Гостиный двор. Гостиный двор Гостиный двор на фотографиях разных лет

Координаты: 59°56′03″ с. ш. 30°19′56″ в. д … Википедия

Данные в этой статье приведены по состоянию на Март 2011. Вы можете помочь … Википедия

Cписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответс … Википедия

Гостиный двор традиционное название длинных торговых рядов, обычно двухэтажных, иногда трёхэтажных, на Руси. Сохранившиеся до нашего времени Гостиные дворы обычно построены в стиле классицизма в XVIII или XIX веках, зачастую занимая городской… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Гостиный двор (значения). Гостиный двор (от слова гость) (у восточных народов базар) комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев… … Википедия

Гостиный двор - «Вид Гостиного двора в Петербурге». «Вид Гостиного двора в Петербурге». Гравюра Т. Молторна по рисунку Дж. Хирна. 1790. Гостиный двор (Невский проспект, 35), крупнейшее торговое предприятие в Ленинграде. Первый Гостиный двор, который состоял из… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

1. (Невский проспект, 35), крупнейшее торговое предприятие в Ленинграде. Первый Г. д., который состоял из множества деревянных лавок, появился в 1705 на Городском острове (в районе современной площади Революции); сгорел в 1710. В 1713 на… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Запрос «Ленинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Петроград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У слова «Санкт Петербург» есть и другие значения: см. Санкт Петербург (значения). Город федерального… … Википедия

Книги

  • Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова , . Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова. (Основан в 1874 году). В Санкт-Петербурге, Садовая, Гостиный двор, 45. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893…

Санкт-Петербург - город, построенный в дельте Невы на многочисленных островах, соединенных великолепными мостами. К строительству Петром I были привлечены лучшие архитекторы всей Европы, и новая столица стала поистине главной жемчужиной в «императорской короне». Для сырьевого обеспечения и развития торговли со всеми странами в Питер привлекалось огромное количество купцов. Поэтому было необходимо создать для них торговые площади. Тогда-то и было решено возвести Гостиный двор. Санкт-Петербург начал стремительно развиваться, и вопрос об упорядочении рынка вышел на государственный уровень.

Идея создания торгового здания

Центр города заполонили многочисленные деревянные лавки, разные по своей форме и назначению. Это не вписывалось в стратегический план развития столицы, и после нескольких пожаров в сороковых годах XVII века было принято решение перенести торговлю на окраины. Для этого выделили пустующее место с перспективой постройки большого торгового комплекса, который теперь называется Гостиный двор. Санкт-Петербург, как столица великой империи, требовал больших финансовых вливаний и в другие проекты, поэтому строительство торгового здания затянулось на несколько десятилетий. Первый указ сената о переносе торговли датируется 1735 годом. А полностью каменное здание закончили строить в 1785 году.

История постройки Гостиного двора

После вытеснения купеческих лавок из центра стал вопрос об упорядочении торговли, и было принято решение строить Гостиный двор. Санкт-Петербург развивался рваными темпами из-за войны и недостатка финансирования. Кроме того, строилось большое количество казенных объектов, где были задействованы все строители. Поэтому многочисленные императорские указы не смогли сдвинуть дело с мертвой точки. Все изменило повеление императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. Расходы по строительству были возложены на купцов с последующей передачей в пожизненное родовое пользование торговых мест. Однако торговцы откровенно саботировали это решение и всячески затягивали снос своих деревянных лавок. Из-за всех этих субъективных и объективных причин строительство затянулось на четверть века и было закончено только к 1785 году.

Архитектурное решение

Здание Гостиного двора в Санкт-Петербурге имело несколько проектов. Первый был разработан обер-архитектором Растрелли Ф.Б. Проект знаменитого итальянца предполагал строительство двухэтажного здания с часовой башней, которая должна была быть увенчана статуей Меркурия, бога торговли. Из-за дороговизны и отсутствия казенного финансирования проект был отклонен. Стали рассматриваться другие варианты, в итоге приняли проект Валлен-Деламота, который предусматривал вписать здание в форме неправильного четырехугольнику в перспективу запланированных улиц.

Универмаг "Гостиный двор" (Санкт-Петербург)

Современный торговый комплекс немного утратил свое первоначальное предназначение, когда можно было купить «всякую всячину всякому люду». Санкт-Петербург принимает огромное количество туристов. При осмотре города приезжие посещают ТЦ "Гостиный двор" (Санкт-Петербург), и большинство товаров рассчитано именно на них. В универмаге большой выбор разнообразной посуды из стекла и фаянса. Мелкие магазинчики с сувенирами скромно теряются между бутиками известных брендов, которые предлагают одежду, обувь и разнообразные аксессуары. Также здесь можно приобрести минимальный набор продуктов, алкоголь и другие напитки.

Станция метро «Гостиный двор»

Санкт-Петербург не мог обойтись без метрополитена, и одну из станций Невско-Василеостровской линии решили построить в районе Гостиного двора. Надземные вестибюли плохо вписывались в сформировавшийся исторический облик города. Поэтому было принято решение один из вестибюлей встроить в дом Энгельгардта, а второй - в здание Гостиного двора с выходом в торговые залы. Работы производились по проекту А. К. Андреева и окончательно были завершены в 1972 году.

Реконструкции Гостиного двора

В 1780 году от пожара было уничтожено почти все торговое здание, кроме каменного фасада на Невском. Екатерина II разрешила купцам построить временные деревянные лавки «дабы не прекращать торговлю». С этого момента императорским указом началось строительство полностью каменного здания с запретом разводить «будь какой огонь». При реконструкции учли и парковочные места для карет и телег, поэтому строение было немного сдвинуто. В 1837 году после долгих переговоров купцов с властями Гостиный двор оборудовали паровым отоплением и масляным освещением. Несколько раз предпринимались попытки перестройки комплекса и территорий перед ним, которые были отвергнуты под натиском торговцев. В годы Великой Отечественной войны и осады Ленинграда пострадал весь центр города, в том числе и Гостиный двор. После окончания войны реставраторы максимально восстановили первоначальный облик этого памятника архитектуры.

Последняя реконструкция проводилась с 1955 по 1972 год. Без изменений исторического фасада были модернизированы складские помещения, технические коммуникации, обустроены надземные вестибюли метро. Кроме того, после реконструкции оборудовали сквозной проход по всему периметру торгового комплекса, чтобы посетителям было удобней заходить в Гостиный двор.

Санкт-Петербург всегда встречает своих гостей чем-то новым и удивительным. Приезжие могут не только полюбоваться красотами северной столицы. Они могут посетить современные выставки и показы модных дизайнеров. Затем пройтись по брендовым магазинам, а Гостиный двор является именно тем местом, где это можно сделать приятно и с пользой.

Сегодня сохранился лишь небольшой фрагмент этого грандиозного сооружения петровских времен, основная часть здания была снесена при строительстве здания для библиотеки Академии Наук. В нижнем ярусе размещались торговые ряды, в каждой отдельной ячейке, отмеченной аркой, находилась торговая лавка одного купца. Складские помещения-на втором этаже, в случае наводнения товару не грозила опасность.

Просторный внутренний замкнутый двор так же был функционально оправдан. В плане здание Большого Гостиного Двора на Невском проспекте-гигантская трапеция неправильной формы. Со стороны Невского проспекта фасад здания значительно отступает от красной линии застройки, здесь специально предусмотрено место для подъезда и погрузки, с учетом, что транспорт был конным.

В районе Гостиного двора Невский проспект имеет наибольшую ширину-шестьдесят метров. Декорацию здания предполагалось выполнить в соответствии с традициями барокко. Фасады должны были украсить многочисленные декоративные элементы и колонны, однако этот проект не был осуществлен. Купцы, на деньги которых предполагалось вести строительство, жаловались на дороговизну проекта. Строительство Гостиного двора началось лишь в 1761 году и по проекту другого архитектора – Валлена-Деламота.
С 60-х годов XVIII пышный и нарядный стиль барокко уступил место более рациональному и простому стилю-классицизму. О барокко, на фасадах Большого Гостиного двора напоминают лишь закругленные углы здания, которые отмечены колоннами сгруппированными по две. В центре фасада, вместо предлагавшейся Растрелли легкой трехъярусной башни, Валлен-Деламот разместил портик строгих очертаний.

Еще с петровских времен существовал порядок, при котором тот или иной товар разрешалось продавать лишь в специально отведенном для него месте-в определенном ряду. Такие ряды, или как их еще называли «линии», размещались и в Гостином дворе. Так вдоль Невского проспекта располагалась Суконная (ныне Невская) линия, под словом "Суконный" в старину подразумевали всякий шерстяной товар.
Большая Суровская линия (ныне Перинная), обращена в сторону здания Думы, "Суровским", а вернее "Сурожским", называли любой шелковый товар. Название произошло от Сурожского моря (ныне Азовское). Бывшая Малая Суровская линия (ныне Ломоносовская). А так же Зеркальная линия (ныне Садовая) со стороны Садовой улицы. Под словом "зеркальный" подразумевалилюбой светлый товар. Здесь торговали золотом, серебром, бронзой.

В Гостином дворе было около ста торговых лавок среди которых и множество книжных: В.Плавильщикова, И.Глазунова, В.Сопикова, И.Оленина, И.Лисенкова. Здесь впервые продавалось первое издание книги А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".

Посещали книжников-гостинодворцев А.Пушкин, А.Грибоедов, Н.Гоголь. Но самым частым покупателем бывал здесь И.А.Крылов. Жил и работал он рядом-в Публичной библиотеке и частенько по утрам отправлялся в Гостиный двор покупать русские книги для библиотеки.
Строительство Невской линии Большого Гостиного двора завершилось в 1767 году, но потребовалось еще восемнадцать лет, чтобы закончить возведение остальных корпусов.

В 1886-1887 годах главный фасад, обращенный на Невский проспект, получил новую декоративную обработку, выполненную по проекту А.Бенуа. В 1941 году центральная часть здания пострадала от взрыва фугасной бомбы. Она была восстановлена по проекту архитектора О.Л.Лялина.

В 1947-1948 годах была проведена реконструкция здания по возвращению зданию первоначального облика. Еще одна реконструкция проводилась в 1954–1969 годах.

Сегодня внутренняя структура здания по сравнению с XVIII веком значительно изменилась: вместо небольших лавок, принадлежавших разным хозяевам, на обоих этажах современного Гостиного двора располагаются непрерывные анфилады торговых залов. Здание до сих пор выполняет свои первоначальные функции.
На примыкающем к Гостиному двору отрезке Невского проспекта в конце XVIII столетия появились еще два здания аналогичного назначения.

В 1797–1798 годах возвели протяженный корпус Перинной линии, параллельно фасаду Гостиного двора.

Такое название эти ряды получили, так как здесь шла торговля пером и пухом. В начале XIX века Перинный ряд со стороны Невского проспекта украсил Портик Перинной линии, возведенный по проекту Л.Руска. Несколько раньше в 1784-1787 гадах, по проекту Д.Кваренги был построен трехэтажный корпус Серебряных рядов с открытой аркадой в первом ярусе (дом 31). Рядом с Серебряными рядами возвышалась граненая башня Городской думы .

В середине XIX века облик здания Думы изменился, Серебряные ряды сегодня выглядят тоже иначе. Со стороны Невского проспекта аркады Серебряных рядов были со временем заделаны, их полукруглые очертания окаймляют витрины современных ювелирных салонов.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004, © Е. А. Паршина, 2009

Размер (площадь в аренду) торгового центра: 78 000 кв. м
Владелец ТЦ «Большой Гостиный Двор»: ОАО «Большой Гостиный Двор»


Сегодня на втором этаже Невской линии «Гостиного Двора» работает единственная в Петербурге Галерея Высокой моды, где представлена одежда модных домов, известных и уважаемых во всём мире: Christian Lacroix, D&G, Smalto, Ferre, milano, Givenchy, M.Missoni, Just Cavalli, Kenzo и многие другие.

Мужская и женская одежда, обувь для среднего класса, аксессуары, товары для дома и интерьера, товары для художников и фотографов, книги и бумажно-меловые товары, музыкальные инструменты и пластинки. Игрушки и посуда из всех уголков земного шара. Русские промыслы и ювелирные изделия. Театральные кассы, цветы, сладости и алкогольные напитки. Трудно сказать, есть ли что-нибудь, что невозможно найти в «Гостином Дворе».

Банкоматы, фотомастерские, гравировка, ксерокопирование, аптека и оптика, кафе, салон красоты, оптика, турпутёвки, ремонт одежды и обуви, пошив штор и багетная мастерская. Одним словом, что бы ни случилось у коренного петербуржца, он всегда бежит в «Гостиный Двор». Проверьте себя, когда сломаете каблук на выходе из кондитерской «Метрополь», что на Садовой улице.

В главном антикварном смотре на Ильинке, 4, примут участие около 200 российских галерей

Организатор мероприятия - компания «Экспопарк выставочные проекты» - разработала для этого Салона особое экспозиционное решение. В Гостином Дворе появятся «улицы» антиквариата, ювелирного искусства, винтажа и квартал «Арт&Дизайн».

Центральное место на Салоне займут галереи «Элизиум», «Кардашиди Арт», «Русский авангард 10–30-х гг.», «Времена», «Кутузовский, 24», «Альтруист», «На Патриарших», «Антикварная торговля А. Э. Лелянова», «Антикварные сезоны», Антикварная галерея «Петербург». Здесь будут представлены полотна Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Александра Дейнеки, Анатолия Зверева, скульптуры Паоло Трубецкого, Евгения Лансере.


Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров представит на Салоне некоммерческую выставку «Тренды коллекционирования в России». В экспозиции более 50 произведений из частных коллекций, рассказывающих об основных направлениях собирательства, сформировавшихся в нашей стране. Это музейного уровня российское искусство: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, живопись советского периода и нонконформистов. Отдельная часть экспозиции расскажет о коллекционировании европейского искусства.


Особое место на Салоне займут галереи, подготовившие тематические экспозиции. Так, старейшая антикварная галерея «Петербург» представит шедевры русской живописи середины XIX - первой трети XX века из 20 знаковых произведений. В центре экспозиции - живописное полотно «Натурщица», созданное Ильей Репиным в 1920-е годы. Для этой картины позировала Мери (Марианна) Хлопушина, которая в то время поселилась недалеко от усадьбы Репина Пенаты и на протяжении нескольких лет была моделью художника. В произведениях позднего периода творчества Репина, к которым относится «Натурщица», особенно ярко проявляется интерес к выражению тонкого психологизма в портрете средствами экспрессивной, обобщенной живописи.

На стенде галереи «Антикварные сезоны» развернется экспозиция «Классика на века». В нее вошли произведения выдающихся русских художников XIX–XX веков: Ивана Шишкина, Василия Поленова, Юлия Клевера, Гавриила Кондратенко, Ивана Вельца, Александра Гине, Николая Дубовского, отражающие сюжеты отечественной истории, а также воспевающие красоту русской природы.

Галерея «Русский модерн» рассказывает на своем стенде о путешествиях художников, произведения которых были созданы в период конца XIX - первой половины XX века, как, например, жанровая сценка «Каменистая река. Рыболовы» Александра Егорнова 1901–1902 годов или парижский пейзаж Климента Редько с изображением модного автомобиля 1920-х годов.

В центре тематической выставки «Русский стиль», подготовленной Галереей «Альтруист», разместятся посвященные истории Древней Руси пять монументальных декоративных панно, созданные Михаилом Яковлевым в 1913 году, после окончания Строгановского и Тенишевского училищ. Произведения относятся к раннему периоду творчества мастера.

«Женщины в искусстве и искусство женщин» - так называется экспозиция Галереи «Веллум». На стенде будут представлены как образы женщин - «Молодая баба на фоне церкви» Филиппа Малявина и «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто» Карла Беггрова, так и живописные произведения известных художниц: Ольги Делла-Вос-Кардовской, Ольги Остроумовой-Лебедевой, Александры Коноваловой.

«Галерея Валентина Рябова» выставит великолепный пейзаж Константина Коровина «Ночной Париж» 1923 года из серии «Огни Парижа». Другая картина из той же серии - «Париж. Ночное кафе» 1929 года - войдет в экспозицию выставки Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД).

Рисунки Наталии Гончаровой - эскизы костюма испанки 1920–40-х годов и вечернего платья «Иерофанта», 1920–30-х годов - покажет галерея «Элизиум». После эмиграции во Францию художница создавала эскизы декораций и костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, в том числе испанских платьев для балета «Болеро» Брониславы Нижинской. В 1920-е годы Гончарова сотрудничала с известными кутюрье: Коко Шанель, Надеждой Ламановой и модным домом Mybor Марии Куттоли.

«Галерея Форма» представляет персональную экспозицию советского художника-реалиста Владимира Токарева, выпускника Ростовского художественного училища и Института им. И. Е. Репина.

Впервые на Антикварном Салоне отдельный квартал «Арт&Дизайн» будет посвящен новейшему искусству и коллекционному дизайну. В нем участвуют такие известные галереи, как: «Эритаж», «Арт-Бокс/Е.К.Арт-Бюро», «Тираж 1/1» PA Gallery. Здесь же разместятся представительства российских дизайнеров: Ольги Солдатовой, Анастасии Панибратовой и Марии Романовой.

Организаторы 45-го Российского Антикварного Салона подготовили насыщенную деловую и просветительскую программу, в которую вошли: юридический форум, посвященный обороту движимых культурных ценностей, лекция «Трехликие Троицы: история парадокса» Сергея Зотова, соавтора бестселлера «Страдающее Средневековье», конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России», дискуссия от школы Masters и Public Talk дизайнера Марии Романовой.

Обычные (без льгот) билеты на Салон стоят 500 рублей.

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА 45-го РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА

27 ноября 2019 года. 12:00–16:00. Конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России. Формирование премиального рынка ювелирных брендов России. Инвестиции в драгоценности» Организаторы: Ассоциация «Национальные ювелирные бренды России», Фонд развития ювелирного искусства России.

27 ноября 2019 года. 17:00–19:00. Public Talk «Искусство в интерьере не роскошь, а необходимость. Как эффективно взаимодействовать всем участникам арт-рынка».

28 ноября 2019 года. 12:00–15:00. Юридический форум «Права и обязанности сторон при обороте культурных ценностей». В рамках форума предполагается обсудить правоприменительную практику закона о ввозе и вывозе культурных ценностей, а также актуальные вопросы реализации законодательства об авторском праве, включая право следования и исключительные права. Организатор: Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.

28 ноября 2019 года. 18:00–19:30 Лекция «Трехликие Троицы: история парадокса». Лектор: Сергей Зотов - культуролог, стипендиат университета Гумбольдтов (Берлин), лауреат премии «Просветитель», соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии». На лекции Сергей Зотов расскажет о том, какой была иконографическая цензура в Новое время и сравнит российскую ситуацию с западной на примере двух уникальных работ - духовной картины фламандской школы конца XV века и русской иконы конца XVIII века. Сегодня, спустя много веков, эти произведения наконец входят в историю искусства не как курьезы или диковинки, но как шедевры своей эпохи, наравне с более известными памятниками живописи.

30 ноября 2019 года. 14:00–16:00 Дискуссия «Антиквариат, коллекционный дизайн и современное искусство в коллекциях». Организатор: школа Masters.

30 ноября 2019 года.17:00–18:00 Презентация издания «Открытые письма Общины св. Евгении». Издательский дом «Крепостновъ» (3 тома). Издание презентуют: Арсен Мелитонян, президент Союза филокартистов России, вице-президент Союза коллекционеров России, кандидат исторических наук, и Александр Сенкевич, доктор филологических наук, член Союза писателей Москвы. Организатор: Союз филателистов России.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Похожие публикации