Техническая инвентаризация. Услуги, предоставляемые Бюро технической инвентаризации (БТИ) Технической инвентаризации зданий

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

6. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

8. Первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:

по результатам первичной технической инвентаризации;

без проведения первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

При осуществлении первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., одновременно осуществляется первичный государственный технический учет расположенных в нем помещений.

В целях осуществления первичного государственного технического учета индивидуального жилого дома, построенного после 1 марта 2008 г., на который имеется проектная документация, без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений, ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка и описание конструктивных решений объекта капитального строительства, включающее материал наружных стен, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке текстовой и графической частей соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства (без расположенных в нем помещений), не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства и помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета объектов капитального строительства, указанных в настоящем пункте, а также помещений, расположенных в них, оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в документах, представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом.

9. Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

10. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

11. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.

13. Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

14. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах.

15. Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации.

16. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

17. Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

18. Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивных фондах, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Техническая инвентаризация - это подробная характеристика недвижимости с учетом качественных и количественных показателей. Основная цель процедуры - сверка полученных данных, учет проведенных изменений. При помощи инвентаризации учитывается имущественное положение юридических лиц. Инвентаризация позволяет определить степень изношенности объекта недвижимого имущества, что может повлиять на увеличение или снижение кадастровой стоимости.

Объекты, подлежащие инвентаризации

Объектами, которые требуют проведения технической инвентаризации, являются единицы учета, с определенными характеристиками и юридическим статусом.

Объектом может выступать целый имущественный комплекс, либо при необходимости одна единица учета разбивается на несколько, о чем составляется сопроводительная документация. Как правило, при дроблении комплекса сооружений предполагается возведение стен или заборов в качестве разграничительной линии. Не допускается условное разграничение.

Помимо этого, проведение технической инвентаризации требуется при незавершенном строительстве и самострое с целью подтверждения законности постройки и бесхозных сооружений.

Инвентаризации подлежат также объекты внешнего благоустройства, то есть площадки, мосты, проезды и даже зеленые насаждения. Подпадают в эту категорию и объекты передающих устройств, электротранспорта, то есть канализации, нефтепроводы и прочие объекты.

Действующее законодательство предусматривает неразрывную связь между земельным участком, его целевым назначением и самим объектом, подлежащим инвентаризации.

Виды

Законодательством выделяется 3 вида инвентаризации недвижимого имущества:

  • первичная;
  • плановая;
  • внеплановая.

Первичная проводится с целью постановки на учет недвижимого имущества, составления плана и паспорта. Данный вид работ предполагает точное определение месторасположения сооружения и тип правообладания.

Плановые работы проводятся с периодичностью в 5 лет, но не чаще чем 1 раз в 3 года. Инвентаризация может быть инициирована региональными властями.

Внеплановую или текущую техническую инвентаризацию инициируют сами собственники недвижимости через подачу соответствующего заявления в БТИ на платной основе. Такая инвентаризация может потребоваться после перепланировки, переоборудования или изменения других характеристик.

Уполномоченные субъекты

Бюро технической инвентаризации - это основное уполномоченное юридическое лицо, которое может проводить инвентаризацию. У данного учреждения филиалы по всей стране, и в архивах этого лица хранятся все данные о жилом фонде страны. Органы БТИ тесно сотрудничают с Росреестром, ЖКХ и ЖЭУ, с местными отделами архитектуры и комитетами по земельным вопросам, другим структурными подразделениями органов власти.

Плановая государственная техническая инвентаризация проводится специальными унитарными или государственными учреждениями, которые уполномочены на данный вид работ Федеральным агентством субъектов. Сверку по земельным участкам проводит «Ростехинвентаризация», отделения которой находятся также по всей стране.

Порядок проведения работ

Техническая инвентаризация объектов недвижимости предполагает 2 этапа.

Подготовительный этап

Рабочий этап

Ознакомление с уже имеющимися документами

Проведение замеров в натуре

Определение необходимого количества сотрудников для выполнения работ

Изготовление рабочих чертежей, схем и планов

Подготовка персонала, то есть ознакомление с требования техники безопасности

Составление описания и конструктивных особенностей объекта недвижимости

Заключение договора с заказчиком

Проверка и согласование выполненных работ с заказчиком

В итоге, на каждый объект недвижимого имущества составляется отдельный технический паспорт. Органы БТИ формируют инвентарное дело с присвоением отдельного номера, реестрового и инвентарного.

К одной из составляющих правоустанавливающих документов на объект недвижимого имущества необходимо отнести и акт ввода в эксплуатацию, проектную документацию, если инвентаризация проводится после реконструкции.

Сроки проведения работ

На выполнение работ бюро технической инвентаризации отводится 1 месяц. Если конкретный объект недвижимого имущества имеет большие размеры, высотность и «запутанную» архитектуру, то срок может корректироваться сторонами в договоре.

Как выглядит технический паспорт

По итогу проведения технической инвентаризации объектов недвижимости составляется технический паспорт.

В первом разделе паспорта описываются общие сведения о принадлежности объекта недвижимого имущества.

Во втором разделе документа размещается экспликация и прописываются основания для владения землей, к примеру, свидетельство на право собственности или другие документы.

В третий раздел заносятся описания здания. В 1-ю графу таблицы заносится буквенное обозначение здания. Во второй графе описывается назначение, то есть жилое или нежилое, пристройка. В остальные графы заносятся данные, полученные при измерениях.

В последнем разделе описывается техническое состояние, назначение и стоимость.

К паспорту прилагаются следующие документы:

  • горизонтальные, поперечные и продольные планы, разрезы;
  • ситуативный план территории, то есть с привязкой к конкретной местности;
  • материалы полевых работ и абрисы.

Инвентаризация земель

Как и другое недвижимое имущества, все земли, которые не относятся к категории сельскохозяйственных, подлежат обязательной технической инвентаризации. В ходе проведения работ уточняется месторасположение участка, состав земли и определяются качественные характеристики, площадь. После выполнения работ составляется кадастровый паспорт с описательной частью и ситуационным планом. Инвентаризация земли требуется чаще всего при необходимости переоформления прав владения на участок.

Межевание земель - один из видов технической инвентаризации. Это комплексные работы, которые проводятся при необходимости восстановления и закрепления границ на местности. Как правило, техническая инвентаризация объектов недвижимости обязательно проводится при получении нового земельного участка, как юридическими, так и физическими лицами. Возможно, что ранее выданные правоустанавливающие документы были оформлены без закрепления границ на местности. Восстанавливать границы приходится и при возникновении споров между соседями.

Как и все виды проектно-изыскательных работ, имеют возможность проводить юридические и физические лица, получившие право на проведение такой деятельности через оформление лицензии.

Этапы проведения работ:

  • анализ существующих документов;
  • полевые обследования и составление технического проекта;
  • согласование границ с собственником и смежниками;
  • определение точной площади и составление чертежа границ;
  • формирование межевого дела и передача в архив.

Кадастровый паспорт

В отличие от технического плана на объекты технической инвентаризации, кадастровый план подразумевает краткое изложение информации, которая располагается всего лишь на 2 листах. На первой странице кратко описывается объект, на 2-й - ситуативный план.

Инвентаризация объектов внешнего благоустройства

К объектам внешнего благоустройства относят:

  • сооружения для сбора и вывоза бытовых и других отходов;
  • насосные станции и прочие сооружения водоснабжения и канализации;
  • внешнее освещение и рекламу;
  • зеленые насаждения;
  • сооружения систем инженерной защиты территории;
  • бытовые помещения на территориях жилых застроек;
  • малые архитектурные формы.

Техническая инвентаризация недвижимости в данном случае может быть первичной и текущей. Последняя проводится для уточнения и внесения изменений, которые произошли после проведения первичной процедуры инвентаризации.

Если инвентаризируемые объекты имеют единое административное наименование, но находятся на балансе разных государственных структур, то составляется все равно 1 паспорт, где отражается принадлежность отдельным пользователям земли. Стоимость и порядок проведения работ определяется департаментом благоустройства города или поселка.

Как и в других случаях, техническая инвентаризация состоит из установления площади объекта, границ, недвижимость классифицируется и наносится на схему. Затем описываются количественные и качественные характеристики, состояние элементов и степень износа.

Борьба с монополией

Технический учет и техническая инвентаризация ранее являлись прерогативой государственного бюро технической инвентаризации. Для устранения негативных последствий монополизма на сегодняшний день внедрена система аккредитации государственных предприятий.

Хотя если паспорт утрачен, то все же лучше обратится в БТИ, так как хранителями архивов все же являются эти органы.

Следует отметить, что не стоит пренебрегать процедурой изготовления технического паспорта и периодическим его обновлением. Без этого документа будет невозможно оформить права на недвижимое имущество, подарить его или продать. Для юридических лиц этот документ является основанием для начисления амортизационных отчислений и налогов.

Похожие публикации