Новая и новейшая история стран Африки. ХХ век

Этот многострадальный континент исторически не мог претендовать на лидерство в мировой экономике, причем, даже в наши дни подавляющему большинству африканских стран свойственна крайняя отсталость не только в экономическом, но и социальном развитии. Если же попытаться обозначить нечто общее, присущее всему региону, стоит выделить аграрный характер экономики стран Африки, а также колониальный характер экономических отношений во внешней торговле.

В целом же, экономика Африки базируется на ведении сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности, ведении мелкотоварного и натурального хозяйства. Еще одна важная особенность «черного континента» — сосредоточение активной экономической деятельности в больших столичных центрах, что делает очень большим разрыв в уровнях заселения территорий и стран, равно как и в уровнях их экономического развития.

Экономика Африки в 19 веке

Не будем забывать, что Африка крайне богата самыми разнообразными природными ресурсами. Минеральное сырье, топливное сырье, медные и кобальтовые руды, золото, платина, алмазы, фосфориты, уран - всё это традиционно привлекало колонизаторов, среди которых наибольшим влиянием отличались Великобритания, Франция и Португалия. И действительно, основным

стимулом, заставлявшим европейские державы вести борьбу за Африку, можно считать экономические выгоды от добычи полезных ископаемых и порабощения местного населения.

Тем не менее, даже на юге континента, богатом месторождениями алмазов и золота, получение огромных прибылей становилось возможным только при больших вложениях:

  • разведка природных богатств
  • создание систем коммуникаций
  • переориентация местной экономики к собственным нуждам
  • подавление протестов коренных жителей и т.д.

Экономика Африки после Второй мировой войны

Военные действия Второй мировой затронули лишь Эфиопию, Сомали и Эритрею, тем не менее, армии метрополий активно набирали военных, число которых составляло нескольких тысяч человек. Эти люди не воевали, а скорее, работали на военные нужды и обслуживали войска. Сразу после войны в Африке стали происходить достаточно важные процессы. В частности, на континенте образовалось 17 новых государств – в большинстве своем бывших французскими колониями. Разумеется, разрушение остальных колониальных режимов стало делом времени, а значит, экономику Африки ждали серьезные перемены.


Даже в условиях рыночных преобразований африканский континент не избавился от множества старых проблем. Причина тому – крайне непрофессиональные и неэффективные руководящие кадры. Помимо тотальной бюрократии и полной аморфности любых социальных структур, экономику Африки продолжают терзать бесконечные военные перевороты. Африканские диктаторы и претенденты на их роль стали вести борьбу за огромные капиталы, в то время как 80% населения континента и сегодня продолжает влачить нищенское существование.

Экономики большинства стран «черного континента» сегодня функционируют плохо, к тому же снова набирают оборот проблемы, связанные с нелегальной добычей золота, производством и распространением наркотиков, торговлей людьми. В настоящий момент удельный вес Африки в мировом экспорте снижается, что многие эксперты связывают с искусственным нагнетанием тревожной обстановки со стороны некоторых высокоразвитых стран, имеющих здесь свои экономические интересы.

Возникли об-щие проблемы:

  • отсутствие собственного политического опыта;
  • сохранение традиционной основы общества — племенных связей, общинно-клановых структур самоуправления;
  • наличие границ, определяемых не этническими или природ-ными факторами, а колониальными захватами европейцев, и сохра-нение данного положения после получения независимости. В ре-зультате этого родственные народы и племена оказались разделён-ными государственными границами, а враждующие между собой объединены в одно государство, что повлекло за собой кровавые межплеменные столкновения и гражданские войны, которые про-должаются вплоть до сегодняшнего дня;
  • поиск моделей оптимальной политической структуры и эко-номического развития;
  • влияние атмосферы «холодной войны » на пришедшую к влас-ти образованную верхушку. Это влияние проявлялось в том, что Запад поддерживал в Африке некоторые одиозные режимы, по-скольку те выступали против распространения коммунистической идеологии . В частности, даже самый слабый намёк на то, что власть в стране может перейти в руки коммунистов, фактически на сто про-центов гарантировал поддержку Соединёнными Штатами любых диктаторов. Последние же действовали почти исключительно в племенных, клановых, личных, иностранных интересах, только не в интересах народа своих государств.

Получив независимость, народы Африки приобрели право вы-бирать себе политиков, но на деле они часто оказывались демаго-гами, озабоченными только властью и собственным влиянием.

В процессе модернизации практически оказались не использо-ванными те достижения, которых страны Африки добились, на-ходясь в колониальной зависимости. Решение африканских лиде-ров отказаться от многих достижений колониального прошлого своих стран объяснялось тем, что бывшие метрополии объявля-лись идеологическим врагом, связь с которым невозможна в принципе.

Социалистический путь развития

Стремление к национальной независимости требовало политики, менее зависимой от бывших метрополий. Такая полити-ка толкала африканские государства к выбору альтернативной мо-дели развития. Примером такой модели в этот период был Советский Союз.

Во главе многих африканских государств встали национальные лидеры, считавшие себя антиимпериалистами, со-циалистами и друзьями СССР, особенно если Советский Союз ока-зывал им какую-либо помощь. К таким политикам можно отнести Кваме Нкрума в Гане, Секу Туре в Гвинее, Модибо Кейто в Мали и Патриса Лумумбу в Конго.

Просоветски настроенные лидеры стре-мились положить конец отсталости своих стран, в которых сель-ское хозяйство преобладало над промышленностью; они вводили централизованное планирование, брали курс на индустриализацию, сокращали импорт или вовсе отказывались от него. В отсутствие ре-сурсов и надлежащих условий в лучшем случае эти эксперименты не завершались ничем, а в худшем — приводили к ужасным катаклиз-мам: разрухе, голоду, гражданской войне.

Многие историки главную причину отсталости африканских стран видят в колониализме.

Ключевой проблемой для африканских государств становился вопрос о том, что нужно для того, чтобы превратить нищие страны в процветающие. Грядущему XXI веку предстояло ответить, требуется ли для этого только простое копирование экономических мето-дов, или такой процесс затронет и культурную, и социальную среду.

Гана

Алжир

В процессе деколонизации Африки самую острую проблему со-ставили территории, на которых проживало много европейцев. Прежде всего, речь идёт о французской колонии Алжир.

Южнее Сахары

Южно-Африканская Республика (ЮАР)

Государственной политикой ЮАР являлся апар-теид , что в переводе с аврикаанс (бурский язык , один из 11 офи-циальных языков в ЮАР) означает «раздельное проживание». Идео-логической основой апартеида являлся расизм, деливший людей на высших (полноценных) и низших (неполноценных). В стране дей-ствовали законы о расселении по расовым группам, о раздельном обслуживании, за белым населением закреплялось преимуществен-ное право голоса на выборах.

В 1950-1970-х гг. основной задачей политических лидеров Южно-Африканской Республики была защи-та в стране «государства белых» и расовой системы, осуждаемой во всём мире.

К концу 1970-х гг. ЮАР, по существу, состояла из двух общин, настроенных крайне враждебно друг к другу.

В начале 1980-х гг. правительство под давлением усиливающихся выступле-ний против апартеида и страха перед хаосом начало отменять ра-систские законы. Ликвидация этого режима произошла мирным путём в 1994 г. В результате первых свободных выборов к власти пришло правительство чёрного большинства во главе с Н. Манделой.

Активность рабочего класса Африки обусловливалась происшедшими в годы войны значительными количественными и качественными изменениями его состава.

Уже накануне войны в отдельных африканских странах, где имелось значительное число предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, таких, как Южно-Африканский Союз, Северная и Южная Родезия, Бельгийское Конго, африканский пролетариат составлял компактную массу.

Развитие промышленности в годы войны повлекло за собой заметный рост числа промышленных рабочих. Разорение крестьянства привело к расширению резервной армии труда.

Многие тысячи рабочих были использованы воюющими державами для обслуживания различных военных нужд в Бельгийском Конго, Нигерии, Северной и Южной Родезии.

Не менее серьезными были и качественные изменения, происшедшие за время войны в рабочем классе Африки. Расовая дискриминация и политика «цветного барьера», проводившаяся колонизаторами до войны, привели к тому, что африканцы использовались главным образом в качестве чернорабочих.

Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.

В этой связи, как в Африке, так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, предлагаться сценарии развития обстановки, имевшие апокалиптическую тональность. В международный политический лексикон прочно вошло понятие «афропессимизм», которое подкреплялось и подкрепляется многими серьезными аргументами.

Источником «афропессимизма» стало прежде всего бедственное экономическое положение подавляющего большинства стран региона. Сегодня на долю континента, где проживает более 11% населения Земли (600 млн. человек), приходится лишь около 5% мирового производства. Из 53 африканских стран 33 относятся к группе наименее развитых стран мира (НРС).

Особое беспокойство вызывает то, что, хотя доля Африки в получении международной экономической помощи развивающимся странам составляла в начале 90-х годов 38% (17% в 1970 г.) и колеблется на современном этапе между 15 и 20 млрд. долл. в год, падение ВВП на душу населения на континенте за период 1980 - 1992гг. достигло 15%.

В конце 50-х годов за счет внешнего финансирования исполнялось 12% госбюджета в Сенегале, 23% в Нигере, 28% в Мавритании, 34% в Мали, а в Кабо Верде (РОЗМ) - 70%. В среднем в странах к югу от Сахары внешнее финансирование госбюджетов осуществлялось примерно в размере 11% их ВВП, в то время как в странах Северной Африки и Ближнего Востока этот показатель составлял только 1,2%, в странах Азии - 0,7%, в странах Латинской Америки-0,4%.

Таким образом, несмотря на массированную экономическую помощь, Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема. Если в 40-е годы основные показатели экономического развития Ганы и Южной Кореи были одинаковыми, а доход на душу населения в Нигерии был выше, чем в Индонезии, то к концу 60-х годов любые сравнения стали бесполезны.

Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Периодически нехватка продовольствия приобретала драматический характер в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Сьерра-Леоне. Чрезвычайные масштабы приняла и проблема беженцев. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (20 млн. человек) Современные международные отношения. / Под. ред. А.В. Торкунова. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ.

В 60-е годы военные действия велись на территории более чем полутора десятков африканских государств. Особенно большие разрушения войны и вооруженные этнические конфликты принесли в Анголе, Эфиопии, Либерии, Мозамбике, Сомали, Чаде, Мавритании, Сенегале, Западной Сахаре, Судане, Уганде, Мали, Бурунди и Руанде. Преодоление их последствий потребует нескольких десятилетий, причем вероятность рецидивов конфронтации пока остается высокой.

В этой связи «афропессимисты» полагают, что социально-экономические и политические характеристики Африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития блокирует и международные усилия по преодолению этой ситуации. В общем, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений.

Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, складывающийся на рубеже третьего тысячелетия, будет определяться не только теми факторами, которые вполне очевидны сегодня, но и новыми перспективными тенденциями.

Позитивные изменения стали возможны прежде всего благодаря урегулированию крупных вооруженных конфликтов в Африке. Ликвидация режима апартеида в ЮАР благотворно сказалась на обстановке в южной части континента. Прекратилась затяжная политическая борьба в Намибии, Мозамбике и Анголе. Нормализовались отношения между Угандой, Кенией и Танзанией. С предоставлением независимости Эритрее завершилась многолетняя гражданская война в Эфиопии, но теперь столкновения между Эфиопией и Эритреей происходят уже на межгосударственном уровне.

Решение проблем, из-за которых долгое время существовали главные очаги напряженности на Африканском континенте и вокруг него, оказалось частичным, недостаточным для создания атмосферы региональной безопасности. К середине 90-х годов обстановка во многих районах, которые ранее рассматривались лишь как потенциальные зоны локальной конфронтации, резко обострилась.

Особенно драматично развивалась ситуация в районе Великих озер. Уходящие в глубь колониальной истории противоречия между хуту и тутси выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, где проживают эти народы. В конфликт оказались вовлечены в той или иной степени многие государства субрегиона.

Сохраняется напряженность в Сомали, где на фоне фактического распада государства противоборствующие группировки продолжают попытки достичь военно-политического превосходства. Посреднические усилия соседних государств в ряде случаев помогали снизить уровень конфронтации, однако неоднократно достигавшиеся мирные договоренности участниками конфликта не соблюдались.

Необходимо отметить, что сохранение военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружений на Африканском континенте, которая усиливает нестабильность во внутренней политике и межгосударственных отношениях. Среди развивающихся стран Африки наибольшей военной мощью к концу 70-х годов обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола и Нигерия. В армиях этих стран была сосредоточена основная часть бронетанковых сил континента, большая часть военной авиации и флота. Еще в девяти странах (Сомали, Кения, Судан, Тунис, Танзания, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и Заир) военный потенциал достигал субрегионального уровня, позволяющего вести активные боевые действия за пределами своих границ.

Картину высокой нестабильности военно-политической обстановки во многих районах Африки дополняют практически повсеместная неурегулированность положения национальных меньшинств, сепаратистские тенденции, проявления религиозной нетерпимости, межгосударственные разногласия, питаемые планами субрегиональной гегемонии некоторых африканских лидеров. Поэтому практически во всех частях континента существуют не только реальные, но и потенциальные «горячие точки», которые могут стать самым серьезным препятствием на пути экономического возрождения и преодоления отсталости африканских стран.

Однако положение в «горячих точках» Африканского континента в последние годы не оставалось неизменным. Благодаря действиям ООН, усилиям ОАЕ, отдельных государств в ряде случаев удалось добиться позитивных сдвигов.

Была успешно завершена масштабная операция по поддержанию мира в Мозамбике. Без существенных осложнений шел процесс национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, вопроса о статусе Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, Центрально-Африканской Республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритреей и Йеменом, Намибией и Ботсваной.

Приведенные примеры являются убедительным доказательством того, что урегулирование конфликтов в Африке является хотя и трудным, но вполне реальным даже в сравнительно сжатые сроки. Важно также, что процесс миротворчества, начавшийся в связи с конкретными конфликтами, гармонично сочетается с глобальными тенденциями преодоления конфронтации. Свидетельством заинтересованности африканских стран в укреплении международной и региональной безопасности является подписание договора о создании в Африке безъядерной зоны. Растет стремление усилить контроль за распространением оружия и добиться запрещения его наиболее смертоносных видов на континенте. В этой связи оценка ситуации в «горячих точках» Африки исключительно через призму «афропессимизма» была бы неправомерной Лебедев М.М. Африка в современном мире. - СПб.: Питер, 2003..

Характерной чертой наращивания усилий по установлению и поддержанию мира на Африканском континенте являлась широкая вовлеченность мирового сообщества, и особенно государств - членов Совета Безопасности ООН. Симптоматично, что в этот период 40% сил ООН по поддержанию мира действовали в Африке. Но сегодня все более активно проявляется и стремление самих африканских стран к участию в процессах урегулирования и миротворчества.

Важным явлением международных отношений в Африке стало начало формирования специального механизма ОАЕ, призванного обеспечивать предупреждение и урегулирование конфликтов. Согласно документам Каирского саммита ОАЕ в его основу положены принципы невмешательства во внутренние дела государств, уважения суверенитета и территориальной целостности, урегулирование конфликтов путем переговоров, посредничества и взаимных консультаций. Определен и примерный (1 млн. долл.) объем ежегодных отчислений ОАЕ на нужды специального миротворческого корпуса.

Но контуры региональной системы безопасности выглядят пока достаточно расплывчатыми. Ее договорная структура, критерии функционирования и взаимодействия с силами ООН по поддержанию мира носят еще аморфный характер. Камнем преткновения для африканского миротворчества является дефицит материальных средств, а главное, отсутствие взаимного доверия в отношениях многих соседних государств и амбиции их лидеров.

В этой связи актуальность приобретает оказание Африке международного содействия в деле создания межафриканских миротворческих сил. Однако оно тормозится наличием определенных расхождений между США и Францией - двумя крупнейшими западными партнерами африканских стран.

Различия американских и французских подходов к проблеме отчетливо проявились на проходившей в Дакаре международной конференции. Франция выступает за сохранение своего прямого военного присутствия в Западной Африке (5 военных баз) и подготовку при участии крупного французского контингента специального миротворческого корпуса (МАРС) из представителей семи франкоязычных стран субрегиона. Этот план отличается от американского проекта, предусматривающего создание миротворческого корпуса иной конфигурации (АСРК). В процессе формирования АСРК уже подготовлено по батальону от вооруженных сил Сенегала и Уганды. В ближайшем будущем к ним планируется подключить также батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии. Таким образом, принципиальным различием французских и американских представлений о возможностях участия африканских государств в операциях по поддержанию мира на континенте является ориентация, с одной стороны, на субрегиональные, а с другой - на трансконтинентальные масштабы.

Идеи создания африканских сил быстрого развертывания в целом вписываются в глобальную стратегию децентрализации миротворчества. Но при их реализации необходимо обеспечить сохранение за Советом Безопасности ООН роли главного инструмента по поддержанию мира, четко определяя в каждом конкретном случае порядок использования военных контингентов и подконтрольность их действий ООН.

Мир и нормализация обстановки служат предварительными условиями улучшения экономического и социального положения на Африканском континенте. Одновременно осторожный оптимизм в отношении преодоления военных конфликтов во многом связан с улучшением основных показателей экономического роста, характерным в последнее время для большинства африканских государств.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

На африканской земле произошло одно из первых столкновений с фашизмом, предшествовавших второй мировой войне: захват Италией Эфиопии в 1936 г.

В годы второй мировой войны военные действия в Тропической Африке велись только на территории Эфиопии, Эритреи и Итальянского Сомали. В 1941 г. английские войска вместе с эфиопскими партизанами и при активном участии сомалийцев заняли территории этих стран. В других странах Тропической и Южной Африки военных действий не велось. Но в армии метрополий были мобилизованы сотни тысяч африканцев. Еще большему числу людей приходилось обслуживать войска, работать на военные нужды. Африканцы сражались в Северной Африке, в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Бирме, в Малайе. На территории французских колоний шла борьба между вишистами и сторонниками "Свободной Франции", не приводившая, как правило, к военным столкновениям.

Политика метрополий по отношению к участию африканцев в войне была двойственной: с одной стороны, стремились использовать людские ресурсы Африки как можно полнее, с другой - боялись допускать африканцев к современным видам оружия. Большинство мобилизованных африканцев служили во вспомогательных войсках, но многие все же прошли и полную боевую подготовку, получили военные специальности водителей, радистов, связистов и т.д.

Изменение характера антиколониальной борьбы сказалось в первые же послевоенные месяцы. В октябре 1945 г. в Манчестере состоялся V Панафриканский конгресс. Он знаменовал собой наступление качественно нового этапа в борьбе африканских народов. Африку представляло неизмеримо больше стран и организаций, чем на предыдущих конгрессах. Среди 200 участников были Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Хастингс Банда - впоследствии президенты Золотого Берега, Кении, Ньясаленда, южноафриканский писатель Питер Абрахамс, видные общественные деятели. Председательствовал на большинстве заседаний Уильям Дюбуа, которого называли "отцом панафриканизма".

Победа антигитлеровской коалиции окрылила участников конгресса надеждой на перемены во всем мире. Антиколониальный и антиимпериалистический дух возобладал на конгрессе. Было обсуждено положение во всех регионах Африки, во многих африканских странах. Среди резолюций наибольшее значение имели три: "Вызов колониальным державам", "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран" и "Меморандум к ООН". Конгресс выступил с новыми, революционными требованиями и сформулировал их как в масштабе континента, так и конкретно для всех крупнейших регионов и стран.

Для большинства стран Африки послевоенные годы стали порой создания политических партий. Они появлялись в Африке и прежде, но зачастую по своему характеру больше походили на дискуссионные кружки и не имели тесных связей с народными массами. Партии и организации, возникшие на исходе второй мировой войны и особенно после ее окончания, были, как правило, уже иными. Они сильно отличались друг от друга - это отражало и пестроту самой Тропической Африки и отличия в уровнях развития ее народов. Но среди этих партий и организаций были весьма сплоченные и довольно долговечные, тесно связанные с практической антиколониальной деятельностью. Они устанавливали связи с рабочим и крестьянским движением, постепенно расширяли социальную базу и приобретали черты общенациональных фронтов, хотя порой и на моноэтнической базе. Тактика партий также изменилась. Они начали обращаться непосредственно к массам. Проводились митинги, кампании неповиновения, широкие бойкоты иностранных товаров.

С конца 40-х - начала 50-х годов массовые демонстрации, переходящие в кровавые столкновения с полицией, стали характерной чертой времени. Вооруженные выступления произошли в 1947 г. на Мадагаскаре и в 1949 г. на Береге Слоновой Кости. В 50-х годах развернулась вооруженная антиколониальная борьба народов Кении и Камеруна. Вторая половина 50-х годов стала временем борьбы за свержение колониальных режимов.

Все это происходило на фоне распада колониальных империй в Азии, кровавых войн во Вьетнаме, Алжире и других колониальных и зависимых странах. Метрополии шаг за шагом отказывались от прежних методов господства. В 1957 г. провозгласил свою независимость британский Золотой Берег, назвав себя Ганой, в память средневекового западноафриканского государства. В 1958 г. этому примеру последовала Французская Гвинея. Эти первые шаги были восприняты всей Африкой как символ грядущей деколонизации континента. Одна за другой проводились общеафриканские конференции с главным требованием: добиться свержения колониальных режимов.

Похожие публикации