Феодалы в раннем средневековье. Светские феодалы

Почётное место в средневековой теории трёх сословий занимают «те, что воюют», то есть светские феодалы. Существовала система васса-литета , своеобразная иерархическая феодальная лестница.

На её вершине был король — самый богатый владелец земли. Он считался верховным сеньором, или сюзереном всех феодалов. Ниже разместились крупные светские феодалы — герцоги, маркизы, графы, которых наделял землей сам король. Поэтому как вассалы они формально подчинялись королю. Соответственно их вассалы — ба-роны — занимали более низкую ступеньку феодальной лестницы. Последняя ступенька принадлежала рыцарям, которые могли и не иметь своих вассалов.

Каждая европейская страна, невзирая на общие ха-рактеристики системы вассалитета, имела и некото-рые особенности. Например, во Франции действовало правило «вассал моего вассала — не мой вассал». Это, в частности, означало, что вассал служил и был верен лишь тому, от кого он непосредственно получал феод. В Англии же это правило не действовало: тут все фео-далы подчинялись непосредственно королю.

Передача феода происходила в торжественной ат-мосфере. В замке сеньора собирались все его вассалы. В их присутствии сеньор вручал новому вассалу флажок, перстень, перчатку, ветвь дерева или виноградную лозу, горсть земли и т. п. Эти символы свидетельствовали о том, что вассалу передаются права на владение землями. Такая процедура на-зывалась инвеститурой . Ей предшествовал обряд посвящения. Претендент опу-скался на одно колено перед сеньором и брал его за руки. Потом провозглашал себя вассалом и присягал сюзерену на верность.

Вассал обязывался охранять честь, жизнь и имущество сеньора, выступать по его приказу в поход, выкупать его измена, принимать участие в заседании сеньори-ального совета, то есть своеобразного судебно-административного органа. В число вассальных обязанностей входили подарки сеньору, его старшему сыну на момент посвящения юноши в рыцари, а также дочери — в день её бракосочетания.

Со своей стороны сеньор обязывался защищать и поддерживать вассала, забо-титься о его владениях и потомстве на случай плена или смерти. Сеньор нередко определял судьбу наследников своего вассала — устраивал их браки, был опекуном до достижения ими совершеннолетия, ведь благополу-чие потомков вассала касалось непосредственно инте-ресов сеньора. Наследники, вступая во владение феодом отца, платили сеньору надлежащую сумму и клялись в верности.

В XI—XII вв. велись междоусобные войны, поэтому, чтобы приструнить феодальную вольницу, церковь при-няла несколько постановлений о Божьем мире, запре-щавших феодалам воевать во время религиозных празд-ников и еженедельно — от среды к понедельнику.

В бесконечных внутренних и внешних войнах посте-пенно формировалась психология и идеология средне-векового рыцарства. Сначала «рыцарь» был просто воином, который нёс вассальную, обычно конную, во-енную службу. Впоследствии это понятие приобрело более широкое значение — стало синонимом знатности и благородства. У рыцарей сформировались свои идеа-лы, понимание чести. Рыцарь должен был бороться за христианскую веру, защищать более слабого, держать слово, быть верным своему сеньору, уметь постоять за себя. Со временем основой рыцарского поведения ста-ла куртуазность , то есть соблюдение правил хорошего тона. Куртуазный кодекс предусматривал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, щедрость, тактичность, умение слагать стихотворения и играть на музыкальных инструментах, владеть искусством легкого непринужденного разговора с другими рыцарями и прекрасными дамами.

Почётное звание рыцаря нужно было заслужить. Это могло произойти после посвящения в рыцари за особые заслуги на поле битвы или после специального военного образовагшя до достижения совершеннолетия. Ради получения такой под-готовки будущего рыцаря в раннем возрасте отдавали на службу ко двору сеньора. Мальчик служил пажом, с 15-tit лет становился оруженосцем рыцаря-покровителя и везде его сопровождал. В битве юноша стоял возле коня рыцаря, держал его щит, подавал запасное оружие и сражался. Если парнишка хорошо выполнял службу, то его посвящали в рыцари.

Перед посвящением будущий рыцарь всю ночь мо-лился. После исповеди, причастия и обязательного ритуала купания на него надевали белые одежды. Они символизировали чистоту и искренность намерений.

Юноша клялся: «Положив руки свои на Святое Еван-гелие, в присутствии моего Господа и моего властелина, обещаю и клянусь тщательно соблюдать все законы и беречь наше славное рыцарство». После этого один из старейших рыцарей (или отец претендента) вынимал свой меч и трижды касался им плеча новобранца. Потом, так же трижды, его целовал. Наконец, юношу опоясы-вали поясом с мечом, с которым он уже никогда не смел расставаться, надевали шпоры, вручали щит и шлем.

Посвящение в рыцари
Рыцарский герб
Рыцарский турнир

Сцены из жизни рыцарей

Посвящающий будущего рыцаря бил его ладонью либо по затылку, либо по шее, либо по щеке, говоря: «Будь храбрым!» Это был единственный в жизни рыца-ря удар, на который он имел право не отвечать. Ритуал посвящения завершался демонстрацией ловкости ново-го рыцаря. Он вскакивал на коня и на лету должен был попасть копьём в чучело. В военное время процедура посвящения в рыцари происходила скромнее. Обряд по-священия в рыцари должен был пройти даже король.

Й. Шрейбер. Пажи. XIX в.

Охота и военные упражнения забирали всё время рыцаря. Впоследствии к ним прибавились и рыцарские турниры. Это были военные состязания, где рыцари сра-жались либо в индивидуальных поединках, либо груп-пами перед благородной публикой. Почётные места среди зрителей предоставлялись знатным дамам. Главным заданием рыцаря было удержаться на коне и тупым концом копья выбить противника из седла. Случа-лось, что на турнирах приходилось разрешать и вопросы рыцарской чести. Тогда борьба могла идти не на жизнь, а на смерть. Победители получали славу и при-знание, почётные призы, а также коней и оружие побежденных. Остаться рыцарю без вооружения и коня считалось позором, потому победитель возвращал их сво-им невезучим соперникам за выкуп. Немало бедных рыцарей, шествуя от замка к замку, сколачивали себе состояния. Этих искателей приключений стали называть странствующими рыцарями. Материал с сайта

Гербы чешских городов

На турниры рыцари выходили в шлемах, полностью закрывавших лицо. Их узнавали и различали по гербам , то есть по знакам и рисункам на рыцарском щите или на флажке (лев, дракон, орёл, сокол и др.). Сложную науку о гербах хорошо знали распорядители турниров — ге-рольды , то есть глашатаи . Рыцарь, прибыв на турнир, останавливался у барьера и, извещая о своём прибытии, трубил в рог. Тогда выходил герольд и громко рассказы-вал присутствующим о гербе этого рыцаря. С герольда-ми связано и развитие специальной науки о составлении и толковании гербов — геральдики .

Иметь свой герб стремился каждый феодал. Снача-ла гербы были только у крупных феодалов. Простые рыцари носили щиты с гербом своего сеньора. Позже они получили право на собственный герб. В середине XIII в. гербы появляются у духовных лиц, купцов, горо-жан. Дополнением к гербу часто был девиз — короткая надпись на гербе, щите о моральных принципах рыца-ря, событиях в его жизни и т. п. Например, «Иду своим путём» — девиз графов Немур Савойских; «Другим не стану» — девиз бургундского герцога Филиппа Добро-го. Собственные гербы имели и средневековые города.

Ныне герб является одним из национальных символов каждого государства.

XI в. Из письма епископа Шартрского герцогу Аквитании о взаимных обязанностях вассала и сеньора

Кто клянется в верности своему сеньору, всегда должен помнить о таких шести (обя-зательствах): не наносить вреда телу сеньора: не выдавать его тайн и не уничтожать его укреплений... не чинить препятствий праву, суду и всему другому, что касается его положения и прав... не наносить вреда его владениям.» не мешать ему достигать того, чего он легко может достичь, а также не делать для него невозможным то, что на самом деле возможно. Если верный (вассал) убережется от этого вреда, как того требует справедливость, то и (тогда) не заслуживает он феода, потому что не доста-точно не чинить зла, нужно делать благо. Кроме того, чтобы, выполняя упомянутые шесть (обязательств), советовал и помогал своему сеньору без обмана, если хочет быть награждён феодом, а также всегда был верен данной клятве. И сеньор во всём должен поступать так же по отношению к своему верному (вассалу).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

1)

Священный долг королей - мощною рукою обуздать дерзость тиранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разоряют... Пример тому - Тома де Марль, человек отчаянный... Он, не страшась, разорял и, как хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймсский и Амьенский, не давая при этом ни малейшей пощады ни клиру, ни народу... Епископ по единодушному приговору церковного собрания заочно лишил его как гнусного злодея и врага имени христианского, рыцарского пояса и всех феодов...

*Предположите, какое место в обществе он занимал.

Ответ: Тиранами автор называет феодалов, раздирающих и ослабляющих страну войнами. Они грабят, убивают простолюдинов, разоряют церкви. Больше всего страдают от них крестьяне. Противостояли им церковь и королевская власть. Автор был приближен к королю, возможно был его советником. Скорее всего им духовное звание, так как призывает к «священному долгу» королей.

2) По обычаю, на Рождество и на Пасху ко двору французского короля прибывали его вассалы.

    Ответ: Вассалами короля могли быть графы и герцоги. Действовало правило «Вассал моего вассала, не мой вассал»

3) Заполните таблицу "Попытки восстановления Римской империи".

4) Во французских хрониках XII века рассказывается, что проехать от Парижа до Орлеана (то есть по собственным владениям) король мог лишь в сопровождении большой вооруженной свиты. Как вы можете объяснить этот факт?

    Ответ: Франция была раздробленным государством. Власть короля существенно ослабла. Король не имел власти над всей страной, у него не было постоянного сильного войска. Он считался одним из равных.

    Каждый феодал имел собственный вооруженный отряд. Отряды могли быть очень многочисленные, а крупные и богатые феодалы имели войско иногда даже больше королевского. Они чувствовали себя полными хозяевами в своих владениях. А действовавшее правило «вассал моего вассала - не мой вассал» усугубляло ситуацию и приводило к тому, что даже простой рыцарь во владениях короля мог не подчиняться ему, так как король не был его сюзереном. Это приводило к тому, что феодалы поступали как им вздумается, нападали друг на друга, занимались разбоем, грабежом.

5) Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

Затем граф сжимал в своих руках сложенные руки того человека, и они скрепляли свой союз поцелуем. Затем тот... выражал свою верность графу в следующих словах: "Клянусь верой своей, что с этого времени я буду служить графу Вильгельму и никому более, я сдержу свою клятву по совести и без всякого обмана". И наконец, тот же человек клялся святыми реликвиями.

Какая церемония описана в документе? Как вы поняли её смысл? Кем после неё приходились друг другу её участники? Почему для участников церемонии была важна клятва святым реликвиям?

    Ответ: Церемония принесения вассальной присяги. Принесший присягу, обязывался служить графу, выполнять только его указания и никогда не изменять ему. Принесший присягу с этого момента становился вассалом графа, а граф — сюзереном своего вассала. В те времена была важна клятва святым реликвиям, так как считалось, что на святых реликвиях человек не может соврать.

2. Какие изменения произошли в жизни людей в период расцвета Средневековья: а) в управлении королевствами; б) в сельском хозяйстве и ремесле; в) в повседневной жизни?

А) в области управлении государством произошло объединение раздробленных и централизация королевской власти, а также постепенное подчинение церкви светской власти;

Б) в сельском хозяйстве крестьяне постепенно перешли от отработки барщины к выплате оброка, а позже стали получать личную свободу, наблюдается рост городов и развитие ремесел и торговли;

В) в повседневной жизни устанавливается спокойствие, так как ушли голод и болезни.

1. Объясните понятия: феод, сеньор, вассал, замок, турнир, община, барщина, оброк, десятина, крестовый поход, ремесленный цех, гильдия, ратуша, коммуна, парламент, университет, схоластика. Какие из перечисленных понятий относятся к жизни средневековой знати, какие – к жизни крестьян, а какие – горожан или служителей Церкви?

Феод – земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу в наследственное владение под условием несения последним феодальных служб в пользу сеньора.

Сеньор – собственник феода, от которого в личной зависимости от которого находились более мелкие феодалы – вассалы.

Вассал - держатель феода.

Замок – укреплённое жилище феодала.

Турнир – вооруженный поединок рыцарей, на котором демонстрировались воинское искусство и доблесть.

Община – группа людей, связанных общими интересами или общностью происхождения.

Барщина – труд зависимого крестьянина, работающего личным орудиями труда в хозяйстве земельного собственника.

Оброк – натуральная или денежная платеж, взимаемый с крестьян землевладельцами и государством.

Десятина (церковная) – обязательное отчисление десятой части доходов верующих в пользу церкви.

Крестовый поход – военные походы западноевропейских феодалов в XI-XIII веках, проходившие под прикрытием религиозных католических лозунгов.

Цехи – объединения ремесленников по профессиям,

Гильдия – объединение купцов для защиты своих интересов

Ратуша – орган городского самоуправления в средневековой Западной Европе.

Коммуна – низовая территориальная единица местного самоуправлении.

Парламент – торжественные собрания, имевшие разные составы и значение; затем термин постепенно закрепился в Англии в конце XIII в. за высшим сословно-представительным собранием.

Университет – высшее учебое научное заведение.

Схоластика – традиционная система обучения в средневековых школах. В ее основе лежал особый способ поиска истины, состоявший в том, чтобы глубже познать христианское учение путем логики и рассуждений.

К жизни средневековой знати: феод, вассал, замок, турнир, парламент.

К жизни крестьян: община, барщина, оброк, десятина.

К жизни горожан: ремесленный цех, гильдия, ратуша, университет.

К жизни служителей церкви: крестовый поход, схоластика.

2. Что такое сословия? На какие сословия делилось общество в Средние века? В чём состояли их права и обязанности?

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными в законе или обычае и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Средневековое общество делилось на три большие группы (сословия):

Духовенство состояло из служителей церкви - монахов и священников. На них лежала забота о духовной жизни человека, и, прежде всего о спасении души христианина;

– феодалы или рыцари. Их основная задача защищать страну от внешних врагов;

– крестьянство и горожане. Основным предназначением этой социальной группы было обеспечивать продуктами питания и предметами ремесел первые два сословия.

3. Какое значение имели для стран Западной Европы увеличение числа городов, развитие ремесла и торговли в X – XIII вв.? К каким последствиям привели бедствия XTV в.?

Увеличение числа городов, развитие ремесла и торговли привели к началу постепенного перехода от натурального хозяйства к товарному., а также к развитию образования.

Бедствия 14 века многое изменили в отношениях крестьян и сеньоров. Население Европы сократилось, поэтому продовольствия требовалось меньше. Цены на зерно упали, зато стоимость рабочих рук возросла. Теперь работники могли требовать у своих господ лучшей оплаты. Сеньоры не желали нести убытки, поэтому они пытались ограничить плату за наёмный труд. Кроме того, они придумывали всё новые платежи. Все это привело к крестьянским выступлениям и войнам и дальнейшему получению личной свободы.

Феодом называли землю, которую сеньор отдавал в пользование вассалу. Землей можно было пользоваться и распоряжаться на определенных условиях. Слуга должен был нести военную, придворную или административную службу в пользу своего сеньора. Подобная форма держания земли появилась в европейских странах в средние века.

Передавая землю слугам, сеньор сохранял право владения ею. Так, один феод мог быть одновременно во владении нескольких особ.

Земельное владение феодала характеризовалось сословностью и условностью. Условный характер заключался во владении, пользовании и распоряжении феодом лишь во время несения вассальных обязанностей. В ситуации, когда слуга прекращал исполнять службу, сеньор мог забрать землю, передать другому лицу или оставить земельное владение себе.

Сословность состояла в том, правом владения обладали лица, которые были дворянского (благородного) происхождения. Крестьяне и горожане, даже имевшие богатства, не могли владеть феодом. Они получали такое право, лишь получив дворянское звание.

Владение феода оформляли инвеститурой, так назывался торжественный символический акт. В ХІ столетии он был равноценен церемонии принятия присяги и клятвы верной службы сеньору.

Синонимом феода стал лен (древненемецкое «дар»). Данное понятие равнялось понятию бенефиций, условному держанию на определенное время. Ленником называли особу, что имела земельную зависимость от сюзерена, т. е, вассал, зависимый от сеньора.

В ХІІ веке феод стал наследственным даром, который крупный феодал передавал мелкому.

Отмирание службы за землю

Феодал обладал другими правами: взимание пошлины на дороги, мосты, речные переправы, присвоение вещей, попавших на личную территорию феодала.

Феоды являлись главным источником доходов феодала. Они содержались за счет труда зависимых крестьян.

Усовершенствование экономики и рынка привело к упадку значения рыцарства и ополчения, состоящего из феодалов. Меняется характер обязательств вассала. Вместо личной военной службы держатель феода платит определенную денежную ренту. Происходит зарождение денежного феода, в нем рыцари вместо земельного владения переходили к денежному содержанию. Подобным владениям за личную службу суждено отмереть.

Похожие публикации