Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. Мультимедиа технологии как эффективное средство обучения английскому языку в школе Применение мультимедийных технологий в обучении английскому языку

Введение


Мы всё чаще сталкиваемся с тем, что знание иностранного языка (а самый востребованный в настоящее время язык - это английский) становится жизненной необходимостью. Отличная возможность приобщиться к мировой культуре, общаться практически с любым представителем зарубежа, учиться заграницей - знание английского (и других иностранных языков) открывает двери в мир и способствует успешному поиску презентабельной работы, является плюсом как в учёбе, так и в повседневной жизни.

С самого начала активного внедрения ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) в учебный процесс, они начали играть огромную и незаменимую роль в овладении учениками школ и ВУЗов иностранных языков. Методы и роли ИКТ и МСО (мультемедийные средства обучения) широко и практически всесторонне рассмотрены многими педагогами и работниками научной сферы. Теперь, пришло время более глубоко оценить качество возможного усвоения знаний учащимися, с применением МСО, отталкиваясь не только от качеств самих средств обучения, но и от психофизиологических особенностей тех или иных возрастных категорий.

Именно поэтому, актуальность данной работы неоспорима, так как более глубоких исследований данной темы, или приближенных к ней, в современной педагогике и методике ещё не наблюдалось.

Предметом курсовой работы являются мультимедийные средства обучения в процессе изучения английского языка учеников седьмых классов.

Объектом курсовой работы является процесс обучения английскому языку.

Целью курсовой работы является рассмотрение мультимедийных средств обучения в применении их на уроках английского языка в седьмых классах.

Задачами курсовой работы являются:

- рассмотрение понятия мультимедийных средств обучения, их видов;

Рассмотрение теоретических аспектов использования мультимедийных средств обучения в процессе обучения иностранному языку;

рассмотрение психофизиологических особенностей учеников седьмых классов, для дальнейшего выбора и анализа задач и мультимедийных средств эксперементальной части.

сравнительный анализ применения мультимедийных средств обучения на уроках английского языка в седьмых классах, путём проведения исследовательского эксперимента.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава I. Теоретические аспекты применения мультемедийных средств в седьмых классах


1.1 Понятие мультимедийных средств обучения


Начиная с 70-х годов прошлого века в школьную практику обучения вместе с компьютером вошли новые информационные технологии. Совсем недавно передовые отечественные школы осваивали компьютерные технологии, основанные на использовании простейших контролирующих, обучающих и расчетно-графических программ, сегодня же они активно применяют в обучении мультимедийные технологии. Эти технологии, несущие с собой новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации, позволяют перейти к более эффективным формам организации учебной деятельности учащихся и могут сыграть большую, а может, и определяющую роль в изменении господствующих сегодня педагогических технологий. Привычным явлением становится использование в теории и практике обучения таких понятий, как «мультимедиа», «мультимедийные технологии», «мультимедийная среда». Компьютерные системы с интерактивной поддержкой аудио- и видеозаписей и интерактивные средства, позволяющие работать с текстом, статическими и динамическими изображениями, видеофильмами, речевым и звуковым сопровождением, принесли в обучение новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации. При этом для многих авторов, с точки зрения организации среды обучения, эти перечисленные мультимедийные понятия являются синонимами. Некоторые специалисты утверждают, что вообще нет смысла переводить эти туманные термины на нормальный язык. Автор популярной в России монографии о мультимедиа И.Вернер также не дает определения этого понятия, а лишь отмечает важность мультимедийных технологий для обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером в информационном обществе. Зачастую происходит смешение понятий «педагогическая технология обучения с использованием мультимедиа» и «мультимедийная технология». Что же такое мультимедиа, какова его природа и отличительные особенности? Термин «мультимедиа» происходит от латинских слов «multum» (много) и «media» (средство), то есть «многие среды». Однако это понятие имеет массу оттенков в зависимости от области применения: наука, техника, искусство, культура, образование, - так как назначение мультимедиа меняется в зависимости от того, где и для кого предполагается использовать это средство, в каких целях (опять же функциональный подход). В универсальной энциклопедии «Кирилла и Мефодия» мультимедиа определяется как компьютерная технология, «которая обеспечивает соединение нескольких видов связанной между собой информации (текст, звук, фото, рисунок, анимация, видео и др.) в единый блок, а также носитель такой информации». Новый энциклопедический словарь трактует это понятие в узком и широком смысле:

1.«Мультимедиа (мультимедийные средства) - программные и аппаратные средства, обеспечивающие воспроизведение на экране дисплея видеоинформации (со звуковым сопровождением), записанной на компакт-диске (CD-ROM), полученной по компьютерной сети, электронной почте, каналам телевизионного вещания.

.Мультимедиа в широком смысле - попытка уподобить общение с ЭВМ восприятию реального мира, отраженного в потоках разнородной информации - звуковой, визуальной, тактильной и др.».

Словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики» вносит дополнительную характеристику понятию мультимедиа: «Мультимедиа - multimedia - взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще - анимации и видео. Характерная, если не определяющая, особенность мультимедийных вэб-узлов и компакт-дисков - гиперссылки». Таким образом, мультимедиа представляет из себя:

1.Комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих создавать и воспроизводить информационный продукт (ресурс), объединяющий в себе статическую визуальную (текст, графику) и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию) информацию. Важной составляющей мультимедиа является организация интерактивной информационной среды с использованием гипертекста.

2.Источник и носитель (например, CD-ROM) этого информационного продукта (ресурса).

Мультимедийные технологии - одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе. Одна из их особенностей - интерактивная компьютерная графика.

Мультимедийные обучающие технологии - это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО). Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) из аналоговой, т. е. непрерывной, в цифровую (дискретную) форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком.

Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды.


.2 Анализ применения мультимедийных средств обучения. Некоторые виды


Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа, включают в себя:- поддержку учебной работы учащихся; - обеспечение реальной коммуникации с носителями языка; - обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах; - обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами.

Технические средства обучения можно классифицировать по ряду признаков:

по функциональному назначению;

по типу обучения;

по физическим принципам устройства и работы;

по логике работы;

по характеру представления информации;

по характеру воздействия на органы чувств.

Технические мультимедийные средства обучения включают, как правило: мультимедийныйкомпьютер, укомплектованный звуковой стереокартой, приводом DVD/CD-ROM, звуковыми стереоколонками, микрофоном, видеокартой; теле- и радиотюнеры (платы телеприемника и радио-

приемника), позволяющие принимать теле- и радиопередачи; устройства ввода видеоизображений в компьютер для оцифровки; плату для работы с видеомагнитофоном или видеокамерой; видеокамеры и цифровые фотоаппараты; WEB-камеры для проведения телеконференций и визуального

общения; различные экраны; устройства затемнения кабинетов; устройства аудио- и видеовоспроизведения и отображения информации; устройства дистанционного управления техническими средствами.

Аудио - и особенно видеоинформация, преобразованная в компьютерную форму, требует для своего хранения очень много места. Поэтому программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, учебные электронные курсы), распространяются, как правило, на компакт-дисках. То есть для использования таких продуктов необходим накопитель DVD/CD-ROM. Для работы со звуком и видео на компьютере разработано множество программных средств, которые обеспечивают воспроизведение, редактирование, запись аудио- и видеоинформации, представленной в различных форматах, с устройств разных типов.

Варианты применения МСО весьма разнообразны, но из них можно выделить три основных:

лекционные курсы, практические и лабораторные занятия, дистанционное обучение.

Учитель на уроках может использовать:

·Презентации, созданные учителем и учащимися, или презентации из Интернета.

·Электронные энциклопедии. (Например, «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия»)

·Электронные учебники. (Ученику сначала предлагается просмотреть обучающий курс или выполнить виртуальный эксперимент на основе полученных знаний, а затем пройти программную систему контроля знаний).

·Интерактивные тренинги (Например, для подготовки к ЕГЭ).

·Конструкторы тестов, которые позволяют учителю самому формулировать вопросы заданий, а выставленную компьютером оценку занести в журнал.

Основными типами уроков по способу использования информационных технологий являются:

·Уроки, где компьютер используется в демонстрационном режиме при помощи проектора/или урок с использованием интерактивной доски.

·Уроки, где компьютер используется в индивидуальном режиме - урок проходит в компьютерном классе без выхода или с выходом в Интернет.

Наиболее часто используемыми МСО являются:

·Интерактивная доска;

·Система интерактивного опроса;

·Различные образовательные программы;

·Мультимедийный экран;

·Сетевые образовательные программы;

·Имитационные технологии;

·Диагностические комплексы.

При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия и видео взаимодействия, к примеру, возможность оперативного получения информации с обновляющихся сайтов компаний автопроизводителей через сеть Интернет. Иными словами преподаватель, используя минимальные усилия со своей стороны, может постоянно находиться в информационном поле любой отрасли. Еще одним преимуществом интерактивной доски является возможность беспроводного взаимодействия с компьютером, благодаря функции Bluetooth, информация, вводимая при помощи интерактивной доски, заносится в память компьютера. Эти же функции могут выполнять интерактивные планшеты. Видеоконференция проводимая с использованием интерактивной доски позволяет обмениваться информацией вводимой из различных компьютеров в режиме реального времени, независимо от местоположения участников.

Электронная доска SMART позволяет осуществлять:

·активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

·полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

·набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

·не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;

·сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате.

Формы использование на уроке интерактивной доски:

·Выполнение индивидуального задания учащимся у доски - осуществляется «захват» заранее подготовленного документа, например, Microsoft Power Point «подпиши известные тебе объекты; построй график функций; разгадай кроссворд и т.д.»через панель инструментов доски. Затем проводитсяпроверка выполнения задания другим учащимся класса: электронным маркером другого цвета отмечаются правильные и неправильные ответы или вносятся исправления.

·Работа с интерактивными картами и моделями.

·Проведение виртуального опыта или эксперимента.

Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически.

В педагогической практике используется система интерактивного опроса, состоящая из беспроводных пультов находящихся у каждого учащегося на столе, позволяет проводить мгновенный мониторинг освоения учащимися изучаемого материала. Возможности системы многообразны:

общий опрос;

мотивационный опрос на скорость, регистрирующий только первого правильно ответившего учащегося.

определение желающего ответить на поставленный вопрос при устном опросе. Это позволяет избежать хоровых ответов учащихся.

Система позволяет вести все журналы всех учащихся. Преподавателю известно какую тему, какой учащийся плохо уяснил. Имеется возможность дифференцированности проверки уровня усвоения материала и индивидуальности подхода к каждому учащемуся.

Таким образом, опрос становиться более живым и за короткий промежуток времени объективную оценку получают все учащиеся группы.

Электронную почта используется как метод общения.

У большинства учителей есть свой электронный адрес, который известен всем учащимся и посредством которого они связываются с преподавателем, задают вопросы, к примеру, при подготовке к экзамену.

Также электронная почта используется как источник информации (подписки на он-лайн журналы, рассылка новостей и пр.).

Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник . По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов:

) на CD-ROM с или без печатного приложения; 2) на Интернетовских сайтах с или без печатного приложения; 3) на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернетовским сайтам, с печатным приложением или без такового.

Использование электронных учебников на уроках и во внеурочное время позволяет:

·достигать оптимального темпа работы учащихся то есть индивидуальный подход;

·учащиеся становятся субъектом обучения, так как программа требует от них активного управления;

·диалог с программой приобретает характер учётной игры, это у большинства учащихся вызывает повышение мотивации к учебной деятельности;

·смягчать или устранять противоречие между растущими объёмами информации и рутинными способами её передачи, хранения и обработки.

Каждый учащийся входит в программу под своим именем. И из списка тем программы обучения можно выбрать теоретический минимум, практические задания, самоконтроль и компьютерный контроль.

Образовательные программы, являясь мультимедийным пособием, позволяют повысить степень самостоятельности учащихся, преподаватель лишь координирует действия учащегося. При необходимости студент может вернуться назад к непонятной ему теме.


1.3 Психологофизиологические особенности развития учеников 7го класса и отражение их в учебном процессе


Мультимедийные средства обучения (МСО) влияют на формирование и развитие психических структур человека, в том числе на мышление. Они должны соответствовать системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических требований.

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

Сокращается период активности доминирующего центра корыголовного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым.

Ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации. Поэтому во время занятий надо приводить больше ярких, понятных примеров, использовать демонстративный материал и так далее… Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать аудиальную (словесную) информацию.

Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление определяется памятью. Мыслить - значит вспоминать. Для подростка вспомнить - значит мыслить. Для того чтобы запомнить материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.

У подростков формируется умение учиться. Среди различных приемов и навыков учебной деятельности выделяют три основных типа.

Приемы первого типа входят в состав знаний и выражаются в виде правил применения знаний (например, знание законов физики используется при проводке электричества). Приемы второго типа касаются организации процессов усвоения. К ним можно отнести приемы целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки результатов учебной деятельности. Они выражаются в умении группировать материал по смыслу, выделяя опорные пункты, формулировать главную мысль услышанного, в умении читать и понимать учебник, словари, дополнительную литературу. Приемы третьего типа более обобщенны и непосредственно связаны с умственными операциями. Подросток должен знать, какие операции ему нужно сделать, чтобы более рационально решить задачу. Эти приемы обеспечивают отработку понятий, которые становятся четкими, достаточными по содержанию и объему. Усвоенные знания и способы действий закрепляются, корректируются в решении типовых задач, превращаясь в умственные навыки и умения, которые затем позволяют выполнять определенные действия в измененных условиях. Последнее очень важно еще и потому, что подростки любят такую умственную работу, которая интересна, содержит новизну и новый уровень обобщения, т. е. неизвестную проблему. Школьник 5-8-х классов начинает ценить себя за то, что ему удается учиться так, как требуется, но еще больше - за то, что он умеет пополнять запас своих знаний самостоятельно.

В подростковом возрасте от 11 до 15 лет, совпадающим с пубертатным кризисом, из-за нестабильности настроения, эмоциональной сферы, физиологического тонуса проявления памяти также становятся нестабильными. Это не значит, что память слабеет, напротив, она продолжает улучшаться, но из-за рассеянности внимания, что часто связано с психологическими проблемами пубертанта, интерферирующими с поступающей или воспроизводимой информацией, может периодически страдать как запоминание, так и воспроизведение.

У подростков (11-15 лет) продолжается интеллектуализация восприятия. Это связано с усложнением школьного материала…На базе интеллектуализированного восприятия развивается фантазирование и воображение, в том числе и творческое.

В подростковом возрасте (11-15 лет) во время пубертатного кризиса внимание страдает, становится более рассеянным, подростки трудно сосредоточиваются на учебном материале из-за доминанты в сексуальной сфере. Гормональная буря приводит не только к эмоциональной нестабильности, но и к нестабильности внимания.

После изучения нами свойств некоторых мультимедийных средств обучения и психофизиологических особенностей учеников седьмого класса, мы смогли сделать несколько выводов, опираясь на которые, была разработана исследовательская часть нашей курсовой работы. А именно:

В связи с неустойчивостью, непродолжительностью и порой отсутствием внимания, этапы эксперимента не должны были затрачивать слишком много времени;

Наглядность должна быть дана на максимальном уровне, желательно визуального характера; мультимедийный ученик урок английский

Ассоциативные примеры, и задания, с логическим подтекстом, могут сыграть не последнюю роль в запоминании материала, при условии, что учеником будет установлена логическая связь между его частями;


Глава II. Результативность использования МСО на уроках английского языка в седьмых классах


.1 Разработка исследования по сравнению использования МСО в параллели седьмого класса


Для проверки эффективности использования различных мультимедийных средств обучения на уроках английского языка в седьмых классах, мы провели эксперимент-исследование. Из существующих мультимедийных средств обучения мы выбрали три, наиболее доступных в школе, в которой была проведена наша исследовательская работа. Три этих средства были более подробно описаны ранее (см. Главу I), а именно: интерактивная доска (с частичным применением проектора), электронный учебник на ПК и аудиопроигрыватель. Процесс обучения новому материалу был разделён на два этапа с использованием каждого из выбранных нами средств.

Исследование проводилось в параллели седьмого класса, среднеобразовательной школы, где каждому классу было определено своё мультимедийное средство (7«А» - интерактивная доска, 7«Б» - аудиопроигрыватель, 7«В» - электронный учебник).

Проверка эффективности усвоения знаний учениками, с применением выбранного мультимедийного средства обучения, проходила путём представления учащимся пятнадцати ещё не изученных слов одной темы, с последующим контролем усвоения. Проверка усвоенности нового материала проводилась нами после каждого завершённого этапа обучения в каждом классе выбранной параллели.

Все ученики классов данной параллели имели единый уровень владения английским языком, что было идеальным вариантом для проведения нашего исследования.

Так же, хотелось бы отметить, что прохождение нового материала в каждом классе проходило в одно и то же время, что исключало возможность общения представителей различных классов между собой.

В среднем, на каждый этап ушло 15 минут, не считая времени на проверку.

В нашем исследовании по сравнению использования мультимедийных средств обучения, для изучения учениками новой лексики, была выбранна тема Disasters.

Список представленных слов:

Flood [ fl?d ] наводнение

Hurricane [?h?r?k?n ] ураган

Tornado [ t?:?ne?d|?? ] смерч, торнадо

Tsunami [ ts??n?:m? ] цунами

Eruption [ i"r?p??n ] извержение вулкана

Earthquake [??:?kwe?k ] землетрясение

Drought потоп

Blizzard [?bl?z?d ] метель, снежная буря

Typhoon [ ta??fu:n ] тайфун

Fire [?fa?? ] пожар

Avalanche [?æv?l?:n? ] лавина, обвал

Landslide [ "lændslaid ] оползень, обвал

Explosion [ iks"pl?u??n ] взрыв

14.Famine [ "fæmin ] голод

Desease [ di"zi:z ] болезнь


Этапы проведения обучения:

7«А»7«Б»7«В»1 этап.«А1». Слова выведены на интерактивной доске. Картинки.«Б1». Слова воспроизведены на аудионосителе.«В1». Слова даны в электронном учебнике.2 этап.«А2». Слова выведены на доске. Картинки. Видео с субтитрами.«Б2». Слова воспроизведены на аудионосителе. Записаны мелом на доске.«В2». Слова даны в электронном учебнике. Даны предложения со словами. Видео с субтитрами.

2.2 Проведение исследование по сравнению использования МСО в параллели седьмого класса


А1. Пятнадцать слов по теме Disasters были представлены классу на интерактивной доске в виде презентации с использованием ассоциативных картинок к каждому из представленных слов. Так же был использован проектор для выведения информации на доску. Слова были даны с переводом и транскрипцией (см. стр. 19).

А2. На втором этапе нашего исследовательского эксперимента в данном классе те же слова были даны в диалоге персонажей, показанных на видео. Видео было продемонстрировано на интерактивной доске, с использованием проектора, но без использования устройств аудиовывода, в связи с чем оно было показано без звука, но с субтитрами.

На данном этапе был задействован способ визуального восприятия информации.

Форма работы класса является групповой, так как весь процесс обучения проводился в присутствии всего класса.

Б1. Пятнадцать слов по теме Disasters были представлены классу с использованием аудиопроигрывателя. Учащимися было прослушано произнесение новой лексики диктором, записанное на аудионоситель.

Форма работы класса является групповой, так как весь процесс обучения проводился в присутствии всего класса.

Б2. Во время повторного проведения этапа «Б1», учителем вручную, с транскрипцией и переводом, были написаны вводимые слова, произносимые диктором на аудионосителе.

На данном этапе исследования был задействован способ слухового восприятия информации.

Форма работы класса является групповой, так как весь процесс обучения проводился в присутствии всего класса.

В1. Пятнадцать слов по теме Disasters были представлены на изучение классу в параграфе (unit) электронного учебника запущенного на персональном компьютере. Каждый ученик класса работает за отдельным ПК.

В учебнике учащимися проходится первая часть юнита: слова даны с транскрипцией, переводом, описанием, объяснением и ассоциативными картинками.

В2. Учащимися проходится вторая часть юнита электронного учебника. После каждого нового слова даны предложения с использованием данной лексики.

На этом этапе после изучения учащимися всей лексики и предложений дано видео с использованием всех пройденных слов (то же, что было дано и «А» классу). Так же, при желании каждое из слов можно было послушать, как на первом, так и на втором этапе категории «В».

На данном этапе исследования был задействован способ слухового, визуального, ассоциативного восприятия информации.

Форма работы класса является индивидуальной, так как весь процесс обучения проходит с каждым учеником класса отдельно.

По завершении изучения учениками нового материала, нами были проведены проверочные работы, после каждого этапа, на усвоение учащимися новой лексики (как в устной, так и в письменной форме), с использованием её в предложениях и переводе. Проверка показала, что после прохождения первого этапа, наиболее успешно усвоившим материал был 7«В» класс (электронный учебник), далее 7«А» (интерактивная доска + проектор), и наконец, 7«Б» (аудиопроигрыватель).

После второго этапа наилучшие результаты усвоения новой лексики были у 7«А» (интерактивная доска + проектор). С небольшой разницей в качестве результатов материал был усвоен классом 7«В» (электронный учебник). Наихудшие результаты знания новых слов, так же как и после первого этапа, показали 7«Б» класс (аудиопоигрыватель).


2.3 Итоги проведения исследования по сравнению использования МСО в параллели седьмого класса


Рассмотрим данную ситуацию подробнее.

Ученики, изучавшие новую лексику с применением интерактивной доски использовали визуальную и ассоциативную память, что является плюсом, если учитывать психофизиологические особенности подростков, рассмотренные нами более подробно в параграфе 1.3. (стр. 14-16). Если бы в дополнение к видеоряду использовалась аудиодорожка, то конечный результат 7«А» класса был бы гораздо лучше. Но в данном исследовании мы старались показать максимально изолированное использование каждого из выбранных нами средств, лишь минимально помогая ученикам (как в этапе «Б2»), так как изучение новых слов лишь на слух, для детей ещё не имеющих устойчивую базу знаний иностранного языка, является совершенно непродуктивным способом обучения (см. таблицу 2 в приложении).

В классе, где применялся аудиопроигрыватель был использован метод аудирования, а также распознавание лексических единиц и вычленение их из потока речи. Критически неудобный, без наглядного примера, он дал самые худшие результаты, в связи с чем слова были даны на втором этапе так же и на доске в письменной форме. Но всё же услышать новые, непроработанные слова в потоке речи (диалоге), прослушанной учениками на аудионосителе, было тоже крайне не простой задачей.

Электронный учебник - оказался самым действенным средством на первом этапе, но немного уступил интерактивной доске после второго этапа в своей эффективности. Здесь была задействована как слуховая, так и визуальная и ассоциативная память. Возможным плюсом могло служить то, что дети сидели отдельно, работали индивидуально. Так же, было наличие и видео с субтитрами (то же, что было дано и «А» классу).

Возможно, если бы проектор был использован с аудио, то результат был бы немного другим, так как работа в группе для усвоения нового материала является более действенной для подростков, чем работа «наедине с машиной».

По-моему, это спорный вопрос, так как наедине мы можем легче сконцентрироваться, особенно учитывая неусидчивость подростков, их рассеянность и непостоянность внимания. Хотя, с другой стороны, коллективная работа и некоторое подражание другим ученикам, развитое чувство соперничества, может быть так же и стимулом к более успешному усвоению материала с применением доска + проектор при всём классе, чем индивидуально на компьютере.

Конечно, использование отдельно каждого МСО, и использование нескольких МСО подряд на одном уроке врядли является правильной стратегией обучения. Так же, как и отсутствие помощи учителя, так и МСО вообще, так как процесс обучения должен включать в себя все возможные и разнообразные стороны обучения, и никак не может быть проведён, к примеру, без помощи преподавателя. Но в данном исследовании нашей задачей было рассмотреть продуктивность изолированного использования МСО, что и было сделано.

По проведении исследования и подведении итогов опроса усвоенности материала, мы можем только сделать вывод, какое МСО стоит выделить среди других, когда не будет возможности, к примеру, у школы из-за недостатка бюджета в покупке различных МСО, и выбрать один самый эффективный, а не какой является лучшим.

По итогам нашего эксперимента, мы выбираем проектор, хотя электронный учебник так же не уступает в своей эффективности (особенно с точки зрения удобности ПК в возможности проводить разные виды работ). Главное помнить, что ни в коем случае нельзя всегда использовать лишь одно МСО, их нужно комбинировать и чередовать, и тогда процесс обучения будет захватывать учащихся, показывать им что-то новое, интересное и полезное.

По окончанию проведения нашей исследовательской работы, нами были доказаны ранее выдвинутые (в Выводах после первой главы, см. стр. 17) гипотезы. Проделанная нами работа позволила по-новому взглянуть на проблему преподавания английского языка в седьмых классах, и выявить некоторые недостатки применения МСО в современной школе. Так же, мы смогли осветить ряд плюсов, которые будет не лишним иметь в виду при обучении подростков данной возрастной группы. А именно:

Ориентированность на коллективную работу, может дать лучшие результаты при изучении языкового материала, чем индивидуальная;

Обязательно наличие наглядности;

Слуховая наглядность обязательно должна сопровождаться визуальной;

Работа не должна захватывать слишком продолжительный период времени. Желательна смена различных видов деятельности;

На занятии не должно быть использовано слишком много различных МСО подряд. Но на разных уроках, МСО так же не должны повторяться;


Заключение


Современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему образования информатизация должна была войти первой. Но в силу ряда причин (главной из которых является недостаточное финансирование образовательных учреждений) использование ИКТ и МСО в процессе образования в периферийных частях Российской Федерации только начало распространяться. Отсюда вытекает ещё одна проблема - большинство учителей в наших школах были воспитаны не в такой насыщенной информацией среде, как сейчас. Не все умеют и считают нужным пользоваться какими бы то ни было нововведениями. Между тем как современный школьник уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни.Отказываясь от использования средств МСО и ИКТ на уроках педагог теряет возможность точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных. Применение же компьютера и других МСО, особенно при учитывании педагогом возрастных психологических аспектов и характеристик учащихся, на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний, заинтересовать их изучением иностранных языков.


Список литературы


1.Затынайченко Б. Д. Мультимедийные технологии в современной школе.

2.Дрешер Ю. Н. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе.

3.Ясницкий Ю. А. Мультимедиа-технологии - новый уровень качества профессионального образования. / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей Открытый урок - 2007-08 уч. год., разд. Общепедагогические технологии - М.: Издательский дом Первое сентября, 2008.

4.Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей Открытый урок - 2004-05 уч. год., разд. Преподавание иностранных языков - М.: Издательский дом Первое сентября, 2005.

5.Смирнова Татьяна Геннадьевна <#"justify">Приложение 1


Таблица 1: Средства ИКТ в образовании

Аппаратные средстваПрограммные средстваКомпьютерУстройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектамиОбщего назначенияТелекоммуникационный блокИсточники информацииПроекторУстройства для записи визуальной и звуковой информацииТренажёрыПринтерКомплексные обучающие пакетыВнутриклассная и внутришкольная сетиУстройства регистрации данныхВиртуальные конструкторыАудио-видео средстваУправляемые компьютером устройстваЭкспертные системыТестовые среды


Приложение 2


Таблица 2: Сравнение параметров выбранных МСО.

Визуальное восприятиеСлуховое восприятиеАссоциативное восприятиеСтоимость Функциональ-ностьИнтерактивная доска + проектор++ - +32Аудио-проигрыватель-- + -13Электронный учебник на ПК+ ++21


Приложение 3


Таблица 3: Количество слов, усвоенных учениками во время эксперимента-исследования

7«А»7«Б»7«В»1 этап.9,20,99,62 этап.12,13,911,3* - Числа в таблицы рассчитывались по формуле:


А1 + А2 + А3 + А4… / n ,


где «А1, А2, А3, А4»… - количество правильно усвоенных каждым учеником слов, а «n» - количество учеников каждого класса.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Эффективность использования мультимедийных компьютерных программ в процессе обучения английскому языку в начальной школе.

О.П.Межина

учитель английского языка

с. Крутиха Далматовского района

В настоящее время значительные преобразования в области образования затронули и обучение иностранному языку в школе. В частности стали интенсивно внедряться в учебный процесс новые информационные технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ. Нужно указать на актуальность использования ИКТ в наше время, так как мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. ИКТ- это совокупность методов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки и использования информации. ИКТ стремительно внедряются в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку. Политика государства в последнее время направлена на то, чтобы внедрить информационные технологии в школы.

Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние годы начали использовать возможности современных компьютеров и телекоммуникаций непосредственно в учебной работе, в особенности при обучении иностранному языку. Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение.

Компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Компьютер берёт на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему время для творческой деятельности. Преимущество использования компьютера заключается в том, что он позволяет повысить профессиональный уровень педагога.

Компьютер оказывает огромную помощь в освоении новых лексических единиц, развитии навыков чтения и речи, создании возможностей объективного контроля, снятии психологических трудностей и барьеров, возникающих так или иначе у детей младшего школьного возраста (зажатость, стеснительность, нежелание говорить, упрямство). Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала в начальной школе.

Современные мультимедийные программы представляют собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях иностранных языков включают изучение лексики, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, обучение грамматике. На занятиях по английскому языку можно решить целый ряд дидактических задач, используя материалы компьютерных обучающих программ, пополнять словарный запас учащихся и формировать навыки и умения чтения; совершенствовать умения письменной речи; создавать устойчивую мотивацию для изучения иностранного языка. Использование мультимедийных технологий обеспечивает более полную и точную информацию об изучаемых явлениях и объектах. Это повышает качество обучения, позволяет удовлетворять и развивать познавательные интересы обучающихся, повышает наглядность обучения, позволяя использовать тяжело доступный материал или тот, который нельзя использовать без компьютера.

Как показывает практика, мультимедийные программы наилучшим образом соответствуют структуре учебного процесса. Они максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям. В этих программах используются методические приемы, позволяющие производить ознакомление, тренировку и контроль.

Эффективное использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе возможно лишь при условии, что соответствующие технологии гармонично и обоснованно интегрируются в данный процесс и обеспечивают новые возможности как преподавателю, так и учащимся.

Образовательное пространство в наши дни заполнено компьютерными обучающими программами, в разработке которых принимают участие опытные педагоги, программисты, психологи и дизайнеры. Они являются неплохим подспорьем в обучении и ориентируют обучающихся на свободный и самостоятельный темп обучения. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. Эффективность учебных занятий повышается при использовании мультимедийных учебных пособий на электронных носителях. В 2008 году компания «Образовательные компьютерные технологии» выпустила диски «Изучай алфавит с удовольствием» /« Enjoy the ABC » и «Слушай и играй с удовольствием» /« Enjoy Listening and playing », являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику « Enjoy English » (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов). Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.

В своей работе я использую компьютерные обучающие программы по английскому языку (мультимедиа приложение " Enjoy Listening and Playing " для начальной школы) к УМК М.З. Биболетовой и др. " Enjoy English ". Данная программа может быть применена и для индивидуальной, и для коллективной работы. Ее также можно использовать и для самостоятельной работы учащихся. Программа " Enjoy Listening and Playing " применяется при работе с проектором, интерактивной доской, компьютерами. Программа разработана с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников. Упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности. Особое внимание уделяется аудированию, произносительной стороне речи. Представлены такие виды упражнений, как:

1)упражнения на аудирование (ознакомительное и проверки понимания содержания прослушанной аудиозаписи);

2)упражнения на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц;

3)упражнения на формирование навыков чтения (ознакомительное и тренировка в употреблении; метод восприятия слова или фразы как целостной единицы; нахождение слова на экране по его звучанию; читают самостоятельно без опоры на звук);

4) упражнения на семантизацию лексики и развитие орфографической грамотности;

5)упражнения на формирование грамматических навыков;

6)упражнения на формирование графического и звукового образа слова через мультипликационную презентацию и активизацию новых лексических единиц.

Тема урока: Be healthy !

УМК: М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева « Enjoy English - 3»

Цели и задачи:

1. Знать: модальные глаголы can и must ; правила чтения

буквосочетаний ch , sh и буквы Jj .

2. Уметь: использовать модальные глаголы в речи, читать текст, построенный на изученном языковом материале.

Оснащение урока:

Доска, магнитофон, компьютер (экран и проектор).

Здоровьесберегающие и ИКТ технологии, используемые в ходе урока.

Материалы, используемые при разработке конспекта:

УМК М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева « Enjoy English - 3»

Е.В. Дзюина. Поурочные разработки по английскому языку.

Ход урока.

1. Приветствие.

- Good morning , kids !

Sit down, please!

How are you today?

Let`s start our lesson!

2. Фонетическая зарядка.

When the weather is wet,

We must not fret.

When the weather is cold,

We must not scold.

When the weather is warm,

We must not storm.

But be thankful together,

Whatever the weather.

Слова на доске:

weather - погода

must[ mΛst] - должен

to fret - раздражаться

to scold - браниться

warm - теплый

storm – буря, гроза

thankful[θæŋkful] - благодарный

whatever - любой

3.Речевая зарядка.

Учитель: Answer my questions .

Учитель: А теперь давайте вспомним и расскажем, что мы умеем делать.

Ученики: I can read.

I can skip and swim.

I can …..

Учитель: Excellent ! Замечательно, мы с вами можем сказать, что мы умеем делать, но иногда нам требуется сказать, что мы должны делать.

3 .Введение нового материала.

Перед прослушиванием проводится отработка лексики:

must, wash your face, clean your teeth

Учитель: Listen the Miss Chatter`s story. Давайте повторим зарядку вместе с ее учениками. (Ученики повторяют за диктором слова и движения. Использование копьютерной программы к уроку 22. Упр 1, задание 1: Послушай стишок и запомни каждую команду, которую выполняет каждый герой; задание 2: перетащи картинки в рамки в той последовательности, в которой персонажи выполняют команды в стихотворении; нажми кнопку check , если задание выполнено правильно картинки оживают.) Well done !

А теперь, используя глагол must , скажите, что мы должны и не должны делать:

run in the part every day , eat twenty sweets every day, wash your face, clean your teeth, swim in winter, go to school, jump on the desk.

Учитель: А теперь расскажите, что еще надо делать, чтобы быть здоровыми. Используйте картинки упражнения.

Ученики: I think you must swim.

I think you must ski.

I think you must run in the morning.

Учитель: OK. And now let`s doing small gymnastic.

Физкультминутка.

(Звучит песня « Head and shoulders , knees and toes », ученики выполняют движения под музыку)

Учитель: Answer the questions from exercise.

Учитель: What must you and your classmates do? Read the sentences and fill in must or mustn`t.

(Предложения на доске)

- Very good ! And now it`s time for gymnastic for eyes.

Look on the screen, please! (Презентация «Физминутка для глаз»)

Учитель: Read the words from exercise. (Использование компьютерной программы: урок 22 упр.4. Задание 1: щелкни на слова, послушай и прочитай их; задание 2: послушай слова, найди их и перетащи в таблицу; неправильно расставленные слова становятся красного цвета)

ʃ ] ?

Какое буквосочетание передает звук [ ʧ ]?

Как читается буква J ?

4. Подведение итогов.

С какими новыми словами и словосочетаниями мы познакомились?

Назовите глаголы, обозначающие отношение к действию.

Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? Перечислите.

Что вам понравилось на уроке? Какое у вас настроение?

- Your marks are ...

5. Домашнее задание: EX . 1, 3, p . 26 (WB )

- Well , the lesson is over . Good bye !

В заключении я хочу сказать, что ИКТ несомненно способствуют повышению у детей мотивации к изучению английского языка в начальной школе и формированию индивидуальных, творческих, познавательных способностей. Из опыта работы видно, что ИКТ способны сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Недаром эта технология относится к технологиям 21 века.

Информационные источники:

1.festival.nic-snail.ru./index php

2.www.profistart.ru/ps/blog/19079/html.

3.www.skolano1.ru/njde/270

4.shkola 13.ucoz.ru>index...programmy_na...anglijskogo...41

5.Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “ Enjoy English ” для средней школы. ИЯШ.№ 3 1999г.


В. В. Бахарев


В настоящее время большое внимание уделяется вопросам применения компьютерных средств в образовании, в частности, при обучении иностранным языкам. Интерес к ним объясняется, прежде всего, огромными возможностями, которыми они обладают. Использование компьютерных средств в учебном процессе обеспечивает большую информативную емкость языкового материала, повышение познавательной активности обучаемых, усиление мотивации за счет эмоционального представления учебной информации, высокую степень наглядности учебного материала, позволяет индивидуализировать обучение, способствует дифференциации деятельности учащихся, учету их личных особенностей и темпов учения, а также интенсификации самостоятельной работы обучаемых.

В ГОС второго поколения уменьшается количество аудиторных часов по английскому языку и в соответствии с этим должно происходить увеличение числа часов на самостоятельную работу. Меняется и роль преподавателя, который чаще становится организатором самостоятельной исследовательской активности обучающихся, новых видов учебной деятельности. Сокращение времени на изучение английского языка во время аудиторных занятий и увеличение доли самостоятельной работы свидетельствует о необходимости интенсифицировать внеаудиторную работу по английскому языку. Интенсификации внеаудиторной работы способствует комплексное использование компьютерных средств. Наибольший эффект здесь достигается применением мультимедийных программ. Роль и возможности мультимедийных средств в организации самостоятельной работы студентов по языку на специальном факультете трудно переоценить.

Термин мультимедиа (англ. multimedia от лат. multum много и media, medium средоточие, средства) можно определить как "компьютерную технологию, позволяющую объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию" .

Соответственно, "мультимедийная программа" - это программа, при создании которой используется технология мультимедиа .

Мультимедийные программы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими компьютерными курсами для обучения иностранным языкам. Достоинствами таких программ являются: наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, видео, звука и т. д.); быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала; интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала); универсальность (применение при обучении всем аспектам языка и видам речевой деятельности); возможность пополнения основной части программы новыми типами упражнений.

Мультимедийные программы позволяют значительно обогатить знания и расширить среду обучения. Такие программы создают среду, похожую на среду природной коммуникации, что особенно важно при самостоятельной работе. Мультимедиа позволяет при меньших затратах времени усвоить значительный объем учебного материала. Благодаря интерактивной связи студент активно взаимодействует с компьютерной программой и имеет возможность самостоятельно управлять процессом изучения английского языка. Индивидуализация находит свое отражение при самостоятельном выборе сложности материала и последовательности выполнения упражнений.

Очевидно, оптимизация самостоятельной работы может быть достигнута с помощью мультимедиа. Важным моментом здесь является то, что при работе с мультимедийной программой, восприятие учебного материала идет через активизацию не только зрения (текст, цвет, статичные изображения, видео, анимации), но и слуха (голос диктора или актера, музыкальное или шумовое оформление), что позволяет создать заданный эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала .

Следует сказать, что на отечественном рынке мультимедийные программы представлены достаточно широко.

На сегодняшний день одной из лучших мультимедийных программ обучения английскому языку является курс является курс Reward Internative, который с успехом может использоваться в процессе самостоятельной работы. Программа может применяться при обучении всем аспектам языка и видам речевой деятельности. Использование Reward в обучении позволяет преподавателям большую часть рутинных упражнений, направленных на усвоение студентами базовых знаний английского языка, доверить компьютеру-как тренажеру для первичного закрепления языковых навыков и умений.

Благодаря этому меняется роль преподавателя: сокращается время на аудиторное изучение основного материала, больше внимания уделяется коррекции, дальнейшему развитию и закреплению умений и навыков.

Интерес также представляют программы "English For Communication", "The Grammar Rom", "English Reading Club" и другие мультимедийные курсы.

Таким образом, мультимедийные средства обладают огромными учебными возможностями в процессе обучения английскому языку. Все описанные выше характеристики мультимедиа позволяют ей занять достойное место в образовательном процессе и стать не только отличным помощником преподавателя, но и найти достойное применение при самостоятельном изучении английского языка.

Литература 1. Бухаркина М. Ю. Мультимедийный учебник: что это? // Иностранные языки в школе, № 4. 2001. С.29-33. 2. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Изд. центр "Академия", 2001. 256 с. Выходные данные статьи // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. посвящ. 50-летию ф-та иностр. яз. Мордов. гос. ун-та им. Н. П. Огарева / Редкол.: Ю. М. Трофимова (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С. 52-54.

Опыт использования информационно-компьютерных источников
и технологий на учебных занятиях по английскому языку

Егоренкова Юлия Викторовна,
учитель английского языка ГБОУ средняя общеобразовательная школа №145
Калининского района Санкт-Петербурга

В связи со вступлением России в Болонский процесс появилась тенденция построения нового образовательного пространства, характеризующегося переходом от «школы памяти» к « школе мышления», что в рамках реализации программы «Формирование иноязычной коммуникативной языковой компетентности у школьника, как личности», над которой школа работает в последнее время, требует изменений в подходе к обучению английского языка.

Иноязычное образование есть передача иноязычной культуры, духовного богатства народа другой страны, которую способен дать человеку процесс обучения иностранному языку. Сложная задача стоит перед учителем данного предмета: научить школьников на современном этапе развития нашего общества не только говорить, но и мыслить на чужом языке. Учащиеся попадают в иноязычную среду только на уроке, да и среда эта, к сожалению, является в большинстве случаев искусственной. На наш взгляд, в решении этой непростой задачи большую роль призваны сыграть новые педагогические технологии в обучении иностранному языку. Во главу угла ставятся новейшие информационные технологии, которые на уроках повышают мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяя их кругозор.

Что предполагает использование ИКТ на уроке иностранного языка?

Во- первых , наряду с формированием коммуникативных умений гармонично сочетается формирование технических навыков ученика;

Во- вторых , формируется критическое мышление у ребёнка . Процесс обучения становится для него развивающим, если он организован как речемыслительный поиск. Решая речемыслительные задачи, ученики вынуждены пользоваться приёмами критического мышления. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает.

Критическое мышление предполагает новое видение, новое решение, новый подход.

Чтобы методически грамотно и верно выстроить урок для решения данной задачи, мы обращаем внимание на работу с презентациями .

Презентация предполагает использование файлов:

Файлы, несущие информацию. Надписи раскрывают содержание.

- «голые» файлы- учащиеся сами озвучивают картинку на английском языке.

Разновидностью презентаций является создание озвученных фильмов . Это трудоёмкая работа с Интернет. Благодаря данной области информационной технологии можно вести обучение по трём уровням: коммуникация - создание собственной страницы в Интернет; информационный Интернет - источник дополнительного материала при подготовке; публикация - представление результатов своей деятельности, своего исследовательского блока.

Наряду с этим нами используются мультимедийные средства обучения , такие как 1.«Открываем английский для себя», интерактивный курс компании Edusoft Craft Сorporation(Educationforexcellence), уровни 12 компакт дисков. Это диски с набором отсканированных картинок, расположенные в необходимой для них последовательности и закадровое озвучение материала. Особенностью этой программы является приспособленность к различным видам преподавания, таким как

-«демократический» или открытый метод - учащиеся выбирают тему, над которой они хотят работать и способ, которым они хотят работать;

-структурный метод или программированные уроки, рассчитанные на интенсивный учебный процесс. Учащиеся следуют по заданному пути прохождения программы;

-решение коммуникативных задач - учащиеся развивают свои способности в решении задач и установлении связей посредством увлекательной приключенческой игры, основанной на языковом учебном материале;

2. мультимедийная программа DVD Video «Окно в Британию», электронное издание - диски Британия 2005; Это сокращённое электронное издание о стране изучаемого языка, её экономике, культуре, общественной жизни. Это темы, специально отобранные учебным изданием OxfordUniversityPress. Задания и упражнения поободраны по возрастанию уровня сложности. 3.программа « Профессор Хиггинс» - иллюзия живого общения ученика с компьютером в области фонетики и элементарной грамматики.

Почему используется именно такой вариант обучения?

Учителем поставлена задача - формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся средних сельских общеобразовательных школ, а именно формирование социокультурной компетенции, что в наше время актуально и жизненно необходимо. Мультимедийные программы построены с учётом разговорной терминологии и лексико-грамматических структур современного английского языка. Особое внимание обращено на искусство общения - через сотни диалогов, отражающих реальные жизненные ситуации и реальные задания, такие как прослушивание радио - и телевизионных программ, ответы на письма, интервью, просмотр видео роликов.

Какие технологии может использовать учитель в данном процессе?

- разноуровневое обучение , цель которого - обеспечить усвоение материала на уровне возможностей и запросов ученика;

-развивающее обучение , в основе которого лежит проектное обучение;

И, конечно, модульное обучение , при котором учебная задача задаётся через модульную программу, модули, учебные элементы на основе меж- и- внутри дисциплинарности.

К какому результату мы приходим?

2 .Современный видеоматериал является источником разнообразной информации: получение новых страноведческих знаний, совершенствование навыков восприятия спонтанной речи на слух, развитие навыков монологической и диалогической речи. По сравнению с аудиозаписями, видеоматериал считается более разнообразным и интересным в работе. Используя видеоматериалы, я убедилась в том, что они обеспечивают дополнительный стимул для учащихся и повышают их мотивацию, полезны как источник дополнительного материала по теме, для проведения кросс - культурного сравнения, что ведёт к формированию у учащихся критического мышления , столь необходимого для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Критическое мышление. Используя технологию критического мышления на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Для ученика - это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов.

Помимо учебно-информационной ценности, большое значение имеет воспитательный аспект, так как в процессе реализации данной технологии затронуты проблемы твёрдости характера, человеческих отношений. Идёт обучение основам этики при обсуждении культуры, стиля и образа жизни других людей, воспитывается желание общаться, уважение к культуре других стран.

Компьютерные презентации позволяют сделать работу более продуктивной, эстетичной и зрелищной. Воздействие на зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу учащихся, положительно влияет на активность мыслительных процессов. Идёт воспитание культуры умственного труда, культуры извлечения и обработки необходимой информации.

В конце урока все учащиеся обычно отмечают важность и пользу подобных уроков, и выражает желание к дальнейшей работе в данном направлении. Впоследствии они приносят дополнительные материалы к урокам из Интернета и помогают учителю в составлении подобных презентаций. А это ещё один шаг по ступеням развития критического мышления.

И в качестве заключения хотелось бы отметить, что представленные программы являются чрезвычайно полезными и интересными, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать учебный процесс, одновременно сделав его более разнообразным и привлекательным для обучающихся, что даёт нам право рекомендовать использование данных программ в различных видах учебных учреждений для повышения эффективности преподавания иностранного языка.

Важно, что благодаря взаимосвязи всех используемых нами программ с использованием компьютерных средств обучения, ученик формирует сам нестандартные формы ответов, что создаёт предпосылку для овладения творческой речью и помогает сосредоточить внимание не на форме, а на содержании высказывания.

Данная статья может представлять интерес для учителей, которые придают большое значение мультимедийным программам и широко применяют их в процессе обучения учащихся английскому языку. С помощью описанных мультимедийных программ можно формировать, совершенствовать и корректировать слухопроизносительные навыки на английском языке, автоматизировать лексические навыки, а также совершенствовать, систематизировать и восполнять пробелы в грамматических знаниях. Программа “ Click on Russia” может оказать помощь учащимся в формировании социокультурной компетенции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья может представлять интерес для учителей, которые придают большое значение мультимедийным программам и широко применяют их в процессе обучения учащихся английскому языку. С помощью описанных мультимедийных программ можно формировать, совершенствовать и корректировать слухопроизносительные навыки на английском языке, автоматизировать лексические навыки, а также совершенствовать, систематизировать и восполнять пробелы в грамматических знаниях. Программа “Click on Russia” может оказать помощь учащимся в формировании социокультурной компетенции.

В последние десятилетия иностранный язык в России стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур, как средство приобщения к иной национальной культуре. Изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков, привели к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения иностранным языкам на основе уже накопленного отечественного и зарубежного методического опыта. Ведущей целью обучения иностранному языку стало овладение иноязычным общением.

Эти изменения в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения по предмету, учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических "рецептов", жестко регламентирующих деятельность в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе.

Современные технологии - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.

Каждый изучающий английский язык наверняка помнит о нелегком периоде овладения английским произношением. Это не удивительно, ведь человеку, говорящему на русском языке, предстоит научиться распознавать на слух и артикулировать в собственной речи новые английские звуки, большинство которых существенно отличаются от звуков русского языка, овладеть специфической интонацией, научиться правильно ставить ударение в слове и во фразе и др.

Полноценная речь на иностранном языке немыслима без автоматизированных произносительных навыков, которые позволяют человеку не задумываться о том, как артикулируется отдельный звук. Особенно это важно в тех случаях, когда качество звука, несущественное с точки зрения человека с родным языком (например, долгота звука), имеет смыслоразличительные свойства и может привести к искажению смысла речи на иностранном языке.

Для преодоления названных трудностей можно прибегнуть к использованию мультимедийных средств, таких, как учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом, в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образы.

В организации учебного материала безукоснительно соблюдаются такие дидактические принципы, как «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Мультимедийная программа «ведет» обучаемого от звука к слову, от слова к фразе и от фразы к сверхфразовому единству.

Особого упоминания, на мой взгляд, заслуживает раздел «Диалоги», где учащийся может найти материал, связанный с одной из тем, указанных в меню раздела, например «Покупки», «Дом», «Телефон» и др. Диалоги сопровождаются переводом каждой из реплик на русский язык, а также ее графиком звучания, который поможет овладеть интонацией данной реплики. Тексты диалогов выверены и озвучены носителями английского языка, поэтому гарантируется полная аутентичность речевого материала.

Разделы «Поговорки» и «Скороговорки» имеют целью обогащение словаря обучаемого и увеличение темпа речи. Скороговорки, например, можно слушать на трех скоростях, постепенно ускоряя темп собственной речи. Как известно, темп речи, приближающийся к скорости естественной речи англичан может служить показателем успешности продвижения ученика в овладении английским языком.

Возможность параллельно с устноречевыми умениями и навыками формировать умения и навыки в чтении и письменной речи делает данную программу полифункциональной. Так, раздел «Диктант» предназначен для того, чтобы обучить правильно распознавать отдельные лексические единицы на слух и писать их. Данный раздел особенно полезен учащимся с несовершенной зрительной памятью, а также на этапе подготовки к обучению чтению. Ведь читая текст, человек обязательно внутренне его проговаривает, поэтому одновременное запоминание написания и звучания слова оказывает неоценимую помощь при обучении чтению.

Составной частью программы является курс по грамматике английского языка. Каждый урок грамматического раздела посвящен одной из грамматических тем, например Present Simple. Урок состоит из двух частей: краткого объяснения данного грамматического явления и серии разнообразных тренировочных упражнений.

Итак, описанная мультимедийная программа характеризуется следующим:

  • занимает определенное место в системе средств обучения в УМК и выполняет функции формирования слухопроизносительных и лексико-грамматических навыков;
  • соответствует перечисленным выше дидактическим принципам;
  • сочетает теорию и практику, что создает предпосылки для формирования языковых и речевых навыков на сознательной основе;
  • продуктивно использует все каналы восприятия: слуховой, моторный, зрительный.
  • построена на полностью аутентичном учебном материале,
  • сочетает обучающую и контролирующую функции;
  • предлагает увлекательную интерактивную форму работы, которая усиливает обучающий эффект и повышает мотивацию обучения в целом.

Известно, учащиеся начального звена отличаются тем, что лучше усваивают материал, представленный им наглядно и красочно. Что можно предложить им в качестве мультимедийного средства обучения? Конечно же, программу под названием «Sing and Learn English”, которая дает им возможность познакомиться с веселыми песенками на английском языке, научиться правильно произносить слова и значительно пополнить свой лексический запас.

Учащиеся средних и старших классов, в которых я работаю, проявляют интерес к английскому языку. Проведя опрос, я пришла к выводу, что многие родители моих учеников тоже заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо знали этот предмет. Как построить обучение так, чтобы стимулировать у ребят еще большее желание говорить и общаться на английском языке и вместе с тем узнавать о прошлом и настоящем, традициях и обычаях, музыке, литературе страны изучаемого языка и своей страны – вот те вопросы, на которые я стараюсь найти ответ.

Благодаря полному представлению о традициях, обычаях, языке своей и другой культуры и формируется целостное представление о мире как об одном большом доме, в котором живут разные народы, отличающиеся друг от друга и в то же время объединенные общими стремлениями к миру, добру и счастью. Эта идея ориентирует меня, как учителя, на формирование у школьников непредвзятого взгляда на мир, на понимание закономерностей глобальных динамических процессов и на умение осуществлять осознанный выбор способа действия с ориентацией на гуманистические ценности.

Не только во всем мире, но и также в России в последнее время происходят колоссальные изменения в политической, экономической и в социальной сфере, и мы интересны иностранцам именно как носители нашей, не знакомой им культуры. Способность представлять свою страну в межкультурном общении становится очень важной и актуальной.

Где получить информацию о своей стране на английском языке? На помощь в этом случае приходит мультимедийная программа “Click on Russia”. Данная программа предоставляет учащимся много разнообразных упражнений на извлечение необходимой информации в ходе прослушивания и чтения текстов о родной стране, ее географическом положении, городах, обычаях и традициях, популярных русских праздниках. Интересными для учащихся являются задания по говорению, например:

  1. Use the map to present Russia to your classmates. Can you find the city you live in on the map?
  2. In pairs think of another emblem of Russia. Draw it and present it to the class.
  3. Do you know any legend of your own town/city?
  4. If you were a ruler of your country, what would you do?
  5. Imagine you are Yuri Gagarin in orbit around the Earth. Describe what you see and how you feel to your partner.

Итак, применение мультимедийных программ на уроках английского языка способствует более эффективному усвоению учебного материала учащимися, содействует развитию социокультурного образования, повышает их мотивацию в изучении английского языка.

Литература


1. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ – 2001, №4, с. 29-33.

2. Грейдина Н.Я., Миракян З.Х. Как профессор Хиггинс помогает изучать английский язык. // ИЯШ – 2001, №6, с. 96-100.

3. М.З. Биболетова Мультимедийные средства как компонент УМК “Enjoy English” для средней школы. // ИЯШ – 1999, №3, с. 95-98

4. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. // ИЯШ - 2002 , №2. с. 43-47

5. Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. // ИЯШ – 2002, №2, с. 41-43

6. Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка // ИЯШ – 1997, №5, с. 40-44

7. Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. // ИЯШ – 1997, №3, с. 10-13


Похожие публикации