Пещерный город эски кермен как добраться. Эски-кермен пещерный город

В прошлом году я посетил пещерный город Чуфут-Кале. В этом году мы в самую жару пошли покорять пещерный город Эски-Кермен. Если посещение первого в прошлом году объединили с экскурсией в Ханский дворец в Бахчисарае, то в этот раз день был посвящен только Эски-Кермену. Тем более, что часть пути, около 6 км мы добирались пешком.

Путь был стандартный — доехать на маршрутке до Артбухты, на морском пароме перебраться на Северную сторону и от площади Нахимова на автобусе доехать до села Красный мак, откуда уже пешком добираться до пещерного города Эски-Кермен.

В результате поездки получилось довольно много фотографий, и часть их я вынес в отдельные повествования:

Эски-Кермен основан на труднодоступном плато в начале VI века; по предположению, скифо-сарматами и просуществовал до конца XIV века. Его название в переводе с татарского означает «Старая Крепость» – это один из наиболее живописных пещерных городов. Он расположен в юго-западной части горного Крыма, в 6 км к югу от села Красный Мак, на плато столовой горы, вытянутой по оси.

Пещерный город Эски-Кермен был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы.

Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-Кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами. В течение ряда лет эти лозы изучают сотрудники Крымского сельскохозяйственного института, стремясь восстановить сорта винограда, прожившие сотни лет. Некоторые из них уже используются в качестве селекционного материала для выведения новых сортов винограда.

Выходим из автобуса, наш путь начинается в селе Красный Мак. Село окружено живописной местностью: слева долина с горами-останцами. Вот, например, Узун-Тарла — высится вдалеке слева от дороги на Эски-Кермен.

Справа — скальная стенка с останцами Баш-Кая.

Затем дорога идёт по полю. Хотя недавно прошли дожди, трава на поле начинает подсыхать, в ней огромное количество прыгающих из-под ног крупных кузнечиков и прочей живности .

Солнце немилосердно печёт, и хочется найти какую-нибудь тень, лечь и отдыхать до вечера в прохладе под легким ветерком. Но это только начало пути, впереди ждет целый день, наполненный интересными приключениями.

Интерактивная панорама поля и дороги.

Но вот долгая дорога по жаре близится к концу, и мы подходим к цели нашего путешествия. Уже видны склоны Зангурма-Кобалар — соседней с пещерным городом гряды.

С характерными выемками-гротами на склонах.

А вот и показался Эски-Кермен, точней его северная оконечность. Основная жизнь на нём все-таки происходила в южной части.

В интернете нашел такую схему. Мы подошли к городу с севера (сверху)

Здесь расположен Северный дозорный комплекс. Отсюда наиболее хороший вид вдаль, в чем можно убедиться на следующих фото.

Северный дозорный комплекс, VI — XIII в.в.

В северной части плато Эски-Кермен расположена калитка, укреплённая боевыми площадками и казематами. Напротив неё находится небольшая скала-останец, в которой расположен Северный дозорный комплекс. У подножия останца начинается вырубленная в скале лестница (2 марша, 33 ступени), ведущая на поверхность скалы, обнесенной деревянной оградой. По ходу лестницы расположены два вырубленных в скале помещения: нижнее использовалось в качестве усыпальницы, верхнее как караульная.

С верхней площадки комплекса просматривались северные подступы к городу и весь район предгорий. В эпоху средневековья, Северный дозорный комплекс был соединен с основным массивом Эски-Кермена деревянными мостками.

В этом «камне с дырками» постоянно находилась стража, которая стерегла подходы с севера и в случае опасности должна была подать сигнал.

На вершине Северного дозорного комплекса. Вид на юг, в сторону города.

Кусочек сторожевых пещер и гора Кая-Баш.

Наши «дозорные» машут руками из сторожки.

Снова вид на юг — на одной из скал сбоку притулилась сосна. И растет в висячем положении на вертикальной скале.

Остатки средневековой башни с воротами — замок Кыз-Куле (Девичья башня)

Кажется, башня рядом и к ней можно легко и быстро добраться. На самом же деле на Кыз-Куле можно подняться лишь древней пешеходной тропе с вырубленными в скале ступенями из другого ущелья, расположенного западнее башни. Для этого надо спуститься с северного дозорного комплекса на седловину и свернуть налево, осторожно спускаясь по уступчатому, местами со следами искусственных подрубок, склону. Затем по дороге выйти к бывшему селу Крепкому (сейчас здесь находятся кошары). Отсюда из ущелья можно подняться к замку.

Панорама того, как виделась северная сторона с верхушки дозорного комплекса. Можно приближать и двигать изображение.

Подробнее вид на близлежащую гору

И на долину. По этой дороге мы пришли.

Между Северным дозорным комплексом и основной частью находится глубокая расщелина. И пока я ее фотографировал, сильный ветер отобрал и утащил вниз мою кепку, я даже не успел её подхватить. Бежать за ней тоже было бесполезно — впереди многометровый обрыв. К счастью, Валерка тоже заметил, как она упала, он был ближе к месту падения, на тропинке под дозорным комплексом и нашёл её. Иначе я запросто мог схватить солнечный удар.

Но хватит топтаться у Северного дозорного комплекса, основная часть все-таки дальше. Пройдемся по тропинке у каменистого склона

А вот и одно из первых пещерных сооружений. Примерно так сделанная в скале пещера смотрится изнутри. на месте проема была дверь, да и, вероятно, окно было чем-нибудь закрыто. А круглая дырка в потолке — вероятно для того, чтобы вытягивался дым очага.

Следующий объект — это то, что позволило городу оставаться неприступным долгое время — осадный колодец.

Осадный колодец, VI — IX в.в.

Осадный колодец расположен в северной части восточного обрыва плато Эски-Кермен. Сооружение представляет собой лестничный спуск (6 маршей, 84 ступени), завершающийся каптажной галереей, которая ведет в пещеру, где находился природный источник воды. Общий запас воды колодца составлял около 75 куб.м. Доставка воды на поверхность осуществлялась вручную. Каждый марш спуска завершался площадкой, где могли разойтись водоносы.

Видимо, осадный колодец был сооружен одновременно с крепостью в VI в. Прекращение функционирования сооружения исследователи связывают с намеренным разрушением колодца хазарами. Осадный колодец использовался в качестве источника воды для населения Эски-Кермена в случае длительной осады. В мирное время использовалась дождевая вода, а также вода, поступавшая в город по керамическому водопроводу из балки Бильдеран.

Спускаться ниже караульной камеры (это всего лишь один лестничный пролёт) я не рискнул, дальше ступеньки стерлись, поломались и все больше напоминали детскую горку, по которой легко можно съехать на попе, но сложно подняться обратно. На следующем фото вид из одной из пещер со ступеньками.

Часть города с многоуровневыми пещерами и лестницами между ними

Еще несколько фото города снаружи

И изнутри

Снова вид на юго-восток

Еще несколько видов города

Вид на соседнюю скалу Чупак-Сырт через телеобъектив.

И снова изрытые рукотворными пещерами камни.

Здесь решил засветиться я

Интересная пещера, напоминающая нору — жилище хоббита. С круглым окошком и круглым входом. Жаль, вход загородило выросшее здесь дерево.

На этот камень когда-то вёл деревянный мостик над пропастью. Вот в ту дырку справа.

Крупные пещеры изнутри усиливались колоннами из камня.

Вдоль стен оборудовались специальные ниши для обустройства в них кроватей. В комнатах стражи окно обычно устраивалось у изголовья такой кровати.

Не все пещеры выдержали борьбу со временем. У этой, например, обрушилась крыша.

Вид на север из южной части Эски-Кермен. Где-то там в конце гряды Северный дозорный комплекс.

Здесь мы попадаем в интересное сооружение — пещерный храм. Фрески в нем отколоты вандалами, но некоторые их следы еще видны.

Храм «Успения», XIII в.

Храм «Успения» расположен в восточном обрыве плато Эски-Кермен. Комплекс имеет прямоугольную форму (5,7×3,25 м). Справа от входа расположена алтарная часть. В северо-западной стене вырублена ниша, в которой установлена винодавильня (тарапан). В центре расположена небольшая цистерна для воды. На стенах храма сохранились остатки фресковой росписи. В алтарной части имеются изображения сцены Благовещения, младенца Иисуса с ангелами, Богоматери — Одигитрии. На северо-восточной стене располагалась сцена Сретения, участок стены напротив алтаря занимала большая композиция Успения.

Сооружение церкви датируется XIII в., после гибели города помещение, видимо, приспосабливается для хозяйственных нужд.

В левой части кадра вход в храм, в правой — горная гряда.

Круглое отверстие-дымоход.

Следующая часть — главное защитное и основное населенное сооружение города — комплекс Главных городских ворот

Комплекс Главных городских ворот, VI — XIII в.в.

С южной стороны на плато Эски-Кермен к Главным городским воротам ведет вырубленная в скале колесная дорога, извивающаяся трема маршами. Верхний марш дороги был укреплен протейхизмой (передовая оборонительная стена), от которой сохранилось скальное основание. Проём главных ворот вырублен в скале, над воротами существовала прямоугольная башня, от которой сохранились скальные вырубки. За воротами начиналась главная улица города. В районе колёсной дороги и Главных городских ворот расположен ряд пещерных сооружений различного назначения: боевые казематы, церкви, усыпальницы.

За воротами, в восточной части проезда расположен пещерный храм «Судилище». Комплекс имеет ассиметричную планировку (15×17,5×2 м). В храм ведут три дверных проёма, снабженные пазами для деревянных дверных коробок. Потолок опирается на 4 вырубленных в скале колонны. Алтарная часть, видимо, была расписана фресками. Сооружение храма датируется XI — XII вв., к XIII в. комплекс был соединён с часовней в юго-восточном обрыве плато Эски-Кермен и приобрёл современный облик.

По этим колеям много веков ходили груженые телеги, доставляя продовольствие вверх и результаты труда ремесленников — вниз.

Храм «Судилище». Витя вообразил себя верховным то ли вождем, то ли жрецом и пытается разрулить ситуацию — кого казнить, а кого помиловать.

Время уже близится к вечеру, скоро уходит последний автобус из Красного мака, пора спускаться вниз. По дороге попадается выдолбленный в отдельно стоящем камне храм Трёх всадников.

Храм «Трёх всадников», XIII в.

Храм «Трёх всадников» расположен на юго-восточном склоне плато Эски-Кермен. Церковь, высеченная в отдельно стоящей скальной глыбе, имеет форму трилистника (5,5 x 3,5 x 2,7 м.). Алтарная часть отделена от остального помещения скальным основанием алтарной преграды, на которой размещались деревянные части иконостаса. Вдоль стен храма вырублена скамья. В полу находятся 2 могилы, взрослого и ребёнка. на северной стене расположена фреска, изображающая трёх всадников с нимбами, в кирасах и с развевающимися плащами. Средний поражает копьём змия. Ближний к алтарю держит на крупе лошади фигуру мальчика. Над изображением имеется надпись на греческом языке: «изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов…».

Известно несколько интерпретаций изображенных на фреске святых: Феодор Стратилат, Феодор Тирон и Георгий Победоносец; Георгий в разных сценах; Георгий и местные воины; Георгий, Феодор Стратилат и Дмитрий Солунский. Сооружение храма «трёх всадников» датируется XIII в.

Последний взгляд в противоположную часть долины и двигаемся к месту начала осмотра.

Провожаем группу велосипедистов, которая практически одновременно с нами прибыла в пещерный город, прослушала экскурсию с экскурсоводом и сейчас уезжает обратно.

Нам же предстоит быстро-быстро, местами даже бегом, продвигаться в сторону автобуса. Время впритык, можем не успеть. А солнце палит лишь чуть-чуть слабее, чем в полдень.

Но вот уже знакомые горы Красного Мака. Успели. Автобус не показал нам хвост, была даже еще пара-тройка минут посидеть и допить запасы жидкости. Кстати каждый из нас выпил порядка 3 литров воды за это путешествие.

Время на чтение: 7 минут

Есть регионы, которые богаты историческими, архитектурными и культурными ценностями. А есть регион, который ценность сам по себе – это Крым. По сути Крымский полуостров – сплошной заповедник. Здесь трудно ступить десяток шагов, не натолкнувшись на исторический памятник. Один из таких – Эски-Кермен, вытесанный в скалах город-бастион.

Цитадель Эски-Кермен: рождение, величие и гибель

Собственно, скальные города – не редкость для Крыма. Окутанные тайнами, пронизанные мистикой, они, такое впечатление, хранят до сих пор тени своих жителей – тавров, аланов, готов и эллинов, скифов и сарматов. Особенно остро чувствуется это в Эски-Кермене, одном из самых больших пещерных городов.

Крепостное сооружение на ровном, высоком, хорошо защищенном скалами плато построили, очевидно, еще византийцы в начале VI века для защиты Херсонеса-Корсуни. Впрочем, большую стратегическую роль это укрепление вряд ли играло, и некоторое время спустя, утверждают историки, его захватили хазары.

Однако цитадель на плоскогорье постепенно расширялась, а с ней разрастался и город. В начале XII века, по мнению археологов, Старая Крепость (именно это значит крымско-татарское слово «эски-кермен») простиралась на площади 8,5 гектара и в ней проживало свыше двух тысяч человек. Широкая каменная «столешница» была застроена параллельными друг другу жилыми кварталами, между которыми по достаточно просторных улицах сновали повозки. Остатки храмовых кафедр убеждают, что в Эски-Кермене находился не просто священник, а иерарх, епископ. В эти же годы раздвигается и значительно достраивается базилика. Все говорит о том, что город в горах был важным административным центром.

Поселение окружали мощные природные стены, надежные врата, «вылазные» калитки, башни, боевые площадки и казематы. Остатки ирригационной системы, которые раскопали в окрестностях, и террасы с одичавшим виноградом доказывают, что базой экономики здешнего места служило сельское хозяйство. К слову, древние лозы, попав в руки крымских селекционеров, стали ценным источником для новых сортов винограда.

пещерный город Эски-Кермен - храм Донаторов

Несколько раз жизнь в городе-крепости уменьшалась до крошечной, тлеющей искры. Так случилось в 1299 году, когда войска свирепого Ногая, мстившего за сына, убитого в Кафе, разрушили Эски-Кермен до основания. Не сразу, но город все же возродился после кровавого мщения. Однако ненадолго: в 1399 году после штурма ордынцев хана Эдигея жизнь в пещерном поселении окаменела окончательно, слившись с безмолвными скалами.

"Эски-Кермен" - гроты и гробницы

Сегодня Старая Крепость – музей под небесами. Во-первых, здесь можно посмотреть пещеры, которые в эпоху раннего Средневековья были заполнены ослами и козами, пифосами и амфорами с вином, пращами и луками, овечьими шкурами и черепицей. Таких гротов в городе-призраке почти 350.

Жилые дома на участках, раскопанных археологами, относятся к более позднему времени. Были они двухэтажными, прочными, а обитатели их, как теперь установлено, погибли от пожара. В некоторых подвалах исследователи обнаружили скелеты, в том числе детские – очевидно, именно здесь прятались горожане, надеясь пережить палящую стихию.

Во-вторых, можно побродить у руин базилики, построенной в одно время с первым укреплением. Была она прямоугольной строгой формы, с тремя граненными, полукруглыми абсидами (выступы ниже основного здания) и делилась на три части – нефы. Польский посланник и картограф Мартин Броневский, посетивший это место в 1578 году, писал, что базилику украшали мраморные и серпентиновые колонны. Надо сказать, базилика «умерла» раньше городища – основная ее часть превратилась в кладбище, а в одном из нефов обустроили часовню.

Азартный интерес вызывает у туристов осадный колодец с его атрибутами – крутой и глубокой лестницей из 84 ступеней, 20-метровым тоннелем и шахтой, где накапливалась вода на случай длительной блокады. Воду поставлял источник, «перехваченный» строителями фортификационных сооружений. Колодец этот – настоящий артефакт: подобных не нашли ни в одной византийской крепости, построенной в Крыму для защиты от кочевников.

"Эски-Кермен"- алтари и фрески

Наконец, манят гостей Крыма развалины святилищ. Например, церковь Трех всадников, высеченная в каменной гряде у цоколя крепости. У сакрального этого сооружения два входа, пространство между которыми освещалось из двух окон. В храме находятся две могилы – маленькая, должно быть, детская, и побольше. Возле них выемка для подсвечников и углубление с крестом.

Все наводит на мысль, что предметом поклонения были как раз эти захоронения. У «взрослой» могилы виднеется фреска, давшая храму название: Георгий Победоносец, умерщвляющий змия, и двое всадников слева и справа, причем один из них с ребенком позади. Историки полагают, что фреску создали в честь какой-то битвы – настолько важной для горожан, что некоторых участников ее, вероятно, погибших, причислили к сонму святых. Во всяком случае, и храм, и фреска созданы в период – конец XII века – когда татары вонзались в Крым, как голодные волки в отбившегося от стада оленя.

Еще один храм, более древний, был высечен в одно время с первым укреплением у главных ворот. Он имел три входа, почетное кресло епископа и крещенскую купель. В полу вырублены гробницы. Форма постройки настолько необычная, ассиметричная, что ставила в тупик не одно поколение жителей Крыма: татары, к примеру, назвали это место «Судилищем», полагая, видимо, что здание служило не только для молений, но и других целей. Фрески, которыми были украшены стены этого храма, к сожалению, не сохранились. А вот роспись еще одной церкви, Успения, хоть и частично, но все-таки видна. Жители Эски-Кермена устроили эту часовню… в бывшей винодельне. Точнее так: сначала это была яма для зерна, затем здесь прессовали виноград… А потом помещение приспособили под церквушку.

Это, конечно, не все, что приоткрывает древний город любопытным туристам. Башни, дозорные площадки, лестницы, вырубленные в известняке, бойницы и амбразуры… Здесь каждый камень, каждый обломок древней керамики завораживает и шепчет свою быль – о прежних временах и прежних людях.

Долина дарителей

Совсем рядом с мертвым городом раскинулась долина Черкез-Кермен, где находился еще один храм – Донаторов. Построенный между XII – XIV веками, он будоражит умы сохранившейся фреской, на которой изображена литургия Святого Грааля. «Имя» церкви связано, очевидно, с ее меценатами, ведь «донатор» на латыни значит «даритель». Известный советский историк Николай Репников, производивший в Крыму раскопки, полагал, что церковь Донаторов вместе с долиной и крепостью были некогда единым комплексом. Этот же ученый описал многочисленные фрески, которыми славился храм – все они, по его утверждению, отличались высочайшим мастерством, в котором сквозила старая константинопольская школа. Увы, от рисунков не осталось почти ничего, но зато на месте, где возвышалась некогда святыня, сегодня иногда проводят литургии.

Пещера с интернетом

У «подошвы» Эски-Кермена расположена одноименная турбаза. Это целый ансамбль удобного и, вместе с тем, экзотического отдыха: гостиница предлагает комнаты различной комфортности, а любителям эксклюзива – номер-пещеру в средневековом стиле. Внутри усадьбы расположена также автостоянка, кафе с домашней кухней, зооуголок, в котором охотно забавляются дети, есть баня, палаточный лагерь, лошади для прогулок и водоемы для рыбалки. Чтобы порыбачить на территории базы «от зари до зари», то есть весь день, нужно заплатить 1000 рублей. Улов, а пруды изобильны карпом, толстолобиком и карасем, разрешается лично зажарить на мангале и съесть в беседке на свежем воздухе. Чуть выше крепости, в горах, сверкает небольшое, чистое озеро, где тоже можно попытать счастья с удочкой в руках (200 рублей за день рыбалки).

Эски-Кермен на карте Крыма

Дорога в город-призрак

Из Симферополя к туристической базе, а также к самому Эски-Кермену добираются следующим образом:

  • рейсовым автобусом Симферополь-Залесное до села Красный Мак;
  • рейсовым автобусом Симферополь-Холмовка до конечной остановки или до Красного Мака;
  • электричкой Симферополь-Севастополь до села Фронтового (станция «1509км»), а оттуда – 45-ым автобусом до Красного Мака или Холмовки.
  • От названных деревень, следуя указателям, нужно пройти пешком приблизительно 6 километров.

Из Севастополя можно доехать:
- электричкой Севастополь-Симферополь до Фронтового, а далее – упомянутым выше автобусом 45-го маршрута.

Из Ялты добираться так:

до Красного Мака – рейсовым автобусом Ялта-Бахчисарай, а дальше пешком, согласно дорожным знакам.

Выезд из Бахчисарая:

  • автобусом Бахчисарай-Залесное до Красного Мака;
  • автобусом Бахчисарай-Холмовка до конечного пункта или до Красного Мака.

Проще всего, конечно, ехать в эти заповедные места на автомобиле: из Бахчисарая нужно добраться до села Танкового (это около 14 километров), а дальше проехать к Красному Маку (еще 4 километра).
Перед Красным Маком нужно повернуть направо и подъехать к селу Холмовке. Перед ним – свернуть влево, приблизиться к карьеру, повернуть направо и проследовать до изгороди фермерского хозяйства. В этом месте следует еще раз свернуть влево, в долину, из которой навстречу и поднимется легендарный и величественный Эски-Кермен.

Впрочем, люди, которые выберут общественный транспорт и несколько километров будут топать пешком, ни на минуту об этом не пожалеют: пейзажи вокруг настолько упоительны, что дорога покажется странствием в сказку.

– интереснейший феномен Крымского полуострова. Созданные совместными усилиями человека и природы, они оставили далеким потомкам своих создателей множество загадок. Сюда часто приезжают туристы, желающие попытаться хоть какие-то из них решить. Заброшенные древние крепости служат фоном для съемок фильмов и объектами для кропотливого труда археологов, которые одни только и могут вернуть камню душу и жизнь. Одна из таких фортификаций – пещерный город Эски-Кермен в Крыму.

Где находится городище в Крыму?

Пещерный город расположен на плато в 14 км к югу от . Ближе всего к нему находится поселок Красный Мак. Недалеко расположены также и Залесное. В 4 км от плато Эски-Кермен находится еще один известный пещерный город – .

Эски-Кермен на карте Крыма

История появления: византийская крепость

Вся информация о его истории добыта археологами. В письменных источниках не обнаружено никаких упоминаний о нем, хотя он был достаточно велик, хорошо укреплен и вел активную торговлю. Неизвестно и его настоящее название. «Эски-Кермен» — позднее татарское наименование, оно означает «старая крепость».

Ориентировочно пещерный город возник в VI веке, во время владычества византийцев, просуществовал до рубежа XIII-XIV вв., когда его уничтожили монголо-татарские завоеватели. Жители занимались земледелием и торговлей. В случае опасности он мог дать приют населению ближайших неукрепленных поселений, поскольку был превосходно защищен – взять его штурмом было непросто. Но все же уничтожен он был именно в битве, что доказывает исследование археологами остатков двух жилых домов. Оба сожжены, в одном обнаружены скелеты семьи: мужчины, женщины и ребенка.
Все были зарублены саблями, о чем говорят повреждения костей черепов.

Ныне Эски-Кермен является охраняемым историко-археологическим памятником. Посещать его можно без ограничений, но на территории города запрещены ночевки, разведение огня, любые раскопки (даже просто нарушение целостности почвы) и особенно туристское творчество из серии «здесь был Вася». По популярности в Крыму он уступает только .

Горные кинопробы в пещерном городе

Необычный вид помещений этого городища привлек к нему внимание кинематографистов. К сожалению, востребованности памятника популярность кино никак не способствовала – местность выдавалась за какие-либо другие регионы. Виды из пещерных «окон» часто встречаются в советских и российских приключенческих фильмах, а в «9-й роте» Ф. Бондарчука плато Эски-Кермен играло роль горы Афганистана.

Общее описание крепости

Крепость Эски-Кермен в свое время должна была считаться первоклассной твердыней. Отвесные скалы плато уже сами по себе служили отличной защитой. Город имел и рукотворные укрепления – стены со скальным фундаментом, несколько ворот. На вершине плато сохранились остатки башни, почти традиционно именуемой девичьей (Кыз-Куле). Ученые полагают, что тут имеет место искажение,
а название должно быть Кез-Куле, от слова «глаз», то есть «дозорная башня».

Вероятно, именно такие искажения привели к появлению «девичьих башен» едва ли не во всех крымских средневековых фортификациях. Имелся тут и осадный колодец – очень глубокая шахта с каменной лестницей, на дне которой источник образовал небольшое озеро. Вода тут есть до сих пор.

Сегодня укрепления Эски-Кермен увидеть нельзя. Предположительно, они были снесены еще в VIII веке, после неудачного восстания против хазар. Однако сохранились каменные лестницы, вырубленные в скалах фундаменты и, конечно же, пещеры. Частично они естественного происхождения, кое-где высечены в известняке человеческими руками. Ученые полагают, что в таких гротах горожане не жили, а использовали их в качестве хозяйственных построек, оборонных сооружений, мастерских, церквей и гробниц. Могли они также играть роль подвалов для наземных жилищ.

Чем интересен Эски-Кермен?

Сейчас можно увидеть «главную улицу» города, от которой в разные стороны отходят подземные казематы, спуститься в осадный колодец, побывать в церквях Успения Марии и Трех всадников (вероятно, посвящалась Георгию Победоносцу, а название получила благодаря сохранившимся фрескам, где изображены всадники).

Можно увидеть также многочисленные ямы для хранения зерна (обеспечивались вентиляцией; запасы на случай осады могли сохраняться тут по несколько лет), а на склонах – одичавшие заросли винограда, что возделывали когда-то горожане. Сейчас крымские селекционеры пытаются восстановить сорта.

Для удобства туристов в разных местах развешаны плакаты с описанием основных объектов. Имеется и общая карта поселения. Доступ на Эски-Кермен разрешен как с экскурсоводом, так и без него, но «самостоятельным» туристам следует быть особенно осторожными, поскольку в пещерах можно и заблудиться.

Фото Эски-Кермен весьма известны, но туристы предпочитают делать собственные, что разрешено без ограничений, как и снимать видео. Красота вида и загадочность древнего города располагают к этому, чем и пользуются все приезжие путешественники, решившие покорить древние красоты Крыма.

Как добраться до пещерного города?

Собравшись на экскурсию, следует заранее решить вопрос, как добраться. Пещерный город Эски-Кермен недостижим для транспорта – нахождение там чего-либо на колесах запрещено. Придется доехать на автобусе из Бахчисарая до села Красный Мак, а оттуда идти пешком. Общественный транспорт к этому поселку ходит также из , Севастополя и Ялты.

Некоторые экскурсионные бюро организовывают подвоз туристов к самому подножию плато, но дальше все равно приходится карабкаться пешком. На машине от Бахчисарая придется преодолеть такой путь.

В Крыме есть места, которые завораживают душу. Одно из таких мест - средневековый пещерный город Эски-Кермен, расположенный на юго-западе Крымского полуострова, 14 км южнее города Бахчисарай. Сегодня тихий и безжизненный, в средние века он был крупным центром торговли и ремесел, занимал лидирующее положение среди близлежащих населенных пунктов.

Фото обзор пещерного города:



















История Эски-Кермена

Пещерный город был построен в VI веке византийцами для защиты от набегов на город Херсонес. Со всех сторон городище защищено 30-метровыми скалистыми откосами. Все его пещеры высечены в тверди гор.

В средние века Эски-Кермен был важным культурным, административным и политическим центром юго-запада Таврики. В центре города располагались каменные двухэтажные дома с черепичными крышами и высокими каменными заборами. К сожалению, эти дома не сохранились до наших дней. Поэтому многие туристы ошибочно полагают, что эски-керменцы жили в пещерах.

За свою историю Эски-Кермен пережил два разрушительных нашествия хазар и золотой орды. Второе нашествие под предводительством золотоордынского темника Эмира Ногая стало для крепости губительным. Вскоре после нашествия город опустел. Груды разрушенных камней покрылись мхом и травой, заросли лесом. В 16 веке было забыто наименование городища, поэтому местные жители стали называть его Эски-Кермен, что в переводе с крымско-татарского языка означает «старая крепость».

ВНИМАНИЕ:
В городище снимали красочные эпизоды для художественных фильмов «Финист ясный сокол», «9 рота», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

Достопримечательности Эски-Кермена

В старом городище находятся хорошо сохранившиеся сооружения, возведенные в VI-XII веках.

Это большая каменная глыба, полая внутри, в которой обустроен храм. На одной из стен святилища сохранилась древняя фреска с изображением трех благородных всадников и мальчика.

Оборонительные сооружения.
Система обороны представлена казематами, бойницами, башнями и вылазными калитками. На севере крепости сохранился первоклассный дозорный комплекс, в состав которого входят две пещеры, амбразуры и бойницы.

Осадный колодец -
это сооружение глубиной около 50 метров. В колодец спускается 6 лестничных маршей, которые ведут в зал с водой. Спускаться в колодец нужно очень осторожно, потому что ступени скользкие и стертые на нижних маршах.

Храмовые сооружения.
На территории города сохранились следующие храмовые сооружения:

  • храм с полукруглым постаментом;
  • храм Успенья с потемневшей фреской Богородицы;
  • останки базилики прямоугольной формы с часовней и мраморными колоннами.

Пещера каменного медведя. В одной из пещер Эски-Кермена лежит каменный медведь, покрытый мхом. Вдоль хребта этого великана проходит ложбинка, по которой стекают капли воды, упавшие с потолка. Капли падают даже в самую засушливую погоду.

Видео обзор города:

Как добраться до Эски-Кермена

До средневекового городища можно доехать на автобусе, маршрутке или собственном автомобиле. Добраться прямо до городских ворот не получится, какой-то участок пути все же придется пройти пешком.

Автобусный маршрут

Из Симферополя, Севастополя, Ялты сюда можно доехать на междугородных автобусах, из Бахчисарая - на пригородных автобусах или маршрутных такси. Пункт назначения - села Красный Мак, Залесное, Холмовка или Терновка, расположенные на расстоянии 4-6 км от городища. Дальше придется идти пешком.

Автомобильный маршрут

До городища можно добраться на собственном автомобиле. При отправлении из г. Бахчисарая необходимо:

  • двигаться по трассе Т0117 «Ялта - Бахчисарай» 14 км;
  • перед с. Красный Мак повернуть направо на проселочную дорогу;
  • не доезжая до с. Холмовка повернуть налево;
  • ехать по грунтовой дороге до северного склона плато.
ВНИМАНИЕ: При подъезде со стороны г. Бахчисарая к с. Танковое есть участок бездорожья, изрезанный глубокими рытвинами и канавами. Этот момент нужно учесть владельцам авто с небольшим клиренсом.

Пешие туристические маршруты

Из сел Залесное, Терновка, Холмовка до пещерных развалин проложены пешие туристические маршруты. Самый короткий и интересный маршрут начинается в с. Залесном (3,8 м), самый длинный и скучный - в с. Холмовка (6-7 м).

ВАЖНО:
Каждый туристический маршрут промаркирован цветными указателями, поэтому потеряться здесь почти невозможно. Самый сложный участок - это 0,7 км на подходе к городищу.

Эски-Кермен эски-кермен на карте Крыма

GPS Координаты: N44.6146, E33.6380 Широта/Долгота

Что взять в поход

Для движения по дорогам с земляным, каменным и гравийным покрытием лучше всего подойдет легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой. В теплое время года при себе нужно иметь головной убор и рюкзачок с запасом питьевой воды и бутербродами.

В горах ветрено, температура здесь на 5-10 ◦С ниже, чем у моря. Поэтому туристам с ослабленным здоровьем, которые боятся сквозняков и часто простывают, необходимо взять в дорогу теплую, легкую кофту или ветровку.

January 22nd, 2015

Вот уже несколько раз был в Крыму, и все никак не могу посетить этот пещерный город. Сейчас хотя бы виртуально прогуляюсь по нему и узнаю его историю. Кому интересно, айда со мной …

Пещерный город Эски-Кермен, основанный в начале VI в., был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы.

Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-Кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами. В течение ряда лет эти лозы изучают сотрудники Крымского сельскохозяйственного института, стремясь восстановить сорта винограда, прожившие сотни лет. Некоторые из них уже используются в качестве селекционного материала для выведения новых сортов винограда.

Фото 2.

Эски-Кермен был также важным политическим и административным центром юго-западной Таврики. По археологическим данным, город погиб в конце XIII в. Его разгромил и сжег в 1299 г. золотоордынский темник Ногай. Время довершило разрушение: груды камней покрылись землей, заросли травой и лесом. Польский писатель и дипломат Мартин Броневский, побывавший здесь в 1578 г., нашел одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен – «старая крепость».

К южным воротам города некогда вела дорога. Она проходила по восточному ущелью и с юга поднималась тремя маршами. Hа них и сейчас видны колеи от колес. На третьем марше последовательно размещались двое передовых ворот. Главные ворота находились в начале улицы, в вырубленном массиве скалы. Были они двустворчатыми и открывались внутрь. Над ними возвышалась башня, а по бокам вперед выступали боевые площадки с парапетами. По краю третьего марша и перед главными воротами, огибая выступ скалы, проходила передовая стена (протейхизма). От башни в обе стороны по краю плато шла основная крепостная стена к казематам. Только разрушив протейхизму и овладев передовыми воротами, противник мог подойти к главным. Но тогда он попадал под перекрестный обстрел с надвратной башни, боевых площадок у главной стены.

Фото 3.

От всех этих укреплений ничего не осталось, кроме вырубленных в скале «постелей» для стен да хорошо заметных следов на месте главных ворот. Внизу по бокам видны углубления для столбов, к которым крепилось деревянное полотно, обитое кованым железом, вероятно, такого же типа, как на Чуфут-Кале. Сводчатое перекрытие над проемом ворот было целым еще в начале XIX в. Его видел писатель и академик П.И.Сумароков, побывавший на Эски-Кермене. Небольшие пещерные церкви, усыпальницы, могилы, высеченные в скале внизу, вдоль обрыва, возникли позднее. А по бокам ворот на боевых площадках были построены две малые часовни.

В начале улицы расположены пещеры различного назначения. Одна из них, слева у ворот, – сторожка, другая служила проходом в надвратную башню. Справа – комплекс смежных пещер; здесь был большой храм. Напротив входа – абсида с епископским креслом, справа – скамьи для прихожан, слева – купель. Потолок поддерживали колонны, сейчас они обвалились. Это самая древняя часть храма, возникшая вместе с крепостью. Позднее храм расширили к северу и к востоку, во внешней стене прорубили дверь, из которой вниз вела деревянная лестница. В полу высечены гробницы.

Фото 4.

Осмотрев храм, идите от главной улицы на запад к первому каземату. Он расположен в выступе скалы, нависающей над дорогой и крепость. В стенах каземата – шесть отверстий, скорее всего это амбразуры и бойницы. Через них, возможно, сбрасывали приготовленные камни или стреляли из лука, когда противник появлялся на повороте первого марша дороги. Но основное назначение каземата – защищать подход к расщелине, по которой можно было проникнуть на плато.

Рядом на мыске, с которого к каземату через расщелину вели перекидной мостик и лестница, видны круглые отверстия. Это характерные для раннего Эски-Кермена зерновые ямы, они были возле каждого оборонительного узла. Запасы зерна создавались заранее, возможно, и окрестными жителями, которые тоже участвовали в обороне города. Позднее зерновые ямы превратили в хозяйственные пещеры, а над казематом построили церковь.
Чтобы пройти ко второму каземату, нужно пересечь плато в восточном направлении. Это укрепление состоит из четырех соединенных попарно пещерных помещений с амбразурами и бойницами.

Фото 5.

Далее, по краю обрыва находится небольшой пещерный храм Успенья Божией Матери. На западной его стене заметны фрагменты росписи с изображением Успения Божьей Матери. Фреска датируется концом XIII в. Предполагают, что церковь возникла в то же время.

Отсюда недалеко до третьего каземата, который тоже защищал подступы к расщелине. Его оборонительные пещеры, соединявшиеся переходами и лестницами, вырублены в массиве скалы и в отдельных скалах. В позднее время все помещения были приспособлены для хозяйственных нужд. Рядом с казематом сохранились остатки крепостной стены, сложенной из крупных блоков тесаного известняка. Такая стена шириной в два метра опоясывала Эски-Кермен с юго-запада и востока. Там, где она прикрывала доступ на плато по широким расщелинам или где обрывы были незначительны, стена имела высоту 3 м. В системе обороны стена составляла единое целое с казематами, над которыми проходили парапеты.

Севернее находился четвертый каземат. Его боевые пещеры, coобщавшиеся между собой, расположены в два яруса. Он контролировал расщелины с севера и подступ к восточному проходу в город, где была калитка. К ней по склону горы вела лестница, остатки ее хорошо заметны. В комплекс обороны каземата входили военно-хозяйственные пещерные помещения, зерновые ямы и цистерны. Их вы можете осмотреть, поднявшись по тропе среди зарослей кустарника.

По остаткам укреплений довольно полно восстанавливается система обороны крепости, но о самом городе мало что известно. Раскопано всего два участка с жилыми домами и то позднего времени. Первый участок находится рядом с четвертым казематом, западнее его. Вскрытые раскопками остатки двух домов разделены узким переулком. Археологи установили, что дома погибли от пожара. В подвале одного из них обнаружили мужской, женский и детский костяки со следами сабельных ударов на черепах.

Фото 6.

Второй участок жилых домов, находящийся метрах в ста к северу состоял из трех отдельных дворов, разделенных улицей и узким переулком. Местами сохранилась кладка стен. Дома были двухэтажные, как и на Чуфут-Кале. Установлено, что и эти дома погибли от пожара. В одном из подвалов при раскопках нашли три взрослых и два детских костяка. Люди, по-видимому, спрятались в момент опасности в подвал, и рухнувшее здание завалило их.

На территории дворов высечены в скале подвалы и ямы для хозяйственных нужд.

Отсюда по тропе через заросли леса идите на запад вверх, к развалинам базилики. Она была построена в VI в., одновременно с крепостными сооружениями, но позднее
перестраивалась. В плане храм прямоугольный с тремя абсидами, выступающими к востоку. Внутри они были полукруглые, снаружи – пятигранные. Колоннами здание делилось на три нефа. Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен». Археологи датируют гибель базилики VIII или IX в. Позднее на месте величественного храма в западной части южного нефа появилась небольшая часовня, а остальная территория базилики превратилась в кладбище; к стенам с внешней стороны пристроили усыпальницы.

Для всякой крепости важнейшей является проблема водоснабжения на случай длительной осады. На Эски-Кермене этот вопрос был решен сооружением «осадного колодца». Чтобы его осмотреть, спуститесь вновь на тропу, ведущую вдоль обрыва на север. Пройдя метров сто, у края обрыва в зарослях деревьев увидите четырехугольное отверстие – это вход в колодец. Шестью маршами вниз уходит крутая лестница, высеченная в толще скалы. Она заканчивается каптажной галереей длиной до 10 м, в которую с потолка просачивалась вода. Видимо, здесь из-под скалы вытекал источник, воду которого строители перехватили в толще горы, создав каптажную галерею. По подсчетам, в колодце почти постоянно держалось до 75 кубических метров воды. Этого было достаточно для защитников города и населения на период длительной осады. При разрушении оборонительных сооружений Эски-Кермена у нижнего марша лестницы было пробито отверстие и колодец стал доступным снизу.

Фото 7.

Севернее колодца расщелин нет, а высота обрывов 25 м и более поэтому здесь оборонительной стены не было, а плато пересекала с востока на запад стена необоронительного характера. Эта стена отделяла городские кварталы от обширной незастроенной площади. Пройдя через нее по тропинке, вы достигнете северной границы плато, где находится участок обороны, называемый «дозорным комплексом». Господствуя над расщелиной, он защищал северный вход в крепость.

Для осмотра северного «дозорного комплекса» спуститесь вниз по лестнице и идите вдоль скалы по западной стороне расщелины. В зарослях деревьев есть вход, от которого начинается лестница. Справа по ней – две пещеры. Первая, возможно, была сторожкой, вторая с амбразурой и бойницей, имела боевое назначение. Лестница приводит на площадку, по краю ее глубокие выемки, сделанные, видимо, для крепления стояков деревянных парапетов. Северная часть плато Эски-Кермена заканчивается небольшими, изолированными друг от друга скалами. По вырубкам на них можно судить, что когда-то они соединялись между собой перекидными мостиками. Здесь завершается осмотр Эски-Кермена.

Фото 8.

Постройки Эски-Кермена относятся к двум периодам: VI–VIII вв., когда функционировали оборонительные сооружения города, и IX–XIII вв., когда Эски-Кермен после захвата его хазарами представлял собой большое, почти незащищенное поселение.

Эски-Керменская крепость имела четыре входа. Главный вход был с южной стороны через главные ворота города, к ним вела извилистая дорога, вырубленная в скале. Три пешеходные тропы вели в город с востока и севера.
Отличительной чертой крупных «пещерных город» является их относительно большая площадь (10–5 га) и характерная планировка: городским кварталам отводилась только часть территории, приблизительно 2/3, около главных ворот города. Вторая часть была лишена построек и отделялась от первой стеной необоронительного характера. В период нашествия кочевых племен в таких городах находило убежище не только население города, но и жители прилегающих селений. В мирное время это внутреннее пространство могло служить рыночной площадью, пастбищем и местом стоянок торговых караванов.

Эски-Кермен представлял собой первоклассную крепость своего времени. Она полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлялись к военным сооружениям подобного типа. В Эски-Кермене сочетаются исключительный рельеф местности с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения нападающими стенобитных орудий. Крутые скалы гор делали невозможным нападение при помощи передвижных башен. Господствующая высота, на которой находилась крепость, позволяла даже из обычного лука простреливать все подступы к ней. Кроме того, защитники имели в своем распоряжении более мощное вооружение того времени, например камнеметы, которые устанавливались на площадках выступов скал. Снаряды для них в виде круглых ядер найдены при археологических раскопках.

Фото 9.

И все же основным оружием у защитников крепости были лук, стрелы, праща и крупные округлые камни. Основой обороны крепости были ее боевые стены, наземные башни и характерные только для Эски-Кермена «пещерные казематы». Крепость могла выдержать длительную оборону, так как на ее территории была решена очень важная проблема водоснабжения, благодаря сооружению осадного колодца и цистерн для сбора воды.

Кроме того, обитатели Эски-Кермена на случай длительной осады могли заготовить тысячи центнеров зерна. Для его хранения на многих участках обороны были выдолблены в скалах зерновые ямы, сохранившиеся до наших дней.

Все это вместе взятое позволяет говорить об Эски-Кермене как о мощной оборонительной крепости VI–VII вв., которая была способна противостоять даже сильному противнику, располагавшему всей мощью военной техники того времени.

Но Эски-Кермен был не только военной крепостью. Одновременно он был крупным центром ремесла и торговли. Основу же экономики города составляло сельское хозяйство. В плодородных долинах занимались виноградарством, огородничеством, садоводством. Об этом свидетельствуют обнаруженные археологами давильни для винограда, а также следы террасировки участков под виноградники и одичавшие кусты винограда в окрестностях Эски-Кермена.

Мощная оборонительная система, развита по тому времени экономика, выгодное местоположение - все это сделало Эски-Кермен важным политическим и административным центром юго-западного Крыма. И эта роль его сохранялась до конца VIII в., когда произошло событие, резко изменившее судьбу города.

Таким событием было восстание местного населения в горном Крыму против господства хазар. Восстание произошло в 787 г. на большой территории. Возглавил его епископ Иоанн Готский. Захары подавили восстание и подчинили себе весь юго-западный Крым. Не нуждаясь в крепостях, они разрушили оборонительные сооружения Эски-Кермена. Но жизнь в Эски-Кермене не прекратилась. Город продолжал существовать еще на протяжении 500 лет уже как открытый населенный пункт. Оборонительные пещеры были приспособлены для хозяйственных нужд: как кладовые, стойла для скота, а также под церкви, часовни, усыпальницы.
Окончательно Эски-Кермен был разрушен в 1288 г. ордами эмира Ногая. Было уничтожено почти все его население. После этого город уже не возродился. Время превратило его в груды камней, покрытые землей, заросшие травой и кустарником. Имя города было забыто. Когда здесь побывал Мартин Броневский, он нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен, что в переводе с тюркского означает «Старая Крепость».

Фото 10.

О былом величии города напоминают руины базилики, осадный колодец, остатки жилых кварталов, многочисленные пещерные сооружения, их в Эски-Кермене сохранилось около 400.

Большой интерес представляет собой храм Трех всадников. Он вырублен в крупном обломке скалы у подножия Эски-Кермена. Храм имеет два входа. Между входами вдоль
стен - высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами.

Фото 11.

Фото 12.

Фреска рассматривается исследователями как памятник в честь сражения, видимо, настолько серьезного, что некоторые его участники были приравнены к святому Георгию - общему покровителю всех защитников Отечества.

Всадники справа и слева от него могли быть образами местных героев, считавшихся святыми и погребенными здесь. Возможно, воины-герои прославились в сражении, а затем были причислены к лику святых, и в их честь построили храм Трех всадников. Храм датируется XII - началом XIIIв., когда над Крымом нависла угроза нашествия татар и в связи с этим усилилась религиозная пропаганда идеи защиты Отечества. Тогда же и была нанесена роспись.

Юго-западнее храма Трех всадников, на южной окраине Эски-Кермена находились главные ворота города. Но, прежде чем подойти к ним, нужно было преодолеть сложную систему их защиты.

По склону горы к главным воротам города подходила дорога. Ею на протяжении нескольких веков пользовались жители этого города. О ее древности свидетельствуют сохранившиеся до наших дней глубокие колеи, выбитые в монолите скалы транспортом того времени: средняя выбита копытами лошадей, две боковые - колесами. Ворота являлись наиболее уязвимым местом в крепости, поэтому древние строители всегда уделяли большое внимание этому объекту. Создавалась мощная, хорошо продуманная оборонительная система не только непосредственно у ворот, но и на подступах к ним, преодолеть которую представляло большие трудности для врага.
Прежде чем подвести к воротам, дорога делает несколько поворотов. Сначала она подходит к подножию западного пещерного каземата. Из амбразур этого каземата на головы противник сбрасывалась лавина камней.

Фото 13.

О надвратных постройках судить трудно, так как от них почти ничего не осталось, но по сохранившимся вырубкам в скале, т. н. «постелям», и по уцелевшим к моменту раскопок камням можно составить представление о всем сооружении.

Любитель древностей путешественник П. Сумароков, посетив Эски-Кермен в начале прошлого века, писал: «При входе к нему просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден складенный из камней свод…» Сейчас свода нет, но можно предположить, что он составлял единое целое с надвратной башней. На восток и запад от башни отходили основные крепостные стены, толщина которых составляла около 2 метров. Перед стенами, на верху скалистых мысков, выступающих по обеим сторонам въезда в город, были боевые площадки с парапетами, с которых обороняли подступы к главным воротам.

У главных ворот - большой пещерный храм с крещальней. Он был высечен в скале одновременно со строительством оборонительных сооружений в VI–VII вв. Храм имел два входа со стороны коридора главных ворот и окно между ними. Против входа - алтарь. По полукружию алтарной ниши идет ступенчатая скамья, т. н. синтрон, с епископским креслом посредине. Алтарь отделялся от храма основанием алтарной преграды. В средней ее части - порог «царских врат», а по бокам - пазы для установки частей деревянного иконостаса. Алтарная часть была расписана фресками, к сожалению, они не сохранились. Наверху в потолке было высечено кольцо для светильника. Рядом с алтарем - ниша, скорее всего для молитвенников. Справа от входа - скамья для прихожан. Слева от алтаря находилась купель или крещальня. Алтарь, купель и скамьи - это самая древняя часть храма, позднее храм был расширен в северную и восточную стороны.

На западной окраине плато находился пещерный каземат, прикрывавший подступы к главным воротам. От главных ворот по изгибу скалы к нему подходила крепостная стена. Размещался каземат в выступе скалы, нависающей над началом первого отрезка дороги. Устройство его следующее. В толще скалы вырублена большая пещера. Потолок ее поддерживает массивный опорный столб. С площадки соседней скалы в эту пещеру вела лесенка, с нижней площадки которой через расселину перебрасывались в древности деревянные мостики.

Фото 14.

Пещера имела два боковых отделения. В стенах каземата шесть отверстий. Три большие окнообразные амбразуры, сейчас сильно разрушенные выветриванием, когда-то имели вид прямоугольных окон, расположенных на уровне пола. У некоторых из этих амбразур еще сохранились следы заплечников, свидетельствующие о том, что они закрывались дощатыми заслонами. Амбразуры эти широки и поставлены низко. Из них можно было стрелять из лука, став на колено. Но основное их назначение было другое: через них скатывали камни на неприятеля, пытавшегося проникнуть на плато.

Боковые вспомогательные помещения каземата представляли собой: правое - кладовую, в полу которой вдоль стен хранилось до полутора десятков углублений для установки пифосов с запасами продовольствия и воды: левое - небольшую казарму, где на скамьях, вырубленных в скале вдоль стен, могли отдыхать защитники крепости.

На верхней площадке соседнего мыска, с которого в пещерный каземат вела лесенка, в скале было высечено 10 зерновых ям. Для раннего Эски-Кермена это характерно. Возле каждого оборонительного узла располагались зерновые ямы. Запасы создавались заранее, видимо, окрестными жителями, так как они тоже принимали участие в обороне города. После гибели укреплений зерновые ямы были расширены и превращены в пещеры для хозяйственных нужд. Тогда же над казематом была построена наземная церковь, от нее сохранился престольный камень. В городе было несколько пещерных храмов. В некоторых из них сохранилась фресковая живопись.

Интересен в этом отношении храм Успения. Он имеет некоторые особенности в устройстве: необычное расположение и размеры алтарной части не прямо, а вправо от входа. Алтарь устроен в углу, он очень мал и тесен, имеет форму ниши-абсиды, миниатюрный престол в виде тумбы стоит впритык к стене. В престоле небольшое углубление для мощей. Перед нишей в стене и в полу вырублены пазы и гнезда для деревянного ограждения, возможно иконостаса.

При внимательном рассмотрении деталей устройства храма становится очевидным, что для храма приспособлено помещение, ранее предназначавшееся для иной цели. Вначале здесь была зерновая яма (в потолке просматривается перекрытое каменной плитой отверстие), затем цистерна для воды. Когда боевые стены утратили свое значение и были разобраны, цистерну расширили и сделали здесь винодельню. В западном углу был высечен тарапан для прессования винограда, сок которого стекал в емкости, установленные в большой прямоугольной вырубке. Затем здесь возникает храм. Тарапан небрежно стесали и замаскировали скамьей для прихожан. Выемку в полу засыпали, в правом углу вырубили алтарную нишу.

Датирующим моментом храма является его роспись. Сохранилась она частично. В алтарной нише - изображение Христа в пурпурном плаще, восседающего на золотисто-желтом троне, и двух фигур в рост: слева - дева Мария, справа - апостол. Роспись северо-восточной части храма (стена рядом с алтарем) почти не сохранилась. На потолке - сцена Крещения и Рождества.

На северо-западной стороне стены (напротив входа) сохранилась большая фреска Успения, давшая название храму в наши дни. Выполнена она по сырому известковому грунту. Композиционным центром является распростертая на ложе фигура Богоматери со сложенными на груди руками. Ее окружают плачущие фигуры. Ангел с мечом преследует нечестивого. Роспись датируется концом XII - началом XIII в. К этому же времени относится и возникновение храма.

Вдоль восточного обрыва плато расположен ряд оборонительных казематов, которые вместе с крепостной стеной составляли единое целое в системе обороны города.
Западнее казематов располагались жилые кварталы города. Как показали археологические раскопки, культурный пласт на Эски-Кермене укладывается в рамки VI–XIII вв. Жилые кварталы города были тесно застроены домами. Дома выходили в узкие переулки с неизбежными при скученной застройке тупиками.Здесь раскопаны участки домов последнего периода существования города. Прослеживаются четыре отдельных двора, разделенные улицей, идущей параллельно обрыву, и узким пешеходным переулком. Дома были построены в XII–XII вв. на месте более древних. При этом прежняя планировка не соблюдалась.

Фото 15.

Фото 16.

Усадьбы невелики: площадью 150–200 кв. м. каждая. Дома были двухэтажными. Нижний этаж был каменным, верхний - деревянным. Небольшие помещения нижнего
этажа использовались для хозяйственных и ремесленных нужд. Там были кладовые с вырубленными в скале прямоугольными подвалами для припасов. В подвалах стояли пифосы, для их установки на дне подвалов вырубали гнезда. Подвалы имели деревянное перекрытие. Помещения верхнего этажа были жилыми.

Дома строились из камня. Пологие крыши покрывались массивной черепицей. Верхний этаж имел нависающие балконы. Из-за недостатка места внутренние дворики были маленькие и тесные. К домам примыкал навес, имевший хозяйственное значение. Легкие навесы устанавливались над тарапанами. Находки археологов при раскопках проливают свет на повседневную жизнь горожан, из занятия. Самая частая находка - керамика, простая и поливная, местная и привозная. Найдено множество обломков черепицы. Из женских украшений чаще всего встречаются простейшие браслеты из стекла.

Все жилища погибли в огне пожара в конце XIII в. Во время раскопок под их развалинами были найдены обгоревшие человеческие скелеты, что свидетельствует о внезапном нападении: люди даже не успели выскочить из некоторых домов.

Посреди жилых кварталов, на самом высоком месте плато, находилась базилика. Это был один из основных типов христианских храмов. Есть предположения, что базилика Эски-Кермена была построена в VI в., вероятно, одновременно с возникновением города. Однако археологические раскопки последних лет позволяют датировать ее появление не ранее VIII в. Находится базилика в середине плато. В плане храм прямоугольный с тремя многогранными абсидами. В центральной абсиде - алтарь. Двумя рядами мраморных колон базилика делилась на три нефа. Пол центрального нефа был вымощен плитками красного шифера. Стены выложены из хорошо отесанного камня с бутовой заливкой. Перекрытие было деревянным, кровля - черепичной. Деревянное перекрытие сгорело и рухнуло внутрь здания. Стены обвалились позднее. Базилика было разрушена, вероятно, хазарами в конце VIII в. Посол польского короля Мартин Броневский писал: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен».

Для всякой крепости важнейшим был вопрос снабжения водой ее защитников на случай длительной осады. На Эски-Кермене он был разрешен благодаря сооружению так называемого «осадного колодца». Колодец находился недалеко от жилых кварталов города, у самого края обрыва. С площадки скалы в него ведет люк входа. Шестью маршами уходит вниз крутая лестница из 84 ступеней, врубленная в толще скалы. Между маршами устроены площадки, на средней для освещения лестницы в сторону обрыва вырублено окно. Лестница заканчивается каптажной галереей длиною около 10 метров. Вода просачивается через потолок галереи. Возможно, здесь из естественно пещеры вытекал небольшой источник, воду которого строители крепости перехватили до входа ее из пещеры. Воды накапливалось вполне достаточно, чтобы защитники города могли выдержать длительную осаду.

Фото 17.

Фото 18.

Колодец сооружался, очевидно, одновременно с крепостью в VI в. Из колодца на поверхность вода извлекалась вручную. Колодец был уничтожен одновременно с крепостью, но им пользовались вплоть до конца XVIII в.
Плато Эски-Кермена имеет естественный доступ с севера, поэтому здесь был сооружен северный дозорный комплекс. В его функции входило не только наблюдение за подступами к крепости, но и защита северного входа в крепость.

Вход в дозорный комплекс начинался дверным проемом, вырубленным в скале. Дверь была одностворчатой, открывалась внутрь и запиралась брусом. За дверью - лестница, вырубленная в толще скалы двумя маршами, которая приводила на вершину небольшого изолированного плато. По ходу лестницы, справа, вырублены две небольшие пещеры. Первая пещера, очевидно, служила для отдыха защитников комплекс. Она имела дверь и освещалась окном. Чуть выше - вторая пещера - каземат с двумя отверстиям. Одно - амбразура в виде окна на уровне пола. Другое - небольшая бойница. Амбразура была предназначена для скатывания камней, она снабжена небольшим отверстием. Рядом - углубления для воды. Амбразура и бойница служили для обстрела подступов к плато. Однако этого было недостаточно, чтобы задержать наступление врага. По всей вероятности, основной удар при защите подступов к плато и северной калитке наносился со скалы сверху.

С площадки северного дозорного комплекса открывается величественный вид на весь район предгорья, подступы к городу и северные части огибающих его с востока и запада балок.
По краю мыска, выступающего к югу, сохранились довольно глубокие гнезда, вероятно, для крепления деревянного парапета, за которым находились защитники крепости. На северном конце площадки, над обрывом, имеется продолговатая прямоугольная вырубка, а симметрично ей, на противоположном краю отдельной скалы, отстоящей от площадки на несколько метров, - еще такая же. Несомненно, в древности здесь перекидывались деревянные мостики для сообщения с недоступной ныне северной оконечностью горы.

Отсюда хорошо виден северный участок плато Тапшан, на котором в X–XI вв. была возведена небольшая крепость - замок Кыз-Куле. С юга по склону горы к башне замка подходила дорога. Перед башней был вырублен неглубоки ров, через который переезжали по перекидному мостику. Археологическими раскопками около башни вскрыты остатки миниатюрной одноабсидной часовни XI–XIII вв., внутри которой вырублены усыпальницы.
Как и многие средневековые памятники Крыма, это укрепление имеет свои загадки. Его название переводится как «Девичья башня». Однако открывающийся с башни широкий обзор местности вызывает другое объяснение топонима Кыз-Куле - Кез-Куле, где «Кез» означает «глаз» - дозорная башня.
Эти древние, овеянные легендами руины, пещеры, живописные скалы напоминают нам о событиях, протекавших здесь много веков назад. От них веет древней историей, давно исчезнувшими народами, давно затихшими интересами, давно прошумевшей жизнью.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Вспомните еще и про . А вот знали ли вы например, что Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Похожие публикации