Азбука морзе применение. Самостоятельное обучение азбуке морзе

Перечень знаков кода Морзе

Азбука Морзе («код Морзе», «Морзянка» ), перечень сигналов, состоящий из ряда цифр, букв алфавита, знаков препинания и прочих символов, являющихся способом знакового кодирования. Сам код состоит из точек и тире, воспроизводящихся с помощью радиосигналов или прерыванием постоянного электрического тока. Свое название Азбука Морзе получила в честь Сэмюэла Финли Бриз Морзе .

История создания

Художник-изобретатель Сэмюэль Морзе

С.Ф.Б.Морзе.

Уже в раннем детстве у Сэмюэла обнаружились способности к рисованию. Морзе был любознательным и всегда интересовался наукой, поступив в Университет Йель , 16-летний Сэмюэл Морзе посещал популярные тогда лекции об электричестве. Прошло много лет, прежде чем интерес перешел в практическое применение знаний. Известный как изобретатель, тем не менее, в искусстве тоже оставил свой заметный след.

В 1832 году отправившись в плавание из Гавра в Нью-Йорк на пакетботе SALLY , он обратил внимание как доктор Чарльз Томас Джексон развлекал публику, демонстрируя свой опыт-фокус. В основе его было применение электромагнитной индукции , стрелка компаса начинала вращаться, стоило поднести кусок провода находящийся под электрическим напряжением. У Морзе возникла идея, что можно было бы передавать по проводам определённые сигналы, за месяц плавания он набросал предварительные чертежи прообраза телеграфа.

Изобретение телеграфа

Азбука телеграфа Шаппа.

Телеграф существовал еще с XVII века, оптический телеграф Клода Шаппа был изобретен в 1792 году и долгое время использовался как в Старом , так и в Новом Свете .

Стрелочные телеграфы и телеграфы с указателями были не особенно удобны. Большую роль играл человеческий фактор , телеграфист на приемной станции должен был быстро считывать поступавшие знаки и не всегда мог проверить точность передаваемого сообщения

Благодаря помощи коллеги с химического факультета, Леонарда Гейла , аппарат подал первые признаки жизни. Электричество в аппарате Морзе поставляли маломощные гальванические батареи , чем длиннее был провод между передатчиком и приемником, тем больше батарей требовалось. Морзе с помощью Гейла постепенно довел длину провода 300 метров.

Первый аппарат Морзе весил 83,5 килограмма.

В состав прибора входит рычаг на пружине, нажатием на него передается импульс. В зависимости от продолжительности нажатия, импульс получался коротким или длинным. На приемном конце использовался электромагнит , к его якорю в соответствии с пришедшими импульсами притягивалось одно плечо рычага . К другому плечу прикреплялся карандаш, как только поступал электрический ток, карандаш опускался и оставлял отметку на движущейся бумажной ленте в виде линии. При прекращении подачи тока, карандаш поднимался, таким образом получался пробел.

В сентябре 1837 году Морзе демонстрирует свое изобретение в Нью-Йоркском университете. В зале присутствовал промышленник из Нью-Джерси Стив Вейл . Заинтересовавшись новшеством, он предоставил помещение для опытов и пожертвовал 2 тысячи долларов, с условием, что Морзе должен взять в помощники его сына Альфреда. Альфред Вейл обладал инженерным мышлением, он внес значительный вклад в создании азбуки Морзе и улучшении передатчика.

Осознавая потребность в объединении единой системой связи тысячи километров Атлантического побережья (обычные семафоры не эту роль не годились), в 1843 году правительство Северо-Американской республики вручает Морзе субсидию в 30 тысяч долларов. Линия протяженностью в 65 километров была проложена между Вашингтоном и Балтимором. 24 мая 1844 года по этой линии передали первую телеграмму со словами «Чудны дела твои, Господи!».

Морзе демонстрирует ученым свое изобретение.

В 1858 Чарльз Уитстон создает автоматический телеграфный аппарат с использованием перфоленты . Оператор с помощью кода Морзе набивал сообщения на перфораторе , подачей ленты в телеграф осуществлялась передача. Таким способом можно было передавать до 500 букв в минуту, это в пять-шесть раз больше, чем при ручной работе посредством ключа. На приемной станции самописец набивал сообщение на другую бумажную ленту.

В последствии самописец заменили сигнализатором, преобразовывавшим точки и тире в долгие и краткие звуки. Операторы слушали сообщения и записывали их перевод.

Телеграф Морзе применялся не только в XIX, но и в XX веке. В 1913 году российская телеграфная сеть на 90% состояла из аппаратов Морзе.

Азбука Морзе

Телеграф Морзе.

Изобретенный аппарат не мог отображать буквы, только линии определённой длины. Поэтому к каждому знаку алфавита и цифре была присвоена своя комбинация, состоящая из сочетаний коротких и длинных сигналов , которые изображались на бумажной ленте.

Исходная таблица «кода Морзе» отличается от используемой в наши дни. В ней использовались знаки не двух, а трех разных длительностей(точка, тире и длинное тире). На редко встречающиеся буквы и цифры пришлись комбинации из трех-пяти знаков, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Из-за многочисленности знаков, создавалась путаница, что существенно усложняло работу приема телеграмм.

Распространяясь по миру, азбука пережила массу превращений. В русском языке латинские буквы были заменены на созвучные им кириллические. Японцы с их иероглифическим письмом изобрели свой вариант азбуки Морзе, в так называемом «коде Вабун» каждое сочетание точек и тире обозначало не отдельную букву, а целый слог.

Код постепенно дорабатывался, кодировки современной и исходной таблиц совпадают примерно для половины букв и не совпадают ни для одной цифры. В нынешнем коде Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки, пауза между словами 7 точек.

На практике запоминание комбинации точек и тире для каждой буквы возможно при малой скорости передачи, но при увеличении скорости наверняка будут ошибки. Для серьезного изучения кода нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а «напев» , который получаются когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев «Гаа-гаа-рин», это значит была передана буква «Г». В зависимости от школы обучения «Напевы» могут различаться. Если в радиограмме только цифры, то вместо пяти тире передается только одно тире. Для самых популярных в обиходе фраз и букв, были разработаны упрощенные комбинации букв или цифр.

Хотя в наши дни принято использовать современные методы связи, благодаря своей простоте и надежности, профессионалы и любители используют «морзянку» в радиосвязи и в нынешнее время.

Использование «морзянки»

Проходя большие расстояния, сигнал может искажаться, на него накладываются помехи , сигнал переданный кодом Морзе проще распознать и сохранить. Кодирование можно осуществить в ручную, запись и воспроизведение сигналов происходит с помощью простейших устройств. Являясь простой и надежной системой кодирования, азбука Морзе применяется практически во всех областях, где используется связь CW .

Благодаря наличию коротковолнового радиопередатчика с передачей Азбуки Морзе, в затруднительных ситуациях можно передать информацию для служб спасения и информация дойдет с места катастрофы.

Широкое применение Азбука Морзе получила в военной радиосвязи. Во флоте посредством сигнальных прожекторов , азбука Морзе используется в визуальной связи между кораблями находящимися в прямой видимости в условиях радиомолчания . Маяки и буи сигнальными огнями передают определённые буквенные сочетания азбукой Морзе и эти сочетания приведены в

    Существует множество вариантов расшифровок сигнала бедствия SOS - «Save Our Souls», «Save Our Ship», «Swim Or Sink», «Stop Other Signals», «Спасите От Смерти». Но все они являются лишь мнемониками, придуманными для лучшего запоминания, тогда как во время принятия этого сигнала в качестве стандартного на Международной радиотелеграфной конференции 1906 года никакого смысла в аббревиатуру не закладывалось. Даже сами буквы SOS к последовательности азбуки Морзе (. . . - - - . . .) можно отнести весьма условно, ведь в ней нет межбуквенных интервалов. А приняли эту комбинацию точек и тире из-за того, что она оказалась удобнее других для распознавания и выделения в общем потоке сигналов благодаря достаточной длине и симметричности.

    Сэмюэл Морзе до 34 лет был художником и не интересовался техникой. В 1825 году посыльный доставил ему письмо от отца, в котором говорилось, что его жена умирает. Морзе немедленно покинул Вашингтон и отправился в Нью-Хейвен, где жило его семейство, но к его прибытию супругу уже похоронили. Этот случай заставил Морзе оставить живопись и углубиться в изучение способов быстрой доставки сообщений на длинные расстояния, что привело к разработке азбуки Морзе и электрического телеграфа в 1838 году.

    Азбуку Морзе в привычном нам виде изобрёл не Морзе, а немецкий инженер Герке. Оригинальная азбука Морзе была неудобной, хотя и использовалась на некоторых американских железных дорогах вплоть до 1960-х годов.

    6 февраля 1900 года расположенная в финском городе Котка радиостанция передала на ледокол «Ермак» беспроводную телеграмму с приказом спасти находящихся на оторвавшейся льдине 50 рыбаков. Это была первая в истории передача радиосигнала о бедствии на море. Спасательная операция завершилась успешно.

    Современные субмарины оснащены более эффективными средствами коммуникации с «наземным миром». Связь ведется на сверхдлинных волнах, которые способны проникать на океанскую глубину до 300 метров. Это очень дорогостоящая «мобильная связь», которая требует содержания мощных наземных антенных полей, потребляющих мощность до 30 МВт, и постоянно барражирующих в небе связных самолетов.

    Сигнал SOS передается на частоте 600 метров лишь в случае крайней необходимости, когда экипажу судна и пассажирам угрожает реальная опасность для жизни. В случае нарушения этого правила на виновников необоснованной паники может быть наложено взыскание. Либо моральное, что в морском сообществе не пустой звук. Либо материальное - когда пришедшие на помощь суда понесут значительные материальные потери. Однако существует исключение из этого непреложного правила. Капитан судна в некоторых случаях может передавать на «сосовой частоте» в три фиксированных «минуты молчания» информацию о возникновении серьезной угрозы для находящихся в регионе кораблей. Это могут быть сообщения о неисправности маяков, о вулканической деятельности, об активности пиратов, о затонувших судах…

    Для ускорения радиообмена в широкое использование были введены аббревиатуры, трёхбуквенные «Q-коды» и многочисленные жаргонные выражения. От того передается Q код в виде вопроса или утверждения, меняется его значение. В голосовой связи сигнал SOS не применяется, сигналом бедствия служит Mayday. Запрещено подавать сигнал SOS, если на то нет реальной угрозы для жизни людей или судна на море.

Несмотря на то, что, так называемая, морзянка была изобретена более 160 лет назад, ее и по сей день используют. Начинающие радиолюбители часто не знают, как выучить азбуку Морзе и им кажется, что овладеть этим способом передачи информации не так-то просто. Но на сегодняшний день существует несколько способов, которые помогут запомнить комбинации.

Как быстро выучить азбуку Морзе?

Для того чтобы овладеть морзянкой необходимо сделать следующее:

  1. Найти таблицу обозначений (см. ниже).
  2. При помощи этой таблицы не менее 1-2 часов в день в течение 2-3 недель стараться составлять слова и предложения. Доказано, что если уделять указанное время занятиям, то уже через 1-1,5 недель человек запомнит обозначения.
  3. Одновременно с написанием фраз надо начинать слушать простые записи радиопередач и переводить их при помощи таблицы. Такие учебно-тренировочные передачи можно приобрести на дисках или скачать в . Они используются в специальных школах радистов, но с их помощью можно выучить азбуку Морзе и самостоятельно. Надо лишь тратить на занятия не менее 1 часа в сутки.
  4. Через 1-1,5 месяца вы заметите, что стали понимать морзянку и быстро переводить тренировочные задания, тогда можно будет перейти на более сложный уровень и использовать записи, в которых темп передачи данных быстрее.

Существует лишь одно правило, которое помогает как легко выучить азбуку Морзе, так и овладеть любыми другими знаниями, - это регулярность занятий. Помните о том, что профессиональные радисты тратят на по 5-7 часов в день на этапе обучения. Если проводить занятия ежедневно и посвящать им 2-3 часа, то уже через 30-40 дней можно увидеть результат своих трудов.

2 апреля 1872 года скончался создатель телеграфа и кода к нему Сэмюэль Морзе. Он совершил настоящий прорыв. Ведь именно благодаря его изобретению люди смогли быстро передавать информацию на дальние расстояния. Мы расскажем, как появилась азбука Морзе

Художник Морзе.

До 34-х лет Сэмюэль Морзе был крайне далек от техники и всего, что связано с изобретательством. Он увлекался живописью. В 1811 году молодой человек уехал в Европу , чтобы там учиться мастерству. Сэмюэл подавал большие надежды, и уже через три года в Лондонской королевской академии художеств представили его картину «Умирающий Геркулес». Морзе был признан как художник не только в Европе, но и у себя на родине, в США . Там он основал общество живописцев, потом не раз уезжал за океан, чтобы снова учиться. Но сегодня мало кто знает об этой части жизни Морзе. Прославился он азбукой для телеграфа.

Случайное изобретение.

Натолкнуло Морзе на мысль создать быстрый способ передачи информации печальное событие. В 1825 году Сэмюэл получил письмо от отца, где говорилось, что его жена находится при смерти. Конечно, Морзе сразу отправился в путь, но не успел. К его приезду его любимая жена скончалась. Это событие так потрясло Морзе, что он решил создать такую систему, с помощью которой можно было передавать сообщения на дальние расстояния. Однако на это ушло больше десяти лет.

Телеграф.

У Морзе не было технического образования, однако это не помешало ему стать изобретателем. Однажды на корабле он увидел фокусы с электромагнитной индукцией. Провод под напряжением подносили к компасу, и его стрелка начинала крутиться. Художник тут же нарисовал схему будущего телеграфа. Он представлял собой рычаг с карандашом на конце. Как только поступал ток, карандаш опускался и оставлял на бумаге линию, а при отключении получался пробел. Один Морзе вряд ли смог бы реализовать свою идею. В этом ему помог промышленник Стив Вейл, который дал на разработки и опыты деньги и помещение. Помощником у Морзе стал сын Вейла Альфред. И результат упорного труда не заставил себя ждать. В 1844 году был послан первый сигнал длиной 1700 футов, текст которого был таким: «Чудны дела твои, Господи!».

Усовершенствования.

Запатентовал свое изобретение Морзе только в 1849 году. Примечательно, что сначала азбукой Морзе передавали только цифры. Их потом переводили в слова, а это было весьма утомительно. К тому же обычным обывателям он был еще и непонятен. Поэтому с течением времени азбуку усовершенствовали путем введения букв и знаков препинания. Удивительно, но первоначальный вариант азбуки Морзе использовался на железной дороге до 60-х годов XX века, правда, не везде. Усовершенствовал код Морзе немец Фридрих Герке. А окончательную доработку кода произвели сравнительно недавно, в 1939 году.

Где используют «морзянку» сейчас?

Азбука Морзе наибольшее применение нашла в военных структурах. Почти до конца прошлого века ее использовали моряки и спасатели. Но сегодня появились более современные средства связи, всеобщая компьютеризация сделала не нужным телеграф. Но «морзянка» до сих пор очень популярна у радиолюбителей. Между тем, ее вполне можно применять, если из строя выйдет сложное оборудование. Ведь, азбуку Морзе можно передавать на дальние расстояния, даже при сильных помехах, а кодировать послания можно вручную. Это особенно актуально при ЧП.

Интересно, что в среднем радист может передать от 60 до 100 знаков в минуту. Однако и в этом деле есть рекорды - 260-310 знаков в минуту. Запоминать комбинацию точек и тире для каждой буквы довольно сложная задача. Поэтому придумали «музыкальный» способ запоминания азбуки. Короткие слоги в напевах означают точку, длинные – тире.


В этом разделе я изложу своё видение самостоятельного изучения телеграфа. Думаю, что многие не имеют другой возможности (способа) кроме как самостоятельно научиться телеграфированию. Я буду безмерно рад, если мои старания хоть как-то помогут. Думаю что используя предложенную мною технологию научиться можно будет абсолютно самостоятельно (с помощью компьютера, конечно), но не скажу за какой период времени. Но это-то как раз и не важно... :-) напоминаю, что это хотя и современный, но только один из способов. Итак
Уроки телеграфной азбуки или азбуки Морзе Программа изучения азбуки морзе в одиночку


1. Почему азбука морзе такая какая она есть

Не приходится говорить, что потребность поговорить на расстоянии возникла одновременно с возникновением человека. А возможность появилась с возникновением первой азбуки, что теоретически сделало возможным передачу мысли посредством передачи букв. Но еще раньше передавались более "широкие" понятия. Можете почитать очень интересную информацию от Г.Члиянца UY5XE о истории телеграфирования с сайта http://ham.cn.ua/istorteh/istcw.htm Примечательно, что телетайп (RTTY), казалось бы более сложный способ, использовался до изобретения азбуки Морзе. Но как раз именно стремление избежать сложности, сделать связь повседневным явлением и подтолкнуло Морзе к созданию своего способа передачи букв: комбинациям битов (посылок тока) различной дительности. Передавать можно было просто замыкая или размыкая два провода, а читать, в зависимости от пожелания, или с бумаги или ушами. Как говорится проще некуда, а способ работает и по сей день. Конечно же он "обрастал" новыми технологиями, прошел путь от искрового передатчика до крутых трансиверов, но суть осталась прежней: точки-тире. Очень интересно развивались оконечные устройства, особенно телеграфные ключи, то чем эти посылки формируется. Лет десять наза я писал об этом на http://ham.cn.ua/uy2ra_p/key.html Любопытно.

Устройства приёма (в основном с записью на бумажную ленту), как более сложные и громоздкие механические устройства, мало помалу отошли в историю и теперь телеграф принимают ушами с записью или на бумагу или прямо в компьютер с клавиатуры. Теперь становится понятным куда смещается интеллектуальный центр тяжести этого способа связи. :-)

Поэтому, если уж мы решились изучить телеграфную азбуку, нужно решить для себя какой технологии изучения мы будем придерживаться: традиционной с запоминанием "напевов" типа "дай-дай-за-ку-рить", что до сих пор практикуется, или попробуем что-нибудь новое, вариации уже несколько раз были описаны в разных источниках. Я придерживаюсь следующей посылки: каждый символ азбуки Морзе обладает индивидуальной мелодией, узнаваемой при любой "скорости воспроизведения". Т.е. не нужно запоминать "напевы", которые, особенно на ранних стадиях изучения, являются лишним этапом перевода прозвучавшего знака - мелодию в слова напева, и лишь потом в записываемую букву. Тем более нельзя подсчитывать количество точек и тире, это понятно. А что же нужно? Ответ простой - запомнить мелодии (мелодии - громко сказано, но всё-таки) около 40 песен. Мы же узнаем позывные радиостанции "Маяк" по мелодии не повторяя про себя "не слышны в саду даже шорохи"?.. Современные молодые люди даже не знают этих слов (из песни), однако позывной сигнал узнают. Соответственно, изучение нужно начинать с самых выразительных мелодий, так легче запомнить. Это сложные буквы, которые в традиционной версии педагогов отодвигались на потом, именно они запоминаются легче, чем невыразительные "Е" или "Т". Помимо этого, на самом деле принимать эти две буквы намного сложнее: прикиньте, они передаются в отрыве от остальных, и как знать, это медленно переданная "Е", или быстро переданная "Т"? Они не имеют мелодии и различаются только длительностью. Если до и после не передавались другие буквы или цифры, наш мозг не с состоянии сопоставить длительность точки и тире, поэтому вероятнее всего возникнет логическое состояние неопределённости:-). Т.е. ошибка. Еще одна "фишка", на мой взгляд очень ускоряющая процесс запоминания - технология тренинга при которой обучаемый сначала видит букву мелодия которой прозвучит, а потом слышит "песню". Это очень легко реализуется в компьютерных программах обучения: программа сначала выводит на экран букву, а потом, с небольшой задержкой, играет "музыку". В соответствии с этими леммами не все компьютерные программы можно использовать на начальной стадии обучения. Напомню, речь идет о самостоятельном или дистанционном изучении азбуки Морзе. Если вы доверяете изложенному, то скоро я напишу список букв, вернее порядок букв, в котором можно будет начать обучение.

2. Изучение азбуки Морзе. В каком порядке лучше заучивать звучание букв?
Как я уже упоминал выше, лучше запоминаются "яркие" мелодии, тоесть в тех буквах, в которых в различном порядке чередуются точки и тире. Это так называемые сложные буквы, из четырех, иногда даже 5-ти битов. В таблице ниже приведены три варианта расположения предлагаемых к изучению букв в зависимости от обстоятельств, темперамента и желания научиться самого обучаемого. :-) В них буквы разбиты на группы по три, четыре и пять букв. Это и есть те группы, которые надо запоминать за один раз (за неделю, например). Понятно, что если есть время заучить эти 3-4-5 букв намертво за две недели - спешить не надо. Две недели - так две недели. Главное добиться безошибочного распознавания букв. А как запоминать, спросите вы? Думаю, что вы уже предпринимали ранее попытку учить азбуку Морзе с помощью компьютера и у вас есть программа, которая передает телеграфные посылки при нажатии соответствующей буквы. Если нет, то попозже я сделаю короткий обзор таких программ, доступных в интернете, и дам ссылку на программу-формирователь тренировочных текстов. Самую простую могу предложить собственного написания. :-) Не верх совершенства, но работает. Напоминаю, мы говорим сейчас не о приёме букв, а о их запоминании. Это разные вещи, как говорят в Одессе две большие разницы. Итак сначала таблица.


Одна строка в неделю учить "песни" следующих букв
Если мы никуда не спешим Если мы хотим быстро У нас " горит" , боимся что бросим
Q Y F Q Y F L Q Y F L J
L J B J B V P B V P X Ч
V P X X Ч Я Ц Я Ц Ю Z Ш
Ч Я Ц Ю Z Ш Э Э W G U D
Ю Z Ш W G U D R K O A N
Э W G R K O A M S T H I
U D R N M S T E
K O A H I E
N M S
T H I
E

Первая группа Вторая группа Третья группа
В таблице русские буквы выделены зелёным цветом. Я думаю понятно для чего.

На днях я выложил в раздел "Изучаем телеграф сами" (справа в главном меню) первые рекомендации и порядок букв, которые следует (по-моему, совершенно не обязательно обязательно:-). Стало понятно как эти буквы запоминать. Т.е. сначала буква должна появиться на экране, потом прозвучать, а мы её запомним. Если мы никуда не спешим, то соответственно первых три буквы которые должны "улечься" в наше сознание это Q, Y и А. На самом деле порядок изучения букв - понятие довольно относительное. Есть много мнений и алгоритмов в соответствии с которыми эти буквы располагаются, например по частоте употребления в речи, по количеству битов в букве и т.д. Но мы исходим из того, что учить мы их будем сами и для нас важна максимальная продуктивность запоминания. А это - выразительность мелодии. Поэтому переходим к первым практическим шагам.

Я не буду утомлять вас перечислением достоинств и недостатков многочисленных программ помогающих в изучении азбуки Морзе, для нас самой подходящей является программа Сергея Подстригайло UA9OV и называется она CWTYPE. Вот прямая ссылка на скачивание программы. Она бесплатная, но если она вам поможет, вы сможете отблагодарить автора через его сайт: или Webmoney или добрым словом. http://www.dxsoft.com/cwtype.zip На сегодня это версия 2.10 На самом деле программа практического применения, может быть использована как универсальный телеграфный передающий центр - в наличии множество макросов, возможность прямой передачи с клавиатуры (как АДКМ) и подключения ямбик манипулятора. Для нас решающее значение имеет то, что программа не только умеет понимать русские буквы, но и имеет возможность в нижнем окне писать буквы латиницей, а в верхнем - эти же буквы кириллицей. Т.е. дополнительно расскажет и научит соттветствию звучания латинких букв русским. Но главное - она сначала пишет на экран букву, а уже потом её передаёт. Таким образом мы можем учиться без тренера - нажали какую хотим буковку - услышали как она звучит, запомнили. Т.е. эта программа будет у нас АДКМ. После того, как вы программу установите, её нужно настроить под наши задачи. Пока нет нужды настраивать всё, но звук мы всё-таки настроим "под себя".

Сначала выберем куда будем выводить звук. Конечно лучше соундкарта. Не забудьте проверить чтобы вход карты не перегружался (уровни). Потом выставим желаемый тон телеграфных посылок (уменя стоит 600 герц) и так называемый райсинг - крутизна фронта-спада посылки. Поставьте побольше, не так сильно будет "щёлкать". Все эти настройки делаем из меню SETUP-SOUND.
Следующий шаг - настройки собственно телеграфной азбуки, точек и тире. Первое окно в панели инструментов - Sp. (Speed) скорость передачи. По умолчанию стоит 100. Поставьте 50-60. Не слишком медленно (чтобы не перейти на "подсчёт" точек и тире) не слишком быстро чтобы путаться. Следующее окно - D/D - это "вес" тире по отношению к точке. Классический вариант - 3. Но нам, для изучения, лучше поставить 1:3,5. В реальной жизни я так и передаю. Но вы можете оставить 3. Следующее окно - интервал между буквами и словами. Тут ничего менять не надо. Последнее - это SETUP-Text. Выберите Russian charset. Это для того, чтобы в верхнем окне программа выводила вам соответствие переданной латинской букве русской. Убедитесь, что у вас не горит Beacon (погасите зеленую метку) и включен режим передачи (зажгите красную метку). Ну и, конечно-же, включите звук. :-) Всё. Нажимайте на клавиатуре букву Q. в нижнем окне появляется q а в верхнем - Щ и вы слышите как звучит буква q. Всё, вы готовы запоминать знаки азбуки Морзе. В следующий раз немного методических указаний, а пока получите удовольствие!

3. Пришла пора рассказать вам как именно вы станете ассами телеграфирования.

Мы уже хорошо поработали, имеем настроенную программу, которая будет по нашей команде проигрывать нам мелодиивыбранных нами букв, знаем какие буквы нам нужны сначала. Пора приниматься за работу.

Отключаем мобильные телефоны, предупреждаем близких, что нас 15-20 минут не будет, надеваем наушники и начинаем запоминать музыку букв Самюэля Бриз Морзе. Для этого включаем наш CWTYPE и в различном порядке нажимаем на клавиатуре буквы из первой строчки таблицы (смотри выше по тексту). При нажатии клавиши на экране появиться буква. Напрягитесь и постарайтесь запомнить её мелодию, мотив. Он тут же и прозвучит. Нажимаем следующую букву, и опять стараемся запомнить слова (букву) и музыку (мотив). И так 15-20 минут.Обращаю ваше внимание на то, что в нижнем окне нажатые на клавиатуре буквы будут печататься латиницей, а верхнем,показывая нам соответствие латинским буквам русских, на русском. Это для того, чтобы вы лучше запомнили замены: С-Ц J-Й Q-Щ V -Ж W -В Y -Ы Х-Ь Цифры мы оставим на потом. Они легче.

Потом пора сменить направление. Попробуем наоборот – программа будет передавать эти же буквы, они будут появляться на экране, а вы будете пытаться угадать с трёх нот… :-) Да только вот как заставить программу запомнить какие именно три буквы мы выучили и потом нам их передать? В обычной жизни это делает учитель. Он пишет тренировочные тексты из букв, которые его ученик уже знает и передаёт их ему. Но вы – одиночка. И даже близкие не могут вам помочь. Но у вас есть еще один друг – компьютер. Для него эта задачка не составит труда. В связи с тем, что задачка и для меня оказалась проста :-) , я написал программу, которая формирует тренировочные тексты. Как говорит моя дочь, алгоритм простой как двери. Программа спрашивает, сколько букв вы уже в состоянии различить. Например 4. Потом она предлагает поочередно ввести эти 4 буквы, формирует из этих букв текст по пять букв, по пять групп, десять строк в случайном порядке и записывает этот текст на диск D: под именем tren.txt Это для того чтобы вы не мучались с поиском этого файла. Он всегда будет на D: и всегда tren.txtМожно вводить любые символы от 1 до 45. Если вы лучше воспринимаете заглавные буквы – при вводе включите Caps lock.

Вы можете скачать эту программу по ссылке formertext.exe . Всего 69 килобайт. Она не инсталлируется, не делает записей в реестр, просто формирует текстовый файл и записывает его на диск D:Некоторые антивирусы могут запретить ей запись, но я думаю, что вы в состоянии решить эту проблему самостоятельно. В принципе её можно запускать прямо отсюда, с сайта, а текст она запишет к вам на диск. Но можете и сохранить её себе. При запуске программы она спрашивает сколько различных символов должен содержать тренировочный текст. Отвечаем, например 4 и нажать ENTER. Программа раз за разом попросит напечатать все 4 символа (которые мы только что "заучивали") и выдаст сообщение, какие символы содержаться в сформированном файле и где он лежит.
P.S. По просьбе UT8RN собрался с духом и дописал программу формирования текстов с Windows интерфейсом. Чтобы их различать, назвал texformer.exe Выбирайте любой вариант, какой нравится, лишь бы польза была. Здесь русскоязычная версия с интерфейсом под Винду. 510 килобайт
Статистика показывает что сайт читает много иностранцев (с переводчиками). Для них специально - англоязычная версия. Знай наших, черниговских:-) Morse trening texts generator 510 KB English ver. entxtformer.exe
В некоторых современных компьютерах всего один диск. И он всегда С: Но и тут смекалка выручит: вставьте в компьютер флэшку и она станет диском D: :-)
Осталось «подсунуть» файл tren.txt нашей программе CWTYPE. Для этого в CWTYPE входим в меню File , выбираем закладку Send Text File и уже в знакомом нам окне Windows указываем ей файл D :\tren .txt И тут программа снова работает именно так, как нам надо. В нижнем окне появиться весь текст сразу, а вот верхнее будет работать так, как нам нужно именно сейчас: прозвучит мотив мелодия буквы, вы её произнесёте, а потом она появиться на экране. Обратите внимание: очередность с точностью да наоборот. Скорость передачи букв не ставьте менее 50.Если возникают трудности с опознаванием букв, лучше увеличить интервал между буквами. Для этого в окошке программеILS вместо цифры 3 поставьте 10-15. Звувчание знака не будет неприлично медленным, а у вас появиться время подумать о смысле жизни… :-) Первых две недели мы ничего не записываем на бумагу. Делаем всю работу «в уме». Таким образом на отработку приёма уйдёт еще 15-20 минут

Теперь, когда освоена технология, несколько методических советов.В день необходимо провести два таких сеанса приём-передача суммарно около 40 минут. Ну может чуть больше. Но обязательно утром и вечером.При желании можно провести еще один сеанс в течении дня. Но не более.Зато КАЖДЫЙ день. Пропуск в два-три дня возвращает вас на две недели назад. Такое уж свойство нашего мозга. Не гневите его, и всё будет хорошо. Для третьего занятия, мне кажется, я «нагрузил» вас достаточно для того чтобы сделать перерыв.

4. Повторение - мать учения.
Итак, мы получили представление как это всёдолжно работать вместе.Но судя по поступающим вопросам, писаттель, вернее описатель, из меня не очень…Вторая попытка. Повторение для тех кто понял, и исправление моих ошибок для тех, кто не понял. Предлагаемый способ изучения предполагает полностью самостоятельные действиячеловека желающего выучить азбуку Морзе, в простонародье телеграф.Раз в две недели, или реже, он может побеспокоить кого-либо из своих ближайших соседей, знающих телеграф,для оценки приобретённых навыков.

В течении первых недель тренировки проводятся по следующей схеме: 15-20 минут передавая буквы с помощью программы CWTYPE (см. выше) человек запоминает как звучат буквы (мотив, напев, мелодия, называйте как хотите, суть от этого не изменится- это характерное звучание, писк отличающийся от буквы к букве). Для этого надо перевести на передачу программу (загорится красная метка) после чего просто в нижнем окне нажимаем желаемые буквы в латинице, в верхнем окне эти буквы будут появляться в кириллице и в наушниках (динамиках) будет слышна передаваемая буква. Не забудьте перед началом «щёлкнуть» мышкой в этом окне (set focus). Для лучшего запоминания на время учёбы лучше поставить соотношение точки и тире как 1:3,5Это можно сделать в окошке программы D/D Тире будут звучать удлиненными, что повысит «выразительность» буквы. Позже, при желании, можно вернуться к стандартному соотношению 1:3.Таким образом передавая буквы мы запоминаем их. Через 20 минут пора перейти к проверке – узнаванию букв по звуку.

Тут действия несколько сложнее. Дело в том, что наш помощник немного туповат. Некоторые действия за него придется выполнить самому обучаемому. И это – формирование текста из букв которые мы только что запоминали. Для этого мы воспользуемся программой textformer. Она находится на сайте, её можно загрузить к себе на компьютер, лучше на диск D: чтобы иметь меньше проблем с Защитником Виндовс или антивирусной программой. После загрузки её нужно запустить. Её можно запустить прямо с сервера, если ваш браузер сначала спрашивает «открыть или сохранить?» При открытии программа спросит сколько букв вы готовы принимать. Это может быть число от 1 до 45. После этого программа попросит ввести знаки в указанном количестве. Не забывайте каждый раз нажимать ENTER. После того, как вы введете последнюю букву, программа напишет вам список введенных букв (пока букв) и напомнит где лежит сформированный из этих букв тренировочный текст. D:\tren .txt Любопытства ради, можете заглянуть в него. Например с помощью блокнота. Или FAR. Вы увидите стройные группы по пять знаков из перечисленных вами букв. Осталось запустить этот тренировочный текст в программе, а вам узнавать и произносить узнанные (если, конечно, узнаете:-) буквы.

В программе СWTYPE, в главном меню, выбираем закладку File. Затем Send Text File, после чего в обычном виндовом окне указываем программе наш файл D:\tren.txt В некоторых WINDOWS (зависит от настройки) файл будет показан как просто tren, без расширения txt после точки. Всё, жмём ENTER. Приэтом весь файл будет показан в нижнем окне, а при запуске режима «Передача» программа начнет выводить знаки поочередно в верхнем окне и в русском написании, после того как знак прозвучит. Скорость изменять в окошке Sp. (Speed). Если не успеваете узнавать и произносить буквы, задайте больший интервал между знаками и словами. Это окошко ILS. Там вместо трёх поставьте что-нибудь 20-30,что приведет к увеличению интервала при сохранении скорости передачи буквы. Повторяю, пока мы ничего не записываем. Просто узнаём букву и произносим её. Спросите когда писать будем? Да через две недели, когда по одной начнём добавлять к буквам цифры. Но это будет через две недели. А пока добросовестно проводим два-трицикла (передаём-принимаем) в день. Как только вы будете уверенно узнавать все 6 первых букв (или 8, или 10) можно будет перейти к распознаванию одной цифры. Это будет конечно же 1. Тогда же мы попробуем первый раз принимать на бумагу. Это тоже не очень просто поначалу… :-) Вопросы наращивания скорости и прием смысловых текстов (слов) отложим на потом.



Прошла неделя. Мы настойчиво занимаемся запоминанием букв (Пока. Дальше будет и приём смыслового текста, и радиожаргон, и типовые связи и Q-код, Еще много чего). Уже есть определённые успехи, но для того, чтобы идти дальше - нужна уверенность что уж эти то буквы мы уже безошибочно узнаём. Правда узнаём? Если нет, тренируемся еще. А пока пошутим.
"Установила на рабочий комп программку «Морзе»: нажимаешь букву — раздается соответствующий звук морзянки. Приятно вспомнить молодость! В пятницу работаю до обеда, но комп не выключаю, когда ухожу: могут понадобиться базы данных.
В понедельник включаю компьютер. Заставка не та, иконки не так стоят. Злюсь: типа, кто сидел на моём стуле? Заходит начальник и говорит: «Я на твоём компьютере винду переустановил, а то глючить стал: кнопку нажимаешь, а он пищит!" :-)

P.S. Уже третья жалоба, что файла на диске D: не образуется. Проблема - безопасность VISTA и WINDOWS7. Они не позволяют программе записать файл (даже текстовый) на диск D:
Решение 1: разрешить программам запись на диск D:
Решение 2: Копировать сформированный в программе текст и вставлять в блокнот, например. А уже из него файл сохранять куда WINDOWS разрешит... :-)

Прошло две недели.

И мы почти уверены, что уж шесть то букв мы принимаем уверенно. А почему почти? Да потому что две (а может и три) буквы постоянно путаем. Ну, например L и F.Совершенно естественная ситуация – мы не вундеркинды и азбуку Морзе в школе не преподавали. :-) Конечно есть решение. Просто формируйте тренировочный текст из двух букв, которые вы путаете и одной, которую вы 100% не спутаете ни с какой другой. Тренируйте узнавание до тех пор, пока точно не будете распознавать все шесть букв первых двух недель. (Смотри таблицу) Как только мы стали уверенными в себе (в наших 6-ти знаках) предпримем попытку записывать принятые буквы и добавим в «рацион» цифры 1 и 6. Кстати, этого правила будем придерживаться и впредь – на 6 новых букв 2 новых цифры. (По порядку, следующие 2 цифры, после 6 новых букв – 2 и 7). Но только после того, как стали распознавать безошибочно все буквы.

Итак будем записывать принимаемый текст. Сразу возникает вопрос: какими символами записывать: русскими, латинскими? Прописными или заглавными?Сразу ответ: латинскими – латинские буквы, русскими – русские буквы. Все буквы прописные (маленькие). Исключение составят позывные сигналы, они всегда большими, заглавными, но до них мы еще не дошли. Пока мы учимся, текстмы будем записывать по пять знаков в слово (у радистов называется «группа»), пять групп в строке. Примерно так, как формирует текст на экране программа TextFormer.

Записывать лучше всего карандашиком, заточенным с двух сторон. (на случай если сломается одна сторона, есть запасная) Карандаш мягкий, не хуже М1. Можно М2. Сначала, даже бумага вам сможет помочь – она должна быть в клеточку. Так легче размещать буквы в строках и столбиках. Сразу замечу, что начертания букв (некоторых) следует несколько «искажать» для того чтобы повысить их «разборчивость» при последующем прочтении. Так, например, написанные второпях буквы t и f будут очень похожи. Чтобы их не путать, специально удлиняйте палочку в t вверх, а в f вниз. И так далее. Т.е. насколько вам позволит ваш многолетний навык написания букв, (специалисты говорят что подчерк вообще изменить нельзя!) следует их писать по особенному, осознавая, что неразборчиво записанная буква в радиограмме – ошибка. Старайтесь записывать буквы красиво – на уровне подсознания это эквивалент «разборчиво». Во многих источниках я читал, что писать надо, не отрывая кончик карандаша от бумаги. Не согласен. Совершенно не обязательно. Главное – разборчиво, чётко выдерживая интервал на бумаге (строка-столбик) и быстро. Достаточно часто будет случаться ситуация, когда мы «прозевали» какой-то знак, а уже звучит следующий. Золотое правило: пропускайте одно знакоместо и продолжайте писать следующие символы. Начнете задумываться, вспоминать, пропустите больше.У радистов-профессионалов есть способ перебить передающего и запросить снова группу с пропущенным символом. Но часто такой возможности нет. А у нас точно нет. Попробуйте перебить компьютер и сказать «вот с этого места еще раз, пожалуйста» :-) На самом деле, при профессиональной подготовке радистов, у них вырабатывается умение записывать принимаемые символы с «запозданием». То есть не писать сразу первый символ, а дождаться второго, прослушать его, распознать и тогда, удерживая в уме второй символ, записать первый. И чем больше символом вы сможете удержать в уме, тем лучше. Вы скажете – китайская грамота, зачем? А ответ прост. Время, необходимое для записи различных букв разное, а когда мы записываем буквы с задержкой, мы можем скомпенсировать эту разницу за счет того, что в «обработке» будет несколько символов в уме: на одной букве потеряли, наверстали на другой, короче. Это так же полезный навык при приёмe смыслового текста: буквы слованужно удержать в голове до тех пор, пока не последует пробел, и тогда точно «прочитать из буфера» всё слово с окончанием, подежом и временем. Это очень важные характеристики слова. Но это на перспективу. А сейчас пробуйте записывать шесть букв и две цифры.

Прошло три недели.

Мы уже уверенно принимаем 9 букв и две цифры. А может даже больше. Пришла пора включить в мыслительный процесс переключение русский – английский.Это не так просто, как может показаться.До этого мы усиленно тренировали мозг, делали всевозможные упражнения, в то время, как он не был занят: просто «передавали» в уме знакомые буквы в вывесках магазинов, мимо которых проходили, надписи на бигбордах, номера машин, стоящих на перекрёстке. Годится всё.Позже, когда мы запомним все знаки, перейдем в приёмус «дефектами качества», в условиях помех, с укороченными тире и т.д.Для этого тоже есть соответствующая программа, даже две. Но лучше всё по порядку.

Пока вы не запомнили все знаки, вам не следует пытаться принимать что-либо из эфира. Например, во многих источниках предлагается «вылавливать» знакомые знаки из эфира, слушать специальные тренировочные тексты, которые передают многие радиолюбительские радиостанции и т.д. Не делайте этого. Это только затруднит вам движение вперед. Если вам уже скучно принимать знаки по чайной ложке в день, пытайтесь принимать их гораздо быстрее. Но только те знаки, которые вы знаете. Я уже упоминал, как бороться с «путанием» знаков. Займитесь этим. Распознавание должно быть 100-процентным.Очень хороший приём – принимать тексты в которыхновых знаков в два раза больше чем «старых». Хороший вариант – начать изучать по 5 букв в неделю. Всё зависит от того, как легко вам дается обучение и сколько времени вы можете уделять этому ежедневно. Даже если вы и совершаете ошибки, но эти ошибки с различными знаками -это хороший признак. Но, вернемся к нашим буквам. На очереди – «русские» символы. Т.е. буквы кириллицы. Вы уже успели заметить, что они сложнее. И рука так и тянется записать латинскую букву… Но вы им одолеть себя не давайте – пишите правильно. Будьте внимательными.Не забывайте добавлять в буквам последующие цифры. Пока теоретически готовимся к наращиванию скорости приёма. Для этого нам не понадобится ничего нового – только терпение и желание доучить телеграф до конца. Первым шагом на пути увеличения скорости приёма будет не увеличение скорости передачи нашей тренировочной машины, а сокращение интервала между знаками.Соответственно с теорией минимальный интервал равняется 3. Не забывайте сравнивать то, что вы приняли с текстом, который передала программа. Сделать это легко. Вы уже научились с лёгкостью формировать себе тексты с нужными символами (программа TextFormer). Всё то, что только что передала программа-тренер CWTYPWE вы можете найти в файле tren.txt на диске D . Если лень искать на диске, можно просто скопировать в буфер обмена текст из окна TexFormer программы и затем вставить, например в блокнот.Понятно, что с ростом числа выученных букв усваивать новые всё труднее и труднее, но вы не сдавайтесь. Придерживайтесьпринятого темпа 5 знаков в неделю: три буквы и две цифры. Когда станет совсем трудно, подумайте о том, что если вы выстоите, то с полным правом сможете называть себя радистом. :-) Я вам желаю побольше свободного времени от ежедневных забот и настойчивости в достижении цели.

Прошёл месяц. Мы (м)учим азбуку Морзе. :-)
Если вы придерживались рекомендаций, то сейчас вы можете почти без ошибок принимать что-нибудь около 15-20 символов (с небольшой скоростью). Не факт, что скорость с которой вы принимаете есть показатель успеха в обучении. Совсем нет. Главное – безошибочно принимать символы и без напряжения их записывать. Пока приём с записью символов предпочтительнее, потому что основная работа вашего мозга сейчас – распознавание символов. Незачем загружать его еще и запоминанием нескольких знаков в «очередь». (Если ваши результаты значительно лучше описанных, то вы смело можете тренировать свою голову на приём «с отставанием» на один-два знака.) Принимать можно как старым дедовским методом, на бумагу, так и по новому – с клавиатуры прямо в файл. Ближе к концу обучения вы поймете, что чаще будете пользоваться компьютером (различные логии, кластеры и т.д.), но пока писать лучше на бумагу: привычнее и остаётся больше времени на «слушание» знаков. Впрочем, это никак не регламентируется, и, если вам удобнее клавиатура, то "и клавиатура вам в руки". :-)
Во многих встречавшихся мне материалах я читал, что нельзя подавать обучаемым что-то новое, пока не завершится процесс заучивания всех, без исключения, знаков. Если это новое – попытки учиться передавать, то да. Не следует. Тем более что пытаться учиться передавать в одиночку на простом ключе нельзя категорически. Обучить передаче простым ключом можно только очно, причем с хорошим учителем. Беда в том, что чаще всего самоучки «срывают» руку, и лечить это потом – проще руку отрубить, не лечится. Происходит следующее, неконтролируемые попытки увеличивать скорость передачи при недостаточно развитой гибкости запястья приводит к тому, что обучаемый всё больше и больше начинает передавать не заученными и контролируемыми движениями запястья и локтевого сустава, а судорожными движениями кисти. Эти движения «запоминаются» моторикой и вот вам результат – получается радист с такой корявой передачей, что иногда невозможно разобрать что он передает. Мы будем учиться передавать, Но учиться мы будем или на полностью автоматическом (электронном) ключе, или на полуавтоматическом – виброплексе (те у кого денег побольше, штучка недешевая). И не сейчас. Любопытства ради можете посмотреть видео о работе полуавтомата. Очень занятно. Но это еще не скоро.
А пока вернёмся к приёму. Если ваши результаты и правда значительно лучше, чем упомянутые выше 15-20 символов, можете разнообразить своё обучение. Например, время от времени пытаться принимать (но не часто) со значительно более высокой скоростью отслеживая передаваемые символы (только знакомые) на распечатке или на экране монитора. Или попробовать сделать шаг вперед (забегая) и познакомиться с нашей следующей тренировочной программой Koch method CW trener G4FON. Её можно скачать в Интернете, она бесплатная.
http://g4fon-koch-method-morse-trainer.software.informer.com/9.2/download/
И так, чем же она может быть полезна нам, ветеранам радистам, которые уже всё знают и умеют? :-: Первое, и самое главное, она умеет имитировать реальные условия эфира. Добавить шума, помех, умышленно «искривить» качество передачи, чтобы затруднить вам приём, добавить QSB, flatter, chirp и многое другое из того, что обычно осложняет жизнь. Но мы ведь лёгких путей не ищем?
Второе: программа имеет настройки скорости и сжатости передачи, изменяющихся в широких пределах. Особенно радует очень широкий диапазон задержки ввода на экран прозвучавшего символа. Она может передавать не группами, а словами, длину которых можно настраивать. Попробуйте и вы увидите разницу… :-)
Третье: программа может передавать целые телеграфные QSO между различными корреспондентами. Но это всё – в будущем. Сегодня мы только попробуем принимать в трудных условиях. Помните, что это пока только развлечение. Пока вы не научитесь принимать все знаки, пользоваться этой программой можно ограниченно.
Итак, после того как вы скачали программу и установили её, можно перейти к настройке.
Первая строка как всё в WINDOWS – главные пункты меню: Start Stop и Finish без комментариев. Text File – выбор нашего (или другого) файла тренировочного текста. WORDS пропускаем, потому что еще не знаем всех символов, а программа наячнет передавать нам целые слова на английском языке. По той же причине пропускаем QSO’s к которым вернёмся по изучению всех символов.
Самое сложное меню – SETUP.
В GENERAL SETUP мы можем выбрать много чего, но главное для нас сейчас – это качество передачи знаков имитирующих «ручной» ключ (если выбрано) и применять ли вбранную паузу для разделения слов (групп) или знаков. И еще продолжительность сессии.
MORSE CHARAKTER SETUP - выбор символов, которые программа будет передавать (использовать). Типа нашего TextFormer.
COMMON WORDS – выбор знаков внутри слов, предлагаемых к приёму и количество самих слов и их дину (WORD LENGHT).
Всё это пока можно пропустить, так как понадобиться оно нам значительно позже.
Прерходим к настройке того, что будем использовать сейчас.
Display delay – задержка ввода символа на экран после того как он прозвучит.
Pith – высота тона телеграфных посылок.
Characters – количество разных символов к передаче (сколько мы уже успели выучить). Сами символы выбираем в SETUP-MORSE CHARACTER
Actual character speed – скорость передачи знака.
Effective code speed на самом деле тоже в WPM, то есть практически это величина интервала между символами. Чем она меньше, тем больше интервал между символами.
Все настройки справа – степень в которой программа может усложнить вам приём: уровни полезного сигнала, шума, QSB, QRM, «чиркания» сигнала, «кривизна» ручного ключа и т.д. Вот это – то что нам нужно для разнообразия.


Напоминаю, программа английская, русского языка не знает . Достаточно в текст поместить хотя бы одну русскую букву как программа замолкает и хранит молчание, пока текст не сменится.
Таким образом, только для того, чтобы разнообразить хоть немного достаточно монотонный процесс обучения, вы можете принимать сформированные вами тексты (напомню, без русских букв) в новой программе с помехами.

Контрольная по первому месяцу обучения.
Данное количество символов с данной скоростью в принципе вы должны принимать. Приготовьте карандаш и бумагу, запустите проигрыватель и, не глядя на экран, примите 50 групп текста. После чего сравните принятое вами с текстом на экране. Если есть трудности, значит следует увеличить интенсивность занятий.

QQZLJ ЯJFVP YBYZQ JШVЦJ ЯZЯJF JPLZJ BFШJЦ ЮBШZQ FFBQX QЦЧЦЯ XLЯXЮ ЧЮLЯJ YЦBШB XЮЯVQ ЯЮЦЦF FШЦXZ ЯJYЧJ ШFJXЮ FFJFX BJFЧЦ ЦYYQY ЦZVЧP ЦBVZZ FYYQF ЯLXLV ZJJЧЯ ШJBJЦ ЦXЯPX XШЯYB PYQXЯ YШZЯШ JЯЦBЧ FLЮVY ЮJQYШ XЯYЯQ JШXJP ШVVBY ZЦFШB YШPLZ XYЧШX JPLFЯ ЮЧЯXY ЦFLШЯ PЮFQF QVVVY PBPЯZ XLVXШ ЧLЯXШ VVЧЦP LЯZЦШ

Продолжениt
Похожие публикации