Подворные переписи. Перепись населения

Когда с завоеванием Лифляндии, Эстляндии и Финляндии стало ослабевать напряжение Северной войны, Петру пришлось подумать о постановке созданной им регулярной армии на мирную ногу. Эту армию и по окончании войны надобно было держать под ружьем, на постоянных квартирах и на казенном содержании, не распуская по домам, и нелегко было придумать, куда с ней деваться. Петр составил мудреный план расквартирования и содержания своих полков. В 1718 г., когда на Аландском конгрессе шли мирные переговоры со Швецией, он дал 26 ноября указ, изложенный по его привычке первыми словами, какие пришли ему на мысль. Первые два пункта указа с обычным торопливым и небрежным лаконизмом законодательного языка Петра гласили: "Взять сказки у всех, дать на год сроку, чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том; расписать, на сколько душ солдат рядовой с долею на него роты и полкового штаба, положа средний оклад". Далее столь же неясно указ предписывал порядок своего исполнения, стращая исполнителей конфискациями, жестоким государевым гневом и разорением, даже смертной казнью, обычными украшениями законодательства Петра. […] Для подачи сказок о душах назначен был годовой срок; но до конца 1719 г. сказки поступили лишь из немногих мест, и то большею частью неисправные. Тогда Сенат командировал в губернии гвардейских солдат с предписанием заковать в железа собиравших сказки чиновников и самих губернаторов и держать их на цепях, никуда не выпуская, пока не пошлют в учрежденную для переписи в Петербурге канцелярию всех сказок и составленных по ним ведомостей. Строгость мало помогла делу: подача сказок еще продолжалась в 1721 г. Замедление происходило прежде всего от трудности понять сбивчивый указ, который потребовал целого ряда разъяснений и дополнений. Сперва его поняли так, что он касается только владельческих крестьян; но потом велено было заносить в сказки и дворовых, живших в деревнях, и потребовали дополнительных сказок. Явилась другая помеха: чуя, что дело ведет к новому тяжелому налогу, владельцы или их приказчики писали души не сполна, "с великой утайкой". К началу 1721 г. раскрыто было более 20 тысяч утаенных душ. […] Наконец при помощи строжайших указов, пыток, конфискаций, которыми смазывали ржавые колеса правительственной машины, к началу 1722 г. насчитали по сказкам 5 миллионов душ. […] Вторичная ревизия сказок открыла огромную утайку душ, доходившую в иных местах до половины наличных душ. Первоначально сосчитанной сказочной цифрой в 5 миллионов стало нельзя руководиться при разверстке полков по душам. […] Ревизорам наказано было "всеконечно" кончить свое дело и вернуться в столицу к началу 1724 г., когда Петр указал начать подушный сбор. Никто из них к сроку не вернулся, и все заранее уведомили Сенат, что дело к январю 1724 г. не кончат; им пересрочили до марта, а правильный подушный сбор отложили до 1725 г. Преобразователь так и не дождался в шесть лет конца предпринятого им дела: ревизоры не вернулись и к 28 января 1725 г., когда он закрыл глаза. […]

http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec63.htm

Подушная перепись довершила жестокое упрощение общественного состава, произведенное распоряжениями Петра: все промежуточные слои были без внимания к действовавшему праву втиснуты в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей, причем в первое из этих состояний вошли однодворцы, черносошные крестьяне, татары, ясашные и сибирские пашенные служилые люди, копейщики, рейтары, драгуны и т. п. Область крепостного права значительно расширилась, но потерпело ли крепостное право какое-либо изменение в своем юридическом составе? […] Недостаток закона открывал широкий простор практике, т. е. произволу сильнейшей стороны – землевладельцев.

[…] Крепостное состояние обращено было к Петру не правовой, а только фискальной своей стороной, и здесь он хорошо понимал свой казенный интерес. […] Но зато Петр положил податную таксу на право рабовладения, обложив всякую мужскую холопью душу государственным тяглом под ответственностью владельца. Петр думал о своей казне, а не о народной свободе, искал не граждан, а тяглецов, и подушная перепись дала ему не одну сотню тысяч новых тяглецов, хотя и с большим ущербом для права и справедливости. При всей видимой финансовой нерациональности своей подушное обложение, однако, в XVIII в. оказало благоприятное действие на сельское хозяйство. […] Со времени Петра подушный налог, оторвавшись от земли, все крепче привязывал крестьянский труд к земле. Благодаря подушной подати, не ей одной, но во всяком случае и ей. Русская земля в XVIII в. распахалась, как не распахивалась никогда прежде. Таково значение подушной подати: не будучи переворотом в праве, она была важным поворотом в народном хозяйстве.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec63.htm

ВВЕДЕНИЕ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ

С 1678 по 1724 год существовало подворное обложение. Это означало, что единицей обложения крестьян и горожан был «двор». Иначе говоря, переписчики объезжали деревни и города и переписывали не собственно людей, а число дворов, в которых они жили. Так, по каждому населенному пункту или земельному владению (вотчине или поместью), а потом – по уезду образовывалось так называемое «дворовое число», которое и лежало в основе всех податных расчетов.

За годы Северной войны налоги и повинности росли непрерывно и в конце царствования Петра стали для крестьян очень тяжелыми. Множество плательщиков бросали свои хозяйства, дворы и бежали на Дон, за границу, в другие владения. Стала образовываться «убыль дворов». Провести учет пустых, «убылых дворов» было технически очень сложно.

В 1710 году власти все же провели новую подворную перепись, но ожидаемого результата – роста «дворового числа» в сравнении с предыдущей переписью 1678 года – не произошло. Наоборот, оно сократилось на 20%! В 1715 году было решено провести еще одну перепись. И опять неудача – «дворовое число» не превысило прежней величины. Примечательно, что до и его чиновников стали доходить сведения о том, что «дворовая убыль» вызвана не только бегством или высокой смертностью крестьян, но и их упорным нежеланием нести тяжелые повинности. Это было видно уже по тому, что число дворов не увеличивалось, а населенность двора между тем росла. Это означало, что крестьянские семьи не делились, как прежде, и молодые крестьяне не строили собственных дворов, а жили во дворе родителей. И все это делалось для того, чтобы не платить налогов.

В качестве радикальной меры Петр I решил изменить принцип налогообложения и единицей обложения сделать не «двор», а «душу мужского пола». Важно, что Петр I решил провести реформу налогообложения одновременно с реформой содержания армии. Огромная по тем временам 200-тысячная армия вернулась после войны в страну, и ее нужно было где-то разместить, на какие-то деньги содержать. И здесь Петр I опять же прибег к шведскому опыту. С давних пор шведские солдаты жили в тех местностях, где их полки получали деньги на содержание. Это было удобно – деньги от плательщиков поступали прямо в кассы приписанных к ним полков. Петр I решил воспроизвести эту систему.

Двадцать шестого ноября 1718 года был издан указ о проведении в стране подушной переписи. Все помещики и старосты подавали реестры, или, как тогда говорили, «сказки», с указанием числа мужчин, живущих в каждой деревне, селе, вотчине. За 1719 год сказки, в основном, были собраны. Но властям стали известны многочисленные факты жульничества: переписи избежал каждый третий плательщик. Тогда решили собрать специальные военные команды и провести проверку, или, как тогда говорили, «ревизию», числа душ мужского пола.

Проверка населения оказалась делом сложным, и работа ревизоров затянулась до 1724 года. В итоге к 1724 году стало известно о 5 млн 656 тыс. душ мужского пола. К этому времени уже были сделаны расчеты содержания армии. По проекту 1720 года расходы на кавалериста составляли 40 рублей, а на пехотинца – 28,5 рублей; в целом же расходы на всю армию достигали 4 млн рублей. Сумма налога на одну душу определялась путем деления 4 млн рублей на 5,6 млн душ. Получилось, что подушный налог составил 74 копейки. Так начала свою долгую (длившуюся свыше 150 лет) историю подушная система. Она была удобна для властей – сразу же были отменены десятки налогов, податей, меньше стало проблем со сборами и пересылкой налогов в центр. Полки разместились в тех дистриктах, откуда они получали деньги. Полковые офицеры, вместе с выбранными из местных дворян земскими комиссарами, собирали подушину прямо в полковую кассу. В целом подушная подать не была тяжелее подворной, но она все равно оказалась весьма болезненной для плательщиков. Им, как и раньше, приходилось платить за умерших, бежавших, больных. Ведь следующая проверка сказок – ревизия – после 1724 года была организована лишь в 1742 году! Солдаты стали селиться в деревнях, что доставляло больше хлопот для крестьян. Кроме того, с введением подушной подати контроль государства за подданными усилился. Все ведь должны быть записаны в сказки, крестьянину стало трудно выйти на заработки. Об уходе на новое место жительства или работы не приходилось и говорить, так как до следующей ревизии было запрещено покидать те места, где крестьяне записывались в сказки. Податная реформа Петра I – введение подушной подати – имела колоссальное воздействие не только на финансы, но и на социальную структуру населения.

Мы Петр Первый император и самодержец всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая.

Понеже указали мы все армейские и гарнизонные полки, как от квалерии, так и инфантерии разположить на число душ мужеского пола, и содержать оные зборными с тех душ деньгами, и для того збора в земские комисары выбирать самим помещиком, меж себя из лутчих людеи по одному или по два. А каким образом полковником, и офицером, также и комисаром в зборе денег: и в протчем поступать велено, о том даны им инструкции, а для народного известия, чтоб от них никому ни какои обиды и разорения чинено не было, и сверху указу ни чегоб не брали, о том сим нашим указом в народное известие объявить повелели.

1. По чему положено подушных денег

С каждои мужеска пола души, которые по нынешнеи переписке и по свидетельству штап офицеров явились земскому комисару велено собирать на год, по семидесяти по четыре копеики, а на треть года на первую и вторую по двадцати по пяти, а на третью по двадцатипо четыре копеики: а больше того ни каких денежных и хлебных податей и подвод неимать, и платить неповинны; разве что за денги, как в последующем 7-м пункте объявлено: и для таких дел оные указы за нашего императорскаго величества рукою, или за руками всего Сената подписаны, и в народе печатными указы публикованы будут.

2. В которое время те подушные денги збирать

Собирать те денги велено на три срока. А имянно: первую треть в генваре и в феврале, вторую в марте и в апреле, третью в октябре и в ноябре месяцах, не оставливая в доимку ничего, дабы в летние месяцы земледельцам в работе помешательства, а полкам в даче жалованья недостатка не было.

Плакат о зборе подушном и протчем 26 июня 1724 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., 1986. С. 202–203. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/taxes.htm

ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА СКУДОСТИ ДОХОДОВ

Так как главною причиною скудости доходов были злоупотребления при переписи дворов, то Петр решился ввести подушную перепись. 22 января 1719 года был издан указ: ради расположения полков армейских на крестьян всего государства брать во всех губерниях сказки о душах мужеского пола; за утайку душ прикащикам, старостам и выборным людям смертная казнь безо всякой пощады. 19 января 1720 года новый указ: хотя сказки и высылаются, однако в них пишут одних крестьян, а дворовых и прочих не пишут, в чем может быть такая же утайка, как и в дворах бывала, и потому писать всех, кто живет в деревнях. 16 декабря того же года новый указ: назначен был срок подачи сказок 20 июля, и все сказки не поданы, ландраты и комиссары пишут, что помещики, люди их и крестьяне сказок не подают, из дворов бегают и укрываются, вследствие чего у ослушников указа отписать деревни, а самих выслать к розыску. Указ 15 марта 1721 года говорит, что доносители показали утайку до 20000 душ, и потому велено сказать всем землевладельцам, чтоб объявляли об утайке без всякого страха, на виноватых не будет взыскано, в противном случае они подвергаются наказанию по прежним указам.

ПЕРЕПИСЬ ПОДАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ПОВЕРКА – "РЕВИЗИЯ"

До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. По новейшим исследованиям, это произошло так: Петр желал разместить армию на постоянные квартиры в различных губерниях и содержание полков возложить на население того округа, где стоял полк. Для этого признано было нужным высчитать сумму, необходимую для содержания полка, перечислить всех податных лиц в округе и рассчитать, сколько каждое лицо повинно было внести денег на содержание войска. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и ее поверка – "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами.

Всеобщая перепись населения, начатая в 1718 году по велению Петра, тянулась долго - помещики скрывали точное число своих крестьян, на 1721 год утаили один миллион душ мужского пола (считали только мужчин, поскольку с них собирались брать налоги). После всех проволочек и проверок весной 1724 года стало известно, что из более чем пятнадцати миллионов жителей России податное население (то есть без дворянства и духовенства, не плативших налоги) составляло пять миллионов пятьсот семьдесят тысяч душ мужского пола (без Украины, Эстляндии, Лифляндии и не обложенных подушной податью народов Заволжья и Сибири). Из них в сельской местности проживает пять миллионов четыреста тысяч душ мужского пола; крепостные составляют три миллиона сто семьдесят шесть тысяч душ. Закрепощенное состояние большинства русского крестьянства - факт широко известный, как и то, что его беспощадно эксплуатировали дворяне. Обычной была работа крепостного на своего владельца в течение трех и более дней в неделю. Андрей Виниус, один из образованных иноземцев и сподвижников Петра на исходе XVII столетия, заставлял крестьян трудиться на барщине четыре дня в неделю. Среди русских помещиков, по словам И.Т. Посошкова, экономиста времени Петра, автора «Книги о скудости и богатстве», «есть такие бесчеловечные дворяне, что в работную пору не дают крестьянам своим единого дня. Стало быть, - работай на господина, а своя нива стоит нескошенная, неубранная. Чем будет потом жену и детей кормить-поить? Барина это не волнует».

Петр пытался воспрепятствовать такому отношению к крестьянам, разорительному, он это прекрасно понимал, не только для казны, но и для самого помещика: с обнищавшего пахаря нечего будет брать. Инструкция, направленная на места в 1719 году, обязывает воевод защищать крестьян от «беспутных помещиков-разорителей». Но это - одна сторона проблемы. Другая, более существенная, состояла в том, что меры Петра, властей, феодалов по выколачиванию из крестьян бесчисленных поборов, повинности: рекрутская, подводная, постойная, строительная, по рубке леса, работа на заводах и прочая и прочая, все то, что пригибало крестьянина к земле, разоряло его, приводило его к массовой смертности, гибели в походах, побегам, - все это подрывало крестьянское хозяйство, тормозило прогресс сельского хозяйства.

Подушная подать, введенная одновременно с переписью населения, имела одно немаловажное и благотворное последствие: если раньше, при поземельной (посошнои) и подворной (тоже, по сути дела, поземельной) системах обложения крестьянин старался распахивать земли поменьше, то теперь, при взимании налога с души, что не было связано с количеством земли, ей принадлежащей, он распахивает ее как можно больше. Таким образом, в XVIII веке, при Петре и позднее, в хозяйственный оборот вводится большое количество новых земель.

Плакат о зборе подушном и протчем (указ о подушной подати)

До введения новой формы налогообложения в целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 г. выяснилось, что число дворов с 1678 г. сократилось на 20 % (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки («ревизские сказки»), должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти записанного, подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не платили: холопов, «гулящих людей», однодворцев, черносотенное крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству. Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

М.В.Кривошеев

Мы Петр Первый император и самодержец всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая.

Понеже указали мы все армейские и гарнизонные полки, как от квалерии, так и инфантерии разположить на число душ мужеского пола, и содержать оные зборными с тех душ деньгами, и для того збора в земские комисары выбирать самим помещиком, меж себя из лутчих людеи по одному или по два. А каким образом полковником, и офицером, также и комисаром в зборе денег: и в протчем поступать велено, о том даны им инструкции, а для народного известия, чтоб от них никому ни какои обиды и разорения чинено не было, и сверху указу ни чегоб не брали, о том сим нашим указом в народное известие объявить повелели.

По чему положено подушных денег

С каждои мужеска пола души, которые по нынешнеи переписке и по свидетельству штап офицеров явились земскому комисару велено собирать на год, по семидесяти по четыре копеики , а на треть года на первую и вторую по двадцати по пяти, а на третью по двадцати по четыре копеики: а больше того ни каких денежных и хлебных податей и подвод неимать, и платить неповинны; разве что за денги, как в последующем 7-м пункте объявлено: и для таких дел оные указы за нашего императорскаго величества рукою, или за руками всего Сената подписаны, и в народе печатными указы публикованы будут.

В которое время те подушные денги збирать

Собирать те денги велено на три срока. А имянно: первую треть в генваре и в феврале, вторую в марте и в апреле, третью в октябре и в ноябре месяцах, не оставливая в доимку ничего, дабы в летние месяцы земледельцам в работе помешательства, а полкам в даче жалованья недостатка не было.

О подписывании плательщиком платеж свои в приходной книге и о даче отписеи

Когда сколько кто комисару денег заплатит, тогда оному тот свои платеж в приходнои комисарскои книге, которая ему дана будет из Камор-коллегии, с прошивным шнуром и за печатью, под статьею подписать своею рукою: а кто писать сам не умеет, то кому они вместо себя верят. А комисару подписать под тоюж статьею, своею рукою, что он те денги принял, и сверх того давать тем плательщиком, им комисаром, за руками своими отписи, как скоро возможно, без всякои плательщиком волокиты: а ежели комисар, в три дня отписи не даст, то тем плательщиком доносить, в том на них комисаров, полковником: а в необытность их, оставшим офицером, которые должны комисара принудить, дабы отписи даны были немедленно: А буде и от них в том удовольствованы не будут, то просить на комисара управы, у помещиков того уезда, которые ево выбирали, в то время, как оные помещики, по окончании года съедутся в одно место, для выбора, вместо того комисара иного. А на жалованье комисаром, подъячим, на бумагу, на чернила, и на протчие при земском комисаре расходы, и за отписи, при платеж денег брать с рубля по одной денге. И отписи писать на простои бумаге, а не на гербовои: а кроме того ничего отнюдь небрать, под штрафом политическои смерти.

О взятии провианта натурою и о зачете в подушной збор

Когда полки будут стоять на квартирах, и повелено будет брать провиант и фураж натурою, тогда за онои засчитать по настоящим в тех местах ценам справясь с таможенною запискою, токмо выше положенной нижеписанной цены и в дороге время не зачитать. А имянно: за муку по полтора рубли, за крупу по два рубли за четверть, за фураж овса по полтине за четверть, за сено по шти денег за пуд.

О невступлении в помещиковы и крестьянские работы

Ни в какие как помещицкие, так и крестьянские владенья, и в их управления и работы, штап, обор и унтер-офицерам и рядовым не вступать, и помешательства отнюдь не чинить. …

Печатается по: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма.

Версия для печати


Аннотация


Ключевые слова


Шкала времени – век
XVIII


Библиографическое описание:
Ефремова Е.Н. Социальный состав и численность населения тверского посада в 20-е гг. XVIII века (По материалам 1-й подушной переписи) // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): сборник статей / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. П.Н.Зырянов. М., 2004. С. 122-137.


Текст статьи

Ефремова Е.Н.

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ТВЕРСКОГО ПОСАДА В 20-Е ГГ. XVIII ВЕКА

(По материалам 1-й подушной переписи)

Конец первой четверти XVIII в. - время проведения в России податной реформы, заменившей подворное обложение подушным, и реформы городского управления. Важнейшим следствием этих мероприятий явилось изменение социальной структуры русского города. В данной статье мы попытаемся проследить, какие изменения произошли в составе и численности городского общества Твери под влиянием петровских преобразований 20‑х гг. XVIII в.

Проведение налоговой реформы было начато с подушной переписи населения, которая должна была учесть всех налогоплательщиков. Именной указ 26 ноября 1718 г. «О введении ревизии и о распределении содержания войска по числу ревизских душ» в общих чертах наметил характер и цель предстоящей переписи. Указ 22 января 1719 г. «Об учинении общей переписи людей податного сословия, о подаче ревизских сказок и о взыскании за утайку душ» определил категории населения, подлежащие ревизии. В частности, переписи подлежали крестьяне, бобыли, задворные и деловые люди . Впоследствии перечень переписываемого населения был расширен. Так, указ 5 января 1720 г. предписывал включить в перепись дворовых и церковных людей, указ от 23 августа 1721 г. - кабальных людей .

Указом 28 февраля 1721 г. к переписываемому населению были отнесены «посадские и разночинцы, живущие на посадах и в слободах» . С посадских надлежало взять сказки, в которых указать «по именам мужеска полу людей и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами».

Правительство планировало провести перепись в два этапа. На первом этапе предполагалось собрать сказки о податном населении, обработать полученные данные и определить размер подушного оклада. Эти мероприятия заняли по времени три года - 1719-1721 гг. На втором этапе - 1722-1727 гг. - на местах проверялась правильность данных переписи . Ревизию подушной переписи 1719-1721 гг. проводили девять переписных канцелярий или «канцелярий свидетельства душ» .

В Твери первая подушная перепись населения также проводилась в два этапа. На первом этапе были собраны сказки о посадских людях, дворовых людях и работниках. В июне 1722 г. Тверской провинциальной ратушей генерал-майору и лейб-гвардии майору Михаилу Яковлевичу Волкову, возглавлявшему работу канцелярии по ревизии Петербургской губернии, была представлена переписная книга посадских людей, дворовых людей и работников г. Твери, составленная на основе сказок «о душах мужеска полу и о их детях и о свойственниках и о прикащиках и о лавошных сидельцах и о купленых и о наемных работниках и о прочих всякого чина людех», собранных в 1721 г.

В сохранившейся переписной книге 1722 г. описание ведется по посадам, внутри посадов - по приходам. В конце описания посадов приведены сведения о лицах, причисленных после проведения последней переписи, а в конце книги - о выбывших на жительство в другие города и уезды. В основе описательной статьи лежат сведения о главной единице ревизского учета - душе мужского пола (дмп). При проведении ревизии сначала в сказку, а затем и в переписную книгу, включались сведения об имени и возрасте главы семьи, его детей и родственников, крепостных и наемных работников, занятых в его хозяйстве. В начале описательной статьи приводятся данные о главе семьи, его детях и родственниках, затем перечисляются крепостные дворовые люди и, наконец, наемные работники. Сведения о зависимом населении посада не выносилось в отдельную часть книги, как будет при проведении последующих ревизий. Это обстоятельство говорит о близости формуляров первой подушной переписи населения и переписей времен подворного обложения, описательная статья которых содержит в себе сведения о всех лицах мужского пола, проживавших на дворе, независимо от их сословной принадлежности.

В ходе ревизии, т.е. на втором этапе проведения переписи, снова собирались сказки городского населения, составлялись подворные и именные росписи. Повторный сбор сказок посадских людей и разночинцев Твери был осуществлен капитаном Копорского пехотного полка Матвеем Хотяинцовым в 1722-1723 гг. Окончательное освидетельствование сказок посадского населения г. Твери было проведено в марте 1724 г. Свидетельство сказок приказных и домовых служителей, церковнослужителей, солдат, рассыльщиков и кирпичников г. Твери, собранных в 1721 г., проводилось в сентябре 1723 г. генерал-майором М.Я.Волковым, капитанами С.Л.Игнатьевым и М.Хотяинцовым.

На основе освидетельствованных сказок в 1726-1727 гг. были составлены две переписных книги - книга посадских людей и купцов г. Твери и книга служителей тверского архиерейского дома, приказных служителей и их дворовых людей, положенных в подушный оклад на Копорский и Ренцелев пехотные полки.

Таким образом, материалы первой подушной переписи посадского населения Твери, отложившиеся в фонде 350 (Ландратские книги и ревизские сказки) Российского государственного архива древних актов, представлены переписной книгой посадских людей, дворовых людей и работников 1722 г., сказками посадских людей, ремесленников, мастеровых людей и разночинцев 1722-1723 гг., сказками приказных и домовых служителей, церковнослужителей, солдат, рассыльщиков и кирпичников 1722-1723 гг., переписной книгой служителей тверского архиерейского дома, приказных служителей и их дворовых людей, положенных в подушный оклад на Копорский и Ренцелев пехотные полки, 1726 г. и переписной книгой посадских людей и купцов 1722-1727 гг.

Наибольший интерес представляют первичные материалы переписи - сказки, составлявшиеся на отдельное лицо или семью. При проведении переписи правительством не было разработано единых формуляров ревизских документов, поэтому сказки 1‑й ревизии, составленные в различных регионах страны, могут иметь свои особенности.

Сохранившиеся сказки населения тверского посада датированы 1722-1723 гг. и относятся ко второму этапу проведения переписи. По наблюдению М.Я.Волкова, сказки посадских людей, собранные на втором этапе проведения переписи, существенно отличаются от сказок 1721 г. Одним из существенных отличий, отмеченных автором, является то обстоятельство, что при ревизии переписи посадские были обязаны обосновать свое право проживать в городе и свою принадлежность к определенному сословию. Это обоснование они должны были сделать в отношении себя, родственников, крепостных и наемных работников. В тех случаях, когда посадский человек или его предки числились в посаде по переписи 1678 г., то он или ссылался на эту перепись, или указывал, что его дед, отец и он старинные посадские люди этого города. В других случаях посадские люди давали более или менее полную историю своей жизни, связанную с переходом на новые места жительства, из одного сословия в другое, со сменой занятий .

Например, посадский человек г. Твери Иван Иванович Зубчанинов в своей сказке сообщил переписчикам, что «... дед и отец мои были за боярином Никитою Ивановым сыном Романовым жители села Свистунова и в прошлом 157‑м году по указу императорского величества и по строелным книгам по выводу выводчика и строелщика Ивана Истленьева с прочими с таковыми ж ис того села Свистунова жители по торговым промыслам и по ремеслам выведены и причислены к тверскому посаду и в переписных книгах 186-го году он, отец мой Иван, також и я, Иван, во тверской посад написан, а дед мой Козма не написан для того до оных переписных книг умре...»

Эта информация чрезвычайно важна при проведении генеалогического исследования, так как позволяет без привлечения дополнительных источников определить время появления в городе предков взятой для исследования семьи, место прежнего жительства и социальное происхождение.

Важной особенностью сказок жителей Твери 1722-1723 гг. является наличие сведений о роде занятий посадского населения, а для купечества и сведений о размере капитала. Так, купец третьей статьи И.И.Зубчанинов в своей сказке указал: «торгую крупами и толокном на пятьдесят рублев» . Эта информация крайне важна для определения уровня социально-экономического развития Твери первой четверти XVIII в.

Таким образом, сказки населения тверского посада, собранные в 1722-1723 гг., содержат сведения о: 1) составе мужской половины семьи (имя, возраст, указание на степень родства с главой семьи); 2) предках главы семьи - происхождение (чин, прежнее место жительства) и время появления в городе; 3) характере торгово-промышленной деятельности - «на сколько имеет торг или какое ремесло».

Среди сохранившихся материалов 1‑й ревизии г. Твери выделяются две категории сказок - сказки податных и неподатных сословий.

К первой категории можно отнести сказки посадского населения и разночинцев Твери 1722-1723 гг. Сказки систематизированы переписчиками по трем большим группам: 1) 266 сказок купечества; 2) 320 сказок мастеровых и ремесленных людей; 3) 395 сказок «посадских людей, которые кормятся черной работой и Христа ради мирским подаянием и письменной работой», вернувшихся из бегов тверичей и разночинцев.

Подводя итог переписи посадского населения Твери, переписчики отнесли к этой группе купечество, ремесленников, чернорабочих и людей, занятых письменной работой, - всего 2532 дмп (981 сказка), включая крепостных работников и разночинцев - «определенных в посад из разных чинов людей». В Твери число разночинцев, согласно сказкам 1722-1723 гг., было незначительно - 86 дмп (45 сказок).

Вторую категорию сказок составляют сказки неподатных групп населения, которые подверглись переписи ввиду того, что законодательство недостаточно четко обозначило сословия, подлежащие ревизии. Впоследствии состав податного населения был уточнен и в оклад были положены только податные категории, выполнявшие различные государственные повинности еще до проведения 1‑й ревизии. Дворянство же, духовенство и отставные воинские чины, освобожденные от уплаты государственных повинностей, были исключены из числа ревизских душ .

Сказки представителей неподатных сословий Твери 1722-1723 гг. собраны в отдельную книгу, которая включает в себя 280 сказок (871 дмп, включая 154 дворовых): 1) 32 сказки приказных служителей (52 дмп); 2) 160 сказок служителей тверского архиерейского дома (дьяки, подьячие, дети боярские, сторожа, конюхи, приставы, повара, столяры, гвоздари, портные и т.д.) (384 дмп); 3) 23 сказки солдат тверского гарнизона (55 дмп); 4) 8 сказок рассыльщиков (19 дмп); 5) 43 сказки священнослужителей (180 дмп); 6) 14 сказок каменщиков и кирпичников (27 дмп) .

Однако ко времени составления переписных книг 1726-1727 гг. представители целого ряда неподатных сословий, перечисленных выше, были обложены подушной податью. Так, к тверскому посаду в подушный оклад было приписано 128 дмп: солдат тверского гарнизона - 55, каменщиков и кирпичников - 24, «певчих и свистунов, что называются Весна», - 21, рассыльщиков - 15, солдатских детей - 7, отставных сторожей - 6 дмп .

В этот же период в подушный оклад на Копорский пехотный полк, расквартированный в Тверском уезде, была положена большая часть служителей тверского архиерейского дома (314 дмп) : дети боярские - 51, церковные сторожа - 125, конюхи - 29, скотники - 3, приставы - 23, повара - 4, столяры и плотники - 5, закройщики и портные - 10, гвоздари - 4, иконописцы - 5, шорники - 2, оконники - 3, истопники - 2, кузнецы - 2, звонарь - 1, пономарь - 1, хлебный сторож - 1, а также дворовые люди - 43 дмп .

Каково же было общее количество населения г. Твери по итогам 1‑й ревизии? В литературе и письменных источниках фигурируют различные оценки численности населения Твери конца первой четверти XVIII в.

По мнению М.Я.Волкова, к постоянному населению города необходимо относить всех людей (с членами их семей), которые проживали в данном населенном пункте и были приписаны к нему по службе, отправлению религиозного культа и в податном отношении . Исходя из этого определения, к горожанам следует относить как податные, так и неподатные группы населения посада. Сведения о количестве податных и неподатных горожан содержат в себе сказки 1722-1723 гг. Так, согласно сказкам, в Твери проживало 3403 дмп - 2532 дмп податных и 871 дмп неподатных сословий. Однако, данная цифра не включает в свой состав ямщиков, которых в Твери до 20‑х гг. XVIII в. насчитывалось 651 дмп . Таким образом, общее количество населения тверского посада должно было составлять порядка 8,5 тыс. горожан обоего пола, что довольно близко к цифре, приводимой М.Я.Волковым .

Другой, более поздний по времени источник, сообщающий сведения о посадском населении Твери, - переписная книга посадских и купцов 1722-1727 гг. Однако в отличие от сказок 1722-1723 гг. переписная книга содержит сведения только о податном населении города.

Это обстоятельство связано с тем, что в ходе ревизии правительство постоянно уточняло группы населения, подлежащие переписи, в результате чего в итоговых документах были учтены только податные слои населения. Поэтому, рассматривая итоги переписей населения 1719-1858 гг., нужно принимать во внимание, что приведенные в них сведения о количестве городского населения относятся только к его податной части и не включают данные о неподатных категориях горожан (дворянство, духовенство и т.д.).

Составители переписной книги 1722-1727 гг. выделяют следующие категории податного населения тверского посада: 1) купечество первой, средней и меньшей статей - 686 дмп; 2) ремесленники - 912 дмп; 3) чернорабочие - 73 дмп; 4) посадские, которые «кормятся Христа ради мирским подаянием», - 39 дмп; 5) посадские, которые «кормятся письменной работой», - 8 дмп; 6) прописные и вернувшиеся из бегов тверичи - 36 дмп; 7) дворовые люди, причисленные к посаду после 1721 г., - 60 дмп; 8) «свистуны и певчие, что называются Весна», причисленные в подушный оклад в 1726 г., - 21 дмп; 9) приписные к купечеству по торгам и промыслам - 24 дмп (10 крестьян, 1 стрелецкий сын, 8 церковников, 5 иностранных выходцев); 10) приписные в цех - 147 дмп (4 крестьянина, 21 церковник, 2 стрелецких детей, 13 иностранных выходцев, 55 солдат тверского гарнизона, 7 солдатских детей, 15 рассыльщиков, 24 каменщика и кирпичника, 6 отставных сторожей); 11) «разных городов посадские люди, которым повелено быть во Твери до указу в подушном окладе», - 39 дмп .

Таким образом, согласно переписной книги 1722-1727 гг., в Твери проживало 2853 дмп посадских и разночинцев, включая 205 дворовых.

Данные, довольно близкие к сведениям переписной книги, приводит И.К.Кирилов - 2828 дмп . А.А.Кизеветтер, говоря о количестве населения тверского посада, ссылается на Генеральную табель 1738 г., согласно которой итоговая цифра 1‑й ревизии посадского населения Твери - 2846 дмп . Кроме того, автор сообщает еще целый ряд итоговых цифр 1‑й ревизии, в частности: 2716 дмп и 2871 дмп (включая 225 крепостных работников) по документам Главного магистрата и 2857 дмп по ведомости 1728 г., составленной в Тверской ратуше .

Разница в цифрах, сообщаемых различными источниками, вполне объяснима. Дело в том, что выверка сведений, собранных в ходе 1‑й ревизии, проводилась вплоть до начала 2‑й ревизии (1743-1747 гг.) и количество ревизских душ постоянно уточнялось.

Первый окончательный итог 1‑й ревизии для податных сословий был подведен в 1724 г. после освидетельствования сказок. Так, в Твери податное население составило 2532 дмп . Затем эта цифра несколько увеличилась. По данным переписной книги посадских и купцов 1722-1727 гг., составленной не ранее 1726 г., в тверском посаде насчитывалось 2853 дмп .

Однако надо иметь в виду, что, кроме посадских, за сбором подушной подати с которых должен был наблюдать магистрат, представители некоторых податных городских сословий были положены в раскладку на полки. В частности, согласно переписной книги 1726 г., в подушный оклад на Копорский пехотный полк было положено 314 дмп служителей тверского архиерейского дома и 51 крепостной человек приказных служителей Тверской провинциальной канцелярии .

Таким образом, общее количество податного населения Твери по переписным книгам 1722-1727 гг. и 1726 г. составляло 3218 дмп.

В 1747-1749 гг., когда уточнялись результаты 2‑й ревизии и производилось их сличение с проверенными еще раз данными 1‑й ревизии, была составлена «Краткая ведомость коликое число в городе Твери с уездом подлежащих к положению в подушный оклад мужеска полу душ и каких званием по нынешней ревизии явилось и что по прежней переписи состояло...» Согласно этой ведомости, численность податного населения Твери по результатам 1‑й ревизии составила 3257 дмп, что довольно близко к суммарному результату показателей численности податного населения тверского посада по материалам двух переписных книг 1722-1727 гг. и 1726 г. Именно ведомость 1747-1749 гг. использует М.Я.Волков, определяя количество и состав податного населения Твери в 1722-1727 гг.

Довольно интересные наблюдения удалось сделать, анализируя данные сказок 1722-1723 гг., переписной книги посадских и купцов 1722-1727 гг., ведомости 1747-1749 гг. и материалов 2‑й ревизии городского населения Твери. Эти наблюдения помогут раскрыть содержание терминов «посадские», «разночинцы», «купечество» и «купечество в цех», применяемые в делопроизводстве 20-40‑х гг. XVIII в.

Регламент Главного магистрата 1721 г. разделил горожан на две части - «регулярных граждан», образовавших две купеческие гильдии, и «подлых людей» - работников по найму и чернорабочих. К первой гильдии Регламент отнес банкиров, знатных купцов, которые имеют отъезжие большие торги и которые разными товарами в рядах торгуют, городских докторов, аптекарей, лекарей, шкиперов купеческих кораблей, золотарей, серебренников, иконников, живописцев; ко второй - граждан, которые мелочными товарами и харчевыми разными товарами торгуют, а также ремесленников: резчиков, токарей, столяров, портных, сапожников и сим подобных . С образованием в 1722 г. цехов из состава «регулярных» граждан были выделены цеховые . Инструкция Магистратам 1724 г. к числу граждан отнесла «подлых людей», а также те категории разночинцев, которые не занимались торгово-промышленной деятельностью, но были в ходе реформы положены в оклад по данному городу .

Таким образом, в результате реформы городского управления население города, положенное в подушный 40-алтынный оклад, было разделено на две категории - купечество и цеховых.

Выше уже отмечалось, что сказки 1722-1723 гг. и переписная книга 1722-1727 гг. называют посадскими людьми: купечество первой, средней и меньшей статей, ремесленников, чернорабочих, горожан, которые «кормятся Христа ради мирским подаянием и письменной работой», а также их крепостных людей. Общее количество посадского населения, согласно переписной книге 1722-1727 гг., составляет 2573 дмп, а за вычетом 139 дмп дворовых - 2434 дмп. Это число практически повторяет цифру, приведенную в ведомости 1747-1749 гг. для купечества г. Твери, - 2436 дмп .

Таким образом, при сравнении числовых показателей двух источников напрашивается вывод о том, что под купечеством времен проведения 2‑й ревизии (1743-1747 гг.) понимались те же категории населения, которые в первой четверти XVIII в. обозначались термином «посадские». Единственное отличие купечества 40‑х гг. XVIII в. от посадских первой половины XVIII в. заключалось в том, что в его состав не были включены дворовые люди, которые теперь выносились в отдельную группу горожан.

Рассмотрим подробнее, что представляло из себя торгово-промышленная верхушка тверского посада (купечество трех статей), которая вместе с другими посадскими в ходе проведения ревизии вошла в новую категорию населения - купечество.

Торгово-промышленную верхушку посада переписчики подразделяют на «главное тверское купечество, которое имеет торги и промыслы от тысяч до ста рублев,» - 31 семья (76 дмп), купечество средней - 13 семей (37 дмп) и меньшей статей - 222 семьи (573 дмп). Таким образом, купечество всех трех статей было представлено 266 семьями (686 дмп). Необходимо отметить, что сказки посадских 1722-1723 гг. и переписная книга 1722-1727 гг. сообщают абсолютно идентичные сведения о составе и численности купечества тверского посада.

Выше уже отмечалось, что несомненную ценность представляют сведения сказок 1722-1723 гг. о характере предпринимательской деятельности горожан - роде занятий и размере капиталов, находящихся в обороте купечества.

Так, по первой статье объявлен 31 капитал от 110 до 6250 руб., при этом 1 совместный - Якова Ивановича и Дмитрия Дмитриевича Кириловых. Всего 30410 руб. Капиталы в 1000 руб. и выше объявили 7 тверских купцов: братья Матвей Григорьевич и Алексей Григорьевич Арефьевы - по 6250 руб. каждый, Козьма Федорович Ворошилов - 5000 руб., братья Иван Васильевич, Алексей Васильевич и Семен Васильевич Янковские - по 2500 руб., 1300 руб. и 1000 руб. соответственно, Семен Андреевич Волочанинов - 1000 руб. Капиталом в 700 руб. располагал Герасим Федорович Седов, в 650 руб. - Петр Михайлович Вагин, в 600 руб. - Василий Андреевич Волочанинов. Основным занятием названных купцов являлся торг хлебом и пенькой. А.Г.Арефьев, кроме прочего, торговал кожами и салом.

Судя по размеру капитала, вышеназванная группа первостатейного купечества Твери занималась оптовой торговлей «к Питербурху и другим портам», хотя прямое указание на торговлю со столицей имеется только у двух купцов - С.В. и А.В.Янковских.

Торг хлебом являлся основным занятием еще 18 семей первостатейных купцов, капитал которых составлял от 110 до 500 руб. Кроме хлеба торговал рогожами 1 купец, рыбою - 1, пенькой - 3, ращением и продажей солода (промысел и торговля) занималось 2 человека. В качестве подрядчиков, нанимавшихся «отправлять у купецких людей водяным путем припасы до Питербурха» и «в извоз государева провианта», названы 7 тверитян. В лавках и на площадях города торговало 7 купцов первой статьи. Основными предметами их торга являлись хлеб, вино, пряники, сапоги и мелочные товары.

Основываясь на материалах сказок 1722-1723 гг., можно сделать вывод, что торговля хлебом была основным занятием для 28 семей (кроме 3‑х торговавших в лавках) первостатейных купцов Твери, независимо от того, какой характер она носила - оптовый или розничный . Наиболее богатые купцы, капитал которых составлял от 600 руб. и выше занимались оптовой торговлей хлебом и пенькой к портам.

Нужно отметить, что купечество первой статьи довольно активно использовало труд крепостных работников. Согласно переписной книге, за ними числилось 82 дмп крепостных.

Купечество средней статьи объявило 13 капиталов размером от 50 до 100 руб. - всего 1005 руб. Торговлей хлебом занималось 6 семей, хмелем - 2, ращением и продажей солода - 2. Торг в лавке и на площади вели 5 купцов: мелочным товаром - 2, рыбой - 1, шапками - 1, иконами - 1. Трое купцов средней статьи занимались подрядами и «нанимались у купецких людей возить товары и провиант до Питербурха», при этом для Матвея Ивановича Янковского это занятие было единственным (капитал 50 руб.).

К меньшей статье отнесли себя 222 семьи , объявившие капитал от 1 до 50 руб.: 11 семей - по 50 руб., 3 - по 45 руб., 10 - по 40 руб., 1 - 35 руб., 22 - по 30 руб., 1 - 25 руб., 45 - по 20 руб., 18 - по 15 руб., 44 - по 10 руб., 44 - по 5 руб., 10 - по 3 руб., 6 - по 2 руб., 5 - по 1 руб. Всего 3682 руб. Купцы меньшей статьи торговали хлебом - 33, овсом и сеном - 18, хмелем - 5, пенькой - 1, калачами и пряниками - 15, квасом - 3, скотом - 4, сапогами - 4, лаптями - 2, шапками - 1, рукавицами - 1, замками и гвоздями - 2, щепьем - 1, кожами - 1 семья. Среди купцов, торговавших в лавках, преобладали торговцы мелочным товаром - 51, а также рыбой и мясом - 41 семья. Ращением и торговлей солодом занимались представители 14 семей. 3 купцов, кроме торговли, нанимались в подряды к купеческим людям. Торговлю по деревням Тверского уезда мелочным товаром в разнос практиковали 17 человек, торг в харчевне - 2 семьи .

Таким образом, основными предметами торговли тверского купечества, составлявшего торгово-промышленную верхушку посада, являлись разные сорта хлеба, солод, пенька, мясо. Главным занятием первостатейного купечества являлась оптовая торговля к портам, что было вполне закономерно с учетом того, что Тверь являлась важным промежуточным пунктом в торговле центральных районов страны с Петербургом и заграницей .

В основе же деления торгово-промышленной верхушки посада на три статьи лежал принцип тяглоспособности, т.е. разница в хозяйственном положении - размерах «живота» хозяина . На примере тверского посада эта разница четко прослеживается по размерам торговых капиталов купечества: первая статья - от 110 до 6250 руб., средняя статья - от 50 до 100 руб., меньшая статья - от 1 до 50 руб.

Возвращаясь к вопросу о социальном составе городского общества, необходимо отметить, что, согласно указа от 28 февраля 1721 г., кроме посадских людей переписи подлежали и «разночинцы, живущие на посадах и в слободах» . По мнению В.М.Кабузана, разночинцы в XVIII в. представляли собой несколько неопределенную группу населения, в состав которой входили отставные приказные и воинские чины, иностранные выходцы, дети воинских чинов и т.д. М.Я.Волков разделяет разночинцев на две группы - «чиновных» и «безчиновных», относя к первым стрельцов, казаков, драгун, городовых солдат, канцелярских служителей, пушкарей, воротников, казенных ремесленников, ямщиков, ко вторым - пришлых людей, как правило, крестьян, покинувших своих владельцев .

Какие же категории населения составили данную прослойку тверского посада? Судя по материалам 1‑й ревизии городского населения Твери, под разночинцами понимались «разных чинов люди», записанные в посад после первого сбора сказок посадских жителей, проведенного в 1721 г. По сказкам 1722-1723 г., в Твери было 86 разночинцев, причисленных к посаду в купечество, цех или в черную работу. Из 45 случаев записи в тверской посад «разных чинов людей» 11 случаев приходится на выходцев из церковнослужителей, 7 - на иностранных выходцев (польской и шведской нации), 5 - на крестьян, по одному случаю - на выходцев из монастырских слуг и стрелецких детей, 20 - на «разных чинов людей, которым повелено быть в Твери до указу»

Уложение определило права и обязанности тpex основных классов гражданского общества: то были люди служилые, люди посадские, торгово-промышленные и люди уездные, т.е. крестьянство, подразделявшееся на крестьян крепостных и черносошных, государственных, с которыми слились и дворцовые. Но между этими тремя, а с духовенством и четырьмя сословиями оставались промежуточные, межеумочные слои, которые, соприкасаясь с основными классами, не входили плотно в их состав и сами не имели сословной плотности и стояли вне прямых государственных обязанностей, служа частному интересу. То были: 1) холопы полные, вечные, кабальные, временные, и жилые, срочные; 2) вольно-гулящие люди вольница, как их еще называли, составлявшаяся из отпущенных холопов, из посадских и крестьян, бросивших тягло и свое занятие, даже из служилых людей, замотавшихся беспоместных или бросивших свои поместья, вообще из бездомных и бесхозяйных людей, - переходный класс между крепостными и свободными тяглыми людьми; к ним же можно причислить и нищих по ремеслу, многолюдный тунеядный класс, неосторожно расположенный духовенством и мирянами посредством ложно направленной благотворительности; разумеется, я не причисляю к этому классу настоящих богадельных людей, убогих, стариков, старух, находивших приют при церквах и в частных домах; 3) архиерейские и монастырские слуги и служки, из которых первые, служа по управлению церковными землями, очень походили на служилых государевых людей, получали от кафедр и монастырей земельные участки на поместном праве и иногда прямо переходили в государевы служилые люди, а вторые были как бы церковными холопами, хотя служили без крепостей; 4) многочисленные дети духовенства, церковники, как их называли, ждавшие или не находившие себе церковнослужительского места, кое-как перебивавшиеся при церквах около своих родителей, иногда занимавшиеся городскими торгами и промыслами, иногда поступавшие в частное услужение. Между этими слоями по их положению в государстве можно провести такое различие: холопы и церковные служки были лично крепостные люди, не несшие государственного тягла; гулящие и церковники были свободные лица, но также не несли государственного тягла; черносошные крестьяне были также свободные лица, но несли государственное тягло; крепостные крестьяне, а из холопов задворные были несвободные люди, но несли государственное тягло. Людность всех этих переходных слоев, придававших такую пестроту общественному составу, производила впечатление на непривычный глаз: иноземные наблюдатели в XVII в. удивлялись, как много праздного люда в Московском государстве. Эта праздная или непроизводительно занятая масса почти всею тяжестью своего содержания падала на те же рабочие, тяглые классы, из которых и казна извлекала свои доходы, и в этом отношении являлась соперницей государства, перехватывая у него средства, которые могли бы идти на пополнение государственной казны. Петр со своей природной хозяйственной чуткостью хотел пристроить этот люд к настоящему делу, использовать его в интересах государства, для тягла и службы. Солдатской вербовкой и потом подушной переписью он произвел генеральную чистку общества, упрощая его состав.

Вербовка и набор

Вольница и холопство были самыми усердными поставщиками новобранцев, когда начала формироваться регулярная армия. Из этих классов преимущественно набирался первоначальный рядовой персонал гвардейских полков, потом уже получивший шляхетский состав. Для их комплектования Петр даже нарушил крепостное право: боярским холопам разрешено было поступать в них без согласия господ. Из тех же классов преимущественно составились и новые полки, двинутые под Нарву в 1700 г. Перед тем указано было брать в солдаты отпущенных на волю холопов и крепостных крестьян, оказавшихся по освидетельствовании годными к военной службе. Князь Б. Куракин в своей летописной автобиографии записал, что тогда «сказана всякому чину воля, кто хочет в солдаты идти, коли хочет, тогда поди, и многие из домов шли»; тогда же снаряжался балтийский флот; потому «кликали в матросы молодых ребят и набрано с 3000 человек». Так разрежалась густая масса лишних людей в закосневшем от недостатка работы обществе. Чистка была основательная: из десятков тысяч этих боевых охотников едва ли кто воротился домой, лучше сказать, в прежнее бездомное состояние; кто не успел пуститься в бега, все полегли под двумя Нарвами, под Ригой, Эрестфером, Шлюссельбургом, а более всего от голода, холода и повальных болезней. Когда установились периодические рекрутские наборы, они захватили не только тяглых людей, городских и сельских, но и дворовых, гулящих, церковников, монастырских служек, даже подьячих. Так в государственный строй вводилось дотоле чуждое ему начало - всесословная повинность.

Подушная перепись

Подушная перепись была другим и еще более сильным средством упрощения общественного состава. Самое производство ее довольно характерно, ярко освещает приемы и средства преобразователя. Когда с завоеванием Лифляндии, Эстляндии и Финляндии стало ослабевать напряжение Северной войны, Петру пришлось подумать о постановке созданной им регулярной армии на мирную ногу. Эту армию и по окончании войны надобно было держать под ружьем, на постоянных квартирах и на казенном содержании, не распуская по домам, и нелегко было придумать, куда с ней деваться. Петр составил мудреный план расквартирования и содержания своих полков. В 1718 г., когда на Аландском конгрессе шли мирные переговоры со Швецией, он дал 26 ноября указ, изложенный по его привычке первыми словами, какие пришли ему на мысль. Первые два пункта указа с обычным торопливым и небрежным лаконизмом законодательного языка Петра гласили: «Взять сказки у всех, дать на год сроку, чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола, объявя им то, что кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том; расписать, на сколько душ солдат рядовой с долею на него роты и полкового штаба, положа средний оклад». Далее столь же неясно указ предписывал порядок своего исполнения, стращая исполнителей конфискациями, жестоким государевым гневом и разорением, даже смертной казнью, обычными украшениями законодательства Петра. Этот указ задал суетливую работу губернским и сельским управлениям, как и землевладельцам. Для подачи сказок о душах назначен был годовой срок; но до конца 1719 г. сказки поступили лишь из немногих мест, и то большею частью неисправные. Тогда Сенат командировал в губернии гвардейских солдат с предписанием заковать в железа собиравших сказки чиновников и самих губернаторов и держать их на цепях, никуда не выпуская, пока не пошлют в учрежденную для переписи в Петербурге канцелярию всех сказок и составленных по ним ведомостей. Строгость мало помогла делу: подача сказок еще продолжалась в 1721 г. Замедление происходило прежде всего от трудности понять сбивчивый указ, который потребовал целого ряда разъяснений и дополнений. Сперва его поняли так, что он касается только владельческих крестьян; но потом велено было заносить в сказки и дворовых, живших в деревнях, и потребовали дополнительных сказок. Явилась другая помеха: чуя, что дело ведет к новому тяжелому налогу, владельцы или их приказчики писали души не сполна, «с великой утайкой». К началу 1721 г. раскрыто было более 20 тысяч утаенных душ. Воеводам и губернаторам велено было личным объездом на местах проверить поданные сказки. Св[ященный] Синод призвал к содействию этой проверке, ревизии, приходское духовенство, обещая ему за покрытие утайки лишение мест, сана, имения «и по беспощадном на теле наказании каторжную работу, хотя б кто и в старости немалой был». Наконец при помощи строжайших указов, пыток, конфискаций, которыми смазывали ржавые колеса правительственной машины, к началу 1722 г. насчитали по сказкам 5 миллионов душ. Тогда приступили к исполнению 2-го пункта указа 26 ноября, «к раскладке войска на землю», к расписанию полков по душам, которые должны были их содержать. Раскладчиками посланы были в 10 переписанных губерний 10 генералов и полковников с бригадиром. Полки предположено было разместить на «вечные квартиры» поротно, особыми слободами, не расставляя их по крестьянским дворам, для предупреждения ссор хозяев с постояльцами. Раскладчик должен был созвать дворян своего округа и уговорить их построить эти слободы с ротными дворами для офицеров и с полковыми для штаба. Новая беда: раскладчикам велено было предварительно проверить душевые сказки. Это была вторичная ревизия сказок, и она открыла огромную утайку душ, доходившую в иных местах до половины наличных душ. Первоначально сосчитанной сказочной цифрой в 5 миллионов стало нельзя руководиться при разверстке полков по душам. Петр и Сенат обращались к помещикам, приказчикам и старостам с угрозами и ласками, назначали сроки для исправления сказок, и все эти сроки пропускались. Притом сами ревизоры по неясности инструкций или по неуменью понимать их путались в сортировке душ. Недоумевали, кого писать в подушный оклад и кого не писать, и тормошили правительство запросами, да и точных сведений о наличном составе армии у них не было в руках, и только в 1723 г. догадались собрать справки об этом. Однако ревизорам наказано было «всеконечно» кончить свое дело и вернуться в столицу к началу 1724 г., когда Петр указал начать подушный сбор. Никто из них к сроку не вернулся, и все заранее уведомили Сенат, что дело к январю 1724 г. не кончат; им пересрочили до марта, а правильный подушный сбор отложили до 1725 г. Преобразователь так и не дождался в шесть лет конца предпринятого им дела: ревизоры не вернулись и к 28 января 1725 г., когда он закрыл глаза.

Расквартирование полков

Полкам предназначено было своеобразное положение на местах их расквартирования. Большинство помещиков отказалось строить полковые слободы, считая за лучшее разместить солдат по крестьянским дворам. Тогда их обязали к постройке, и она легла новой «великой тягостью» на их крестьян. Начали стройку спешно, вдруг по всем местам, отрывая крестьян от домашних работ. Для покупки земли под слободы обложили души единовременным сбором; это затруднило поступление подушной подати. Вскоре по смерти Петра слободы, которые он велел построить непременно к 1726 г., были рассрочены на 4 года, кое-где начаты стройкой, но нигде не были кончены, и свезенный крестьянами огромный материал пропал; построили только штабные дворы. Все дело велось зря, без соображения средств и последствий. Солдаты и офицеры разместились по обывательским домам в городах и деревнях. Но полки были не просто постояльцами и нахлебниками ревизских душ, на которые они были положены. По странной прихоти усталого воображения Петр усмотрел в них удобное орудие управления и сверх их строевых занятий возложил на них сложные полицейские и наблюдательные обязанности. Для содержания расквартированных полков дворянство должно было образовать из себя уездные сословные общества и для сбора подушной подати ежегодно выбирать из своей среды особых комиссаров, учитывая их на ежегодных съездах с правом судить и штрафовать за незаконные действия. Комиссар обязан был наблюдать порядок и благочиние в своем уезде об руку и даже по указаниям начальства расположенного в нем полка. Полковник с офицерами должен был преследовать воров и разбойников в своем округе, удерживать крестьян от побегов и ловить беглых, искоренять корчемство и контрабанду, не позволять чиновникам губернских управителей разорять уездное население, охранять его от всяких обид и налогов. Полномочия их были так широки, что по соглашению с губернаторами и воеводами они могли отдавать под суд выборных комиссаров, даже наблюдать за действиями самих воевод и губернаторов по исполнению указов, донося о неисправностях в столицу. Если бы эти полки сохранили территориальный состав и были размещены по своим родинам, они, пожалуй, на что-нибудь пригодились бы землякам. Но, оставаясь чуждыми пришельцами, вбитые какими-то клиньями в местное общество и управление, они не могли уживаться мирно с местным населением и ложились тяжелым и обидным бременем не только на крестьян, но и на самих помещиков. Крестьянин не мог уйти на работу в другой уезд даже с отпускным письмом от своего помещика или приходского священника, не явившись на полковой двор, где отпускное письмо свидетельствовалось и записывалось в книгу комиссаром, выдававшим крестьянину пропускной билет за подписью и печатью полковника со взысканием пошлины. Правительство Екатерины I принуждено было сознаться, что бедные крестьяне бегают не только от недорода и подушной, но «и от несогласия у офицеров с земскими управителями и у солдат с мужиками». Но всего тяжелее для населения был сбор подушной при содействии полков. Еще первый указ о переписи 1718 г. возложил это дело на одних выборных комиссаров, без участия полков. Но дворяне надумались выбрать их только к 1724 г. При своей неодолимой вере в офицера Петр в 1723 г. начертал коротенький указ, предписывая из опасения, чтоб комиссары по новости дела «какой конфузии не сделали», на первый год собирать подать с участием штаб- и обер-офицеров, «дабы добрый анштальт внесть». Но это участие продолжено было на несколько лет. Долго после помнили плательщики этот добрый анштальт. Полковые команды, руководившие сбором подати, были разорительнее самой подати. Она собиралась по третям года, и каждая экспедиция длилась два месяца: шесть месяцев в году села и деревни жили в паническом ужасе от вооруженных сборщиков, содержавшихся при этом на счет обывателей, среди взысканий и экзекуций. Не ручаюсь, хуже ли вели себя в завоеванной России татарские баскаки времен Батыя. И Сенат, и отдельные сановники по смерти Петра громко заявляли, что бедным мужикам страшен один въезд и проезд офицеров, солдат, комиссаров и прочих командиров, из которых никто ни о чем больше не думает, как лишь о том, чтобы взять у крестьянина последнее в подать и тем выслужиться; крестьяне от этих взысканий не только пожитки и скот, но и хлеб в земле за бесценок отдают и бегут «за чужие границы». Эти сановные протесты были стыдливым умовением пилатовых рук: почему бы не сказать этого при жизни Петра и ему в лицо? Едва полки стали размещаться по вечным квартирам, начала обнаруживаться огромная убыль в ревизских душах от усиления смертности и побегов: в Казанской губернии вскоре после смерти Петра один пехотный полк не досчитался более половины назначенных на его содержание ревизских плательщиков, слишком 13 тысяч душ. Создать победоносную полтавскую армию и под конец превратить ее в 126 разнузданных полицейских команд, разбросанных по 10 губерниям среди запуганного населения, - во всем этом не узнаешь преобразователя.

Упрощение общественного состава

Отлагая вопрос о финансовом значении подушной подати до чтения о финансовой реформе Петра, скажу теперь о ее социальном и народнохозяйственном действии. Набрасывая свой первый указ о подушной переписи, Петр едва ли ясно представлял себе размеры предпринимаемого дела, и оно расширялось на ходу в силу своей внутренней логики. Петр, по-видимому, имел в виду сперва только владельческих крепостных людей, крестьян и деревенских дворовых. Но, вводя новую податную единицу, ревизскую душу, для этих классов, нельзя было оставить другие при старом подворном обложении. Потому подушная перепись постепенно распространена была на крестьян дворцовых и государственных, на однодворцев, на тяглых посадских людей. Особенно важно было распространение переписи на промежуточные классы. Здесь в произвольном распоряжении человеческой личностью законодательство Петра далеко превзошло его предшественников. В 1722 г. велено было писать в подушный оклад живших при церквах сыновей, внучат, племянников и прочих свойственников, «прежде бывших и ныне при церквах не служащих попов, дьяконов, дьячков и пономарей», прикрепляя их ни за что ни про что к владельцам, на землях которых те церкви стояли, а где погосты «особь стоят», не на владельческой земле, таких церковников приписывать к прихожанам, к кому они похотят, - на каких условиях, указ не поясняет. Не лучше поступил закон и с вольницей. По указу 31 марта 1700 г. принимали в солдаты холопов, бежавших от своих господ и пожелавших вступить в военную службу, а по указу 1 февраля того же года вольноотпущенных и кабальных, по закону вышедших на волю за смертью господ, по осмотре в случае годности велено записывать в солдаты. По указу 7 марта 1721 г. тех из них, которые с 1700 г. еще не подвергались осмотру, предписано было ревизорам осмотреть и годных зачислить в солдаты, а негодным под страхом галер определиться «в другие службы или к кому в дворовое услужение», чтоб никто из них в гулящих не был и без службы не шатался, а кто из годных в солдаты не пойдет и пожелает опять поступить к кому в холопы, приемщик же будет просить взять у него в солдаты другого годного к службе человека взамен принятого, такого заместителя брать в солдаты. Кабальный человек старика мечтал уже о скором выходе на волю по смерти барина, перешагнув через рекрутский возраст; но барин принял другого кабального, годного к солдатской службе, и мечтатель против своей воли и вопреки кабальному праву попадал в бессрочную солдатскую службу, которая ничем не была лучше холопства. Или солдат, или холоп, или галерный каторжник - таков выбор карьер, предоставленный целому классу вольных людей. Решительно поступлено было и с холопством. Два вида его, задворные и деловые люди, устроенные на пашне, с поземельными наделами, еще задолго до подушной переписи были поверстаны в тягло наравне с крестьянами. Теперь и остальные виды холопства, юридические и экономические, слуги светских господ и духовных властей, дворовые пашенные и непашенные, городские и сельские сбиты были в одну юридически безразличную массу и резолюцией 19 января 1723 г. положены в подушный оклад наравне с крестьянами, как вечные крепостные своих господ. Холопство, как особое юридическое состояние, свободное от государственных повинностей, исчезло, слившись с крепостным крестьянством в один класс крепостных людей, который господам предоставлено было устроять и эксплуатировать экономически по своему усмотрению.

Крепостное право и подушная перепись

Подушная перепись довершила жестокое упрощение общественного состава, произведенное распоряжениями Петра: все промежуточные слои были без внимания к действовавшему праву втиснуты в два основных сельских состояния - государственных крестьян и крепостных людей, причем в первое из этих состояний вошли однодворцы, черносошные крестьяне, татары, ясашные и сибирские пашенные служилые люди, копейщики, рейтары, драгуны и т.п. Область крепостного права значительно расширилась, но потерпело ли крепостное право какое-либо изменение в своем юридическом составе? Здесь совершился целый переворот, только отрицательного свойства: отмена холопства, как нетяглого состояния, не была упразднением неволи холопов, а только их переводом в государственное тягло, причем исчезли ограничения неволи, заключавшиеся в условиях холопства кабального и жилого; записка в подушную сказку землевладельца стала крепостью, заменившей служилую кабалу и жилую запись. Этот переворот, впрочем, подготовлялся на протяжении 70 лет до первой ревизии. Мы уже знаем, как плохо была выражена сущность крепостной неволи крестьян в Уложении и какими чертами все-таки отличалась она в ту эпоху от неволи холопьей (лекция XLIX). Дальнейшая судьба крепостного права после Уложения и определилась плохой постановкой этого института в кодексе 1649 г. По Уложению крепостной крестьянин крепок лицу владельца под условием земельного надела, а не земле под условием зависимости от землевладельца в пределах поземельных отношений, и только поземельных. Потому дальнейшее законодательство разрабатывало не пределы и условия крепостного права как права, а только способы эксплуатации крепостного труда, и эксплуатации двусторонней: фискальной со стороны казны и хозяйственной со стороны землевладельца. В крепостном владении со времени Уложения являются не хозяева и сельские рабочие как юридические стороны, а поработители и порабощенные, повинные платить произвольно налагаемую контрибуцию господам и их вождям, составлявшим правительство. Потому правительство расширяет или допускает расширение полицейской власти помещика над крепостными, чтобы сделать его своим финансовым агентом, податным инспектором крепостного труда и блюстителем тишины и порядка в готовой разбежаться деревне, а помещик донимает свое дворянское правительство челобитьями о принятии более строгих мер для возврата своих беглых крепостных. Недостаток закона открывал широкий простор практике, т.е. произволу сильнейшей стороны - землевладельцев. С Уложения наблюдаем двойной процесс в крепостном состоянии под действием практики: раньше выработавшиеся юридические виды холопства смешиваются в хозяйственных состояниях, в какие попадают холопы, и в то же время сглаживаются черты, отличавшие крепостное крестьянство от холопства. Вопреки Уложению крестьян переводят во двор, а крестьянских детей, взятых во двор, указ предписывает по смерти господ отпускать на волю, как кабальных детей; задворные люди из полных и кабальных холопов перекрепляются своим же господам на условиях крестьянской ссудной записи и вместе с дворовыми людьми, устроенными на пашне, зачисляются в государственное тягло; являются деловые и задворные холопы из крестьян, а кабальных и старинных людей господа сажают в крестьяне со ссудой и с правом при переходе имения в другие руки перевозить этих крестьян с их животами куда захотят. Уже к концу XVII в. в кругу поземельных отношений все виды холопства стали сливаться в одно общее понятие крепостного человека; подушная перепись только утвердила фактическое положение, созданное не контролируемой никем практикой. С другой стороны, тоже вопреки Уложению помещики присвояют себе уголовную юрисдикцию над своими крепостными с правом наказывать по усмотрению. Из частных дел конца XVII в. узнаем, что за покражу двух ведер вина у приказчика, за составление челобитной барину от имени всех крестьян села посадить их по бедности и малоземелью на оброк «противу их мочи» и переменить приказчика, за выражение крепостного, что он барину не крепок, изрекался приговор: «бить кнутом нещадно, только лишь чуть душу в нем оставить». Крестьянское крепостное общество еще держалось, но уже без действительной силы, только как вспомогательное следственное средство помещичьей власти: барин предписывал «сыскать всеми крестьяны» и на основании этого обыска изрекал свой приговор. Безнадзорный рост помещичьей власти пробуждал мысль о необходимости законодательного ее ограничения. К концу царствования Петра эта мысль, можно думать, не у одного Посошкова созрела до ясного и твердого убеждения. Крестьянин по происхождению, он смотрел на крепостную неволю крестьян как на временное зло: «Крестьянам помещики не вековые владельцы; того ради они их не весьма и берегут, а прямой их владетель всероссийский самодержец, а они владеют временно». Значит, среди сколько-нибудь мыслившего крестьянства, литературным представителем которого выступил Посошков, еще тлела или уже загоралась мысль, что помещичья власть над крестьянами - не вещное право, как на рабочий скот, а государственное поручение, которое в свое время снимут с помещиков, как снимают должность с чиновника за выслугой лет или за ненадобностью. Посошков возмущается произволом господ в распоряжении крестьянским трудом и имуществом. Он настаивает на необходимости установить законом, «учинить помещикам расположение указное, почему им с крестьян оброку и иного чего имать и по колику дней в неделю на помещика своего работать». Он даже проектирует какой-то всероссийский съезд «высоких господ и мелких дворян» для совещания о всяких крестьянских поборах помещичьих и о «сделье», барщине, как бы обложить крестьян «с общего совета и с докладу его величества». Это было самое раннее сновидение, в котором русскому крестьянину пригрезились дворянские губернские комитеты по делу об улучшении положения крестьян, созванные слишком 130 лет спустя по окончании сочинения Посошкова. Он ведет свой план еще дальше, предлагает совершенно отделить крестьянскую надельную землю от помещичьей и уже не числить ее за помещиками: при «указном расположении» создавались поземельные отношения, напоминающие статьи Положения 19 февраля 1861 г. о временнообязанных крестьянах. Очевидно, начинали подумывать о развязке крепостного узла. От последних лет царствования Петра дошло иноземное известие, что царю не раз советовали отменить рабство, пробудить и ободрить большинство своих подданных дарованием им умеренной свободы, но царь ввиду дикой натуры русских и того, что без принуждения их ни к чему не приведешь, до сих пор отвергал эти советы. Это не мешало ему замечать нелепости сложившегося порядка и в то же время косвенно их поддерживать. Уложение 1649 г. допустило случаи отчуждения крепостных крестьян, подобно холопам, без земли и даже в розницу, с разбивкой семейств. Исключительные случаи развились в обычай, в норму. Петра возмущала розничная торговля крепостными, как скотом, «чего во всем свете не водится и от чего немалой вопль бывает». В 1721 г. он передал Сенату указ - «оную продажу людем пресечь, а ежели невозможно будет того вовсе пресечь, то бы хотя по нужде продавали целыми фамилиями или семьями, а не порознь». Но это был не закон к непременному исполнению, а только добродушный совет в руководство Сенату при составлении нового Уложения, как господа сенаторы «за благо рассудят». Самодержец, не знавший границ своей власти, чувствует себя бессильным перед мелким шляхетством, среди которого была в ходу розничная торговля крепостными. Однако незадолго до того Петр подтвердил свой указ, разрешавший холопам по своей воле вступать в солдаты и предписавший отдавать им жен с детьми ниже 12 лет, но с оставлением более возрастных в прежней неволе. Крепостное состояние обращено было к Петру не правовой, а только фискальной своей стороной, и здесь он хорошо понимал свой казенный интерес. До тех пор правительство и помещик владели крепостным селом как бы чересполосно: первое ведало крепостных крестьян и пахотных холопов, как тяглых, через помещика, как своего полицейского агента, предоставляя нетяглых дворовых в полное его распоряжение с соблюдением ограничительных условий неволи того или другого вида. Теперь это чересполосное владение сменилось совместным. Прежние виды крепостной неволи исчезали вместе с ограничительными условиями, их различавшими: оставались только хозяйственные разряды, сортируемые по воле владельца. Но, расширяя власть помещика, правительство за эту уступку накладывало руку на часть труда нетяглых крепостных. Что же случилось? Холопы ли превратились в крепостных крестьян или наоборот? Ни то ни другое; случилось то же, что было в судьбе поместий и вотчин: из нового сочетания старых крепостных отношений, из слияния владельческих крестьян с холопами и вольницей образовалось новое состояние, за которым со временем утвердилось звание крепостных людей , наследственно и потомственно крепких господам, как прежние полные холопы, и подлежащих государственному тяглу, как прежние крепостные крестьяне.

Народнохозяйственное значение переписи

Из реформы Петра Россия выходила не более, но и не менее крепостной, чем была до нее. Древнерусское право, начав полным, обельным холопством Русской Правды, похожим на греко-римское рабство, потом выработало несколько смягченных условных видов неволи. В XVII в. простор, данный землевладельцам слабыми или сословно-своекорыстными правительствами новой династии, помогал господствующим классам, пользуясь народным оскудением, посредством хозяйственных сделок сглаживать стеснительные для них условия этих видов холопства и даже закрепостить большую часть вольного крестьянства. Законодательство Петра не пошло прямо против этих вредных для государства холоповладельческих стремлений, даже загнало в крепостную неволю целые разряды свободных лиц и уравняло все виды неволи близко к типу полного холопства. Так оно отбрасывало общество далеко назад, к знакомой на Руси исстари греко-римской норме: «Рабство неделимо; состояние рабов не допускает никаких различий; о рабе нельзя сказать, больше или меньше он раб». Но зато Петр положил податную таксу на право рабовладения, обложив всякую мужскую холопью душу государственным тяглом под ответственностью владельца. Петр думал о своей казне, а не о народной свободе, искал не граждан, а тяглецов, и подушная перепись дала ему не одну сотню тысяч новых тяглецов, хотя и с большим ущербом для права и справедливости. При всей видимой финансовой нерациональности своей подушное обложение, однако, в XVIII в. оказало благоприятное действие на сельское хозяйство. Старые прямые налоги, поземельный посошный и сменивший его подворный, в основе своей тоже поземельный, тяжестью своей вынуждали крестьян и землевладельцев сокращать тяглую пашню, наверстывая убыль земельного дохода разными ухищрениями в обход казенного интереса. Отсюда измельчание крестьянских участков, наблюдаемое в XVI и в XVII вв. Когда правительство новой династии с целью приостановить это сокращение запашки перешло от посошного обложения к подворному, землевладельцы и крестьяне, не расширяя пашни, начали сгущать дворы, скучивая в них возможно больше людей, или огораживали по три, по пяти, даже по десяти крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие забирали заборами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись. С переложением налога на души, т.е. прямо на труд, на рабочие силы, должно было исчезнуть побуждение сокращать тяглую пашню; крестьянин платил все те же 70 копеек с души, пахал ли 2 или 4 десятины. В истории русского сельского хозяйства XVIII в. находим указания на этот успех, достигнутый если не исключительно подушной податью, то не без ее участия. В самый момент введения подушной подати Посошков мечтал, как об идеале, чтобы полный крестьянский двор пахал не менее 6 десятин во всех трех полях: такой надел давал всего по 1 1/2 десятины на душу при обычном тогда четырехдушевом составе двора. В конце XVIII в. такие участки являются уже сравнительно мелкими: обыкновенно крестьяне пахали тогда гораздо более, по 10 десятин на двор и больше. Так в древней Руси прямой налог, связанный с землей, отрывал крестьянский труд от земли; со времени Петра подушный налог, оторвавшись от земли, все крепче привязывал крестьянский труд к земле. Благодаря подушной подати, не ей одной, но во всяком случае и ей. Русская земля в XVIII в. распахалась, как не распахивалась никогда прежде. Таково значение подушной подати: не будучи переворотом в праве, она была важным поворотом в народном хозяйстве. Указы о подушной подати не предвидят такого ее действия, но, может быть, при всей тугости правового понимания Петру и на этот раз не изменило хозяйственное чутье; во всяком случае его выручила жизнь, умеющая целесообразно перерабатывать самые рискованные мероприятия законодателей.

Похожие публикации