Речевой уголок в логопедической группе. Моделирование предметно - развивающей среды группы детского сада Оформление логопедической группы в детском саду

Анастасия Гредякина

Коррекционная предметно-развивающая среда логопедической группы и логопедического кабинета для дошкольников .

Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.

Материально-техническое оснащение группы и кабинета в основном соответствует требованиям - носит развивающий и коррекционный характер, создает условия для творческой деятельности каждого ребенка, предоставляет детям возможность для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Самой заметной и познавательной частью нашей группы является стена ,оформленная в виде города . Она нам очень помогает в работе,изучая лексические темы,на занятиях по математике,грамоте и т. д.

Зону по коррекции произношения мы оформили ,соединив с лексической темой насекомые и обыграли предлогами.

Информативный центр для родителей тоже захотелось сделать своими руками и представить в виде карусели из известного мультфильма.

В группе у нас растет чудо-дерево,на котором в зависимости от времени года меняется съемный материал на липучках.


В оформлении как вы уже заметили мы используем оракал,цветную клеющуюся пленку,она очень хороша для декоративных оформлений ,очень проста в работе.

Детки у нас спят в спальне и видят сказочные сны,которые разносят им маленькие волшебные феи).


Оформление логопедического кабинета :



Сейчас все стенды можно заказать и изготовить на специальных панелях,но своими руками делать методические пособия роднее и милее)

Публикации по теме:

«Профессии на стройке» конспект занятия в логопедической группе учителя-логопеда Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Профессии на стройке» для детей с тяжелыми нарушениями.

Уважаемые коллеги и гости моей странички! В этом году у нас в дошкольном учреждении проводился конкурс для педагогов «На лучшее оформление.

Годовой план учителя-логопеда в старшей логопедической группе Мероприятия Сроки проведенияОрганизационная работаПодготовка кабинета к новому учебному году До 1 сентября Первичное и углубленное обследование.

Все течет, все изменяется. и в нашем учреждении грянули перемены. Мне предоставили новый кабинет, нужно было сделать ремонт и переехать.

В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.

В нашем детском саду, как и во многих детских садах, педагоги стараются украшать свои группы к каждому сезону. Специалисты решили тоже не.

Родительское собрание для родителей логопедической группы «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Родительское собрание. Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Цель: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания.

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды

Костина Т.А., воспитатель

МКДОУ «ЦРР – д/с №15»

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в логопедических группах. Нерегламентированная рамками непосредственно образовательная деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, т.к. это затрудняет выбор. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи. Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Весь материал должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом. Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам предполагает системность в работе. Она регулируется воспитателями в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий. Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:


артикуляционная гимнастика в картинках : (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

мелкая моторика : волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;

дыхание : вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;


высшие психические функции : разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;

фонематический слух : игры на дифференциацию звуков – например Игры с парными карточками З.Т.Бобылевой;

звукопроизношение : альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);

лексика : картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

грамматический строй речи : игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой,
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

связная речь : сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

грамота : схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.


Интересным материалом, которое используется в нашем коррекционном уголке – это игровое пособие “Речевой куб». Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт). На каждой грани куба расположен речевой материал. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется воспитателями по мере усвоения детьми различных тем. Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с учителем-логопедом. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба.Каждый куб имеет свое название, отражающее цели его (куба) использования. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда может содержать различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают ориентацию в схеме тела. Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами.С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.Дети сами подходят к логопедическому уголку: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет рас ширить речевую среду в группе, создать у детей эмо циональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуж денно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

В русском языке есть две большие группы звуков - гласные и согласные.

Звуки это то, что мы слышим и произносим.

Буквы - это знаки, которыми обозначаются буквы. Буквы мы читаем и пишем.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

В русском языке 6 гласных звуков (обозначаем красным цветом) - А О У Ы И Э

10 гласных букв - А О У Ы Э И Е Ё Ю Я

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки бывают звонкими и глухими

Б В Г Д Ж З Л М Н Р - звонкие ("в горлышке звенит")

П Ф К Т Ш С Х Ц - глухие ("в голышке не звенит")

твердые / КоТ/ - обозначаем синим цветом

мягкие / ЛеНь/ - обозначаем зеленым цветом.

Как правило, после твердых согласных идут ГЛАСНЫЕ -А О У Ы Э

После мягких согласных обычно идут гласные -Я Е Ё Ю И или Ь

Как научиться не пропускать гласные в словах

Наиболее часто встречаемые ошибки у детей 1-2 классов школы это пропуски гласных. Это связано с тем, что у детей не сформирована или не развита функция звукового анализа и синтеза.

РАБОТА С ГЛАСНЫМИ

Знакомимся с гласными звуками А, О,У,Ы,И,Э.

Чтобы лучше запомнить ассоциируем их с предметами:

А – песенка маленькой девочки, девочка громко плачет. /чтобы спеть песенку, надо рот открыть широко/

У – песенка паровоза/ вытягиваем губы трубочкой/

О – песенка мальчика, у которого болит зуб / рот округлен нешироко/

Ы – песенка волка, злые зубки волка /показать резко обнаженные зубы/

И – песенка веселого жеребенка /губы в улыбке/

Э – песенка эха /рот открыт, зубы обнажены/

Каждый звук необходимо соотносить с его артикуляцией. Мы вместе с детьми угадываем звуки по губам /по артикуляции/, что помогает детям в дальнейшем определять тот или иной звук, в случае сомнения, или на слух или по его артикуляции.

Учимся выделять гласные звуки

---в начале слова/ звук должен быть ударным/

Логопед произносит слова, утрированно выделяя первый звук в слове:

УУУУтка, ОООсень, ААААся, ИИИИра.

Если ребенок не может определить звук на слух, предлагаем определить по губам / по артикуляции/

Такая работа проводится при определении звука в конце слова:

ОкнООООО, столЫЫЫЫЫ, очкИИИИ, ногААААА.

Самое трудное задание - выделение гласного звука в середине слова

Перед выполнением этого задания следует обязательно вспомнить все «песенки», артикуляцию гласных звуков. Слова надо подбирать такие, чтобы первые согласные «тянулись»./С, Л,Р,Ш…/

шААААр, мААААк, лУУУУУУк, нОООООс, лИИИИс, рЫЫЫЫсь

Такую работу надо проводить длительно, постепенно усложняя задание и повышая скорость произнесения слов, убирая утрированность звуков.

Удачи вам!

Учим буквы

Учимся читать

Коррекция почерка. Это возможно!

КАЛЛИГРАФИЯ

Применения того или иного шрифта, хотя бы самого простого в смысле примитивности линий, требует знакомства с каллиграфией, требует воспитания руки нa прямых и овалах.

Для этого надо помнить основные правила каллиграфического письма:

1) Ровная прямая посадка;

2) Не касаться грудью крaя стола;

3) Обе руки должны быть по локоть на столе;

4) Положение пишущей руки таково: второй палец с очень незначительным изгибом должен почти лежать на ручке перо и отстоять приблизительно на 3 см. от его конца. Пятый палец, выпрямленный, должен лежать на бумаге, служа опорой кисти руки.

Пальцы руки не почувствуют утомления даже от многочасовых упражнений в письме, если строго соблюдать все вышеперечисленные правила.

Говорят, что по почерку определяют характер человека. У всех людей он индивидуален. Конечно, характер ребенка, обстоятельства школьной и семейной жизни, влияние друзей внесут некоторые изменения в становление почерка, ну, а пока, все тетради будут очень похожими между собой.

Приступить к обучению можно в 5 лет, а можно и раньше. Возраст не определяет начало этого процесса. Главное условие - готовность ребенка:

подготовлена ли его рука к письму;

умеет ли он писать печатными буквами;

есть ли у него желание учиться писать «взрослыми» буквами?

Если все эти навыки сформированы, значит можно приступать к работе в настоящей тетради. С детьми до 6 лет эта работа проводится строго индивидуально. Взрослый должен внимательно следить за каждой линией, за каждым элементом, который пишет ребенок, сопровождая письмо устными пояснениями и советами.

Эти многократно высказанные замечания настолько прочно усваиваются ребенком, что наступит момент, когда он сможет правильно писать сам, без помощи взрослого. А это очень важно для успешного обучения в школе, ведь переучивать значительно сложнее. Именно поэтому каждый взрослый должен осознавать всю ответственность. Нельзя, например, показать, как пишется та или иная буква, и уйти заниматься своими делами. Кроме того, обучение отдельных детей письму может сопровождаться некоторым эмоциональным напряжением. Ребенок будет переживать первые трудности и неудачи. Рука как бы не слушается его, линия не идет туда, куда надо. Вот здесь и помогут советы взрослого. Можно взять руку ребенка в свою и вместе пописать, чтобы таким образом он смог ощутить, каким именно должно быть это усилие. Ваш малыш имеет право на ошибку. Не бойтесь с помощью резинки убрать неправильно написанную букву. На этом этапе обучения важны положительные эмоции. Огорчение чаще всего не вызывает у детей желания продолжать работу дальше.

Для сохранения хорошей осанки и выработки красивого почерка очень важна правильная посадка : прямая спина, ровные плечи опущены вниз; чуть наклонное положение головы на нужном удалении от тетради, чтобы не испортить зрение. При письме нельзя касаться грудью стола, потому что такая поза затрудняет дыхание. Необходимо следить за положением рук во время работы: одна рука основная, другая ей помогает; локти не должны свисать со стола.

Готовить руку к письму лучше с самого раннего детства. Всевозможные пирамидки, матрешки, «втыкалочки», мозаики, конструкторы, пластилин помогают пальчикам окрепнуть, развивают мелкую моторику. Ручки становятся ловкими и подвижными. Ими легко управлять. Для детей 3-4 лет полезны рисование карандашами, штриховка и раскрашивание, а особенно - работа по кальке. Для этой цели надо выбрать книжку-раскраску, желательно азбуку с печатными буквами, и нарезать кальку нужного формата; положить рисунок под кальку, соединить их скрепками и предложить ребенку разноцветными гелиевыми ручками обвести рисунок по кальке, стараясь не выходить за пределы контура. По своему желанию ребенок может раскрасить рисунок фломастерами. Таких заданий можно выполнить достаточно много - они воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают внимание, глазомер и координируют движения рук. Важно научить ребенка правильно держать письменные принадлежности. Помогите ему «сложить» пальчики. Помните, что большой и средний удерживают карандаш, а указательный лишь придерживает его сверху. Держать карандаш надо свободно, не зажимая его между пальцами слишком крепко.

Дети, которые предпочитают многое делать левой рукой, сами находят удобное для себя положение тетради и карандаша. У детей, пишущих правой рукой, карандаш смотрит в правое плечо; у детей, которые пишут левой рукой, он смотрит от себя. Главное, дети должны видеть то, что пишут. Практика показала, что мальчики и девочки, пишущие левой рукой, тоже могут делать это красиво. Начинать писать лучше простым мягким карандашом 2М. Помните замечательный старый фильм «Первоклассница»? Там Маруся писала в разлинованной тетради карандашом до тех пор, пока ее буквы не стали ровными, аккуратными, и только тогда учительница разрешила ей писать ручкой. Научиться писать с наклоном помогут листы с готовой разлиновкой. Общепринятый наклон письма - 65 градусов. При этом тетрадь тоже лежит наклонно. В школьных прописях есть несколько вспомогательных линий для наклона, а у дошкольников целая сетка, в которой у каждой буквы свое место, свой домик. В первую очередь ребенок учится аккуратно проводить прямые наклонные линии сверху вниз мягким простым или цветными карандашами. Затем - считать клетки и находить точку начала следующей буквы, соблюдать одинаковые расстояния между буквами и слогами. В начале рабочей тетради буквы и слова ребенок будет писать по точкам. Сделано это для того, чтобы малыш не боялся ошибиться. Он обводит образец несколько раз, думая лишь о том, куда надо вести линию. В дальнейшем, когда его рука приобретет большую уверенность, надобность в копировании отпадет и дошкольник легко перейдет к самостоятельной работе. Первые задания позволяют освоить начертание каждой буквы, ее элементов и соединений с другими буквами в слоги, а также закрепить эти навыки в написании слов с данной буквой. Далее ребенок учится писать слоги с прописной и строчной буквой. Целая страница отводится для слов, содержащих эти буквы. Многие взрослые помнят, как в школьные годы трудно было успеть записать за учителем текст под диктовку, если не умеешь быстро писать. Именно поэтому и появилось безотрывное письмо.

Подготовка руки ребенка к письму

Для того чтобы обучение письму проходило успешно, помимо других важных задач, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти.Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки - лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются - использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, конкурирование и т. п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики - трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики.

Проведи линию по середине дорожки (без отрыва карандаша).

Нарисуй такую же фигуру по клеточкам.

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда ).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр.

Зеркала , перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.


Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною ). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д ., многофункциональные крышки и многое другое.

Центр зрительного восприятия.
Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным.

Центр
речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).


Центр релаксации
. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.





Информационный центр
находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.



Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

Стендовый доклад

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды.

Выполнила: Камалова Е.В.,

воспитатель

г.Казань, 2014г.

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (самостоятельная и под руководством педагога) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Педагоги нашего ДОУ усовершенствовали уже имеющиеся коррекционные уголки в группах. При подборе дидактического материала учитывались:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

В основу наполняемости было положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает его взаимодействие с педагогами не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии.

Дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Опыт показывает, что только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и они плохо усваивают лексическую тему.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подбираются в порядке нарастающей сложности, направлены на коррекцию речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы (приложение 1). Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении.

Весь материал, в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, соответствует возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал доступен для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися крышками.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При достаточном освещении. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в коррекционном уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики. Одежда игрушки содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук (крючки, липучки, пуговицы, шнурки, кнопки, пряжки, зажимы, молнии, ленточки, и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

Как показывает наш опыт, разработанные логопедами рекомендации к содержанию коррекционного уголка позволили педагогам создать дополнительные условия для создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. У нас были проведены консультация по организации коррекционных уголков и выставка-конкурс, в которой принял участие весь педагогический коллектив. В этой работе в полной мере проявились творческие способности педагогов. А подведение результатов на конкурсной основе выявило высокий уровень их мастерства.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Список литературы:

1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (в двух частях), М.; 1993.

2. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. Как научить ребенка думать и говорить. М.; НПФ «Унисерв», 1993.

3. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников. М.; 1999.

4. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М.; 1981.

5. В.В. Коваленко, С.В. Коваленко. Артикуляционная и пальчиковая

гимнастики. М.; 2004.

6. Л.С. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.; 1999.

7. Н.В. Микляева, О.А. Полозова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.; 2004.

8. С.А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.; 1991.

9. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.; 1995.

10. А.В. Крапухин, С.Н. Шаховская, О.А. Ишимова. Учись думать и говорить. М.; 1990.

11. Л.Н. Арефьева. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М.; Сфера, 2005.

12. Н.В. Новоторцева. Подготовка ребенка к школе. Первые шаги в освоении чтения.

13. О.А. Белорыбкина. Речь и общение. Ярославль, 1998.

Приложение № 1

Наполняемость коррекционного уголка в старшей группе.

Разделы

Игры

Мелкая моторика

Мозаика

Шнуровка

Рисуем по клеточкам

Дыхание

Игра «Бабочки полетели»

Игра «Подуй на птичку»

Фонематический слух

Игра «Шумящие коробочки»

Игра «Телеграмма»

Звуковой анализ и синтез (грамота)

Игра «Цепочка слов»

Игра «Звонкий - глухой»

Игра «Схемы и слова»

Звукопроизношение

Игра «Веселый язычок» (артикуляционная гимнастика)

Лото-мозаика

Скороговорки

Лексика

Картинный словарь (предметные картинки на звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ)

«Тематическое лото»

Игра «Знаю все профессии»

Игра «Семья»

Игра «Назови одним словом»

Игра «Расскажи про свой город»

Слоговая структура

Игра «Длинные и короткие слова»

Грамматический строй речи

Игра «Назови ласково»

Игра «Один - много»

Лото «Маленькие слова»

Связная речь

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Придумай продолжение истории»

Игра «Что перепутал художник?»

Игра «Звук, свет, вода»

Высшие психические функции

Игра «Найди отличия» (внимание)

Игра «Узнай, что это?» (восприятие)

Игра «Чей силуэт?»

Игра «Предметы и контуры»

Игра «Путаница»

Игра «Крылья, лапы и хвосты»

Игра «Четвертый лишний»

Дополнительно:

1. Картотеки:

  • дыхательных упражнений;
  • пальчиковых игр;
  • упражнений по развитию фонематического восприятия;
  • загадок.

2. Светлова И. Домашний логопед. – М., 2002.


Похожие публикации