссылок на источники информации) Вера Волошина, 1919 года рождения. Но если, как пишут в Википедии, Шадр начал работу в 1934 году, то эта девушка в то время жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, вот фрагмент из неё: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". В общем, кто ему позировал для первого варинта - не известно, но точно, что не Вера Волошина.

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - улыбающаяся обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе. В журнале "Строительство Москвы" (№10 за 1937 год) о скульптуре писали: "Что касается центральной скульптуры "Девушка с веслом, то её нельзя назвать физкультурницей, свободно и легко держащей весло, она своей нарочито жеманной позой скорее напоминает "будуарную статуэтку" в увеличенном масштабе". Стольже же критичен отзыв в сборнике "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: "Так, например, фигура "Девушки с веслом" (скульптор Шадр), украшающая один из фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы, не свободна от некоторых элементов эротики и страдает излишней стилизованностью." (Цит. из книги К. Кухер "Парк Горького в сталинскую эпоху 1928-1941", М., Росспэн, 2007). Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.


Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году. Если высота первой скульптуры была около 12 метров, то второй - то ли 8 метров, то ли 4,6 метра. Судя по фото, второй вариант был более классического вида. Наиболее часто встречается, что скульптура была разрушена во время немецкой бомбардировки, но есть мнение, что она была тихо убрана во время одной из реконструкций парка значительно позже. Второй вариант мне кажется более правдоподобным, парк и скульптура не слишком разумные цели для бомбардировки, разве что совсем уж случайное попадание. А вот то, что официальное отношение к показу обнаженного тела в послевоенные годы стало негативным, действительно имело место быть.

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Х.Формана, 1939 год:

Фото Э.Евзерихина, 1936 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда):

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

Совсем короткий фрагмент киносъемки из парка Горького, увиденный мной сначала в фильме "Великий Октябрь. Голая правда" 2007 года. Позже разобрался, что это вырезано из фильма "Сталинское племя" 1938 года о параде физкультурников 1937 года, тут из начальной части фильма, где физкультурники собираются на парад, постановочная съемка. Девушка с веслом тут мелькает, к сожалению, её голова и плечи полностью закрыты логотипом телекомпании. В интернете есть фильм 1938 года целиком, однако, качество очень плохое.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. И, как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры.

Символ "Гипсового" соцреализма, скульптура "Девушка с веслом", пережила сотни перерождений и перевоплощений. Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром еще в далеком 1935 году. Первая "версия" была высотой 12 метров и предполагалась для украшения парка Горького. Критика отнеслась к произведению с большим предубеждением. Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода, за "холодное отношение к форме и содержанию" ее отправили в ссылку. Теперь она украшала Луганский городской парк.


Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и весьма скромной девушкой. Стесняясь позировать обнаженной, она настояла на том, чтобы во время работы в мастерской присутствовала жена мастера. Известно также, что Вера мужественно сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла, выполняя очередное боевое задание в тылу.

Шадр создал второй вариант скульптуры. На этот раз она была на 4 метра ниже, поза ее стала свободнее, критика приняла новую версию достаточно нейтрально, статуя осталась в столице.


Коллега Шадра - Ромуальд Иодко - также был вдохновлен идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более "живой". Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере. Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более "спортивной".


Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости. С несомненным талантом и Шадр, и Иодко создали очень непохожие, но объединенные одной идеей работы, по-настоящему украшавшие парки и стадионы СССР. Идеальные женские фигуры подчеркивались точными линиями весла (в античной скульптуре этому служило изображение копья в руках богов или богинь). В работе Шадра так и вовсе можно усмотреть прямое заимствование постановки фигуры в искусстве античной скульптуры.

В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и свои версии "скульптуры молодой физкультурницы". Большинство копий и версий, увы, не выдерживают критики. Созданные образы отличаются тяжеловесностью и отсутствием женственности. Идея Шадра и Иодко была уничтожена в новых воплощениях. Со временем "Девушка с веслом" становится символом безвкусицы и пошлости. Утрированно спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию работы - все это превратило реплики работ талантливых скульпторов в откровенную нехудожественную халтуру.

В настоящее время бронзовую копию "Девушки" можно увидеть в . Оригинал, стоявший в парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.

Самое ранее упоминание о «Девушке с веслом» историки обнаружили в газете «Советское искусство» № 33 от 17 июля 1935 года.
Журналист сообщал: «Скульптор Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом - около 12 метров»…
Скульптура Девушка с веслом - один из классических символов советской эпохи. Без гипсовой копии этого изваяния трудно было представить себе пионерский лагерь или профсоюзную базу отдыха. Производство Девушек поставили на поток ещё в 30-е годы прошлого века, чтобы приобщить к культуре и искусству широкие пролетарские массы. Впрочем, ни к культуре, ни к искусству подобные статуи отношения не имели. Грузные дамы в трусах и майках или строгих купальниках вряд ли соответствовали понятиям о прекрасном. Зато были идеологически выдержаны - считалось, что эти довольно скромные скульптуры являются наиболее правильным олицетворением советской женщины-спортсменки.

Автором растиражированной, привычной гражданам СССР Девушки с веслом был советский скульптор Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась Женщина с веслом- дама в трусах и майке была установлена в 1935 году на московском стадионеЭлектрик в Черкизове. Девушку с веслом - уже в купальнике - Иодко создал для парка водного стадиона Динамо в 1936 году. Именно эти скульптуры и были массово растиражированы по всей стране.
Растиражированные статуи Девушки с веслом Ромуальда Иодко представляли собой «моральный» образ советской женщины. При этом мало кто помнит, что в том же 1936-м в Москве появилась и другая Девушка с веслом, и уж её-то точно можно было причислить к настоящим произведениям искусства. Правда, судьба статуи оказалась незавидной.
От мужиков до девушки
Автором забытой Девушки с веслом стал известный советский скульптор Иван Шадр. Его настоящая фамилия - Иванов, а псевдоним он выбрал в честь родного города Шадринска.
Родился мастер в 1887 году в семье столяра, кроме него в семье было ещё 13 детей. В 1901-м он успешно сдал экзамен по рисунку в Художественно-промышленную школу Екатеринбурга. Через шесть лет, по её окончании, отправился странствовать по России.
Поступить в Академию художеств Шадру не удалось, пришлось подрабатывать уличным пением в Санкт-Петербурге. В 1910-м он уехал в Париж, где брал уроки у великого Огюста Родена на муниципальных курсах скульптуры и рисования. В 1911 году парижские учителя отправили Ивана на стажировку в Рим в Институт изящных искусств.

Иван Шадр брал уроки у Огюста Родена
Вернувшись в Россию, гражданскую войну мастер пережил в Омске. Здесь выпускники Сибирского кадетского корпуса за 18 тысяч рублей заказали ему памятник генералу Корнилову. Потом сам Колчак приказал скульптору изготовить монумент в честь освобождения Сибири и… разработать эскизы денежных знаков серии «Возрождение России». Однако все проекты остались нереализованными. Красные освободили Омск, а Шард оказался в подвале ВЧК.
Его должны были расстрелять как пособника белогвардейцев, но… Сибревкому внезапно понадобился мемориал жертвам белого террора. Художника быстро приговорили к расстрелу условно и заставили работать.
После того, как Шард изготовил памятник Марксу с рельефами Карла Либкнехта и Розы Люксембург, заблудшего скульптора простили окончательно. В 1922 году поседевший ваятель вернулся в Москву, где получил от ВХУТЕМАСа просторную мастерскую на Масловке.
В историю Шадр вошёл благодаря сразу нескольким творениям. Во-первых, он автор так называемых денежных мужиков. Фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля были созданы по заказу Гознака для воспроизведения на банкнотах. Их можно увидеть, к примеру, на купюрах 15 тыс. и 25 тыс. руб. эмиссии 1923 года, а также на «советской конвертируемой валюте» - червонцах.
Натурная скульптура “Ленин в гробу” сделала Шадра главным мастером довоенной ленинианы. Всего же он создал 16 скульптурных изображений вождя пролетариата.
В 1927-м Шадр создал статую Булыжник в стиле Родена, которую почти сразу признали классическим произведением и переименовали в Булыжник - оружие пролетариата. Его бронзовая версия установлена на пл. Краснопресненская Застава в Москве.

“Булыжник - оружие пролетариата”
Скульптура “Булыжник - оружие пролетариата” стала одним из самых узнаваемых образов в СССР
В Киеве копия Булыжника обосновалась на пл. Красная Пресня около кинотеатраЖовтень. Памятник успешно пережил волну «ленинопада» и даже стал объектом иронии: около пивной на ул. Жилянской поставили монумент-пародию Штопор - оружие пролетариата.
Девушку с веслом Шадр создал по заказу московского Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Директор парка Бетти Глан заказала для главного парка страны пятьдесят скульптур. Работы выполняли известные мастера: Янсон-Манизер («Балерина»), Шварц («Парашютистка»), Фильдс («Юность»), Мотовилов («Физкультурник с веслом»), Шильников («Физкультурница») и другие. Иван Дмитриевич Шадр должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта».
Установили её в 1936 году у главного входа в парк в окружении фонтанов. Она должна была стать символом своего времени, эталоном советской женщины. Шадр, по мнению исследователей его творчества, запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов, нашёл удачный симбиоз двух кодов - античного и спортивного.

И. Д. Шадр в своей мастерской в Москве работает над скульптурной композицией «Девушка с веслом».
Но московские власти были иного мнения. В высоких кабинетах посчитали, что Шадр переборщил. Ему требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. Вместо этого скульптура пугала современников длиной атлетических ног, мышцами плеч, вытянутостью пропорций, а главное - сексапильностью.
Девушка и правда получилась «слишком живой». Её женственность и привлекательность оценили бы в другом месте и в другое время, но не в Советском Союзе 1930-х. На скульптора сразу обрушились критики. Им не понравилось абсолютно всё. Вот выдержка из «Вечерней Москвы» от 11 августа 1935 года:
«…Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью. Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…».Скульптор прочитал отзывы и впал в депрессию.
Депрессия – рабочее состояние художника. Однако Иван Дмитриевич Шадр – особый случай, он много повидал на своем веку. Скульптору, после таких жизненных передряг, мнение столичных критиков – как слону дробина. Художник впал в депрессию от того, что его открытие - выстраданный эстетический идеал - было отвергнуто властной волей. Что же не понравилось власти?
Русский искусствовед Михаил Золотоносов в недавней статье ответил на этот вопрос:
«…Шадр запечатлел типовой жест эпохи, подведя итог пластическим поискам многих скульпторов. Он нашел удачный симбиоз античного и спортивного кодов, воплощенный в образе фаллической женщины.
Возможно, художник «переборщил», создав в первом парковом варианте не столько женщину в ее привычном для сталинского социализма облике детородного орудия, сколько модель сексуальной женщины, прежде всего испугавшей длиной ног, объемом мышц плечевого пояса и вытянутостью пропорций.
Волосы ее очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты, форма головы четко обрисована… Скульптура брызгала небесным эротизмом. Античное торжество тела подавляло приземленный массовый спорт…».
Шадра заставили «устранить» ошибки. Второй парковый вариант удовлетворил эстетику власти. Изменилась не только прическа, которая стала менее сексуальной, у девушки исчезли мускулы рук, появились широкие бедра и большая грудь. Новая Девушка была пониже ростом, всего 8 метров. Её установили на прежнем месте в московском парке Горького.Перед зрителями предстала женщина, утратившая самодостаточность и предназначенная исключительно для продолжения рода.

Депрессия художника продолжалась несколько месяцев. Он излечился только тогда, когда ему разрешили предложить свою Лолу (первый вариант «Девушки с веслом») любому городскому парку, который согласится ее принять. Транспортировку и установку двенадцатиметровой скульптуры должен был оплачивать сам автор.
Одесса, Херсон и Николаев отказались от шедевра. Здесь партийные власти «держали руку на пульсе». В Ворошиловграде же скульптуру приняли. По воспоминаниям луганских старожилов, скульптура оказалась в их городе при содействии наркома обороны Климента Ворошилова - того самого, в честь которого Луганск дважды переименовывали в Ворошиловград.
Секретарь местного горкома КП(б)У Самуил Шац посмотрел на транспортную накладную «стратегического груза» из самой Москвы (!), щелкнул каблуками и приказал установить «памятник» в городском парке. «Девушка с веслом» простояла тут на берегу пруда до самой войны и погибла от артиллерийского снаряда.
Трагические факты об оригинале и натурщице:
Моделей для своих работ Шадр искал на московских спортивных площадках. Там он и обратил внимание на студентку Веру Волошину, когда та выполняла тренировочные прыжки в воду с вышки. Красивая девушка спортивного телосложения хорошо подходила на роль эталона советской женщины. Именно она и стала прототипом для знаменитой скульптуры.
Биография Волошиной тоже хорошо вписывалась в советскую идеологию. Родилась она в 1919 году в Кемерове. Отец - шахтёр, мать - учительница. С начальных классов школы Волошина увлеклась спортом, занималась гимнастикой и лёгкой атлетикой. В седьмом классе выиграла чемпионат Кемерова по прыжкам в высоту. После школы поступила в московский Центральный институт физкультуры.


Моделью для скульптуры Шадра была спортсменка Вера Волошина.
На следующий день после начала войны, 23 июня 1941 года, Волошина с подругой пришли в московский райвоенкомат, чтобы написать заявление о добровольном направлении на фронт. Но подругам отказали и предложили повоевать на трудовом фронте.
До осени Волошина копала окопы и противотанковые рвы на подступах к Москве. Осенью добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага. Совершила семь удачных походов в немецкий тыл.
В ноябре в её часть прибыло пополнение. Среди новичков оказалась ученица московской школы Зоя Космодемьянская. Её зачислили в группу, в которой Волошина была комсоргом. Почти сразу девушки подружились - их сблизило то, что обе были сибирячками.
На своё первое задание Волошина ушла 21 октября - в район станции Завидово. Вернулась целой и невредимой. «Мамочка, пожалуйста, поменьше думайте обо мне, со мной ничего не случится, я же родилась в рубашке, буду жить сто лет», - писала она родным в Кемерово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.

Своё последнее боевое задание Волошина выполнила 21 ноября 1941 года. По её предложению партизаны заминировали дороги в районе села Крюково под Наро-Фоминском, а потом забросали гранатами дома, где жили гитлеровцы. Но группа диверсантов попала под обстрел. Волошина прикрывала огнём из автомата отход группы, была ранена в плечо и попала в плен. После пыток немцы повесили её в лесу.
В тот же день, в 10 км от Крюково, в центре деревни Петрищево была повешена и Зоя Космодемьянская. Но если у голгофы Зои стояли очевидцы, то Вера погибла одна. Поэтому Космодемьянская ушла в бессмертие, а о Волошиной забыли на долгие годы…
Скульптура, стоявшая в Парке культуры, была разрушена в начале Великой Отечественной войны, во время одной из бомбёжек осенью 1941-го.

Статуя «Девушка с веслом» символизирует «гипсовый» соцреализм в живописи и скульптуре. . Эта работа перенесла множество видоизменений и преображений. В советскую эпоху её воспевали поэты. Эта скульптура украшала множество парков Советского Союза.

Самую раннюю версию создал скульптор Иван Шадр в 1935 г. Высота самой первой его работы 12 м. Предполагалось, что она украсит парк Горького. Однако критики с огромным сомнением оценивали скульптуру. Именно по этой причине она очень недолго пробыла в парке столицы, её выслали в город Луганск. «Холодное отношение к форме и содержанию» послужило для этого основанием.

История модели скульптуры

История девушки, которая позировала скульптору. Звали её Вера Волошина. Она была очень благопристойной девушкой, училась в Московском Институте физкультуры, и являлась довольно узнаваемой спортсменкой. Вера стеснялась позировать в обнажённом виде, поэтому жена скульптора неизменно присутствовала в мастерской на каждом сеансе.

Около трёх месяцев понадобилось мастеру, чтобы слепить голову, примерно столько же потребовала работа над фигурой. Осталось на удивление мало фотографий скульптуры, поэтому исключительно по фотоснимку 1935 г., который сделал Александр Гринберг, мы можем получить хоть какое-то представление о ней. На фото И. Шадр за работой у себя в мастерской.

Достоверным фактом является то, что во время войны Вера добровольно отправилась на фронт и воевала в отряде партизан. Она была в отряде, где находилась и Зоя Космодемьянская. Осенью 1941 г. разведгруппа Веры Волошиной выполняла задание в немецком тылу. Однако когда они возвращались, её ранили, но забрать девушку не смогли. Веру казнили, но она до конца вела себя очень мужественно.

Вторая версия статуи

И. Шадр смог создать ещё одну вариацию скульптуры. Натурщицей для неё стала Зоя Бедринская, которая была гимнасткой. Мастер сделал ей другую причёску. И в этот раз высота статуи была 8 метров, более романтичной и тонкой стала фигура девушки. Непосредственнее стала и поза скульптуры. Эта версия была принята критикой с большей благосклонностью. Скульптура осталась в столице.

Ещё один мастер

Другой скульптор вдохновился мыслью создать идеальную скульптуру, чтобы украсить парк. Ромуальд Идоко смог сделать скульптуру гораздо «живее» и менее грандиозной. Он изобразил девушку в бюстгальтере для купания и спортивных трусах. Изменилась и стойка статуи. Девушка стоит, опираясь всего лишь на одну ногу, другую модель слегка согнула в колене и отвела в сторону. Так мастер смог сделать скульптуру гораздо «спортивнее».
И тот и другой мастер сделали попытку совместить в своих работах активную позицию по жизни, мягкость, здоровье и женственность. Благодаря настоящему таланту оба скульптора сумели создать такие разные, но связанные одной мыслью произведения искусства, которые украшали парки и скверы советского Союза. Совершенные фигуры девушек были подчёркнуты чёткими линиями весла. Для подчёркивания в античной скульптуре использовалось копьё, которое изображали в руках богов. В работах И. Шадра даже можно увидеть прямую связь со скульптурой античности. Он заимствует положение фигур.

Массовые копии

Впоследствии множеству мастеров нашей огромной страны были сделаны заказы на другие вариации «скульптуры молодой физкультурницы». Большая часть этих вариаций и версий, к сожалению, не могут выдержать критику. Работы, которые они создали, выделялись массивностью, к тому же в них отсутствовала женственность. Прекрасную мысль талантливых мастеров (И. Шадра и Р. Идоко) уничтожили, воплощая другие мысли.
С течением времени скульптура «Девушка с веслом» начинает символизировать безвкусицу и пошлость. Авторы новых копий не всерьёз подходили к своей задаче, в их скульптурах нет внутреннего содержания, утрирована фигура спортсменок, отрешённое выражение на лице. Эти детали сделали работу талантливых мастеров настоящей неэстетической подделкой.

Сегодня копию статуи «Девушка с веслом» мы можем найти в Третьяковской галерее. К сожалению, во время Великой Отечественной войны при бомбёжке была уничтожена оригинальная работа, которая стояла в парке имени М. Горького.

Проект «Архитектурные излишества» начал общественную кампанию по воссозданию знаменитой фигуры на «доме под юбкой». Речь идет о здании на пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара. В 40-50-е годы прошлого века ротонду на его крыше украшала скульптура танцовщицы в летящих одеждах, с серпом и молотом в руке.

Московский краевед Юрий Федосюк так описывал историю появления декоративного элемента: «Чтобы акцентировать угол дома №17, выходящего на Пушкинскую площадь, Мордвинов, зодчий весьма посредственный, ни к селу ни к городу установил на верхушке статую балерины с поднятой рукой (а не ногой), ныне давно уже снятую. Под статуей, в начале Тверского бульвара, оказался памятник Пушкину». По этому поводу, как вспоминал Федосюк, кто-то посвятил Мордвинову эпиграмму:

«Над головою у поэта / Воздвиг ты деву из балета, / Чтоб Александр Сергеич мог / Увидеть пару стройных ног».

Правда, потом памятник Пушкину перенесли на противоположную сторону Тверской, на место снесенной колокольни Страстного м стыря, и горожане злословили, что теперь он отворачивается от «срама».

Новогодняя ярмарка на Пушкинской площади. Москва, 1947 год.

Анатолий Гаранин/РИА Новости

По воспоминаниям краеведа Федосюка, все говорили, что статуя изображает балерину , якобы жившую в том же доме. В пользу этой версии говорило и то, что Сталин, определявший облик улицы Горького, часто бывал на постановках с ее участием. Как-то, оказавшись на одном приеме за столом рядом с балериной, кравед спросил ее об этом. Вот ее ответ: «Никогда я там не жила и никто статую с меня не лепил. Слухи, может быть, вызваны тем, что в начале войны я дежурила на этой крыше вместе с Мишей Габовичем, тушили немецкие зажигалки».

60 лет назад — в 1958 году — статую убрали с привычного места. По одной из версий, она треснула и стала представлять опасность: посыпался армированный бетон из-за коррозии. Другой же вариант гласит, что партийному руководству не нравилось проезжать по Тверской «под юбкой».

Девушка с веслом

Пострадать из-за внешности в свое время пришлось даже такой банальной, казалось бы, скульптуре как «Девушка с веслом». Фигуры крепко сбитых спортивных девушек в советские времена, пожалуй, были в каждом центральном парке города. Но самая первая «Девушка» отличалась от них так же сильно, как Венера Милосская от Венеры Виллендорфской.

Работу скульптора (он, кстати, в свое время брал уроки у Огюста Родена) установили у главного входа в парке Горького в 1935 году. По легенде, моделью для статуи стала студентка Вера Волошина, которую Шадр увидел, когда она выполняла тренировочные прыжки в воду с вышки. Судьба Волошиной сложилась трагически: осенью 1941 года она добилась зачисления в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага, где оказалась в одной группе с Зоей Космодемьянской. 21 ноября Волошина, прикрывая отход партизанского отряда, была ранена в плечо и попала в плен. После пыток немцы повесили ее в лесу.


Скульптура девушка с веслом в ЦПКиО имени Горького, 1935 год

Наум Грановский/ТАСС

Что касается памятника, созданного с Волошиной, то он практически сразу вызвал возмущение : скульптура получилась слишком сексапильной и вовсе не соответствовала образу женщины-труженицы. «Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью.

Весло здесь теряет свой бытовой смысл и становится очевидным фаллическим символом; оно отсылает нас к уключине, в которую вставляется весло… Наконец, следует помнить, что обнаженная девушка-гребец с эрегированными сосками стала украшением фонтана, который моделирует водометание как извержение спермы…»,

Шадру пришлось переделывать скульптуру, а оригинальную «девушку» за собственный счет отправить в «парк любого города, который согласится ее принять». После многочисленных отказов самая первая «Девушка с веслом» оказалась в Ворошиловграде (Луганске), где была разрушена во время войны при артобстреле.

У второй «Девушки с веслом» были более широкие бедра, пышная грудь, меньше мускулов и не такие длинные ноги, как у первой. Кроме того, изменилась прическа. Ее облик эстетику власти удовлетворил. Эта скульптура простояла в парке Горького до начала войны и была уничтожена во время бомбежек осенью 1941 года.

Что касается более привычных нам крепких физкультурниц в трусах и майках, растиражированных по всему Союзу, то их создал совсем другой скульптор — Ромуальд Иодко. Первая его работа называлась «Женщина с веслом» и была установлена в 1935 году на московском стадионе «Электрик» в Черкизове. Годом позже он изготовил уже статую «Девушки с веслом», уже в купальнике, для водного стадиона «Динамо», и именно ее копии стали массово устанавливать в парках.


Скульптура «Девушки с веслом» Ромуальда Иодко в Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) имени А. М. Горького, 2011 год

Сергей Пятаков/РИА Новости

У этой истории все же счастливый конец: Шадр успел сделать уменьшенную гипсовую копию самой первой «Девушки с веслом», которую в 50-е годы перевели в бронзу для Третьяковской галереи. Копию статуи, слепленной с Веры Волошиной, изготовили в 2011 году и установили на «родине», то есть в парке Горького.

Сапожник без сапог

Еще один пример советской «цензуры» связан с одним из главных символов Союза — «Рабочим и колхозницей». Тело рабочего лепили с бывшего артиста балета Игоря Басенко, тело колхозницы — с телефонистки Анны Богоявленской. Последняя поначалу была убеждена, что художники ошиблись и никак не могли выбрать ее в качестве модели, на первый сеанс она даже отправила свою «более красивую» подругу Эльзу. Но была нужна именно Богоявленская.

Примечательно, что тела и лица рабочего и колхозницы «взяты» от разных моделей. Прототипов для головных частей скульптуры Вера Мухина увидела на параде физкультурников. Лицом рабочего стал Сергей Каснер, строитель, а колхозницы - откатчица Метростроя Зоя Мухина, однофамилица скульптора.

Большое пятитонное полотнище материи, летящее за группой, должно было прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Веры Мухиной юноша и девушка были обнаженными. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы — ею девушка придерживает стальную «ткань».


Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» у входа на ВДНХ, 2017 год

Альберт Гарнелис/ТАСС

Впрочем, творческий полет мысли Мухиной высокая комиссия оценила не полностью. Скульптор вспоминала о том, как уполномоченный правительства по приемке павильона для Всемирной выставки в Париже посмотрел ее работу: «Он сказал мне:

— Девяносто девять процентов за то, что делать будете вы. Только...

— Одеть?.. (Рабочий был у меня обнаженный.)

— Да, оденьте, тогда видно будет, что это рабочий.

Я одела рабочего, — теперь он в спецовке, сверху только лямки, а спина и грудь голые. Девушка в сарафане».

Когда вид будущего памятника был утвержден, монумент начали изготавливать уже в полном масштабе. «Тут близко находился завод «Шарикоподшипник» и пролегала трамвайная линия на ЗИС, Динамо. Скульптура вся была видна из-за невысокого забора. За этим забором постоянно толпился народ, слышались разговоры, споры.

Кто-то выражал недовольство тем, что у девушки волосы растрепаны.

Другой, вступаясь за скульптуру, сердито возражал: «Вы что, парикмахер?», — рассказывала Мухина.

Аполлон: падают листья

Самым свежим примером «цензуры» (хотя, конечно, как посмотреть) можно назвать реконструкцию Большого театра. Точнее — его фронтона, который, напомним, украшает квадрига, управляемая покровителем искусств и предводителем муз Аполлоном. После открытия отремонтированного театра в 2011 году выяснилось, что причинное место бога прикрыли фиговым листком, хотя в советские времена Аполлон красовался в чем богиня родила.АиФ » завотделом искусства и археологии древнего мира ГМИИ им. Пушкина Владимир Толстиков, — Не могли сделать иначе. Во всех дворцах, усадьбах, парках того времени у скульптур обязательно есть фиговые листы. Странно, что раньше фигового листа не было, потому что в Советском союзе не поощрялись такие вещи, даже в нашем музее в 50-е годы все слепки античных статуй были снабжены фиговыми листами, которых у них раньше не было, а затем уже в 60-70-е их сняли».

По разным данным, листок «облетел» то ли в начале прошлого столетия, то ли после бомбежек в 1941 году, когда снаряд попал в голову Аполлона, повредил колесницу и скульптуры музы лирической поэзии Эрато, а также музы танца Терпсихоры.

На то, что фиговый листок все же был, указывают и следы от штырей, которыми он крепился к статуе. Неизвестно, о крепежной детали ли речь или все же об анатомическом нюансе, но , ведущая реставрацию в Спасо-Андрониковом монастыре, часто подшучивала над обсуждением у них в ЦНПРМ (Центральные научно-реставрационных проектных мастерских) проекта реставрации «штыря у Аполлона».

Лист, как объяснялось, был «изготовлен по аналогам, которые существуют, в частности в Петродворце. Я подсмотрел подходящие листы на фонтане «Адам и Ева», говорил один из реставраторов . Помимо листа, Аполлону вернули лавровый венок в правой руке, состоящий из почти 100 медных листьев и ягод, и пряжку на плаще.

Похожие публикации